Презентация на тему: РОССИЯ – ЕС Лекция 9. СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

РОССИЯ – ЕС Лекция 9. СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ
Спасибо за внимание
1/43
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 18)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (170 Кб)
1

Первый слайд презентации: РОССИЯ – ЕС Лекция 9. СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Коропченко Алексей Анатольевич доцент, канд. пед. наук

Изображение слайда
2

Слайд 2: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Европа и Россия: строительство стратегического партнерства Одним из главных приоритетов Европейского Союза является строительство сильного стратегического партнерства с Россией, основанного на твердом фундаменте взаимного уважения. Россия является самым большим соседом ЕС, она стала еще ближе в результате расширения ЕС в 2004 и 2007 гг. Стратегия безопасности ЕС 2003 г. выделяет Россию как ключевого игрока в аспекте геополитики и безопасности как на глобальном, так и на региональном уровнях. Россия является ведущим действующим лицом в Совете Безопасности ООН, а также, в силу своей истории, географической близости и культурных связей, одним из ключевых игроков в общем европейском пространстве. Россия является одним из основных поставщиков энергетической продукции в ЕС и крупным, динамичным рынком для товаров и услуг ЕС, демонстрирующим значительный экономический рост. Рынок ЕС безусловно крайне важен для российского экспорта. Компании из ЕС являются основными инвесторами в России.

Изображение слайда
3

Слайд 3: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Будучи членами Организации Объединенных Наций, ОБСЕ и Совета Европы, ЕС и Россия стремятся поддерживать и уважать основные ценности и принципы демократии, прав человека, верховенства права и рыночной экономики. Эти ценности  поддерживают отношения между ЕС и Россией. ЕС и России ведут обширный диалог по политическим проблемам по всему миру. России и ЕС необходимо работать вместе, чтобы противостоять новым угрозам безопасности, таким как терроризм, преступность, нелегальная миграция, а также торговля людьми и наркотиками. Российская Федерация является также важнейшим партнером в деле противостояния изменениям климата.

Изображение слайда
4

Слайд 4: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Основные даты 1988 г. - подписано соглашение о торговле и сотрудничестве между СССР и Европейским экономическим союзом. 1994 г. — подписано двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Россией, которое вступило в силу 1 декабря 1997 г. Первое заседание Совета сотрудничества ЕС—Россия состоялось в январе 1998 г. 2005 г. – подписано соглашение о стратегическом партнерстве. В этом документе предполагается формирование 4 общих пространств: - экономического, - внутренней безопасности и правосудия, - внешней безопасности, - науки и образования.

Изображение слайда
5

Слайд 5: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

1. Общее экономическое пространство направлено на то, чтобы сделать экономики ЕС и России более совместимыми для обеспечения роста инвестиций и торговли. Конечная цель - интегрированный рынок между ЕС и Россией. Двустороннее соглашение о сроках вступления России в ВТО, заключенный весной 2004 г., является также важной вехой в экономических отношениях между ЕС и России. Энергетическое сотрудничество и сотрудничество в области охраны окружающей среды входят в рамки общего экономического пространства, вместе с развитием общеевропейских транспортных сетей (например, автострады, железнодорожное сообщение), энергетикой (например, трубопроводы, связь, электрические сети) и телекоммуникациями. Энергетический диалог между ЕС и Россией является частью развития общего экономического пространства.

Изображение слайда
6

Слайд 6: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

2. Общее пространство внутренней политики и правосудия является растущей областью сотрудничества между ЕС и Россией, основанное на уважении к правам человека, поскольку и ЕС, и Россия сталкиваются с неотложными общими вызовами, а именно: терроризмом, незаконной миграцией, международной преступностью, включая торговлю людьми и наркотиками. ЕС и Россия нуждаются в эффективном судебном и полицейском сотрудничестве для решения этих проблем. В то же самое время и ЕС, и Россия убеждены, что стремление к большей безопасности и безопасности границ не должно создать барьеров для законного взаимодействия между нашими экономиками и обществами. Граждане должны иметь возможность путешествовать с меньшими проблемами. В более далекой перспективе ЕС и Россия надеются установить взаимную отмену визовых ограничений.

