Презентация на тему: Романские храмы и монастыри

Романские храмы и монастыри
Романский стиль
Зачем строят храмы?
От торжища — к храму
Устройство романского храма
Устройство романского храма
Устройство романского храма
Устройство романского храма
Устройство романского храма
Собор Успения Девы Марии, Гурк, Австрия. 12 век
Собор Нотр -Дам, Турне, Бельгия. 17 век
Собор Святого Трофима, Арль, Франция. 15 век
Сен- Савен - сюр-Гартамп, Франция. Середина 11 века
Бамбергский кафедральный собор, Бамберг, Германия. 13 век
Собор в Клонферте, Ирландия. 12 век
Собор Модены, Модена, Италия. 12 век
Монастырь Петра и Павла, Крушвица, Польша. 1120 год
Лиссабонский собор, Португалия. 1147 год
Собор Святого Мартина, Словакия. 13-15 век
Кафедральный собор Лунда, Швеция. 1145 год
Гроссмюнстер, Цюрих, Швейцария. 1100-1120 гг
Собор Дарема, Англия. 1093 год
Собор Саламанка, Испания. 1513-1733 гг
Кафедральный собор в Порту, Португалия. 1737 год
Санта-Мария- Маджоре, Венето, Италия. 11 век
Кафедральный собор Сан-Никола- ди - Труллас, Италия. 1113 год
Спасибо за внимание!
1/27
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 10)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (4742 Кб)
1

Первый слайд презентации: Романские храмы и монастыри

Выполнила: студентка 111 группы Муртузалиева Марина Проверил: Кузнецов А. А.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Романский стиль

Историки искусства называют романским стиль, сложившийся в архитектуре к XI в. и распространившийся от Португалии до владений крестоносцев в Палестине, от Финляндии до Сицилии. Иногда его влияние усматривают даже в облике храмов далекой Владимиро-Суздальской Руси. Это первый в средние века общеевропейский стиль. Название «романский» указывает на то, что многими своими чертами он обязан архитектуре Древнего Рима. Романский стиль

Изображение слайда
3

Слайд 3: Зачем строят храмы?

В романском стиле строили порой и замки. Самый известный из них — знаменитый Тауэр в Лондоне. Но больше всего дошло до нас романских храмов: соборов, церквей, часовен. И дело здесь не только в том, что зодчими в те времена чаще всего были клирики (только они имели достаточно познаний, чтобы возвести большое каменное здание). Клюнийцы стремились, чтобы их церкви зримо предъявляли верующим образ могущественной обновленной церкви. Римские папы приказывали возводить храмы, при взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу преемников св. Петра. Но и германские императоры, при участии которых выросли огромные соборы в Шпайере, Вормсе, Майнце, тоже желали доказать всем свое никем не ограниченное земное могущество. Епископы и князья на границах славянского мира ставили храмы ради утверждения христианской идеи, ради того, чтобы вчерашние язычники, подавленные и устрашенные величием и мощью церкви, не дерзнули вернуться к своим идолам. Зачем строят храмы?

Изображение слайда
4

Слайд 4: От торжища — к храму

В основу романского храма легла раннехристианская базилика. В Древнем Риме базиликами назывались общественные здания, предназначенные для торговли или же для рассмотрения судебных тяжб. Когда император Константин разрешил христианам открыто проповедовать свое учение, христианские священники пошли, естественно, не в храмы языческих богов. Они предпочли те общественные здания, где можно собрать сразу много людей. Базилики оказались очень удобными для нового культа, и первые христианские церкви стали возводиться по их образцу. От торжища — к храму

Изображение слайда
5

Слайд 5: Устройство романского храма

Если посмотреть на базилику сверху, она будет похожа на вытянутый в длину прямоугольник. Вход в базилику — в центре одной из узких сторон этого прямоугольника. На противоположной стороне стена изгибается полукруглым выступом — апсидой. В апсиде когда-то восседал римский судья, а потом здесь поместили алтарь — сердце христианского храма. Все пространство базилики от входа до апсиды разделено продольными рядами колонн (чаще всего их было два). Часть базилики между стеной храма и ближайшим рядом колонн или между двумя соседними рядами колонн называется нефом. Если в базилике было два ряда колонн, то, соответственно, она называлась трехнефной. Боковые нефы были уже центрального нефа и значительно ниже его. Это вызвано тем, что большое здание сложно перекрыть надежным потолком. Устройство романского храма

