Презентация на тему: Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Биография
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Жертвоприношение Авраама
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Ночной дозор
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Святое семейство и ангелы
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Блудный сын
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
Флора
Даная
Давид и Урия
Снятие с креста
Пир Валтасара
Святой Матфей и Ангел
Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии
Христос в Эммаусе
Неверие апостола Фомы
Моисей со скрижалями законов
Софониба принимает чашу с ядом
Симеон во храме
Смерть мастера
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)
1/55
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 58)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (6471 Кб)
1

Первый слайд презентации

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

Изображение слайда
2

Слайд 2: Биография

Рембрандт ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене в семье мельника среднего достатка; он был восьмым ребенком и единственным, об образовании которого родители позаботились особо. Он учился в латинской школе и в университете, когда его склонность к живописи проявилась столь определенно, что он оставляет университет, по тем временам вряд ли юноша мог это сделать без согласия в семье. Он учится живописи три года в мастерской Якоба ван Сваненбюрха, лейденского живописца, происходившего из патрицианской семьи и долгие годы проведшего в Италии.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы. Рембрандт был непревзойдённым мастером рисунка и офорта.

Изображение слайда
4

Слайд 4

1669 Лондон Автопортрет

Изображение слайда
5

Слайд 5

Имя при рождении Рембрандт Харменс ван Рейн Дата рождения 15 июля 1606 Место рождения Лейден, Голландия Дата смерти 4 октября 1669 Место смерти Амстердам страна Республика соединённых провинций жанр Живопись, офорт Подпись

Изображение слайда
6

Слайд 6

Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением к глубоко философскому постижению жизни, внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний, знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века, один из пиков мировой художественной культуры. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы. Рембрандт был непревзойдённым мастером рисунка и офорта.

Изображение слайда
7

Слайд 7

После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623); в 1625-1631 работал в Лейдене. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (“Принесение во храм”, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург).

Изображение слайда
8

Слайд 8

Жертвоприношение Авраама, 1635

Изображение слайда
9

Слайд 9

В картинах “Апостол Павел” (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и “ Симеон во храме” (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх.

Изображение слайда
10

Слайд 10

1630-е годы - период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Картина “Урок анатомии доктора Тюлпа ” (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Б олее свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж; “Улыбающаяся Саския ”, 1633, Картинная галерея, Дрезден). Искания этого периода завершил знаменитый “Автопортрет с Саскией ” или “Весёлое общество”; около 1635, Картинная галерея, Дрезден), смело порывающий с художественными канонами, выделяющийся живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, красочной гаммой.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Веселое общество, 1635 Картинная галерея, Дрезден

Изображение слайда
13

Слайд 13

Библейские композиции 1630-х годов (“Жертвоприношение Авраама”, 1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в несколько форсированной динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Особое место в творчестве Рембрандта 1630-х годов занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям (“Похищение Ганимеда”, 1635, Картинная галерея, Дрезден ).

Изображение слайда
14

Слайд 14: Жертвоприношение Авраама

Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете. Авраам по велению свыше готов принести своего единственного сына Исаака в жертву Богу и уже занес над ним, связанным, нож, чтобы заколоть его для всесожжения. На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. В Священном Писании ангел Господень взывает к Аврааму, прошедшему испытание на покорность Богу, и велит ему остановиться. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Сцена выигрывает в убедительности еще и потому, что большая ладонь Авраама закрыла сыну лицо, голова Исаака запрокинута и кажется, что в горло вот-вот вонзится нож. В Мюнхене хранится другой вариант на этот сюжет, но он, возможно, принадлежит кисти Рембрандта лишь частично

Изображение слайда
15

Слайд 15

В 1640-х годах назревает конфликт между творчеством Рембрандта и ограниченными эстетическими запросами современного ему общества. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина “Ночной дозор” ( Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера - вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т.е. по существу историческую картину, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Ночная стража, 1642 Рейксмузеум, Амстердам