Изображение слайда
7

Слайд 7: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

3. Общее пространство внешней безопасности направлено на усиление сотрудничества в вопросах международной политики и безопасности, подчеркивая при этом важность международных организаций, таких как ООН, ОБСЕ и Совет Европы. Есть много областей для России и ЕС, чтобы объединить их усилия в предотвращении конфликтов, кризисном управлении и при восстановлении после конфликтов. Это особенно верно в отношении “замороженных” региональных конфликтов в общем пространстве.

Изображение слайда
8

Слайд 8: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

4. Общее пространство для научных исследований и образования, включая культурное сотрудничество, направлено на продвижение научного, образовательного и культурного сотрудничества, в частности, посредством программ обмена. Такие программы помогут усилить объединенный экономический и интеллектуальный потенциал, в то же самое время поддерживая связи между людьми и лучшее понимание между различными обществами. Примером того, что может быть достигнуто здесь, является решение о cовместном финансировании Европейского Института Исследований при МГИМО, который проводит курсы повышения квалификации по вопросам ЕС для российских специалистов.

Изображение слайда
9

Слайд 9: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

На саммите в Москве в мае 2005 г. были приняты Дорожные карты, которые являются краткосрочными и среднесрочными инструментами для реализации четырех Общих пространств. Они основаны на продолжающемся сотрудничестве, как оно описано выше, устанавливают дальнейшие конкретные цели, а также определяют действия, необходимые для реальной реализации общих пространств. Таким образом, они определяют повестку дня для сотрудничества между ЕС и Россией на среднесрочную перспективу.

Изображение слайда
10

Слайд 10: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Институциональная основа сотрудничества Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС)  устанавливает рамочную основу для регулярных консультаций между ЕС и Российской Федерацией. Саммиты на президентском уровне проводятся дважды в год. Постоянные советы по партнёрству (ПСП) позволяют министрам, отвечающим за различные сферы работы, встречаться с необходимой регулярностью. Политический диалог продолжается и реализуется в ходе регулярных встреч министров иностранных дел, встреч высокопоставленных чиновников ЕС с их российскими коллегами, ежемесячных встреч российского посла в ЕС с комитетом по политике и безопасности, а также встреч на экспертном уровне по широкому кругу актуальных международных вопросов. Несколько раз в год проводятся встречи между Европейским парламентом и российским парламентом  (Государственной Думой и Советом Федерации) в Совете по парламентскому сотрудничеству между ЕС и Россией, либо на уровне самого комитета, либо на уровне рабочих групп, учрежденных комитетом.

Изображение слайда
11

Слайд 11: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Безвизовый режим В августе 2002 г. президент России Владимир Путин направил в адрес председателя Европейской Комиссии и глав государств-членов ЕС послание по проблематике жизнеобеспечения Калининградской области в свете расширения ЕС, в котором было предложено рассмотреть вопрос о переходе в перспективе на безвизовый режим взаимных поездок. Это послание явилось официальным началом переговоров по вопросу безвизовых поездок граждан России и стран Европейского Союза. На удивление, ЕС не отверг возможность установления безвизового режима с Россией, а, напротив, на заседании Совета ЕС в Брюсселе 30 сентября 2002 г. было принято решение рассмотреть отдельно в качестве долгосрочной перспективы вопрос о возможности установления с Россией безвизовых отношений. В июле 2003 г. глава Европейской Комиссии Романо Проди заявил, что в течение ближайших пяти лет может быть ликвидирована нынешняя система виз для въезда граждан России в страны Евросоюза.

Изображение слайда
12

Слайд 12: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

В мае 2010 г. в прессе появилось сообщение о том, что ЕС разработал «дорожную карту» для отмены визового режима с Россией и может представить ее уже на саммите в Ростове-на-Дону 31 мая — 1 июня. ЕС предъявляет России три требования: - введение биометрических паспортов, - принятие законов о защите данных - улучшение безопасности границ. 1 июня 2010 г. российская делегация на саммите в Ростове-на-Дону передала представителям Евросоюза проект соглашения об отмене виз: по нему поездки к друзьям и родственникам и недолгие туры в Европу могут стать безвизовыми. Документ аналогичен тому, что Россия подписала с Израилем. В Евросоюзе документ взяли, но сказали, что говорить о соглашении ещё слишком рано.

