Презентация на тему: Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,

Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,
1/147
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 41)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (19974 Кб)
1

Первый слайд презентации

Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). В XI—XII вв. Франции принадлежала ведущая роль в средневековой культуре и вообще в духовной жизни Европы. Это время, когда впервые были записаны эпическая поэма «Песнь о Роланде», лирические песни провансальских труверов, первые фаблио, исторические хроники. В романский период во Франции зародились монументальная скульптура и монументальная живопись, сложился законченный стиль романской архитектуры. Церкви, построенные на дорогах к святым местам, были огромны по размеру, рассчитаны на большое число паломников и местных прихожан. Это трех- или пятинефные храмы, с трансептом, иногда тоже в три нефа и с так называемым венцом капелл вокруг алтарной части, хранящие разнообразные реликвии Романское искусство в Западной Европе.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Церковь Сен Мартен в Туре. Франция.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье. Первая половина 12в.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье. Первая половина 12в.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье. Первая половина 12в.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Церковь Сен – Лазар. 1112-1132гг. Внутренний вид.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Собор Сен-Пьер в Ангулеме. 1128г.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Собор Сен-Пьер в Ангулеме. 1128г.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Церковь св. Кириака

Изображение слайда
10

Слайд 10

Бенедиктинское Аббатство Мария-Лаах 1093-1230гг.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Аббатство Мария- Лаах, 1093-1230гг. Германия Германия.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Вормсский собор (полное название: «Собор святого Петра») 1181-1234гг. – собор германского города Вормса в романском стиле. Наименьший из трёх рейнских кайзерских соборов – вормсского, шпейерского и майнцского.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Шпейерский собор — большой имперский собор в городе Шпайер в Германии. Самая крупная по размерам сохранившаяся церковь в романском стиле

Изображение слайда
14

Слайд 14

Шпейерский собор. Западный портал

Изображение слайда
15

Слайд 15

Панорама Майнца, вид с городской цитадели Собор в Майнце.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Собор в Майнце.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Церковь Апостолов в Кёльне.12.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Бамбергский собор

Изображение слайда
19

Слайд 19

Собор Святого Марка (итл. «базилика Сан-Марко») — кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Италия (Сицилия )

Изображение слайда
20

Слайд 20

Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22

«Явление Христа Судии»

Изображение слайда
23

Слайд 23

Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии — кафедральный собор Пизы, часть ансамбля площади Пьяцца деи Мираколи. В ансамбль также входят падающая башня и баптистерий. Ансамбль создавался XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии. Флоренция.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Алькасар в Сеговии  — дворец и крепость испанских королей в исторической части города Сеговия. Расположен на скале, находящейся на месте слияния рек Эресма и Кламорес. Это положение на скале делает его одним из самых красивых и узнаваемых дворцов Испании. Алькасар изначально строился как крепость, но успел побывать королевским дворцом, государственной тюрьмой, королевской артиллерийской академией. Испания.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Троны Католических королей в Тронном зале Алькасара

Изображение слайда
26

Слайд 26

Потолок зала Галеры в Алькасаре Сеговии

Изображение слайда
27

Слайд 27

Та́уэр («башня»), Лондонский Тауэр  — крепость, возведённая на северном берегу реки Темза, исторический центр города Лондон. Одно из старейших исторических сооружений Великобритании, долгое время служившее резиденцией английских монархов. Англия.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Основание крепости Тауэр приписывается Вильгельму I. После нормандского завоевания Англии, Вильгельм I принялся возводить оборонительные замки для устрашения покорённых англосаксов. Одним из самых больших стал Тауэр. Деревянный форт заменили громадной каменной постройкой — Великим Тауэром, представляющим собой четырехугольное сооружение, размерами 32 х 36 метров, высотой около 30 метров. Когда позднее новый король Англии приказал побелить здание, оно получило название — Белый Тауэр, или Белая Башня. Впоследствии, при императоре Ричарде Львиное сердце были возведены еще несколько башен различной высоты и два ряда мощных крепостных стен. Вокруг крепости был вырыт глубокий ров, делающий её одной из самых неприступных крепостей в Европе.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Ворота.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Изображение слайда
31