Изображение слайда
17

Слайд 17: Ночной дозор

Эта самая знаменитая работа Рембрандта, последние два века известна под названием «Ночной дозор». Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Приток заказов Рембрандта сокращается, его жизненные обстоятельства омрачаются смертью Саскии. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности. Он пишет спокойные, исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (“Давид и Ионафан ”, 1642, “Святое семейство”, 1645, - оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Изображение слайда
19

Слайд 19: Святое семейство и ангелы

Эта проникнутая удивительной нежностью картина подтверждает дар Рембрандта до такой степени смешивать божественное и земное, что уже невозможно провести грань между ними. Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце, а может, чтобы прикрыть Его лицо от яркого света, призванного подчеркнуть Его величие. Преисполненная нежности Мария склонилась над Иисусом, с истинно материнской заботой лишний раз проверяя, все ли в порядке с ребенком. Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый “Портрет жены брата художника”, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Портрет старика в красном”, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств; то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.

Изображение слайда
21

Слайд 21

В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая красно-коричневая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса светоносной краски усиливает эмоциональную выразительность произведений Рембрандта, как бы согревая их теплым человеческим чувством. В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, все его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Созданные Рембрандтом в 1660-е годы библейские композиции подводят итог его размышлениям о смысле человеческой жизни. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (“ Ассур, Аман и Эсфирь”, 1660, ГМИИ, Москва; “насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом.

Изображение слайда
23

Слайд 23

В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр - монументальное полотно “Возвращение блудного сына” (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. С поразительным мастерством он воссоздает в нем целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Блудный сын

Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств. «Блудный сын» - последняя картина Рембрандта, его лебединая песня. Он создал ее в наиболее горький период своей жизни, потрясенный смертью сына и любимой женщины. Естественно, что тема родительского горя стала ему особенно близка. Для ее выражения в живописи художник выбрал тему их Евангелия. В одной из притч рассказывается о сыне, покинувшем кров родительского дома ради веселой и беззаботной жизни. Претерпев множество невзгод, юноша вернулся домой. Старик отец, ослепший за эти годы, принял его в свои объятия, простив ему свое горе и одиночество. Рембрандт изобразил отца дряхлым и слабым.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Аллегория музыки, 1626 Рейксмузеум, Амстердам

Изображение слайда
26

Слайд 26

Товит, подозревающий жену в воровстве, 1626, Рейксмузеум

Изображение слайда
27

Слайд 27

Притча о богаче, 1627 Музей Берлин-Далем

Изображение слайда
28

Слайд 28

Челн Христа во время бури 1633, Музей Изабеллы Гарднер

Изображение слайда
29

Слайд 29

Валаамова ослица 1626

Изображение слайда
30

Слайд 30

Самсон и Далила 1628

Изображение слайда
31

Слайд 31

Юная Саския 1633

Изображение слайда
32

Слайд 32

Саския ван Эйленбурх, 1634

Изображение слайда
33

Слайд 33

Портрет Яна Утенбогарта, 1634

Изображение слайда
34

Слайд 34

Флора 1633-1634

Изображение слайда
35

Слайд 35

Пир Валтасара 1635

Изображение слайда
36

Слайд 36

Похищение Ганимеда 1635

Изображение слайда
37

Слайд 37

Ослепление Самсона 1636

Изображение слайда
38

Слайд 38

Каменный мостик 1638

Изображение слайда
39

Слайд 39

Портрет Марии Трип 1639

Изображение слайда
40

Слайд 40

Давид и Ионафан 1642

Изображение слайда
41

Слайд 41

Мельница 1645

Изображение слайда
42

Слайд 42: Флора

Рембрандт написал эту картину в 1634 году, в год женитьбы на Саскии ван Эйленбурх, дочери одного из своих компаньонов. До самой своей смерти, которая последовала, когда ей было всего тридцать лет, эта женщина была любимой моделью художника. Рембрандт изобразил ее здесь в одежде Флоры, богини Весны. Молодая женщина одета в богатый, весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. На голове у нее пышный венок, в руках жезл, увенчанный цветам. В эти годы художник любил писать драгоценные украшения и ткани, одевая, как в данном случае, свои модели в фантастические костюмы.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Даная

