Презентация на тему: РОССИЯ – ЕС Лекция 8. РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

РОССИЯ – ЕС Лекция 8. РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА
Спасибо за внимание
1/39
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 70)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (166 Кб)
1

Первый слайд презентации: РОССИЯ – ЕС Лекция 8. РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Коропченко Алексей Анатольевич доцент, канд. пед. наук

Изображение слайда
2

Слайд 2: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

К началу 90-х годов прошлого века Евросоюз насчитывал 12 членов. Это Бельгия, ФРГ, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Португалия, Испания. В 1995 г. к ним присоединились еще 3 страны: Австрия, Финляндия, Швеция. В 2004 г. произошло существенное расширение ЕС на восток, когда в него были включены 10 стран Центральной и Восточной Европы. Это Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. Через 3 года к ним добавились еще 2 страны: Болгария и Румыния. В настоящее время проходит процесс включения Хорватии (присоединится 1 июля 2013 г.).

Изображение слайда
3

Слайд 3: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Интересы ЕС и государств-членов Страны Центральной и Восточной Европы – претенденты - получили статус кандидатов в результате кардинальных изменений, произошедших в регионе к началу 1990-х годов. Успешное строительство Экономического и валютного союза, оформление единого внутреннего рынка ЕС повысили привлекательность участия в интеграции для европейских аутсайдеров из ЦВЕ. В то же время становление внешнеполитической субъектности ЕС в контексте развития учрежденной в 1992 г. Общей внешней политики и политики безопасности ЕС способствовало росту амбиций Европейского Союза как доминирующего регионального актора. Возникший в ЦВЕ вакуум силы объективно требовал усиления присутствия в регионе дееспособных внешних акторов – и ЕС, при немалой поддержке США, ответил на этот вызов. Мотив геополитической целесообразности и в известной степени синдром «старшего брата» постоянно преобладают над рациональной оценкой плюсов и минусов расширения для поддержания стабильности Евросоюза.

Изображение слайда
4

Слайд 4: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Принятие в состав ЕС 2004 г. десяти новых стран, большинство из которых не соответствовало выдвигавшимся ранее экономическим и демократическим критериям, явилось проявлением того, что геополитические приоритеты ЕС стали доминировать над экономическими, расширение - над углублением интеграционных процессов. Результатом стало возникновение противоречий между «старой» Европой (прежде всего, это Германия, Франция, Италия и Великобритания), на которую ложится основное финансово-экономическое бремя по выравниванию положения, и « младоевропейцами ». Недовольство «старой Европы» выразительно проявилось в провале референдума 2005 г. по проекту Конституции ЕС во Франции и Нидерландах, который кроме того, выявил и несостоятельность в условиях расширенного Евросоюза принципа принятия важнейших решений консенсусом. Это стало одним из сдерживающих факторов расширения мировой ответственности ЕС.

Изображение слайда
5

Слайд 5: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Еще одним таким фактором остается неспособность формирующейся общеевропейской идентичности вытеснить национальную суверенную идентичность европейских государств. Процессы ограничения суверенитета и институализации ЕС как необходимые предпосылки его конституционной основы часто входят в противоречие с традиционной национальной идентичностью входящих в него стран. На сегодняшний день Европейский Союз является более-менее убедительной военно-политической силой только при поддержке США. Используя ресурсы НАТО, к которым ЕС имеет доступ с согласия США, Европейский Союз старается сейчас нарастить собственный потенциал международного влияния за счет вовлечения в НАТО и ЕС новых государств, внешнеполитический курс которых не расходится с интересами США и находится под влиянием ЕС. Одновременно он стремится не допустить активного влияния на них со стороны России.

Изображение слайда
6

Слайд 6: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Важная роль в достижении стремлении Евросоюза стать одним из центров глобальной политики придается формированию «европейского» представления о современном и будущем мира с незаменимой ролью ЕС — представления, в котором объединенная Европа не только претендует на неоспоримые преимущества перед всеми другими моделями развития, но и которое призвано вытеснить их как несоответствующие «магистральной линии» такого развития. Здесь стоит упомянуть об одной, казалось бы, не заслуживающей особого внимания вещи. Во многих речах и комментариях, посвященных новым 10 странам, речь шла о расширении Европы (а вовсе не Евросоюза). Новые страны – члены ЕС воспринимали это крайне болезненно и чувствовали себя оскорбленными, ибо они прекрасно понимали, что дело здесь не в оговорке. Они не могли с этим смириться, так как были, есть и будут европейскими в Евросоюзе и вне его. Они были европейскими до существования ЕС, останутся европейскими и после любой другой будущей метаморфозы устройства европейского континента.