Изображение слайда
13

Слайд 13: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

В июле 2010 г. премьер-министр Италии Сильвио Берлускони во время визита президента РФ Дмитрия Медведева в Италию обозначил трудности с отменой визового режима: «Есть сопротивление со стороны стран Восточной Европы. Может быть, это связано с советским периодом». После этого итальянский премьер отметил, что «взял обязательство» продолжить обсуждение этого вопроса в Евросоюзе. Он также сообщил, что уже предложил председателю Европейской Комиссии Жозе Мануэлу Баррозу поставить вопрос об отмене виз с Россией в повестку ближайшего заседания Совета Европы в Брюсселе. В сентябре 2010 г. Лавров сообщил, что Дмитрий Медведев передал главе Еврокомиссии Баррозу и председателю Европейского Совета ван Ромпею проект соглашения об отмене визовых требований и ожидает конкретного ответа до декабрьского саммита Россия-ЕС.

Изображение слайда
14

Слайд 14: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

2012 год 23 апреля 2012 г. Германо-российский форум призвал канцлера ФРГ Ангелу Меркель содействовать введению безвизового режима между странами ЕС и Россией. Он считает, что такой режим следует ввести уже в 2013 г. «Доля отказов, составляющая менее одного процента, уже не оправдывает расходы по обеспечению визового режима, который к тому же ежегодно обходится немецкой экономике в 300 млн. евро», — указывается в документе. На следующий день с требованием скорейшей отмены визового режима с Россией и просьбой об оказании активного содействия обратились к правительству ФРГ и бундестагу шесть крупных немецких объединений, представляющих интересы экспортеров и промышленности. Они указали, что визы тормозят деловые контакты и приводят к ненужным расходам [. В конце мая с призывом к отмене визовых барьеров с Россией высказались шесть европейских промышленных объединений, представляющих более миллиона предприятий по всей Европе. Восточный комитет немецкой экономики призвал к созданию единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока.

Изображение слайда
15

Слайд 15: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Президент России на саммите ЕС – Россия (3-4 июня 2012 г., Санкт-Петербург) призвал ЕС и ускорить процесс отмены шенгенских виз для граждан России. Он заявил, что подлинное партнерство с ЕС возможно только после отмены виз. Либерализация визовой политики является лучшей основой для наших отношений, сказал Путин. В качестве примера президент России рассказал, что российские журналисты во время его недавнего визита в Берлин и Париж рисковали незаконно пребывать в этих странах, поскольку они получили визы только на один день. Председатель Европейского Совета Херман ван Ромпей и глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу не ответили Путину прямо, а Баррозу вяло поприветствовал «значительный прогресс» в этой области. Саммиты Россия — ЕС проходят дважды в год: в первой половине года в России, во второй половине года — в стране, которая председательствует в ЕС. 27. 2011 г. 9—10 июня Нижний Новгород 28. 2011 г. 15 декабря Брюссель

Изображение слайда
16

Слайд 16: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Последние новости (октябрь 2012 г.) Президент России Владимир Путин раскритиковал Евросоюз за то, что он тормозит переход к безвизовому режиму с Россией. "Это просто смешно", - сказал глава государства на встрече с членами Международного дискуссионного клуба "Валдай". Путин также считает нереальным вхождение РФ в Евросоюз, передаёт радио "Вести ФМ". По его словам, это невозможно ни по территории, ни по укладу экономики. При этом президент считает, что РФ и ЕС "нужно искать пути сближения и использовать синергию от сложения усилий России и европейских партнеров".

Изображение слайда
17

Слайд 17: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Единое экономическое пространство На российско-германско-французском саммите в октября 2010 г. лидеры Германии, России и Франции согласовали план действий, по которому, согласно Николя Саркози, через 10—15 лет Россия и Евросоюз могут представлять собой единое экономическое пространство — без виз и с общей системой безопасности. 25 ноября 2010 г. в статье для немецкой газеты премьер-министр России Владимир Путин предложил ЕС создать экономический альянс, который мог бы расположиться на территории от Владивостока до Лиссабона.. В частности, одной из причин активизации развития партнерства между Россией и Европейским Союзом, итогом которого должно стать создание экономического альянса, является экономическое освоение сибирских и дальневосточных территорий России: По словам Путина, кризис показал, что экономики ЕС и России являются уязвимыми. Россия все еще сильно зависит от сырьевого рынка. Среди минусов Европы Путин назвал деиндустриализацию экономики, которая приводит к потере позиций ЕС на рынке, в том числе и на рынке высокотехнологичных товаров.

