Презентация на тему: Ринолалия

Ринолалия
Ринолалия – искажение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости, вследствие нарушения нёбно-глоточного
Классификация ринолалии
Ринолалия
Расщелина губы - врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть
Расщелина неба - врожденная аномалия строения твердого или мягкого неба, возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть
Причины ринолалии
Симптомы ринолалии
Симптомы ринолалии
Диагностика ринолалии
Принципы логопедической помощи при ринолалии
Этапы коррекционной работы при ринолалии
Дооперационный этап подготовительный период
Формирование речевого дыхания
Развитие орального праксиса
Последовательность   работы   над   звуками   в   подготовительном периоде
Дооперационный этап основной период
Этапы основного периода
Послеоперационный этап
Проблемы, возникающие при автоматизации звуков
Профилактика ринолалии
Ринолалия
1/22
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 83)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (130 Кб)
1

Первый слайд презентации: Ринолалия

Изображение слайда
2

Слайд 2: Ринолалия – искажение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленное нарушением резонаторной функции носовой полости, вследствие нарушения нёбно-глоточного смыкания

Изображение слайда
3

Слайд 3: Классификация ринолалии

Ринолалия Смешанная - утечка воздуха через нос, при патологически уменьшенном резонансе = > нарушение артикуляции и акустических характеристик речевых звуков Передняя Задняя

Изображение слайда
4

Слайд 4

Открытая Функциональная - вялость мягкого неба, недостаточный подъем при фонации, более выражено нарушение произношения гласных звуков Органическая - расщелина губы и мягкого неба Приобретенная Врожденная

Изображение слайда
5

Слайд 5: Расщелина губы - врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости, часто сопровождается расщелиной неба

Врожденные расщелины верхней губы Скрытая Неполная Без деформации кожно-хрящевого отдела носа С деформацией кожно - хрящевого отдела носа Полная

Изображение слайда
6

Слайд 6: Расщелина неба - врожденная аномалия строения твердого или мягкого неба, возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости, причина ринолалии

Полная расщелина альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба. Полная расщелина альвеолярного отростка и переднего отдела твердого неба Односторонняя - когда одна сторона межчелюстной кости сращена с альвеолярным отростком верхней челюсти. Двухсторонняя

Изображение слайда
7

Слайд 7: Причины ринолалии

Органическая Органическая Функцио-нальная Функцио-нальная Врождённая Приобре тённая Передняя Задняя

Изображение слайда
8

Слайд 8: Симптомы ринолалии

Открытая органическая врождённая ринолалия Неречевые проявления: соматические неврологические интеллектуальные личностные 2. Речевые проявления: аномальное прохождение долингвистического периода нарушение звукопроизношения Вторичные нарушения слуховой дифференциации и фонематического анализа

Изображение слайда
9

Слайд 9: Симптомы ринолалии

При открытой функциональной ринолалии страдает, главным образом, звукопроизношение гласных; согласные звуки остаются сохранными ввиду достаточного нёбно-глоточного смыкания Закрытая органическая ринолалия сопровождается нарушением произношения носовых звуков ([м], [ м '], [ н ], [ н ']), заменой [м] на [б], [ н ] на [ д ]. При этом также страдает тембр голоса При закрытой функциональной ринолалии голос приобретает тусклый, неестественный, мертвый оттенок

Изображение слайда
10

Слайд 10: Диагностика ринолалии

Обследование детей и взрослых с ринолалией многопланово и проводится различными специалистами: отоларингологом, стоматологом - хирургом, ортодонтом, неврологом, фониатром, логопедом ( Основное внимание уделяется оценке строения и подвижности артикуляционного аппарата, физиологического и фонационного дыхания, нарушений голоса. Для выявления открытой ринолалии используется проба Гутцмана – произнесение гласных [а] и [ и ] с попеременным закрытием и открытием носовых ходов), дефектологом, психологом На основании комплексной диагностики и  обследования устной речи  намечается план лечебной и коррекционно-педагогической работы

Изображение слайда
11

Слайд 11: Принципы логопедической помощи при ринолалии

использование и формирование правильного физиологического   дыхания параллельность   в формировании   дыхания   и   артикулем формирование правильного   произношения   всех   звуков   речи   заново последовательность работы над звуками определяется  подготовленностью артикуляционной базы звуков подготовка   артикуляционной   базы   звука   проводится   при помощи специальной   артикуляционной   гимнастики 6. не   следует   фиксировать   внимание   ребенка   на   звуке   с привлечением   слухового   контроля 7. буквенное обозначение звуков вводится после того, как артикуляции окажутся усвоенными 8. автоматизация проводится после закрепления произношения отдельных звуков 9. коррекция развития личности

Изображение слайда
12

Слайд 12: Этапы коррекционной работы при ринолалии

О П Е Р А Ц И Я Дооперационный этап: Подготовительный период Основной период Послеоперационный этап