Слайд 31

Первого узника заточили в Тауэр в 1190 году. В то время Тауэр-тюрьма предназначалась для людей благородного происхождения и высокого звания. Среди наиболее почетных и высокопоставленных узников Тауэра были короли Шотландии и Франции и члены их семей (Яков I Шотландский, пленники Столетней войны Иоанн II (король Франции) и Карл Орлеанский), а также представители аристократии и священники, впавшие в опалу по обвинению в измене. Стены Тауэра также помнят немало казней и убийств: В Тауэре были убиты Генрих VI, а также тауэрские принцы, 12-летний Эдуард V и его младший брат Ричард.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Собор в Дирхеме. 11-12вв.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Собор в Дирхеме. 11-12вв.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Флоренция - церковь Санта-Мария Новелла. Общий вид.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Флоренция - церковь Санта-Мария Новелла

Изображение слайда
36

Слайд 36

Изображение слайда
37

Слайд 37

На торцевой стене изображена сцена «Распятия». Фрески выполнены Андреа ди Буонаюто.

Изображение слайда
38

Слайд 38

«Борьба и победа церкви при поддержке "псов Божьих"» (так переводится с латыни название ордена доминиканцев)

Изображение слайда
39

Слайд 39

Изображение слайда
40

Слайд 40

В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик постепенно сменяется более прочным материалом — камнем. Камень заменяет дерево также и в крепостных стенах, окружающих замок феодала (XI в.). Тип феодального замка окончательно складывается именно в эту эпоху. Стоящий на возвышенном месте, удобном для наблюдения и обороны, замок являет собой как бы символ власти феодала над окрестными землями. Основное жилище сеньора — главная башня донжон: нижний этаж ее служил кладовыми, второй — жильем владельца, третий — помещением для слуг и охраны, подземелье — тюрьмой, крыша — для дозора. С XII в. донжон заселяется только во время осады, а рядом с ним строится дом феодала. В комплекс замка входила капелла; масса хозяйственных помещений размещалась во внутреннем дворе. Замок Сюлли, строители неизвестны X-XIвв., Франция Замки 11-12вв.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Норманнская крепость, строители неизвестны, X-XI вв., север Франции

Изображение слайда
42

Слайд 42

Замок Хёрбург, строители неизвестныОк.1090, Германия, Баден-Вюртемберг

Изображение слайда
43

Слайд 43

Замок Брук, строители неизвестны1250-1277,Австрия

Изображение слайда
44

Слайд 44

Замок Лидс, строители неизвестны, XI-XII вв., Англия

Изображение слайда
45

Слайд 45

Замок Дадли, строители неизвестны 10-11вв., Англия

Изображение слайда
46

Слайд 46

XI—XIII века—время расцвета монументального искусства, как живописи, так и скульптуры. Росписи покрывают сплошь стены и своды храмов, а скульптура декорирует не только интерьер, но и наружные поверхности. Единой системы скульптурного декора выработано еще не было. Скульптура украшала в основном западный фасад, но особенно капители колонн: растительным или геометрическим резным узором, изображением чудищ-животных или фигурок людей. В самом смысле декора церквей наблюдается существенное изменение. Споры в области теологии в XI—XII вв. (номиналистов и реалистов, например), влияние антицерковного и антифеодального движения, принимавшего в ту эпоху форму ересей (альбигойская ересь, против которой Папа в 1210 г. объявил даже крестовый поход, и т. д.),— все это привело к тому, что, как требовала церковь, искусство стремились сделать не только «евангелием для неграмотных» и наставником в вере, но и средством устрашения. Отсюда новые сюжеты: обязательный «Страшный суд», апокалиптические видения, история страданий и смерти Христа («Страсти Христовы»), жития святых — мучеников за веру, причисленных к святым за верность ей, назидательные притчи. Сцены страданий и мученичества соседствуют с фантастическими. Так, в скульптуре возникает устрашающее изображение черта. Борьба за человеческую душу между ангелами и сатаной становится излюбленным мотивом романского искусства. На стены богослужебных зданий проникает и много нерелигиозных мотивов: сюжетов из древней и средневековой истории, басен, даже светских романов, изображений реальных людей и фантастических существ, облик которых почерпнут из средневековых хроник и бестиариев или создан народной фантазией (силы зла — аспиды и василиски, например). Двоеверие жило в народе, языческие представления не исчезли бесследно, и церковь была бессильна вытравить эти образы народной фантазии. Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и монументальной скульптуры, предельная условность всего образного строя средневекового искусства: утрировка жеста, разномасштабность бесплотных фигур, отсутствие перспективы — удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности, острой наблюдательности и яркого юмора. Живопись и скульптура романского периода.