Изображение слайда
7

Слайд 7: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Отождествление Европы и Европейского Союза является грубейшей методологической ошибкой и одновременно поразительной бестактностью, к тому же свидетельствует об игнорировании истории многими европейскими политиками. Последствия членства для новых стран Момент вступления новых стран-членов – пусть даже со многими оговорками и ограничениями (дающими преимущество вступившим ранее) – означает, что они пользуются политическим признанием, которое имеет для них совершенно определенный, весьма глубокий смысл. Они получают формальное подтверждение того, что обладают высоким уровнем политической, экономической и общецивилизационной зрелости, развитости и стабильности. Эти страны и их граждане вкладывают особый смысл в сам факт такого признания. Для них членство в Евросоюзе – это одновременно ценное приобретение, даже если не все знают, что оно скорее символическое и не влечет за собой непосредственного и ощутимого эффекта.

Изображение слайда
8

Слайд 8: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Другие непосредственные результаты вступления в Европейский Союз менее значимы и немногочисленны. Часто говорится об эффекте открытости, либерализации передвижения людей, товаров, капиталов, а главное, идей. Но на самом деле степень открытости этих стран по отношению к странам – членам ЕС и наоборот после 1 мая 2004 г. нисколько не изменилась. Эффект интенсивности взаимоотношений нарастал постепенно уже с того момента, как в ноябре 1989-го была разрушена Берлинская стена и ликвидирован «железный занавес». К тому же достигнутый эффект уже исчерпал свое действие задолго до мая 2004 г. С точки зрения отношений между странами и их отдельными субъектами остаточный эффект формального членства весьма незначителен. Столь же незначителен и финансовый эффект новых стран-членов. Практика показала, что им уготована роль плательщика, а не получателя средств Евросоюза, что резко контрастирует с тем положением, в котором находились при вступлении в ЕС такие страны, как Греция, Ирландия, Испания или Португалия. Однако многие жители новых государств-членов поверили в возможность повторить опыт этих экономически менее развитых стран.

Изображение слайда
9

Слайд 9: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Нет заметного эффекта и от получения новыми странами-членами возможности влиять на процессы принятия решений в Европейском Союзе. Они для этого недостаточно подготовлены и еще долго будут оставаться в роли младших партнеров. В подавляющем большинстве случаев речь идет о небольших государствах. При этом самое серьезное препятствие на пути к их эффективному участию в принятии решений – дефицит демократии в Евросоюзе, степень бюрократизации которого сегодня сводит их шансы практически к нулю. Новые страны-члены еще до своего вступления приняли законодательство ЕС, и в этом смысле события 1 мая 2004 г. не принесли никаких принципиальных изменений, ибо уже за несколько лет до того законодательство Европейского Союза было принято в новых странах-членах или же его принятие было условием, а не следствием вступления.

Изображение слайда
10

Слайд 10: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Последствия расширения ЕС для старых членов Хотя асимметричная либерализация накануне вступления и безоглядная открытость будущих стран-членов перед более развитыми принесли однозначно положительный эффект именно старым странам-членам, можно с уверенностью сказать, что формальное членство новых государств не принесло настоящей выгоды и «ветеранам». В течение всего периода накануне вступления доходы старых стран-членов от контактов с кандидатами превышали расходы, но после формализации членства соотношение расходов и доходов изменяется в худшую для них сторону. Старые страны-члены это осознавали, а потому не слишком торопились с согласием на расширение Европейского Союза. Сильное давление в пользу расширения оказывала брюссельская бюрократия ( бюрократия всегда стремится к расширению зоны своего влияния). Учитывая пусть и не обоснованное, но назойливое отождествление Евросоюза с Европой, старые страны-члены не могли больше сохранять эксклюзивность ЕС-клуба и потому произошло расширение – без учета реальных интересов этих стран.