Царю Аргоса Акрисию оракул предсказал смерть от руки внука. И Акрисий заточил свою единственную дочь Данаю в недоступную башню. Только служанка была при царевне. О красоте Данаи прослышал Зевс и проник к ней, превратившись в золотой дождь. От союза Данаи и Зевса родился герой Персей, который совершил много подвигов. «Даная», как и «Флора», относится к тому периоду творчества Рембрандта, когда мастера увлекала возможность передать в живописи красоту зримого мира. От Данаи трудно оторвать глаза. Весь ее облик озарен неповторимым обаянием женственности. Она выглядит чуть старше, чем принято изображать избранницу Зевса, но именно это позволяет Рембрандту придать переполняющим ее чувствам особую глубину.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Давид и Урия

Неизвестны в точности ни дата написания, ни сюжет этой, проникнутой настроением, прекрасной картины, что стало поводом для различных предположений. По одной версии, эта работа связана с « Артаксерксом, Аманом, и Эсфирью ». Считается, что здесь изображено отстранение Амана от дел или же момент, когда он получает у царя позволение истребить всех иудеев. Этот аргумент подкреплен свидетельствами, что обе картины представляют собой сцены из пьесы, поставленной в 1659 году, а не основаны непосредственно на библейском источнике. Здесь, безусловно, есть что-то театральное, но, помимо несоответствий в деталях, предполагаемые сюжеты не отвечают настроению скрытой печали, которое внушает картина. Поэтому правомерно вернуться к старой версии. В таком случае фигура в красном — муж соблазненной Вирсавии Урия, которого Давид, тревожимый угрызениями совести, посылает на верную гибель.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Снятие с креста

Снятие с креста - распространенный сюжет в европейской живописи. По традиции среди присутствующих изображают Богоматерь, несколько учеников Иисуса и Иосифа из Аримафеи. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика. Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. Она написана несколько месяцев спустя и хранилась у самого художника до 1656 года, когда он разорился. Изломанная фигура Христа залита ярким светом, Богоматерь лишилась чувств, на земле разложены роскошные пелены, в которых Он будет лежать, пока не воскреснет.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Пир Валтасара

Большие полотна с театрализованными эффектами были популярны в Нидерландах при жизни Рембрандта. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила. На многолюдном пиру он велел принести золотую и серебряную посуду, которую его отец Навуходоносор взял из святилища иерусалимского храма. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин ». Даниил сказал царю, что они означают его гибель; предсказание сбылось в ту же ночь. На картине Рембрандта исследуется изумление и страх, усиленный еще и выплеснувшимся из священных сосудов вином, что тоже символично. Удивляет сделанная на иврите надпись, особое расположение букв которой заставляет вспомнить о соседе Рембрандта еврее Манассе бен Исраэле, с которым, как известно, художник поддерживал отношения.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Святой Матфей и Ангел

Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. В отличие от других, однофигурных, портретов здесь позади апостола изображен ангел, вдохновляющий Матфея на написание Евангелия. Ангел очень напоминает Титуса, который вполне мог быть моделью для него, однако апостол по облику явно не Рембрандт. Помимо религиозного смысла, картина замечательно передает контраст между юностью и старостью, хотя по замыслу роли противоположны. Ангелоподобный юноша, спокойный, уверенный в себе, утешает Матфея, положив руку на плечо старика. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии

. Эта эффектная работа производит впечатление декорации и, возможно, написана по просьбе богатого заказчика. Центральная группа изображена с совершенной законченностью, в детальной манере, от которой в 40-е годы Рембрандт постепенно отходит. Пышная красно-золотая декорация своим блеском напоминает дворец в стиле барокко, хотя в действительности изображен иерусалимский храм. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Надеясь уловить Иисуса, они спросили, надо ли побить такую камнями, как предначертано в законе Моисея. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Картина построена на драматических контрастах: облаченные в простые коричневые одеяния Иисус с учениками, очаровательная пристыженная грешница, книжники и фарисеи в роскошных одеждах