Изображение слайда
47

Слайд 47

Фрески из церквей: Св. Климента в Тауле Св. Эулалии в Эстацион Эль Бургаль Санта Мария в Анью Сант Пер в Ургенте Сан Куирз ин Педрет

Изображение слайда
48

Слайд 48

Изображение слайда
49

Слайд 49

Изображение слайда
50

Слайд 50

Изображение слайда
51

Слайд 51

Изображение слайда
52

Слайд 52

Изображение слайда
53

Слайд 53

Изображение слайда
54

Слайд 54

Если в раннем Романский стиль господствовала настенная живопись, то в конце 11 — начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные на капителях. В зрелом Романский стиль плоский рельеф сменяется все более выпуклым, насыщенным светотеневыми эффектами, но неизменно сохраняющим органичную связь со стеной, вставленным в нее или как бы вырастающим из ее массива. Церковь Сен-Пьер в Муссаки.12в. Франция.

Изображение слайда
55

Слайд 55

Концентрическая цельность пластического восприятия ваятелей Муассака предельно обнажила основные свойства романской скульптуры, антитезу духа и плоти, внешней изменчивости и незыблемой сущности. Острота этих противоположностей в их пластическом преломлении наиболее ярко выступила в фигуре св. Петра на левом выступе портала. Динамика чувств и движений спорит с инертной материей камня. Мастер геометризирует объемы; складки одежд возникают как плоские орнаментальные линии на гладкой поверхности.

Изображение слайда
56

Слайд 56

Тимпан западного портала собора содержит рельеф со сценой Страшного суда, исполненный мастером Жильбером. Первая половина XII в. Западный портал Важный шаг на пути объединения скульптуры и архитектуры в единое целое был сделан мастерами южного портала церкви Сен-Пьер в Муассаке (ок. 1120). Здесь столкнулись и начали взаимодействовать два магистральных принципа средневекового искусства: восходящий к античности изобразительный, пластический, и варварский, фольклорный — плоскостной и орнаментальный

Изображение слайда
57

Слайд 57

Изображенная над входом апокалипсическая сцена как бы рождается на глазах у зрителя из беспокойного хаоса форм и линий. Взгляд лишь постепенно охватывает сфокусированную полукруглым обрамлением центральную группу — огромного неподвижного Христа в окружении апокалипсических символов и серафимов. Двадцать четыре старца, располагающиеся в три яруса подле Христа, вскинув головы, взирают на второе пришествие. Их жесты и позы выражают различную степень экстатического потрясения. Старцы и Христос в Муассаке не действуют, но пребывают. Рельеф предстает как огромное окаменевшее видение, в котором остановилось время

Изображение слайда
58

Слайд 58

Собор в Отёне. Тимпан портала. Около 1125 — около 1145

Изображение слайда
59

Слайд 59

Тимпан западного портала собора содержит композицию «Страшный суд». Фрагмент представляет сцену взвешивания душ: ангел и черт держат весы, и каждый старается перетянуть чашу на свою сторону. Собор в Отёне. Тимпан портала. Около 1125 — около 1145. Фрагмент