Изображение слайда
11

Слайд 11: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Последствия тесных более чем десятилетних отношений между старыми и новыми странами-членами, проявившиеся еще до расширения Европейского Союза, и последствия собственно расширения аналитически трудноразличимы. Конечно, повышается конкуренция за деньги Евросоюза, усиливается – хотя и в меньшей, чем ожидалось, степени – миграция рабочей силы (а также студентов) в направлении более богатых стран. Естественно, теперь даже самые осторожные западноевропейцы «соберутся с духом» и впервые посетят новые страны-члены в качестве туристов, коммерсантов, инвесторов, усилится культурный и общецивилизационный обмен. Но эти явления слишком трудно оценивать в количественном выражении.

Изображение слайда
12

Слайд 12: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Последствия расширения для ЕС в целом Рост числа стран – членов Европейского союза с 15 до 25 означает укрупнение его как института. Делая акцент на слове «институт», надо подчеркнуть, что речь идет не о явном увеличении масштабов единого рынка, поскольку, в сущности, это уже произошло задолго до момента формального расширения. В то же время верно и то, что характерные для ЕС низкая мобильность рабочей силы, косность экономических отношений и имеющиеся административные сложности после 1 мая 2004 г. принципиально не изменились. Следовательно, не изменилось и качество рынка. Экономический потенциал Евросоюза также не претерпел значительных изменений. Но расширение его приводит к появлению новых иллюзий у тех, кто обладает блоковым или даже континентальным видением мира, то есть у тех, кто предполагает, что, если Европа станет больше и компактнее, у нее появятся дополнительные шансы противостоять гегемонии США и мощным устремлениям Азии.

Изображение слайда
13

Слайд 13: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Это блоковое видение мира, столь заметно проявившееся в проекте Европейской конституции – фатальная ошибка. Европа является и еще долго будет оставаться всего лишь конгломератом государств, и ни в коем случае нельзя говорить об аутентичности понятия «народ Европы». Более того, еще никем не доказано, что большое – это хорошо. И конкурентоспособность Европы всего лишь статистический артефакт, ибо единственное, о чем правомерно говорить, – это о конкурентоспособности отдельных фирм. Конкурентоспособности континента, как таковой, не существует. Континент (даже ЕС) не является экономическим субъектом: он не производит, не торгует, не внедряет, не инвестирует, не накапливает, не рационализирует производство, не снижает расходов. Постоянно распространяемое в политических кругах и средствах массовой информации блоковое видение мира находится в явном противоречии не только с политическими, экономическими и демографическими реалиями современной Европы, но и с доминирующими тенденциями процесса глобализации.

Изображение слайда
14

Слайд 14: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Расширение Европейского Союза до 25 членов заметно влияет на принятие решений в нем. С одной стороны, происходит увеличение транзакционных расходов на функционирование этого института, поскольку к остающемуся без всяких изменений на сегодняшний день механизму принятия решений присоединились 10 новых участников (произошло увеличение на 40%). Такова вполне осознаваемая цена расширения. Но поскольку она плохо поддается пониманию, вокруг нее ведутся напряженные дискуссии. Объем принятия политических решений и других видов активности в ЕС не сокращается и расходы здесь – с увеличением числа участников – вполне ощутимые. Такова судьба любой централизованной, устроенной по принципу иерархии системы, и это закономерность, у которой практически нет исключений.

Изображение слайда
15

Слайд 15: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

И все же существует метод снижения транзакционных расходов или, скорее, торможения их роста. Этот метод нацелен на искусственное завышение дефицита демократии в процессе принятия решений, на снижение объема процедур, предполагающих соблюдение демократических принципов, в пользу централизованного принятия решений, на укрепление властных структур ядра Евросоюза, на увеличение количества областей, где применяется голосование простым большинством, и т.д. Несомненно, этот метод предполагает дальнейшее оттеснение граждан от центра принятия решений и обезличивание ЕС, как такового. Это, безусловно, негативные последствия недавнего расширения организации. К сожалению, данную тенденцию не переломить одними только добрыми пожеланиями политиков или чиновников.