Изображение слайда
6

Слайд 6: Устройство романского храма

В раннехристианских базиликах потолки были, как правило, из дерева. Но зодчие раннего средневековья научились делать прочные каменные перекрытия нефов. Теперь храмы несравненно лучше, чем раньше, были защищены от пожаров. Но зато огромная тяжесть каменных сводов потребовала мощных, толстых стен, способных выдержать большую нагрузку. В храмах делали небольшие узкие окна, чтобы стены не потеряли надежности. Поэтому в романских зданиях чаще всего господствовал полумрак. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. Устройство романского храма Колонны, разделявшие нефы, были массивны. Под алтарной частью ниже уровня пола обычно скрывалось еще одно, «подвальное» помещение, которое называлось крипта (греческое слово « криптос » означает «тайный, скрытый»). В крипте обычно хоронили служителей данной церкви. Здесь же была и небольшая часовенка.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Устройство романского храма

Строители романской эпохи решили, что христианскому храму уместно иметь в плане вид не прямоугольника, а креста. Поэтому они стали делать пристройку, как бы пересекавшую главную базилику под прямым углом ближе к алтарной части. Это изобретение получило название трансепт. На пересечении главного нефа и трансепта порой возводили высокую башню. Нередко ставили две мощные башни у западной стены храма, там, где был главный вход (главный портал), а порой и у восточной — там, где апсида. Устройство романского храма

Изображение слайда
8

Слайд 8: Устройство романского храма

В результате толстенные стены из серого камня и почти лишенные окон, тяжелые двери, мощные башни по углам придавали храмам вид мрачноватых и грозных крепостей. И действительно, в те времена храмы нередко служили убежищами при нападении какого-нибудь неприятеля, будь то язычники — венгры или славяне, будь то воины соседнего князя, наемники папы или союзники императора. Устройство романского храма Романские храмы изнутри покрывались росписями. Краски наносились на свежую, еще не просохшую штукатурку, отсюда и название этого вида живописи — фреска («свежая»).

Изображение слайда
9

Слайд 9: Устройство романского храма

Очень важную роль во многих романских храмах играла скульптура. Самые большие композиции размещались над главным порталом. Чаще всего там изображали пугающую картину конца света и Страшного суда. И это не случайно: прихожан, среди которых, кстати, было немало вчерашних язычников, нужно было предостеречь от греха. Пусть люди ежедневно воочию убеждаются в том, что их ждет, если они будут нарушать христианские заповеди,и что, если будут добросовестно их соблюдать. Устройство романского храма

Изображение слайда
10

Слайд 10: Собор Успения Девы Марии, Гурк, Австрия. 12 век

Эта базилика считается одним из самых важных романских зданий в стране. Она имеет две башни, три апсиды, склеп и галереи. Собор Успения Девы Марии в Гурке является одной из самых высоких церквей, построенных в романском стиле (высота башен собора около 60 метров). Здесь же находятся мощи почитаемой католической святой Эммы, которые были помещены в храм еще в 1174 году.В наши дни собор Успения Девы Марии в городе Гурк используется в качестве приходской церкви, в апреле 2014 года рядом открылся Епархиальный музей.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Собор Нотр -Дам, Турне, Бельгия. 17 век

История памятника начинается с 1110 года, тогда взамен уничтоженного пожаром епископского дворца и церковного комплекса здесь решили возвести собор Богоматери. Собор Нотр -Дам в Турне является резиденцией католического епископства, и с 2000 года внесен в число памятников, охраняемых всемирной организацией ЮНЕСКО. Здание собора поражает своей необычайной красотой, величием и продуманностью деталей. Архитектурный облик памятника включает в себя черты романского и готического стилей. С 1936 года считается главной достопримечательностью и наследием Валлонии. Невозможно не отметить тяжелый и серьезный характер постройки, романский неф и кластер из пяти колоколен и полукруглых арок.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Собор Святого Трофима, Арль, Франция. 15 век

Собор святого Трофима в Арле возвышается в центре города, на Площади Республики, в 100 м к западу от Амфитеатра. Это одно из самых интересных романских зданий региона. Оно построено на месте первоначального (5 век) собора святого Стефана. Храм состоит из одного нефа и сводчатых приделов, возведенных в середине 12 века. Поскольку Арль находился на паломническом Пути святого Иакова, его главной церкви требовалось быть просторной. Трансепт — самая древняя часть храма. Центральный неф является одним из самых внушительных среди всех романских памятников Прованса (40 м в длину, 15 м в ширину и 20 м высотой). Неф перекрыт цилиндрическим сводом. Собор Святого Трофима, Арль, Франция. 15 век