Изображение слайда
60

Слайд 60

Внутренних помещениях храма на капителях колонн находятся многочисленные рельефы на библейские и евангельские сюжеты, изображения мученичества святых, аллегорические фигуры и иллюстрации к назидательным басням Эзопа. В подходе к интерпретации священного писания на рельефах капителей ощутим дух народного восприятия религиозных сюжетов. Сознание средневековья не считало евангельский миф исключительно событием прошлого. Литургия, как верили, чудесным образом превращала молящихся в соучастников священных событий. В силу этого изображение на стенах храма совмещало прошлое и настоящее. Тем самым открывалась возможность «осовременить» легенду, сблизить библейских героев со своими современниками, увидеть современность сквозь призму священного мифа и наоборот. В рельефе «Бегство в Египет» Жильбер не отступил от традиционной иконографии, но придал всей сцене жизненное и трогательное звучание, которое невольно заставляет думать о дорогах Европы XII в., по которым двигались паломники или спасались от бед и несчастий лишенные крова люди... Сюжеты капителей, сверху вниз: 1. Поклонение волхвов. 2. Бегство в Египет. 3. Искушение Христа. Собор в Отёне. Первая половина XII в. Капители колонн

Изображение слайда
61

Слайд 61

Бегство в Египет. Искушение Христа.

Изображение слайда
62

Слайд 62

Главный тимпан церкви Сен-Мадлен в Везле приобрел современный вид, скорее всего в 20—40-е гг. XII в., когда после пожара была предпринята перестройка здания. В преддверии нового крестового похода первоначальная программа портала была изменена и получила ярко выраженную церковно-политическую окраску. Тимпан содержит композицию «Сошествие святого духа». В центре композиции находится Христос, простирающий руки над апостолами. По краям во множестве изображены люди из «дальних» стран, а также существа полуфантастические: пигмеи, люди с огромными, как у слона, ушами, чудовища с собачьими головами. Тимпан подчеркивал миссионерскую деятельность учеников Христа, распространение христианства среди разных, даже фантастических народов.

Изображение слайда
63

Слайд 63

Церковь Сен-Трофим в Арле. Тимпан портала. 1180—1200. Фрагмент Франция Знаменитый портал церкви Сен-Трофим со скульптурой — выдающийся памятник искусства романского периода. В тимпане портала изображен сидящий на троне Христос в окружении символов евангелистов. Христос держит в руках евангелие от Иоанна, тем самым скульптор, по-видимому, хотел подчеркнуть, что Иоанн был любимым учеником Иисуса.

Изображение слайда
64

Слайд 64

Церковь Сен-Трофим в Арле. Портал. 1180—1200 Франция Скульптурная школа Прованса позже других выступила на историческую арену и создала свои главные произведения в последней трети XII в. Античные памятники в долине Роны воспитали глаз провансальских мастеров, а карьеры Прованса снабдили их хорошим мрамором. Порталы, похожие на римские триумфальные арки, меандр, листья аканта, розетты, коринфские капители и каннелированные колонны составили арсенал скульптурной и архитектурной декорации порталов провансальских церквей, в частности церкви Сен-Трофим в Арле. Знание древнего искусства позволило скульпторам создать полные достоинства фигуры святых. Рельеф провансальской скульптуры высок, пропорции близки реальным, под тяжелыми складками одежды проступает тело. Античные мотивы, однако, подвергнуты романской стилизации, в скульптуре ощутима тяжелая масса камня.

Изображение слайда
65

Слайд 65

Церковь Сен-Трофим в Арле. 12в. Портал.