Изображение слайда
16

Слайд 16: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Итак, налицо 3 переменных: количество стран-членов, объем политики Европейского Союза и механизм принятия решений. Они не являются и не могут быть взаимодополняющими, между этими показателями возможны лишь отношения взаимозависимости – одно существует за счет другого. Рост одной из переменных (количество стран) при неизменной второй (объем политики) неизбежно вызывает отклонение третьей (механизм принятия решений). Прежде чем делать окончательный вывод, необходимо отметить, что формальное расширение ЕС – это вовсе не радикальное изменение, а всего лишь отправная точка ускорения процессов, происходящих с различной интенсивностью в течение всего десятилетия. Некоторые из них – с положительным знаком, другие – с отрицательным.

Изображение слайда
17

Слайд 17: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Накопившиеся за последние годы проблемы, казалось бы, должны были подтолкнуть Брюссель к пересмотру всей стратегии дальнейшего расширения ЕС. Однако этого не произошло. На сегодня в очереди на вступление только официально стоят 5 стран: Турция, Черногория, Македония, Исландия и Сербия. Определенные обещания даны Албании и Боснии и Герцеговине. Встает закономерный вопрос: как далеко будет продолжаться такой процесс интеграции? Очевидно, что для Брюсселя наиболее желанными перспективными членами являются страны-участницы Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Как известно, одна из стран ЕАСТ – Исландия – с 2011 г. уже вошла в число официальных кандидатов. Размеры страны, качество ее политической и экономической систем позволяют с уверенностью предположить, что членство Исландии в ЕС – вопрос ближайших 3 – 5 лет. Что касается оставшейся тройки членов ЕАСТ – Швейцарии, Лихтенштейна и Норвегии, вопрос о вступлении их в ЕС может пока рассматриваться лишь гипотетически.

Изображение слайда
18

Слайд 18: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Следует заметить, что хотя окончательная стратегия расширения ЕС всегда носит формально консолидированный характер, заинтересованность государств-членов в реализации каждого конкретного вектора расширения, безусловно, неодинакова. Так, сближение с ЕС европейских стран СНГ более всего интересует Польшу (Украина и – в более отдаленной перспективе – Белоруссия) и Румынию (Молдова). Завершающийся процесс присоединения к ЕС Хорватии всегда был предметом интереса Австрии и Германии – во многом в силу исторически сложившейся включенности Хорватии в орбиту германской Европы. Уместно отметить, что Хорватия, в отличие от близкой ей Словении, не была включена в список стран расширения 2004 г. по тем же причинам, что и два других активных участника балканских войн 1990-х годов – Сербия и Босния и Герцеговина. Выдача Гаагскому трибуналу нескольких лиц, обвиненных в военных преступлениях, повысила шансы Хорватии на получение заветного приглашения, и с июня 2004 г. она официально стала кандидатом на вступление.

Изображение слайда
19

Слайд 19: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

В то же время присоединение к ЕС в перспективе таких стран, как Албания, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, Македония, можно считать, скорее предметом общего интереса всего Европейского Союза. В чем заключается этот интерес? Ответ на этот вопрос дает анализ режима Соглашений об ассоциации и стабилизации, учрежденного на саммите ЕС 2000 г. в г. Фейра (Португалия) специально для политически нестабильных и экономически слабых государств Балканского региона. Интересы внутриполитической стабильности, геополитические и геоэкономические интересы с очевидностью толкают Брюссель в сторону Балкан. Однако расширение в этом направлении сулит Евросоюзу, пожалуй, не меньше политических и экономических проблем, чем присоединение стран ЦВЕ.

Изображение слайда
20

Слайд 20: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Во-первых, содействие ЕС улучшению политического управления этих стран ( good governance ), борьбе с коррупцией, социально-экономической нестабильностью и т. д. должно в перспективе превратить регион из «черной дыры» на границах ЕС в стабильную и умиротворенную его часть. Именно часть, поскольку в 2003 г. на саммите в Салониках (Греция) участие балканских стран в данном формате было признано первым шагом к полноправному их членству в ЕС. Во-вторых, интеграция балканских стран в ЕС рассматривается также в качестве гарантии прекращения межгосударственных и межэтнических конфликтов в регионе. Этому будут способствовать ликвидация внутренних границ и массированное внедрение правовых норм ЕС в нормативную базу вновь вступающих стран. В-третьих, Балканы стратегически важны для ЕС как регион энергетического транзита. Инкорпорация этого региона вносит существенный вклад в упрочение энергетической безопасности ЕС в условиях перманентного напряжения в энергодиалоге с Россией и нестабильности мировой энергетической конъюнктуры.

