Презентация на тему: Религия как форма духовной культуры

Религия как форма духовной культуры
Религия как форма духовной культуры
Религия как форма духовной культуры
Религия как форма духовной культуры
МИФ И РЕЛИГИЯ
Первобытные верования
Первобытные верования
Первобытные верования : законы магии
Родоплеменные религии
национальные религии
Национально-государственные религии
Мировые религии
1/12
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 31)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (145 Кб)
1

Первый слайд презентации: Религия как форма духовной культуры

«Религия — это духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлением об инобытии (загробном мире) как доминирующем по отношению к обыденному существованию реальности» (Энциклопедия религий ) совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозная община).

Изображение слайда
2

Слайд 2

В религиоведении разработан ряд концепций религии: теологические (конфессиональные), философские, социологические, биологические, психологические, этнологические и др., различа - ющиеся по главному объяснительному принципу. Теологическая концепция: постулирование сверхъестественного источника религии - Бога, абсолюта, «трансцендентного», мирового духа. Религия - это "переживание святого", ее предметом является нуминозное (лат. numen - божественная воля, власть, сила божества) сила, исходящая от Божества. Встреча с Богом, происходит в жизни каждого человека. И религиозный опыт человека есть опыт универсальный всечеловеческий. Разница лишь в том, к какому результату приводит эта встреча, осознает ли ее человек или проходит мимо Философия, в  отличии от теологии, не довольствуется принятием на веру, а  все ставит под сомнение.  В рамках философии религии существует  деизм  (от лат. deus — бог) — истолковывающий Бога как высший Разум, с бытием которого связано устройство Вселенной, а также  пантеизм  (Бог во всем) — растворяющий Бога в природе и культуре.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Фрейд устанавливает связь между религией и бессознательными субъективными впечатлениями, желаниями личности. Подавление мощных природных стремлений социальными нормами,  по мнению Фрейда,  и порождает религию.   Религия есть «коллективный невроз человечества». Современные трактовки исходят из понимания религии как формы мировоззрения и выводят специфику из этимологии : religare — воссоединять, в смысле восстановления разорванной связи между человеком и Богом…) — система миропредставления, основанная на том, что человек ощущает некую связь со всем бытием, имеющим системность и организованность. К. Маркс и Ф. Энгельс: религия как социальное явление имеет историческую природу, она является порождением не вечных, а преходящих социальных условий. Религия формируется как ответ на ситуацию несвободы человека и потребности в преодолении господствующих над ним сил.

Изображение слайда
4

Слайд 4

В структуре религии принято выделять религиозное сознание религиозные действия религиозные организации В основе рел. сознания лежит вера в сверхъестественное, которая включает в себя веру в сверх. существа, веру в сверх. связи (магия, тотемизм), веру в сверх. свойства реальных объектов (фетишизм). Предметом религиозной веры является сверхъественное. 1. это слепая, бездоказательная вера в реальное сущ -е сверхъестественного. 2. это прежде всего религиозные переживания, религиозные чувства 3. Убеждение в существовании особых двухсторонних отношений между чел-ком и объектом веры

Изображение слайда
5

Слайд 5: МИФ И РЕЛИГИЯ

Миф – это универсальная, единственная на определенном этапе форма общественного сознания. Носителем мифологического сознания является общество в целом. Миф существует тогда, когда индивиды не отделяют себя друг от друга, а поведение регулируется непосредственно через запреты. Мир в мифе един и неделим. Все материальное тождественно идеальному, телесное – духовному, живое – неживому. Мифологические боги не знают морали, к ним неприложимы этические оценки. Боги не имеют своего лица, характера, лишены личностных качеств. Религия появляется вместе с искусством, политическим сознанием, с выделением умственного труда в самостоятельную специализированную деятельность. Религия предполагает образования специальных профессиональных групп священнослужителей (жрецов), Религия действует наряду с политико-правовыми регуляторами. Она вырастает в специальный социальный институт. религия расщепляет, удваивает мир на мир священный ( сакральный ) и мирской ( профанный ), естественный  и   сверхъестественный  (чудесный). Бог религий антропоморфен. В то же время он священен, ибо является носителем высших этических принципов.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Первобытные верования