Изображение слайда
18

Слайд 18: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Чтобы изменить ситуацию, считает премьер, необходимо четко использовать плюсы обеих экономических систем — России и ЕС. Россия может предложить Европе ресурсы, инвестиционный капитал, новые технологии..

Изображение слайда
19

Слайд 19: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Многочисленные провалы в отношениях между Россией и ЕС, их непоследовательный и противоречивый характер объясняются действием ряда факторов. Важнейших из них – отсутствие видения будущего этих отношений как у Брюсселя, так и у Москвы. За все годы существования независимой России ни та, ни другая сторона так и не смогли выработать стратегии их развития и формализовать ее. Принимавшиеся документы не в счет. Они решали узко прагматические задачи и до уровня стратегий никак не дотягивают. Урон от ее отсутствия очень велик. Оно дезориентирует всех – государственные и наднациональные органы, действующих политиков, бизнес, общество. Отношения лишены горизонта планирования. Эволюция в подходах, которых придерживались представители обеих сторон, отражает смены вех во внешней и внутренней политике партнеров, необходимость отталкиваться от реальности, а не приукрашивать ее, общее разочарование ходом и перспективами сотрудничества.

Изображение слайда
20

Слайд 20: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

В начале 1990-х господствовали упрощенные представления о том, что Россия быстро преодолеет последствия распада СССР, легко переведет плановое хозяйство на рыночные рельсы, семимильными шагами пойдет по пути демократического строительства. Как следствие этого, принципиальные различия между Россией и ЕС (именно различия, а не противоречия) будут сняты. Конвергенция откроет путь к интеграции. Осуществление же интеграционного проекта пойдет либо само собой – будет произрастать из политической близости и действия экономических императивов. Либо будет оформлено институционально. В это сейчас трудно поверить, но, работая над СПС в 1993 – 1994 гг., российские переговорщики добивались включения в преамбулу договора положения о перспективе вступления России в ЕС. До сих пор ультралиберальный фланг российской элиты не расстался с надеждой на подобное развитие событий пусть не в среднесрочном плане, но хотя бы через 10 - 15 – 20 лет (то, что ЕС преодолеет нынешние трудности, при этом не ставится под сомнение).

Изображение слайда
21

Слайд 21: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Такой выбор в то время был вполне логичен. Он даже казался единственно возможным. Россия строила новый для себя тип хозяйства и общества и нуждалась в поддержке и ориентирах. В экономическом отношении ЕС являлся маяком. Отказ от курса на сближение и самое тесное сотрудничество с ЕС означал самоизоляцию России, уход из Европы, сдачу ЕС всего стратегического пространства. На практике развитие событий пошло по другому сценарию. Россия переживала непростой период своей истории, в определенный момент времени фактически выбрав тупиковый путь развития, а разразившийся глобальный кризис затронул ее гораздо сильнее, чем ожидалось.

Изображение слайда
22

Слайд 22: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Со своей стороны, ЕС ввиду трудностей, переживаемых Россией, и отсутствием альтернативного проекта, пошел по пути территориальной экспансии, направленной фактически против нее. Теоретическим оформлением этого курса стала концентрическая картина мира, освещенная бывшим председателем Европейской Комиссии Жаком Делором. В центре – старый ЕС в составе 15 государств. Это первый круг. Второй круг – Центральная, Восточная и Юго-Восточная Европа, которая должна была войти в ЕС. Третий – ближнее соседство нового ЕС, состоящее из стран, ориентирующихся на ЕС, но не имеющих шансов на вступление. Четвертый – все остальные. От включения в СПС положения о возможности приема России в члены интеграционного объединения ЕС категорически отказался. Неким компромиссом стал невразумительный пассаж о возможности открытия переговоров по ЗСТ, который никаким ориентиром для будущего развития отношений служить не мог.