Изображение слайда
21

Слайд 21: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Таким образом, интересы внутриполитической стабильности, геополитические и геоэкономические интересы с очевидностью толкают Брюссель в сторону Балкан. Однако расширение в этом направлении сулит Евросоюзу, пожалуй, не меньше политических и экономических проблем, чем присоединение стран ЦВЕ. Поэтому реальное присоединение большинства стран региона к ЕС эксперты прогнозируют не ранее чем через 10–15 лет.

Изображение слайда
22

Слайд 22: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Турция и страны постсоветского пространства – наступит ли их очередь? Парадоксальным образом еще дальше от членства в Евросоюзе находится Турция, притом что история сближения этой страны с ЕС насчитывает несколько десятилетий. Еще в 1963 г. Турции был предоставлен статус ассоциированного члена ЕС со вступлением последней в Таможенный союз и перспективой последующего членства. Причины этого шага коренились не только в заинтересованности ЕС в турецком рынке, но и в геополитическом раскладе: Турция являлась форпостом НАТО в регионе. Дополнительным аргументом в пользу втягивания Турции в интеграционную орбиту был – и остается до сих пор – фактор энергобезопасности. Турция напрямую соседствует с ближневосточным энергоэкспортирующим узлом; через нее осуществляется транзит каспийских углеводородов. Однако геополитические и экономические выгоды ЕС от сближения с Турцией всегда можно было подвергнуть сомнению, акцентируя внимание на несоответствии европейским стандартам турецкой политической и правовой культуры, равно как и на цивилизационную чуждость турецкого общества европейскому социуму.

Изображение слайда
23

Слайд 23: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

В поддержку приема Турции в ЕС всегда выступала ФРГ, что обусловливалось как вековой традицией германо-турецкого сотрудничества, так и наличием в Германии значительной турецкой диаспоры. В 1999 г. усилия Турции по сближению с ЕС увенчались официальным признанием за ней статуса кандидата. Это позволило двум сторонам начать переговоры о вступлении. И хотя Анкара проявила готовность модифицировать свою правовую и политическую практику в соответствии со стандартами ЕС, последний не спешил давать Турции зеленый свет. Нежелание значительной части европейской элиты видеть Турцию в ЕС в полной мере проявилось в 2003–2004 гг. в контексте обсуждения проекта будущей европейской конституции. Именно тогда в преамбулу этого, в итоге так и не принятого документа предложили включить упоминание о христианских корнях европейского общества. Тогда же председательствовавший на обсуждении проекта будущей конституции В. Жискар д’Эстен открыто заявил о невозможности членства Турции в ЕС. Эта точка зрения стала весьма популярной в последующие годы в связи с ростом антиисламских и антииммигрантских настроений в Европе.

Изображение слайда
24

Слайд 24: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Число противников вступления Турции в ЕС растет и в контексте возможных институциональных последствий этого шага. Влияние государства-члена ЕС на принятие решений в Совете ЕС тесно увязано с демографическим весом данного государства: чем больше его население, тем больше голосов оно имеет в Совете. С этой точки зрения голос 70-миллионной Турции будет гораздо весомее голосов таких стран, как, например, Нидерланды, Дания или Польша. Наконец, дополнительным поводом для торможения переговоров о вступлении является проблема непризнанного Турцией Кипра. В июле 2005 г. в контексте вступления в ЕС первой волны стран ЦВЕ Турция подписывает протокол о распространении Таможенного союза на 9 новых стран. На вступивший в ЕС Кипр данный протокол Турция не распространяет. В ответ в декабре 2006 г. Совет замораживает переговоры по 8 из 35 глав переговорного досье. И хотя ЕС периодически возобновляет свои заверения относительно неизбежности приема Турции, к настоящему времени можно констатировать, что членство Турции в ЕС молчаливо признано невозможным с обеих сторон.