Изображение слайда
49

Слайд 49: Христос в Эммаусе

Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. После того как Иисуса распяли, двое его учеников, направлялись в Эммаус, селение неподалеку от Иерусалима. К ним приблизился незнакомец, пошел с ними, всю дорогу изъяснял Писание и разделил с ними трапезу в доме, куда они пришли. Когда он преломил хлеб и подал им, глаза у них открылись и они узнали Иисуса, воскресшего из мертвых, но Он тут же стал невидимым для них. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. Здесь же подчеркивается естественность, человечность происходящего: лишь неяркий нимб над головой Иисуса и восторженный, устремленный ввысь взгляд указывают на Его божественность, которой, очевидно, не замечает мальчик-прислужник.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Неверие апостола Фомы

Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Рембрандт изобразил ночную сцену: сияние, исходящее от Иисуса, кажется единственным источником света, от которого в смущении отстраняется уверовавший Фома.

Изображение слайда
51

Слайд 51: Моисей со скрижалями законов

Законодатель Моисей только что спустился с горы Синай с двумя каменными скрижалями, «на которых написано было перстом Божиим» Десять заповедей. Это, несомненно, торжественное событие, но трудно быть уверенным, изображен ли здесь момент триумфа или гнева, когда Моисей, видя, что сыны Израилевы поклоняются золотому тельцу, бросил из рук своих скрижали и разбил их под горой. Эта картина, возможно, была заказана для главы какой-то гильдии и предназначена для украшения камина в амстердамской ратуше.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Софониба принимает чашу с ядом

Величественная фигура на этой картине очень напоминает Саскию, хотя история Софонибы не совсем подходит молодой жене. Софониба, дочь карфагенского полководца Гасдрубала, жила в пору, когда Карфаген вел ожесточенную войну с Римом. Чтобы закрепить союз с нумидийцами, Гасдрубал выдал дочь за царя Сифакса, но того разбил союзник римлян Масинисса, который немедля захотел взять царицу себе в жены. Когда римляне запретили ему этот брак, он избавил Софонибу от дальнейших унижений, прислав чашу с ядом, которую царица выпила не колеблясь. Рембрандт мог не относиться всерьез к этой романтической истории, но картина действительно изображает решительный момент и обдуманность действий, будучи в некотором отношении сравнима с более знаменитой и менее театральной «Вирсавией»

Изображение слайда
53

Слайд 53: Симеон во храме

Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Господня». И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Там действие происходит под высокими сводами храма, а сама работа выполнена в детальной манере, свойственной периоду молодости, успеха и славы. Здесь свободная манера письма последних лет особенно заметна еще и потому, что работа не закончена, хотя это едва ли существенно: все сосредоточено на моменте, когда полуослепший старец качает на руках спеленутого Младенца — сцена, исполненная бесконечной нежности.

Изображение слайда
54

Слайд 54: Смерть мастера

Осенью 1669 года тихо, незаметно скончался величайший из мастеров голландской школы. Рембрандт - поэт страдания и сострадания. Все скромное, нуждающееся, всеми забытое ему близко и дорого. Сюжеты свои он выбирал в жилищах ремесленников, среди небогатой обстановки домашнего очага простолюдина; на его картинах мы видим несчастных больных, убогих и увечных. Кто хоть раз внимательно изучил "Милосердного самарянина" (музей Лувра), никогда не забудет этого дивного произведения. Мастер выполнил более 400 картин (не считая многочисленных несохранившихся произведений), а также 287 гравюр и тысячи рисунков. Серьезная, реалистическая живопись, говорящая сердцу, нашла себе величайшего творца в лице Рембрандта.

Изображение слайда
55

Последний слайд презентации: Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669)

Великий Рембрандт, любимый многими и многими ненавидимый, совершил революцию в живописи богатой Голландии XVII века. Подобно метеору возник он среди мастеров, послушных воле заказчиков, которые всегда требовали портретного сходства, элегантных квадратных интерьеров с полами в клеточку и женщин в чепцах.

Изображение слайда