Изображение слайда
23

Слайд 23: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

В результате реформ 2000-х годов, когда централизация власти в руках Кремля и нефтяная рента позволили добиться политической и социально-экономической стабилизации и решить стоящие перед страной краткосрочные экономические задачи, парадигма позиционирования России в мире изменилась. Появившаяся фраза «Россия встала с колен» означала, что политическая элита поверила в то, будто бы страна сможет развиваться опережающими темпами по сравнению с другими и усилить свои геополитические позиции. Отсюда превращение идеи третьего пути в официальную доктрину страны. Отсюда ставка на конституирование страны в самостоятельный центр силы в международных делах или, по крайней мере, претензия на проведение такого курса в отношениях с другими мировыми игроками.

Изображение слайда
24

Слайд 24: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Но самоидентификация в качестве самостоятельного центра силы автоматически означала равноудаленность в геополитике и акцент на самостоятельность в вопросах внутреннего регулирования рынка. Она означала также поиск альтернативных проектов, которые можно было бы противопоставить другим центрам силы, в том числе ЕС. Ими стали Шанхайская организация сотрудничества, ЕврАзЭС, в дальнейшем Таможенный Союз, Евразийский Союз и т.д. В этих условиях слова о привилегированных отношениях с ЕС, сближении с ЕС, стратегическом партнерстве лишались своего содержания. А европейский выбор России стал ограничиваться направленностью экспортно-импортных операций, эмиграции из страны, турпоездок и ввоза-вывоза капитала.

Изображение слайда
25

Слайд 25: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Со своей стороны, ЕС, по большому счету, было не до России. Он решал эпохальную задачу объединения Европы. Оно стало вторым крупнейшим свершением ЕС после франко-германского примирения через интеграцию. Потом пытался нивелировать цивилизационный шок, вызванный неподготовленным скачкообразным расширением, и преодолеть конституционный кризис, или, иначе, кризис управляемости ЕС. Глобальный экономический кризис 2008 г. заставил по новому посмотреть на сотрудничество. Произошло возрождение идей совместного построения с ЕС Большой Европы или, другими словами, Союза Европы. Наиболее последовательно они изложены в докладе рабочей группы Валдайского форума « Alliance of Europe ». В нем показано, насколько общество и экономика России и ЕС взаимосвязаны, насколько много они могли бы получить от сближения, и обосновывается курс на реализацию совместного интеграционного проекта.

Изображение слайда
26

Слайд 26: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

В официальной политике курс на сближение с ЕС получает выражение в установке на тесное сотрудничество с теми странами развитой демократии, которые могут послужить внешним фактором модернизации России. Фактически это ЕС и страны ЕС. Россия и ЕС выступают с инициативой «Партнерство для модернизации», согласовывают рабочий план ее реализации и приступают к его осуществлению. Пока ПДМ пробуксовывает. Но у него огромный потенциал. И, видимо, главное – у него нет альтернативы. По крайней мере, так считают европейцы. Для справки. На 25-ом саммите России-ЕС, который состоялся 31 мая – 1 июня 2010 г. в г. Ростов-на-Дону, Европейский Союз и Россия объявили о начале Партнерства для модернизации во имя благополучия своих граждан.

Изображение слайда
27

Слайд 27: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Приоритетные направления Партнерства для модернизации включают в себя: - расширение возможностей для инвестирования в ключевые отрасли, стимулирующие рост и инновации, укрепление и углубление двусторонней торговли и экономических отношений, а также создание благоприятных условий для предприятий малого и среднего бизнеса; - содействие выравниванию  технических регламентов и стандартов, а также высокому уровню защиты прав интеллектуальной собственности; - развитие транспорта; - содействие развитию  устойчивой экологически чистой экономики и  энергоэффективности, а также содействие международным переговорам по противодействию изменением климата; - укрепление сотрудничества в сферах  инноваций, исследований и развития, а также космоса; - обеспечение сбалансированного развития посредством преодоления региональных и социальных последствий экономической реструктуризации;

Изображение слайда
28

Слайд 28: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

- обеспечение эффективного функционирования системы судебных органов и усиление борьбы с коррупцией; - содействие развитию  связей между людьми и  укрепление диалога с гражданским обществом для поощрения участия в нем граждан и бизнеса; и т.д.