Изображение слайда
25

Слайд 25: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Именно этим можно объяснить разительную трансформацию внешнеполитического поведения и риторики Турции в последние 2 –3 года. Умеренное исламистское правительство Турции явно отказалось от желания «понравиться» Евросоюзу и сделало ставку на усиление собственной субъектности на международной арене. Таким образом, ЕС оттолкнул Турцию, ослабив тем самым свое влияние как на политику Анкары, так и на ситуацию в регионе в целом. Является ли это долгосрочной тенденцией, сказать сложно, учитывая непредсказуемость обстановки на Ближнем Востоке. Впрочем, указанные выше факторы позволяют рассматривать сценарий присоединения Турции к ЕС как практически труднореализуемый.

Изображение слайда
26

Слайд 26: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Выше уже отмечалось, что присоединение к ЕС европейских стран постсоветского пространства является принципиально возможным. Как с точки зрения геополитического интереса ЕС и отдельных его членов, так и с точки зрения базовых параметров внутреннего развития Украина, Белоруссия, Молдова выглядят даже более привлекательно для членства в ЕС, нежели, например, Албания или Босния и Герцеговина. Однако по стечению обстоятельств европейские перспективы этих государств выглядят пока более пессимистично, чем гораздо менее развитых балканских стран. Причины подобной ситуации носят, в первую очередь, геополитический характер. Очевидным препятствием для сближения Белоруссии с ЕС является политика президента Белоруссии. Сближение Украины с ЕС формально признается приоритетной целью как Киевом, так и Брюсселем. В настоящее время стороны активно ведут переговоры о создании зоны свободной торговли, что может вывести Украину на качественно новый уровень партнерства с ЕС.

Изображение слайда
27

Слайд 27: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Однако о дальнейшей интеграции вплоть до вступления в ЕС применительно к Украине говорить сложно. Во-первых, подобный сценарий будет крайне негативно восприниматься Россией, которая пока имеет достаточно рычагов для того, чтобы ему воспрепятствовать, – вспомним хотя бы об энергетическом факторе российско-украинских отношений, а также о факторе русскоязычной Левобережной Украины. Во-вторых, демографический потенциал Украины вкупе с ее масштабной и проблемной экономикой может оказать, в случае ее вступления в ЕС, дестабилизирующее воздействие как на институциональную стабильность ЕС, так и на его бюджетные возможности. Самым беспроблемным и реально достижимым могло бы быть присоединение к ЕС Молдовы. Однако фактор Приднестровья делает этот сценарий исключительно гипотетическим.

Изображение слайда
28

Слайд 28: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Таким образом, на сегодня из вероятных векторов перспективного расширения ЕС реальным является лишь балканский, т. е. самый тяжелый с точки зрения проблем, с которыми столкнется Евросоюз в процессе интеграции присоединяющихся государств. Балканское расширение будет ухудшенной, хотя и менее масштабной, копией расширения в регионе ЦВЕ 2004–2007 гг. Именно осознание этого факта заставляет европейских политиков избегать упоминания точных сроков реализации этого процесса. Однако его неизбежность в ближайшие 10–15 лет, при условии сохранения интеграционного процесса как такового, несомненна.

Изображение слайда
29

Слайд 29: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Средний уровень благосостояния в ЕС будет продолжать снижаться, ибо многие нынешние кандидаты не отличаются высокими показателями социально-экономического развития. К проблемам, которые сегодня создают Румыния и Болгария, прибавятся совершенно аналогичные, которые вызовут Сербия, Македония и Черногория. В этом плане настоящей катастрофой было бы вступление в ЕС Молдовы и Албании. В результате текущего финансово-экономического и бюджетного кризиса видимо обеднели и те страны ЕС, которые еще недавно считались сравнительно благополучными (Ирландия, Испания, Португалия, Греция). Определенные трудности испытывает даже Италия, старейший участник европейской интеграции. Дальнейшее расширение ведет к закреплению «Европы разных скоростей» и «Европы переменной геометрии» в качестве доминант европейского интеграционного процесса.

Изображение слайда
30

Слайд 30: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

«Новички» довольно медленно интегрируются в Шенгенское пространство и еврозону. Так, Румыния, Болгария и Кипр все еще не вошли в Шенгенскую зону, а Латвия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия – в зону евро. Эстония перешла на евро только 1 января 2011 г. Переход на евро, кроме очевидных выгод, несет и дополнительные расходы, бремя которых хорошо ощущается населением (в целом, цены заметно растут). Кроме того, устойчивость самой зоны евро сегодня ставится под вопрос. Можно отметить, что в связи с последними событиями в Греции единая европейская валюта утратила значительную часть своей привлекательности для стран-«новичков». Единое социальное пространство ЕС формируется достаточно медленно. В ходе расширения Европейского Союза выявились как сильные, так и слабые стороны Европейской социальной модели. В странах Центральной и Восточной Европы достаточно медленно создавались новые для этих стран организационные формы социальной защиты тех групп населения, которые больше всего пострадали от рыночных преобразований.