Изображение слайда
66

Слайд 66

Церковь Сен-Трофим в Арле. 1180—1200. Фрагмент. Франция

Изображение слайда
67

Слайд 67

Бронзовые двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме. 1015 Церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме, Германия Бронзовые двери церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме стоят на пороге немецкой романики. Их создание связано с епископом Бернвардом, яркой личностью оттоновской эпохи. Как полагают, над дверями, трудились два скульптора. В соответствии со средневековой типологией, отыскивавшей параллели в текстах Ветхого и Нового заветов, на хильдесхаймских дверях представлены их основные эпизоды. И с этой точки зрения двери — наглядный образец средневековой «библии для не умеющих читать». Грехопадение, братоубийство и искупительная миссия Христа изображены с наглядной назидательностью. В сценах из Ветхого завета господствует динамика; события евангельского цикла трактованы величаво и торжественно. Взаимоотношения персонажей определяются их поступками, противоборством человеческой и божественной воли. Большеголовые, с непропорционально тонкими руками и ногами, наполовину утопленные в нейтральном фоне с элементами весьма условно переданного пейзажа, человеческие фигурки хильдесхаймских дверей необычайно подвижны и деятельны. Бог грозно уличает прародителей, они в страхе и стыде дрожат перед ним и пытаются отвести от себя обвинение; Ева ропщет, покидая Эдем; Каин с ужасом внемлет Божьему гласу.

Изображение слайда
68

Слайд 68

Бог уличает Адама и Еву. Рельеф бронзовых дверей церкви Санкт-Михаэль в Хильдесхайме. 1015 Церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме, Германия В сценах из Ветхого завета господствует динамика. Взаимоотношения персонажей определяются их поступками, противоборством человеческой и божественной воли. Большеголовые, с непропорционально тонкими руками и ногами, наполовину утопленные в нейтральном фоне с элементами весьма условно переданного пейзажа, человеческие фигурки хильдесхаймских дверей необычайно подвижны и деятельны. Бог грозно уличает прародителей, они в страхе и стыде дрожат перед ним и пытаются отвести от себя обвинение.

Изображение слайда
69

Слайд 69

Церковь Санкт-Мария-им-Капитоль в Кельне. Рельеф дверей. До 1065. Кельн, Германия Во второй половине XI в. в развитии немецкой пластики наступил перелом. Экспрессию и жизненную наблюдательность предшествующего времени сменили сдержанная строгость и представительность: моделировка формы стала более обобщенной, общая композиция склонялась к симметрии. Один из выдающихся памятников нового направления в немецкой пластике — деревянные рельефы дверей в церкви Санкт-Мария-им-Капитоль в Кельне.

Изображение слайда
70

Слайд 70

Мадонна епископа Имада. Между 1051 и 1076. Падерборн Во второй половине XI в. в развитии немецкой пластики наступил перелом. Экспрессию и жизненную наблюдательность предшествующего времени сменили сдержанная строгость и представительность: моделировка формы стала более обобщенной, общая композиция склонялась к симметрии. Один из выдающихся памятников нового направления в немецкой пластике — мадонна епископа Имада. Образ падерборнской Мадонны поражает возвышенной значительностью, строгой представительностью неподвижной фигуры.

Изображение слайда
71

Слайд 71

Распятие архиепископа Геро из собора в Кельне. Около 975 Собор в Кельне, Германия Раскрашенное деревянное «Распятие» было создано по заказу кельнского архиепископа Геро. Благочестивый архиепископ хранил в нем освященную облатку — скульптурное изображение еще играло роль реликвария. В работе кельнского мастера много неустоявшегося, а потому, может быть, и волнующе живого. Драма умирающего человека мыслится как финал предсмертной агонии. В правдивости передачи смерти кельнское «Распятие» имеет мало себе равных.

Изображение слайда
72

Слайд 72

Пророки и апостолы. Скульптура ограды Георгиевского хора собора в Бамберге. Около 1230 Собор в Бамберге, Германия Во второй половине XII в. пути развития немецкой скульптуры становятся более сложными. С одной стороны, выявилось стремление к острой характеристике образа, к экспрессии, конфликтности ситуации. Наиболее ярко обозначилось это направление в последние десятилетия XII в. и на пороге готики создало такой исключительный по силе и выразительности памятник как фигуры спорящих апостолов и пророков на ограде Георгиевского хора собора в Бамберге (ок. 1230)..

Изображение слайда
73

Слайд 73

Крещение. Миниатюра. Книжная миниатюра. Своеобразной отраслью живописи была книжная миниатюра, иллюстрирующая евангелия, библии, хроники.