Изображение слайда
13

Слайд 13: Дооперационный этап подготовительный период

Основная цель — формирование правильного речевого дыхания параллельно с усвоением артикулем. Этапы работы: 1.  Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот. 2.  Формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков. Основные особенности: 1.   Параллельность в работе над дыханием и артикуляцией 2.   Максимальное отвлечение ребенка от слухового, контроля во время произнесения звуков; 3.  Постоянное повторение усвоенного комплекса упражнений перед усвоением нового

Изображение слайда
14

Слайд 14: Формирование речевого дыхания

диафрагмальное ( нижнереберное ) дыхание 2. дифференциации ротового и носового дыхания (отработка различных видов и сочетаний вдоха и выдоха) Цель этих упражнений: закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох в процессе разучивания различных видов вдоха и выдоха заложить основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха

Изображение слайда
15

Слайд 15: Развитие орального праксиса

Г имнастика артикуляционного аппарата на артикулемах гласных и согласных звуков На четкость речи в большой мере влияет характер произношения гласных звуков. С них и начинается специфическая гимнастика, в процессе которой тщательно прослеживается уклад органов произношения для каждого гласного звука. Главная задача - организация ротового выдоха, поэтому все артикуляционные упражнения осуществляются без включения голоса

Изображение слайда
16

Слайд 16: Последовательность   работы   над   звуками   в   подготовительном периоде

Гласные звуки Артикулемы гласных звуков формируются в такой последовательности:  а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю   (заканчивает эту последовательность полугласный звук  й ). Звуки  я, е, ё, ю   формируются из сочетания  и  и соответствующего гласного звука  (а,   э, о, у). Согласные звуки В подготовительном периоде работы формируются фрикативные глухие согласные звуки в такой последовательности:  ф, с, ш, щ, х.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Дооперационный этап основной период

Основная цель - та же, что и в первом периоде, т. е. формирование правильного речевого дыхания одновременно с развитием артикулем Этапы работы: 1. Включение голоса при длительном ротовом выдохе 2.  Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков 3. Д ифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения группы сонорных звуков и аффрикат; 4.    Формирование мягких звуков. Особенности работы : 1.  Параллельность в работе над дыханием и артикуляцией 2. Осознанный слуховой контроль ребенка за своим произношением 3.  Введение буквенного обозначения изучаемых звуков, что может служить для подготовки к обучению грамоте 4.  Автоматизация и дифференциация звуков в различных условиях (слог, слово, предложения, текст); 5.   Предупреждение дисграфий.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Этапы основного периода

1-й этап. Работа по озвончению фрикативных звуков проводится до формирования глухих взрывных звуков, так как все изученные артикулемы реализуются при одинаковом длительном ротовом выдохе. Цель 1-го этапа работы — научить ребенка включать голос при длительном ротовом выдохе. 2-й этап. На этом этапе формируется второй вид ротового выдоха: короткий ротовой выдох. Необходимо обратить внимание ребенка на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи. Овладение этим видом выдоха проходит при формировании звуков  п, б, т, д, к, г. 3-й этап работы над согласными звуками — формирование группы соноров —  л, р, н, м  и аффрикат —  ц, ч. 4-й этап — формирование мягких звуков.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Послеоперационный этап

Работа после уранопластики строится с учетом дооперационной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируются в зависимости от особенностей речи пациента с учетом его психического статуса На занятия могут поступать больные: ·  не проходившие дооперационной логопедической подготовки; ·  проходившие частичную подготовку до операции и улучшившие свою речь; · прошедшие полный курс дооперационных логопедических занятий по предлагаемой методике; · получившие до операции логопедическую помощь по другим методикам. различное время поступления на логопедические занятия после уранопластики

Изображение слайда
20

Слайд 20: Проблемы, возникающие при автоматизации звуков

ребёнок преждевременно начал использовать в быту навыки, приобретенные на логопедических занятиях логопед слишком рано доверил контроль за речью детей родителям ребенок сам небрежно контролирует свою речь косметические операции для ликвидации оставшихся дефектов носа и верхней губы период полового созревания, когда у детей изменяется голос

Изображение слайда
21

Слайд 21: Профилактика ринолалии

игры на звукоподражание: использовать развитый у детей подражательный рефлекс (8-10 месяцев) простые дыхательных игры-упражнения выработка выдоха через рот с включением голоса на артикуляции гласных и согласных звуков При формировании развернутой речи нужно обращать внимание ребенка на ротовой выдох, слегка утрируя его в собственной речи для показа ребенку

Изображение слайда
22

Последний слайд презентации: Ринолалия

В России разработкой методологических приемов по ринолалии занимались: Е.Ф. Рау,1933г., Ф.А. Рау, 1933г., З.Г. Нелюбова,1938г., В.В. Куколь, 1941г., А.Г. Ипполитова, 1955г., 1963, С.Г. Таптапова, 1963г., Т.Н. Воронцова, 1966г., Н.Н. Сереброва, 1969г., Л.И. Вансовская, 1977г., И.И. Ермакова, 1980г, 1984.

Изображение слайда