Презентация на тему: РОССИЙСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

РОССИЙСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
РОССИЙСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Нормативно-правовая основа:
Вопрос №1. ВЫБОРЫ: ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ РОЛЬ.
Классификация выборов:
Вопрос №2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
В узком смысле выделяют следующие избирательные системы:
МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – это система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие установленное большинство голосов.
РОССИЙСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – это порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих
Определение результатов голосования при пропорциональной избирательной системе подчинено следующим основным правилам:
I.Определение избирательной квоты (избирательного частного) Существует ТРИ ОСНОВНЫХ СПОСОБА определения избирательной квоты:
ЕСТЕСТВЕННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА – определяется путем деления общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, на число разыгрываемых депутатских
МЕТОД ДЕЛИТЕЛЕЙ – определяется путем деления числа голосов избирателей, проголосовавших за каждый партийный список, на ряд натуральных последовательных чисел,
РОССИЙСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
II. Решение вопроса о распределении депутатских мандатов между партийными списками (политическими партиями)
НАПРИМЕР: В представительный орган необходимо избрать 11 депутатов. В голосовании принимали участие 12050 избирателей. В выборах приняли участия 3 политические
2. Определяем число депутатских мандатов, полученных каждым партийным списком: Партия А – 6250 голосов избирателей; Партия Б – 3500; Партия В – 2300. Чтобы
ДОПОЛНИТЕНЫЕ ПРАВИЛА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТКОВ:
Статья 83 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Если после проведенного первичного распределения депутатских
III. Решение вопроса о распределении депутатских мандатов внутри партийного списка Федеральный список кандидатов включает в себя: 1. общефедеральную часть (не
Статья 83 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» устанавливает следующий порядок распределения депутатских мандатов внутри
Затем: - сумма голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в тех субъектах Российской Федерации, которым соответствуют региональные группы
Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное. - Целая часть числа, полученного в
Вопрос № 3. РОССИЙСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СУБЪЕКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА. Термин «избирательное право» применяется в двух
В объективном смысле – это подотрасль конституционного права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих действия и отношения,
В зависимости от того, в каком качестве гражданин участвует в выборах, принято различать активное и пассивное избирательное право.
Принципы избирательного права
Всеобщее избирательное право
Исключениями из принципа всеобщности избирательных прав являются устанавливаемые законодательством избирательные цензы – специальные условия, наличие или
Равное избирательное право
Прямое избирательное право
Тайное голосование
ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА
Вопрос №4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ЕГО ОСНОВНЫЕ СТАДИИ.
Стадии избирательного процесса
Назначение выборов
Избирательно-территориальное деление
Формирование избирательных органов
ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» предусмотрены следующие виды комиссий:
Составление списков избирателей
Выдвижение кандидатов
Статья 6 ФЗ «О выборах Президента РФ» - кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке
Предвыборная агитация
Агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Агитационный период во время
Голосование
ЦИК РФ признает результаты выборов депутатов Государственной Думы недействительными:
Статья 76 ФЗ «О выборах Президента РФ» ЦИК РФ признает выборы Президента РФ не состоявшимися:
ЦИК РФ признает выборы Президента РФ недействительными:
1/49
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 14)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (130 Кб)
1

Первый слайд презентации: РОССИЙСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Изображение слайда
2

Слайд 2

1. Выборы: понятие, социальное назначение и политико-правовая роль. 2. Избирательная система и ее конституционно-правовое регулирование. 3. Российское избирательное право. Конституционные принципы субъективного избирательного права. 4. Избирательный процесс, его основные стадии.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Нормативно-правовая основа:

1. ФЗ Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ от 12.06.2002 №67; 2. ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18.05.2005 №51; 3. ФЗ О выборах Президента РФ от 10.01.2003 №19.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Вопрос №1. ВЫБОРЫ: ПОНЯТИЕ, СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ РОЛЬ

Выборы – это установленная законом государственно-правовая процедура, во время которой граждане отдают свои голоса за партию или кандидата, в результате чего формируется выборный (представительный) орган власти или избирается (занимает свой пост) конкретное должностное лицо – президент, мэр.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Классификация выборов:

В зависимости от территории проведения: 1. всеобщие; 2. региональные; 3. местные. В зависимости от того, кого выбирают: 1. парламентские; 2. президентские; 3. муниципальные; 4. выборы судей. В зависимости от времени проведения: 1. очередные; 2. внеочередные (досрочные); 3. дополнительные; 4. частичные. В зависимости от непосредственного участия населения: 1. прямые; 2. непрямые (косвенные); 3. многоступенчатые.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Вопрос №2. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Под ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ (в широком смысле слова) понимают порядок формирования выборных органов государства и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избирательных органов, а также организацию и порядок выборов. Под ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ (в узком смысле слова) понимают систему распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования.