Изображение слайда
74

Слайд 74

Ноев ковчег. Миниатюра.

Изображение слайда
75

Слайд 75

Четыре всадника. Миниатюра.

Изображение слайда
76

Слайд 76

Христос и Магдалина.. Миниатюра.

Изображение слайда
77

Слайд 77

Большой скачок витражное искусство претерпевает в XI веке. Появление новых культурных и теологических обстоятельств повлекли за собой расцвет архитектуры. Коренные изменения традиционного облика священных храмов позволило стать витражному стеклу выдающимся изобразительным средством. С этого времени художественный витраж обретает свою классическую форму - цветные стекла, скрепленные между собой с помощью металлического профиля. Этому способствовало появление способа изготовления тонкого листового стекла, использование свинцового профиля, а также разделение на производителей стекла и мастеров-витражистов. Витраж.

Изображение слайда
78

Слайд 78

Изображение слайда
79

Слайд 79

Изображение слайда
80

Слайд 80

Готика   — период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика). Готическое искусство

Изображение слайда
81

Слайд 81

аркбутан пинакль

Изображение слайда
82

Слайд 82

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Изображение слайда
83

Слайд 83

Шартрский собор (12-14вв.) — католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры

Изображение слайда
84

Слайд 84

Собор в Шартре

Изображение слайда
85

Слайд 85

Окно-роза северного трансепта собора в Шартре.

Изображение слайда
86

Слайд 86

Астрономические часы

Изображение слайда
87

Слайд 87

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) 1163г.-14в. — географическое и духовное «сердце» Парижа, расположен в восточной части острова Сите, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, — использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.

Изображение слайда
88

Слайд 88

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) 1163г.-14в.

Изображение слайда
89

Слайд 89

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам) 1163г.-14в. Внутренний вид.

Изображение слайда
90

Слайд 90

Амьенский собор (1220-1236гг.) — самый большой из французских соборов по своему объему (200 000 м³). Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами архитектурных сооружений в стиле классической готики. Архитектура собора включает в себя также следующие элементы готического стиля: высокая или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой). Длина собора 145 м и высота свода — 42,30 м (близкая к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа

Изображение слайда
91

Слайд 91

Собор в Реймсе. 1211—1481. Западный фасад Реймс, Франция Шедевром зрелой готики и «академией искусств»

Изображение слайда
92

Слайд 92

Руанский собор (Собор Руанской Богоматери)  — готический собор в городе Руан. Кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии. Отнесён к числу памятников национального наследия Франции. С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнскому собору.

Изображение слайда
93

Слайд 93

Святая капелла ( Сент-Шапель ) — часовня - реликварий. Находится на территории бывшего Королевского дворца (затем Консьержери) на острове Сите в Париже. Исполнена в готическом стиле. Имеет небольшие размеры: длина 35 м, ширина 11 м. Считается одной из самых красивых готических церквей небольших размеров. Третий по посещаемости монумент Парижа.

Изображение слайда
94

Слайд 94

Монастырь Мон-Сен-Мишель (гора Михаил Архангела) — небольшой скалистый остров, превращённый в остров-крепость, на северо-западном побережье Франции.

Изображение слайда
95

Слайд 95

Кёльнский собор  — готический собор в Кёльне (Германия). Строительство: 1248—1437 гг., 1842—1880 гг. С высотой в 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год.

Изображение слайда
96

Слайд 96

Кёльнский собор

Изображение слайда
97

Слайд 97

Кентерберийский собор (Англия)  — готический собор в Кентербери. Официальное название — Собор и Митрополитская Церковь Христа в Кентербери Это главный англиканский храм Великобритании. Здесь расположена кафедра архиепископа Кентерберийского.