Изображение слайда
13

Слайд 13: Сен- Савен - сюр-Гартамп, Франция. Середина 11 века

Церковь, вошедшая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году, имеет квадратную башню и пять лучевых капелл с многоугольной апсидой. Собрание фресок Сен- Савена считается во Франции одним из самых больших, относящихся к романскому периоду. Сен- Савен - сюр-Гартамп, Франция. Середина 11 века

Изображение слайда
14

Слайд 14: Бамбергский кафедральный собор, Бамберг, Германия. 13 век

Церковь, основанная в 1012 году императором Генрихом II, известна своими четырьмя внушительными башнями. Собор был частично разрушен пожаром в 1081 году, но восстановлен к 1111 году. Кафедральный собор Бамберга является одним из императорских соборов страны. Он располагается недалеко от Старой ратуши и считается символом города. В настоящее время Кафедральный собор считается основной достопримечательностью Бамберга, его украшают многочисленные статуи и скульптуры, которые стали классикой искусства средневековой Германии.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Собор в Клонферте, Ирландия. 12 век

Первое письменное упоминание Кленфортского собора относится к 1180 года. Здание выполнено в романском стиле. Самой примечательной его частью является арка, состоящая из шестиступечнатого архивольта. Каждая дуга арки состоит из разнообразных мотивов: растительных орнаментов, животных рельефов и геометрических узоров. Над аркой расположен остроконечный высокий щипец, в треугольной области которого установлены маски голов. Собор в Клонферте, Ирландия. 12 век

Изображение слайда
16

Слайд 16: Собор Модены, Модена, Италия. 12 век

Кафедральный собор Модены – главная церковь города, освященная в 1184-м году и являющаяся объектом Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО. Это также одно из важных в Европе строений в романском стиле. Первоначально работами по строительству собора руководил архитектор, известный как Ланфранко. После него над возведением храма работал Ансельмо да Кампионе и его ученики. В нынешнем облике фасада собора можно увидеть черты разных архитектурных стилей. Внутри кафедральный собор богато украшен различными произведениями искусства. Собор Модены, Модена, Италия. 12 век

Изображение слайда
17

Слайд 17: Монастырь Петра и Павла, Крушвица, Польша. 1120 год

Храм располагается в бывшем здании госпиталя, построенном в начале XX столетия. В 1957 году в Элке был основан приход Польской православной церкви. В 1958—1959 гг. здание было передано православной общине Элка и оно было приспособлено для православной литургии. Это произведения романского искусства построено из песчаника и гранита. Оно имеет трансепт, пресвитерию и апсиду. Монастырь Петра и Павла, Крушвица, Польша. 1120 год

Изображение слайда
18

Слайд 18: Лиссабонский собор, Португалия. 1147 год

Лиссабонский собор – самый древний в городе храм. Он был построен еще для первого епископа Лиссабона, как символ победы христиан над маврами. Потому неудивительно, что эта святыня, пережившая, вероятно, не одно потрясение, больше напоминает мощный и неприступный рыцарский замок. Самая старая церковь в Лиссабоне, которая представляет собой смесь различных стилей и прославилась своими романскими железными воротами. Лиссабонский собор, Португалия. 1147 год

Изображение слайда
19

Слайд 19: Собор Святого Мартина, Словакия. 13-15 век

Самый большой и интересный романский собор в Словакии. Внутри него расположены мраморные надгробия, а стены расписаны сценами коронации Карла Роберта Анжу. Состоит собор из трех нефов, высота башни – 85 метров, раньше она была частью укреплений города. На самой вершине находится копия короны королей Венгрии, установленная на каменной колонне. Внутренне оформление собора представляет собой образ Святого Мартина верхом на коне в одежде венгерского гусара. Собор Святого Мартина, Словакия. 13-15 век

Изображение слайда
20

Слайд 20: Кафедральный собор Лунда, Швеция. 1145 год

Кафедральный собор Лунда является лютеранской церковью городской епархии. Точная дата возведения собора неизвестна, и лишь дошедшая до наших дней грамота Святого Кнуда от 21 мая 1085 года содержит упоминание о том, что собор в Лунде был построен в 1080-х годах. Романский стиль здесь выражен в планировке, склепе и арочных галереях. На сегодняшний день помимо религиозных функций, собор также является местом проведения торжественных церемоний присвоения докторских степеней и разнообразных церковных концертов. Кафедральный собор Лунда, Швеция. 1145 год