Изображение слайда
7

Слайд 7: В узком смысле выделяют следующие избирательные системы:

Изображение слайда
8

Слайд 8: МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – это система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие установленное большинство голосов

Изображение слайда
9

Слайд 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – это порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в представительный орган, производится пропорционально полученному ими количеству голосов

Изображение слайда
11

Слайд 11: Определение результатов голосования при пропорциональной избирательной системе подчинено следующим основным правилам:

1. определяется избирательная квота (избирательное частное); 2. решается вопрос о распределении депутатских мандатов между партийными списками (политическими партиями); 3. решается вопрос о распределении депутатских мандатов внутри партийного списка (политической партии).

Изображение слайда
12

Слайд 12: I.Определение избирательной квоты (избирательного частного) Существует ТРИ ОСНОВНЫХ СПОСОБА определения избирательной квоты:

естественная избирательная квота; искусственная избирательная квота; определение избирательной квоты методом делителей.

Изображение слайда
13

Слайд 13: ЕСТЕСТВЕННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА – определяется путем деления общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, на число разыгрываемых депутатских мандатов. (Государственная Дума Федерального Собрания РФ-450депутатов). ИСКУССТВЕННАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА - определяется путем деления общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, на число разыгрываемых депутатских мандатов + 1 или 2

Изображение слайда
14

Слайд 14: МЕТОД ДЕЛИТЕЛЕЙ – определяется путем деления числа голосов избирателей, проголосовавших за каждый партийный список, на ряд натуральных последовательных чисел, обычно начиная с цифры 2. (Саратовская область)

Изображение слайда
15

Слайд 15

НАПРИМЕР: Делители Партия А Партия Б Партия В Партия Г 56 тыс. 24 тыс. 15 тыс. 5 тыс. 2 28 12 7.5 2.5 3 18.6 8 5 1.6 Расставим полученные числа в порядке убывания: 56; 28; 24; 18.6; 15; 12, 8 Искомая ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА будет находиться в этом ряду, на том месте, которое соответствует числу разыгрываемых депутатских мандатов. Например: 5 депутатских мандатов, значит на 5 месте – 15 – избирательная квота.

Изображение слайда
16

Слайд 16: II. Решение вопроса о распределении депутатских мандатов между партийными списками (политическими партиями)

Число депутатских мандатов, полученных каждым партийным списком, определяется путем деления числа голосов избирателей, проголосовавших за каждый партийный список, на избирательную квоту (избирательное частное).

Изображение слайда
17

Слайд 17: НАПРИМЕР: В представительный орган необходимо избрать 11 депутатов. В голосовании принимали участие 12050 избирателей. В выборах приняли участия 3 политические партии. 1. Определяем избирательную квоту: 12050 : 11 = 1095 1095 - ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КВОТА

Изображение слайда
18

Слайд 18: 2. Определяем число депутатских мандатов, полученных каждым партийным списком: Партия А – 6250 голосов избирателей; Партия Б – 3500; Партия В – 2300. Чтобы определить количество мест в представительном органе, которые получила каждая партия (партийный список), необходимо число полученных ею голосов разделить на избирательную квоту. А – 6250 : 1095 = 5,70; Б – 3500 : 1095 = 3,20; В – 2300 : 1095==2,10

Изображение слайда
19

Слайд 19: ДОПОЛНИТЕНЫЕ ПРАВИЛА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТКОВ:

Наибольшего остатка (Германия); Наибольшего избирательного числа (Италия); Суммирования (Нидерланды).

Изображение слайда
20

Слайд 20: Статья 83 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Если после проведенного первичного распределения депутатских мандатов остаются нераспределенные депутатские мандаты, то они передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления, предусмотренного частью 2 настоящей статьи. При равенстве дробных частей (после запятой до шестого знака включительно) преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано большее число голосов избирателей

Изображение слайда
21

Слайд 21: III. Решение вопроса о распределении депутатских мандатов внутри партийного списка Федеральный список кандидатов включает в себя: 1. общефедеральную часть (не более 3 кандидатов, п. 20 ст. 36 ); 2. региональные группы ( не менее 80, п. 19 ст.36 )

Изображение слайда
22

Слайд 22: Статья 83 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» устанавливает следующий порядок распределения депутатских мандатов внутри партийного списка (федерального списка): - в первую очередь депутатские мандаты переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке

Изображение слайда
23

Слайд 23: Затем: - сумма голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов в тех субъектах Российской Федерации, которым соответствуют региональные группы кандидатов, на которые был разделен федеральный список кандидатов, делится на число оставшихся нераспределенными внутри федерального списка кандидатов депутатских мандатов. Полученный результат есть второе избирательное частное данного федерального списка кандидатов