Изображение слайда
29

Слайд 29: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

К рубежу 2012 г. Москва и Брюссель подошли не в лучшем виде. Они переживают ряд системных кризисов. Их позиции в мире ослабли. Фактор неопределенности в развитии континента, напротив, усилился. В этих условия Россия могла бы предложить ЕС актуализированную версию совместного интеграционного проекта. Ею могла бы стать программа формирования единого, общего или какого-то иного совместного экономического пространства между Евразийским Союзом и ЕС. Это очень интересная перспектива. В Брюсселе к ней пока присматриваются. Но для начала нужно, чтобы Евразийский Союз состоялся, чтобы он стал успешным.

Изображение слайда
30

Слайд 30: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Последствия для двусторонних отношений вступления России в ВТО Диалог между Россией и ЕС сыграл ключевую роль в решении большинства принципиальных вопросов вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Проблемы возникали до последнего момента. На заключительном этапе длительного пути их удалось все же снять. Однако после обретения членства России в ВТО их меньше не станет. Может быть, они только поменяют природу. Да и поиски подходов к их преодолению будут вестись в других организационных рамках. Россия является членом Таможенного Союза. Эта структура, созданная Россией, Казахстаном и Белоруссией, обретает реальные черты наднациональности. Соответственно и таможенное регулирование, и отдельные элементы торговой политики с национального уровня переходят на коллективный.

Изображение слайда
31

Слайд 31: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Если так, то и реализация ряда обязательств, взятых на себя Россией при вступлении в ВТО, частично будет идти таким образом, что партнером других членов ВТО окажется не столько Россия, сколько Таможенный Союз. Аналогичным образом усложняется процесс переговоров между Россией и ЕС над новым базовым соглашением. Ведь в каких-то своих аспектах компетенция по предмету переговоров оказывается переданной Таможенному Союзу. Не упрощает картину и разное видение сторонами того, что должно представлять собой новое базовое соглашение. По мнению России, на данном этапе достаточно заключить облегченный, сравнительно короткий договор, который бы в дальнейшем прирастал отраслевыми соглашениями. Брюссель продолжает настаивать на согласовании всеобъемлющего договора.

Изображение слайда
32

Слайд 32: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

На затягивание переговоров будут работать еще несколько факторов. России нужно адаптироваться к режиму ВТО, разобраться с тем, что членство в ВТО несет конкретным рынкам и конкретным товаропроизводителям. Для многих российских хозяйствующих субъектов отдельные договоренности по условиям вступления оказались неприятным сюрпризом. Только несколько конкретных примеров. Заградительные пошлины на ввоз изделий из свинины остаются. Одновременно Россия пообещала снять пошлины на ввоз живых свиней (с 15% до 0% в пределах квот; с 75% до 65% для остальных случаев). Понятно, какой удар это нанесет по российским свиноводческим фермам. Зависают многие производственные проекты, связанные со строительством предприятий различного профиля по переработке древесины. И внешним, и внутренним хозяйствующим субъектам обещали некоторую защиту от конкуренции. В действительности она, напротив, снимается.

Изображение слайда
33

Слайд 33: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Подобные примеры приводятся бесконечно. Но можно посмотреть на возникшую ситуацию и с позиций макроэкономических показателей. Так, аграрное производство в ЕС на порядок мощнее, чем в России. Совершенно очевидно, что это означает на практике, если Россия и ЕС начинают играть по совершенно одинаковым экономическим правилам. У российского бизнеса есть и другие, не менее естественные опасения. Так, транспортная инфраструктура России завязана на ЕС. С этим нельзя не считаться. После введения в действие «Северного потока» зависимость России от экспорта в ЕС еще более возросла. В случае форсированного строительства «Южного потока» она приобретет беспрецедентный, катастрофический характер.