Изображение слайда
21

Слайд 21: Гроссмюнстер, Цюрих, Швейцария. 1100-1120 гг

Протестантский храм в романском стиле. Имеет большой резной портал со средневековыми колоннами. Святыня протестантизма с великолепным видом с главной башни. Этот храм возводили в XI-XIII веках на месте древней церкви, построенной еще Карлом Великим. В прошлом это был мужской монастырь, а теперь это - символ Цюриха. В храме и на башне находятся копии статуй Карла Великого, потому что подлинники таинственным образом и бесследно исчезли. Внутри храм украшен красивыми витражами. Гроссмюнстер, Цюрих, Швейцария. 1100-1120 гг

Изображение слайда
22

Слайд 22: Собор Дарема, Англия. 1093 год

Кафедральный собор города Дарема посвящён Иисусу Христу, Деве Марии и святому Кутберту и является шедевром англо-нормандской архитектуры. Строительство Даремского собора началось в 1093 году, в 1096 году были закончены хоры, в 1128 году – стены нефа, а в 1135 – своды. Дом капитула был построен между 1133 и 1140 годами, но был разрушен в XVIII веке. В 1170-е годы к собору была пристроена Галилейская часовня, служившая капеллой в честь Девы Марии Собор Дарема, Англия. 1093 год В ней находится гробница Беды Достопочтенного. В 1228 году при реставрации собора была достроена капелла Девяти Алтарей. В то же время были завершены башни собора, однако центральная башня, разрушенная молнией, была перестроена в XV веке. Здание примечательно необычными сводами крыши нефа, поперечными арками и массивными колоннами.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Собор Саламанка, Испания. 1513-1733 гг

Старый и Новый соборы Саламанки - важнейший архитектурный памятник города. Новый собор был заложен рядом со Старым в 1513 году, его строительство продолжалось более двух веков. По своему стилю соборы как бы дополняют друг друга - Старый является образцом позднероманского стиля, тогда как новый относится к готическо -ренессансному стилю. Башня Петуха (1163) Старого собора, увенчанная византийским куполом, удачно контрастирует с каменным кружевом Нового собора. Несмотря на то, что в 17 веке собор был перестроен и стал готическим, он сохранил большую часть романского стиля. Собор Саламанка, Испания. 1513-1733 гг

Изображение слайда
24

Слайд 24: Кафедральный собор в Порту, Португалия. 1737 год

Кафедральный собор Порту в историческом центре города является одним из старейших архитектурных памятников города и являет собой яркий пример романского стиля в архитектуре Португалии. По бокам собора расположены две квадратных башни, каждая из которых поддерживается двумя опорами и увенчана куполом. Фасад собора не сильно декорирован и с архитектурной точки зрения выглядит достаточно разнотипным – крыльцо выполнено в стиле барокко, а окно-роза под зубчатой аркой - в романском стиле. Неф в романском стиле в соборе достаточно узкий и имеет крышу с цилиндрическим сводом. По сторонам нефа расположены два прохода под низким куполом. Крыша центрального прохода поддерживаться арочным контрфорсом. Кафедральный собор в Порту, Португалия. 1737 год

Изображение слайда
25

Слайд 25: Санта-Мария- Маджоре, Венето, Италия. 11 век

Колокольня, самая высокая в Риме (75 м), датируется 1377 годом. Нынешний фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х гг. Фердинандо Фуга. В лоджии, на стене, представляющей собой старый фасад церкви, сохранился мозаичный декор начала XIV в. Интерьер церкви, несмотря на позднейшие переделки, даёт представление об огромной раннехристианской базилике, отличающейся совершенством пропорций, гармонией и торжественностью. Исключительный интерес представляют мозаики, украшающие церковь. Внимание привлекает деревянный кессонированный потолок, считающийся работой Джулиано да Сангалло. Согласно традиции, для позолоты потолка использовали золото из первой партии, привезённой из Нового Света. Санта-Мария- Маджоре, Венето, Италия. 11 век

Изображение слайда
26

Слайд 26: Кафедральный собор Сан-Никола- ди - Труллас, Италия. 1113 год

Собор был построен в качестве сельской школы, а затем стал монастырем с крестовыми сводами и фресками. Кафедральный собор Сан-Никола- ди - Труллас, Италия. 1113 год

Изображение слайда
27

Последний слайд презентации: Романские храмы и монастыри: Спасибо за внимание!

Изображение слайда