Изображение слайда
24

Слайд 24: Число голосов избирателей, поданных за каждую из региональных групп кандидатов, делится на второе избирательное частное. - Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующая региональная группа кандидатов

Изображение слайда
25

Слайд 25: Вопрос № 3. РОССИЙСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СУБЪЕКТИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА. Термин «избирательное право» применяется в двух значениях: - объективном; - субъективном

Изображение слайда
26

Слайд 26: В объективном смысле – это подотрасль конституционного права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих действия и отношения, возникающие в процессе проведения выборов. В субъективном смысле – это конституционное право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти

Изображение слайда
27

Слайд 27: В зависимости от того, в каком качестве гражданин участвует в выборах, принято различать активное и пассивное избирательное право

Активное избирательное право - это право гражданина избирать своих представителей в органы государственной власти и местного самоуправления, принимать участие в референдумах и иных политических акциях, целью которых является волеизъявление населения. В отличие от активного пассивное избирательное право означает право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Принципы избирательного права

Статьи 32, 81 Конституции Российской Федерации закрепляют следующие принципы избирательного права: - всеобщее; - равное; - прямое; - тайное голосование.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Всеобщее избирательное право

Статья 32 п. 3 Конституции Российской Федерации: Не имеют права избирать или быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Исключениями из принципа всеобщности избирательных прав являются устанавливаемые законодательством избирательные цензы – специальные условия, наличие или отсутствие которых связано с приобретением и реализацией избирательных прав

Российскому избирательному законодательству известны: - ценз оседлости; - возрастной ценз; - ценз гражданства.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Равное избирательное право

- каждый избиратель имеет один голос; - голоса избирателей равны; - избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; - граждане обладают равными юридическими возможностями в реализации избирательных прав; - равенство избирательных участков и т.д.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Прямое избирательное право

Статья 6 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ»: Граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Тайное голосование

Гарантии: - каждый избиратель голосует лично; - голосование за других лиц не допускается; - избирательные бюллетени не нумеруются, заполняются в кабине, в специально оборудованном месте, в котором не допускается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательных комиссий и др.

Изображение слайда
34

Слайд 34: ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Статьи 3, 9 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», статья 49 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», закрепляет следующие принципы: - обязательности; - периодичности; - альтернативности; - добровольности. АБСЕНТЕИЗМ – добровольное неучастие граждан в выборах.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Вопрос №4. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ЕГО ОСНОВНЫЕ СТАДИИ

Избирательный процесс - это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Стадии избирательного процесса

Назначение выборов; Избирательно-территориальное деление; Формирование избирательных органов; Составление списков избирателей; Выдвижение кандидатов; Предвыборная агитация; Голосование.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Назначение выборов

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Избирательно-территориальное деление

Назначение этой стадии заключается в том, чтобы обеспечить охват всех избирателей с целью реализации активного избирательного права. Основными избирательно-территориальными единицами являются: - избирательный округ; - избирательные участки.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Формирование избирательных органов

ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» предусмотрены следующие виды комиссий: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; Избирательные комиссии муниципальных образований; Окружные избирательные комиссии; Территориальные (районные, городские и другие) комиссии; Участковые комиссии.

Изображение слайда
40

Слайд 40: ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» предусмотрены следующие виды комиссий:

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; Территориальные избирательные комиссии - районные, городские и другие территориальные избирательные комиссии; Участковые избирательные комиссии.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Составление списков избирателей

Списки избирателей - это избирательные документы, определяющие круг граждан, проживающих на территории конкретного избирательного участка. Список избирателей формирует и уточняет уполномоченный на то орган либо должностное лицо местного самоуправления.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Выдвижение кандидатов

Статья 7 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» - кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями. Статья 33 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» - политическая партия вправе выдвинуть один список кандидатов.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Статья 6 ФЗ «О выборах Президента РФ» - кандидаты на должность Президента Российской Федерации могут быть выдвинуты политическими партиями, а также в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру при условии поддержки его самовыдвижения группой избирателей

Изображение слайда
44

Слайд 44: Предвыборная агитация

Информационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию – способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Агитационный период во время избирательной компании на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования

Изображение слайда
46

Слайд 46: Голосование

Статья 82 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» - ЦИК РФ признает выборы депутатов Государственной Думы не состоявшимися: если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Изображение слайда
47

Слайд 47: ЦИК РФ признает результаты выборов депутатов Государственной Думы недействительными:

если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; по решению суда.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Статья 76 ФЗ «О выборах Президента РФ» ЦИК РФ признает выборы Президента РФ не состоявшимися:

если в соответствии с пунктом 5 статьи 77 настоящего Федерального закона голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании; если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.

Изображение слайда
49

Последний слайд презентации: РОССИЙСКОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО: ЦИК РФ признает выборы Президента РФ недействительными:

если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; по решению суда.

Изображение слайда