Изображение слайда
98

Слайд 98

Собор в Линкольне. 1192—1380 Линкольн, Великобритания Готический собор в Линкольне был перестроен из романского здания. Сохранились романские западные порталы (с 1075). Собор является одним из наиболее протяженных в Англии (157 м) и имеет три монументальные башни. Перестройка собора в Линкольне привнесла в английскую готику ряд новых архитектурных приемов. Своды среднего нефа с тьерсеронами заложили основу для развития сложной системы нервюрных сводов в английских храмах. Западный фасад отличает своеобразная оптическая двухслойность, благодаря которой было достигнуто постепенное нарастание ритмов к мощной башне над средокрестием. Прославленный «Ангельский хор» в Линкольне (1256—80) служит прекрасным образцом зрелой английской готики с ее сложным архитектурным декором.

Изображение слайда
99

Слайд 99

Собор в Линкольне. 1192—1380. Интерьер

Изображение слайда
100

Слайд 100

Центральный неф собора

Изображение слайда
101

Слайд 101

Собор в Лимбурге. 13в.

Изображение слайда
102

Слайд 102

Собор Святого Давида (Англия.) — средневековый храм в городе Сент-Дейвидс, Уэльс, в настоящее время выполняющий функции кафедрального собора епархии Сент-Дейвидс Церкви в Уэльсе. Строительство современного здания собора было начато в 1181 году. Собор посвящен национальному покровителю Уэльса — Святому Давиду.

Изображение слайда
103

Слайд 103

Солсберийский собор (Англия )  — готический собор Девы Марии в английском городе Солсбери, который, будучи возведён в своей основной части всего за 38 лет, считается чистейшим образцом английской готики. Он был заложен в 1220 году, освящён в 1258 году и окончательно достроен в начале XIV века. 123-метровый шпиль собора в Солсбери — самый высокий в Англии, а клуатр — самый протяжённый. Соборные часы, созданные в 1386 году, считаются старейшим работающим часовым механизмом в мире. В храме хранится один из четырёх уцелевших экземпляров «Великой хартии вольностей».

Изображение слайда
104

Слайд 104

Солсберийский собор.

Изображение слайда
105

Слайд 105

Кафедральный собор в городе Бургос (Испания) — собор Богоматери в городе Бургос, провинция Бургос, Испания. Был заложен в 1221 году как главный храм королевства Кастилия. Строительство завершилось в XV-XVI веках с добавлением шпилей фасада и капеллы. Собор является наиболее ярким памятником испанской готики. Его гигантская аркада стала атрибутом храмов испаноязычного мира (особенно в Южной Америке). Строительство собора началось 20 июля 1221 года указом короля Кастилии Фердинанда III на месте бывшей романского собора. Алтарь был освящён в 1260 году, после чего на протяжении 200 лет строительные работы не проводились. Завершение собора относят к 1567 году, когда был закончен шпиль над основным перекрытием. Главный фасад собора, большая часть которого построена в XIII веке, ориентирован на запад и посвящён Богоматери. Самый древний фасад — южный (1230-е годы), в скульптурной форме на нём изображён Христос в окруже­нии апостолов и ангелов. Восточ­ные апсиды были построены во времена ренессанса (в XV—XVI веках).

Изображение слайда
106

Слайд 106

Собор в Толедо.

Изображение слайда
107

Слайд 107

Интерьер собора.

Изображение слайда
108

Слайд 108

Церковь Богоматери в Брюгге ( Нотр-Дам в Брюгге. Нидерланды ) — готическая церковь в бельгийском Брюгге, построенная в XII—XIII веках. Над скамьями размещены тридцать гербов рыцарей, присутствовавших в церкви в 1468 году на II капитуле ордена Золотого руна.

Изображение слайда
109

Слайд 109

Ратуша в Брюгге.

Изображение слайда
110

Слайд 110

Ратуша в Брюгге

Изображение слайда
111

Слайд 111

Брюссельская ратуша   (Нидерланды) — ратуша, расположенная в историческом центре Брюсселя на площади Гран-Плас, построена в стиле Брабантской готики. Наиболее старая, левая, часть ратуши начала строиться в 1402 году вместе с колокольней. Строительство завершилось к 1420 году.