Изображение слайда
34

Слайд 34: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Не меньше сомнений и у партнеров России из Германии и других стран ЕС. Россия – колоссальный рынок. Россия – страна неограниченных возможностей. Теоретически уже в обозримом будущем она может выйти на 4-ое место в мире по ВВП. Во всяком случае, руководством России на политическом уровне такая задача ставится. Но все это только потенциальные возможности. На настоящий же момент экономику России душит коррупция. В радикальном улучшении нуждается инвестиционный климат. Ждут своего решения задачи диверсификации и повышения эффективности национальной экономики, включая проведение структурных реформ. Из России бегут капиталы. Масштабы вывода капиталов достигли настораживающих масштабов. Не добавляет оптимизма и наличие целого ряда противоречий между Москвой и Брюсселем в понимании базовых ценностей. Или, если не в понимании, то в их реализации на практике. А ведь эти базовые ценности – гарантия защиты прав собственности, определенность правового регулирования и, что важнее, правоприменения.

Изображение слайда
35

Слайд 35: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Далее, работает правило бумеранга. И Россия смотрит на ЕС с большой долей недоверия. Слишком уж разрекламированы внутренние неурядицы интеграционного объединения. Не очень внятной на протяжении двух лет оставалась политика ЕС по спасению Греции от дефолта. Согласно предварительным прикидкам компетентных международных и наднациональных структур, в 2012-2013 гг.. в ЕС будет наблюдаться нулевой или, если мировая конъюнктура не ухудшится, минимальный рост. Это в лучшем случае. Не исключен и менее оптимистический сценарий. Внутренний рынок ЕС сокращается. Безработица находится на чудовищно высоком уровне. Меры жесткой экономии резко ослабили возможности качественного экономического роста в регионе.

Изображение слайда
36

Слайд 36: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Тем не менее, создание Таможенного Союза и заявленное сторонами стремление искать конструктивные решения в двусторонних отношениях открывают новые возможности. Действительно новые возможности. О чем идет речь? Членство России в ВТО означает, что по правилам ВТО начинают работать и Казахстан, и Белоруссия. Ничего не мешает задуматься о разработке и внедрении общих правил, ориентируясь на которые будут функционировать экономические рынки, экономические пространства ЕС и Таможенного Союза. Иного, как неоднократно настаивали российские эксперты, вообще не дано. С января 2012 г. единая Экономическая комиссия преобразована в наднациональный орган, общий для Таможенного и Евразийского союзов. По ряду вопросов экономического сотрудничества она, а не национальные структуры, оказывается партнером Брюсселя.

Изображение слайда
37

Слайд 37: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Приоритетность и приоритеты двусторонних отношений Ни для России, ни для ЕС двусторонние отношения на настоящий момент приоритетом не являются. Упрощая, можно выделить три группы факторов, повлиявших на это изменение. Абсолютно для всех мировых игроков наиболее интересным и перспективным направлением развития экономических связей и политического сотрудничества становится ЮВА. Внешняя политика ЕС, кроме того, резко переориентировалась на происходящее в его южном соседстве из-за фактора «арабской весны». Для России на первый план выдвинулась проблематика Таможенного и Евразийского союзов. Хотя в обоих случаях на словах делается гораздо больше, чем на деле, тем не менее, очевидно, что «Восточное партнерство» и Евразийский Союз – конкурирующие проекты для ЕС.

Изображение слайда
38

Слайд 38: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Внутриполитические процессы и в ЕС, и в России оттянули все внимание на себя. Тут двух мнений быть не может. Для ЕС преодоление последствий кризиса суверенных долгов и санация зоны евро являются безусловным императивом. Россия решает для себя, как страна будет жить дальше, каким будет проект ее политического и социально-экономического развития на длительный период времени. Ответ на эти вопросы намного важнее, нежели что-либо еще. Если присмотреться к перечисленным факторам чуть пристальнее, вырисовывается следующая картина. ЕС заметно ослабил внимание к постсоветскому пространству. Ни Украина, ни Молдова не получили от ЕС того, что они ждали, на что надеялись. У ЕС нет ни времени, ни ресурсов форсировано помогать странам «Восточного партнерства», включая Закавказье. Напротив, Россия будет уделять своему соседству растущее внимание. Не исключено, что вытесняя ЕС – в ущерб контактам ЕС с теми же странами. При таком развитии событий отношения между Россией и ЕС обязательно пострадают. Не могут не пострадать.