Изображение слайда
31

Слайд 31: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Возникновение рынка труда в условиях глубокого спада производства, либерализации экономики и процессов структурной перестройки породило массовую безработицу. В странах ЦВЕ имелись серьезные трудности бюджетного финансирования расходов на социальные нужды. Процессы трансформации, протекавшие в условиях экономического кризиса, сопровождались кризисом общественных финансов, частично связанным с изменением источников бюджетных поступлений. После вступления в ЕС многие страны ЦВЕ с трудом входили в единое европейское социальное пространство. В частности, Польша первоначально выговорила для себя существенные уступки в данном вопросе. Однако, несмотря на серьезные различия между европейскими странами и существующие до сих пор региональные дисбалансы, все государства-члены ЕС декларируют стремление соответствовать Европейской социальной модели, которая, в свою очередь, постоянно совершенствуется и отражает изменения, происходящие в обществе.

Изображение слайда
32

Слайд 32: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Необходимо отметить отсутствие принципиального влияния со стороны государств «Новой Европы» на процесс трансформации общеевропейской социальной политики (в силу ограниченного развития национальных социальных систем в вышеупомянутых странах). Напротив, имело место существенное воздействие на социальные структуры стран ЦВЕ со стороны единой социальной системы Европейского Союза с целью включения новых стран-членов в общее социальное пространство и выравнивания уровней социальной защищенности на всей территории ЕС. При этом расширение на восток не только обострило некоторые социальные проблемы (в частности, цыганский вопрос), но и дало единой Европе новые возможности. Например, сравнительно дешевая рабочая сила стран-«новичков» позволила перевести часть предприятий из Западной Европы в ЦВЕ - и заполнить центральноевропейскими и восточноевропейскими мигрантами многие вакансии в западноевропейских странах.

Изображение слайда
33

Слайд 33: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

С 1 мая 2011 г. Евросоюз снял ограничения на трудовую миграцию из 10 государств, присоединившихся к ЕС в 2004 г. При вхождении в Союз этих государств 15 «старых» стран-членов ЕС предусмотрели возможность введения семилетнего транзитного периода, при этом часть из них сразу же открыла свой рынок для трудящихся из «стран-новичков». Однако Германия и Австрия не сделали этого, продержав мораторий на трудовую миграцию в течение максимально возможных семи лет. Определенные сложности испытывали трудовые мигранты из «Новой Европы» и в Великобритании. Основной причиной принятия транзитного периода послужило стремление защитить национальную рабочую силу от дополнительной конкуренции на рынке труда. С другой стороны, только по официальным данным в начале 2011 г. в Германии существовало более 460 тыс. вакансий. А глава Федерального объединения немецких работодателей Дитер Хундт в конце апреля заявил, что эта цифра сильно занижена, потому что не все компании официально регистрируют свои вакансии.

Изображение слайда
34

Слайд 34: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

По мнению Хундта, на самом деле Германия нуждалась в 2011 г. в миллионе работников, особенно в технической сфере и отраслях, связанных с естествознанием. Кроме того, Германии постоянно не хватает специалистов по уходу за больными и престарелыми людьми. Как известно, на заработки в Германию приезжают, в основном, граждане Польши. Некоторые из них не являются трудовыми мигрантами в традиционном смысле, ибо продолжают жить в приграничных регионах на территории своей страны. В целом, число трудовых мигрантов из «новых» стран ЕС выросло примерно с 1 миллиона человек в 2004 г. (0,3% от общего числа жителей ЕС) до примерно 2,3 миллиона в 2010 г. (0,6%). При этом в конце 2010 г. в 15 «старых» странах ЕС работало около 19 миллионов нерезидентов Евросоюза (немногим менее 5% всего населения). Комиссия ЕС считает, что число работников из «новых» стран-членов, находящихся в 15 «старых» государствах Евросоюза, вырастет до 3,3 миллиона человек в 2015 г. и до 3,9 миллиона - к 2020 г.