Изображение слайда
112

Слайд 112

Кафедральный собор в Милане (Италия) — символический монумент, который находится в административном центре региона Ломбардии и посвящен Санта Марии Нашенте. Всемирно известная четвертая по величине церковь в мире расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колон, сплетенных вместе паутиной парящих опор, провоцирует на эпитеты в превосходной степени: грандиозный, ошеломляющий, великолепный…

Изображение слайда
113

Слайд 113

Собор Святого Стефана в Вене  — католический собор, национальный символ Австрии и символ города Вены. Кафедра венского архиепископа — примаса Австрии. Расположен в центре старого города на площади Св. Стефана (Штефансплац). Первый храм на месте собора построен в 1137—1147; собор в нынешних границах построен в XIII—XV веках и приобрёл современный вид к 1511 году. В данное время находится на реставрации.

Изображение слайда
114

Слайд 114

Изображение слайда
115

Слайд 115

Изображение слайда
116

Слайд 116

Пражский кремль. Чехия. Общий вид.

Изображение слайда
117

Слайд 117

Пражский кремль. Чехия. Общий вид.

Изображение слайда
118

Слайд 118

Пражский кремль. Чехия. Общий вид.

Изображение слайда
119

Слайд 119

Прага, уже с 973 г. получившая епископскую кафедру, выбрала кафедральным собором именно храм Св. Вита.

Изображение слайда
120

Слайд 120

Пражский кремль. Чехия. Общий вид.

Изображение слайда
121

Слайд 121

Храм св. Вита.

Изображение слайда
122

Слайд 122

Храм св. Вита.

Изображение слайда
123

Слайд 123

Храм св. Вита.

Изображение слайда
124

Слайд 124

Храм св. Вита.

Изображение слайда
125

Слайд 125

Храм св. Вита. Внутренний вид.

Изображение слайда
126

Слайд 126

Храм св. Вита. Внутренний вид.

Изображение слайда
127

Слайд 127

Храм св. Вита. Внутренний вид. Орган.

Изображение слайда
128

Слайд 128

Храм св. Вита. Внутренний вид.

Изображение слайда
129

Слайд 129

Изображение слайда
130

Слайд 130

Изображение слайда
131

Слайд 131

Апостол Петр. Скульптура портала северного трансепта собора в Реймсе. Около 1220 Собор в Реймсе, Франция Скульптурное убранство собора в Реймсе по праву считается вершиной французской готической пластики. Наиболее сильно влияние античности в Реймсе проявилось в произведениях 1211—25 гг. Скульптура св. Петра с так называемого портала «Страшного суда» на северном трансепте является ярким примером античного влияния в пластике Реймса. Скульптура. Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики. Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период. В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Изображение слайда
132

Слайд 132

Фрагмент королевского портала собор в Шартре

Изображение слайда
133

Слайд 133

Резная стена, отделяющая алтарную часть собор в Шартре

Изображение слайда
134

Слайд 134

Мария и Елизавета. Фрагмент скульптурной группы «Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе. 1211—25

Изображение слайда
135

Слайд 135

Архиепископ Дассельский привез из Милана в Кельн и резное изображение мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими.

Изображение слайда
136

Слайд 136

Распятие Геро

Изображение слайда
137

Слайд 137

Кафедра Св. Иоанна Капистрана

Изображение слайда
138

Слайд 138

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге, Германия

Изображение слайда
139

Слайд 139

Горгулья

Изображение слайда
140

Слайд 140

Фрагмент витража «Богородица из красивого стекла» Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса. Витраж.

Изображение слайда
141

Слайд 141

Изображение слайда
142

Слайд 142

Изображение слайда
143

Слайд 143

Изображение слайда
144

Слайд 144

Изображение слайда
145

Слайд 145

Изображение слайда
146

Слайд 146

Изображение слайда
147

Последний слайд презентации: Романский стиль (от лат.  romanus  — римский ) — художественный стиль,

Битва архангела Михаила с драконом. Миниатюра из Великолепного часослова герцога Беррийского. Начало XV в. У подножия аббатства изображена деревня во время отлива. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411—1416).

Изображение слайда