Изображение слайда
39

Слайд 39: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Однако возможны и другие варианты. Так, если под влиянием России Евразийский и Таможенный союзы будут строго придерживаться правовых рамок ВТО, часть озабоченностей ЕС окажется снятой. Возникнут предпосылки для реализации самых разнообразных взаимовыгодных многосторонних проектов. Тем более что российская проблематика остается для ЕС и его наиболее крупных государств-членов несомненным приоритетом. Утверждения о том, что для ЕС она утрачивает значение, разделяются далеко не всеми. В частности для Германии за пределами евро-атлантического пространства нет более важного партнера, чем Россия. Не стоит забывать, что ведущие державы ЕС заблокировали принятие решения о приглашении Киева вступить в НАТО. К тому же места для Киева нет и в ЕС. И не будет в ближайшей перспективе. Дальше на Восток ЕС расширяться не собирается. Меняются к лучшему в ЕС и восприятие некоторых узловых аспектов сотрудничества с Россией. Характерна ситуация с упрощением визового режима и его возможной будущей отменой. Так, Европарламент высказался за снятие административных препятствий на пути культурных обменов. Один из его ключевых комитетов вышел с инициативой отмены виз для молодежи. Это символично.

Изображение слайда
40

Слайд 40: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Совместные усилия по преодолению глобального кризиса Экономический кризис открыл новое окно возможностей в отношениях между Россией и ЕС. Кризис стал испытанием. Тяжелейшим. Ни Россия, ни ЕС его не выдержали. Экономика России никоим образом не была связана с ипотечным кризисом в США, т.е. с источниками экономической нестабильности. Тем не менее, она упала сильнее остальных. Германия выдержала его достойно. Но выяснилось, что к работе в условиях кризиса совершенно не готов Европейский Союз. Масштаб экономических проблем, с которыми сталкиваются Россия, ЕС, его государства-члены, весь мир, таков, что по отдельности действовать нельзя. Ответ на них может быть только совместным. Для европейского континента он мог бы принять форму Большой Европы. «Восточное партнерство» - иллюзия, так как не предполагает включения стран-бенефициариев партнерства в ЕС. Об этом надо честно и откровенно сказать. Большая Европа выгодна всем. Это вполне реалистичный и честный проект.

Изображение слайда
41

Слайд 41: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

Слагаемые – зона свободной торговли плюс свобода кратковременных поездок и общий режим внутренней безопасности. Для того, чтобы они стали реальностью, потребуется время. Но вектор развития необходимо задать уже сейчас. Тогда у России и ЕС действительно появится большой серьезный стратегический проект. И разворачиваться на Восток Россия и ЕС в этом случае смогли бы вместе. Уникальность нынешней ситуации заключается в том, что Россия в чем-то могла бы помочь ЕС. Но возможности для маневра у Москвы ограничены. Вкладываться в экономику ЕС российский бизнес не особенно собирается. Покупать бонды ЕС было бы сомнительно. У России и так накоплены большие запасы германских ценных бумаг. Москва, конечно, может посодействовать ЕС через МВФ. Однако тогда она будет помогать опосредованно, а само содействие будет каплей в море. Речь идет о внесении 10 млрд. из 500 млрд., которые обещаны МВФ. Хотя и эти деньги ЕС очень бы пригодились.

Изображение слайда
42

Слайд 42: СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ

А вот в том, что касается экономического развития, ЕС очень мог бы помочь России. Но не программой «Партнерство для модернизации». Это искусственный проект. То, что нужно России – это стабильное экономическое развитие ЕС, снижение всевозможных административных препятствий для осуществления совместных проектов и отказ государств-членов от ориентации на построение зеленой экономики любой ценой. Партнерству для модернизации не нужна политическая крыша. Важно, чтобы бизнесу не мешали. Ведь модернизация – это естественная форма его выживания. Без инноваций и качества не будет никакой конкурентоспособности. Так вот, и германский, и итальянский бизнес чувствуют себя в России вполне комфортно. Достаточно сослаться на то, что в Калужской области, выбранной германскими концернами для инвестиций, уже не хватает рабочей силы. Приходится завозить ее из соседних областей.

Изображение слайда
43

Последний слайд презентации: РОССИЯ – ЕС Лекция 9. СОТРУДНИЧЕСТВО ЕС И РОССИИ: Спасибо за внимание

akoropchenko@mail.ru

Изображение слайда