Изображение слайда
35

Слайд 35: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Еще в ноябре 2006 г. Великобритания и Ирландия ввели ограничения на право работать в этих странах для граждан Болгарии и Румынии. Дело в том, что за два года предыдущих года в Британию и Ирландию въехали более 600 тыс. человек, в основном из Польши (и это не считая тех, кто работает не по найму). Только Ирландия, все население которой составляет 4,2 млн., за эти два года приняла 200 тыс. иммигрантов. Такая ситуация вызвала на Британских островах серьезную озабоченность, поскольку данный приток рабочей силы серьезно перенасытил рынок труда и отнял ряд рабочих мест у британцев и ирландцев. В 2007 г. Великобритания согласилась принять лишь 19,75 тыс. неквалифицированных рабочих из Румынии и Болгарии - причем  исключительно для работы в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, без права получения каких-либо пособий. Кроме того, срок их пребывания в стране ограничивался шестью месяцами. Квалифицированным рабочим, чтобы получить возможность трудоустройства в Великобритании, нужно сначала доказывать, что их работу не могут выполнять британцы, а также проходить ряд тестов.

Изображение слайда
36

Слайд 36: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Исключение составляют только те квалифицированные рабочие, которые работают не по найму. Студенты могут устраиваться на работу на полставки при условии, что они учатся в колледже. Нелегально работающие в Великобритании румыны и болгары должны заплатить штраф в размере £1000, причем крупные штрафы налагаются и на их работодателей.   Таким образом, граждане самых бедных страны ЕС – Болгарии и Румынии – оказались на Британских островах в неравном положении с гражданами тех «стран-новичков», которые вступили в ЕС в 2004 г. В июле 2011 г. Испания также ужесточила правила переезда в свою страну граждан Румынии. Вновь прибывшим румынам теперь снова придется запрашивать разрешение на работу, которое с 2008 г. давалось им автоматически при регистрации проживания в Испании. Главной причиной закрытия испанского рынка труда от иностранцев остается растущая в стране безработица.

Изображение слайда
37

Слайд 37: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

При этом ужесточение правил получения права на работу коснулось только румын, потому что их число постоянно пополняется молдаванами, тысячи которых ежемесячно получают гражданство Румынии и с новыми паспортами тут же отправляются на жительство и на работу в Западную Европу, преимущественно – именно в Испанию. В целом, интеграция в принимающие общества Германии, Франции, Великобритании, Испании и Италии трудовых мигрантов и членов их семей из стран ЦВЕ, безусловно, проходит гораздо успешнее, чем, скажем, турок, пакистанцев или арабов. Таким образом, расширение способствует решению демографических проблем Единой Европы, связанных с низкой рождаемостью и старением населения. Но данный ресурс не бесконечен, ибо надо учитывать, что страны ЦВЕ – в среднем - тоже не отличаются высокой рождаемостью. При этом Евросоюз не приветствует увеличение миграции из неевропейских стран, а на совещании глав МВД стран ЕС в июле 2011 г. было принято решение, что при массовом наплыве иммигрантов действие Шенгенского соглашения может быть приостановлено.

Изображение слайда
38

Слайд 38: РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА

Уже сегодня ясно, что расширение ЕС на восток не сможет до конца решить проблему регулирования миграционных потоков. В частности, рабочие из стран ЦВЕ не смогут вытеснить с рынков труда в западноевропейских странах трудовых мигрантов из Северной Африки. А дальнейший наплыв ближневосточных мигрантов угрожает не только нормальному функционированию Шенгенской зоны, но и стабильности европейского социального пространства. В ЕС вынуждены считаться с тем, что вступление Турции в Союз открыло бы новые возможности для роста турецкой миграции – прежде всего, в Германию. В целом, проблема интеграции мигрантов из стран Ближнего Востока в принимающие общества европейских стран в обозримой перспективе только обострится.

Изображение слайда
39

Последний слайд презентации: РОССИЯ – ЕС Лекция 8. РАСШИРЕНИЕ ЕВРОСОЮЗА: Спасибо за внимание

akoropchenko@mail.ru

Изображение слайда