ФЕТИШИЗМ (от португ. feitigo - амулет, магическая вещь) — поклонение материальным предметам, которым приписываются не присущие им свойства (способность исцелять предохранять от врагов, помогать на охоте и т.п.). Объектом поклонения — фетишем — мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: необычный камень, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. ТОТЕМИЗМ (от слова « ототеман », на языке североамериканских индейцев— род его)— комплекс верований и обрядов первобытных народов, связанный с представлениями о родстве между группами людей (семей, родов, племен) и каким-то животным, реже — растением или даже предметом. Тотем считался родственником (отцом, старшим братом) или другом, от которого магическим образом зависели жизнь и благосостояние рода в целом и каждого его члена в отдельности.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Первобытные верования

Одушевленность еще не осознавалась как нечто специфически человеческое, духовная жизнь отождествлялась с деятельностью всего организма или с его отдельными функциями. Душа понимается столь же обыденно и материально как и прочие органы человеческого тела. Чаще всего душа отождествляется с кровью или диафрагмой, тенью или птицей. АНИМАТИЗМ (лат. animatus — одушевленный) — вера в существование безличной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Она известна под разными именами: у меланезийцев - мана, у ирокезов — оренда, у алгонкинов — маниту, у жителей Западного Судана — ньяма, у пигмеев — мегбе и т.д. АНИМИЗМ- - представление о существовании духовных (нематериальных) сущностей и существ и вера в возможность общения человека с ними. Возникновение анимизма относится к эпохе первобытнообщинного строя. МАГИЯ представляет собой совокупность фантастических, иллюзорных представлений и колдовских действий, с помощью которых первобытные люди пытаются добиться практических результатов (удачной охоты, рыбной ловли, победы над врагами-иноплеменниками и т. п.) Магические операции в большинстве своем связаны с представлением о некой безликой, невидимой и недифференцированной силе, разлитой в мире.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Первобытные верования : законы магии

1.Закон подобия Подобное производит подобное. Любое действие можно вызвать путем простого подражания 2. Закон соприкосновения Вещи, которые хотя бы один раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии, приобретают общую судьбу. 3. Закон причинно-временной смежности Временная последовательность подменяет причинность, «после этого, значит вследствие этого» 4.Закон алгоритма Основным условием для достижения желаемого результата является строгое и неукоснительное соблюдение определенных магических обрядов и правил Жрецы - высококвалифицированные исполнители данных ритуальных норм, жрецом может стать всякий, кто хорошо знает и умеет выполнять необходимые ритуальные действия. Первобытные верования : законы магии

Изображение слайда
9

Слайд 9: Родоплеменные религии

Родоплеменные верования и культы  — совокупность религиозных представлений и обрядов, сложившихся в условиях архаического общества, родоплеменной организации общинной жизни. Ядром являются первобытные верования: фетишизм, тотемизм, анимизм, магия. Объектом религиозного почитания была природа. Культ предков, вождей, обряды инициации и др. С усложнением общественных отношений меняется и объект поклонения: матриархат сменяется патриархатом, и женские духи уступают место мужским. Постепенное превращение духов в богов привело к политеизму, почитанию множества богов, лишь один из которых является покровителем данного племени. Постепенно создается особое, духовно высшее сословие служителей культа – жрецов, священников. Жрецы - люди, наделенные особыми священными полномочиями, приобщенные к божеству. Первоначальный миф логически упорядочивается, складывается в систему, постепенно превращаясь в религиозную идеологию

Изображение слайда
10

Слайд 10: национальные религии

« Национальные» или национально-государственные религии складывались в период становления и развития клас. общества. Отражали процессы формирования народностей, а затем и наций. Носителями являются в основном представители данного этноса: детальная ритуализация обыденного поведения людей (вплоть до приема пищи, соблюдения гигиенич. правил, омовений и т. д.), специфическая обрядность, строгая система религ. предписаний и запретов, которые затрудняют общение с иноверцами сложность вступления для непосвященных

Изображение слайда
11

Слайд 11: Национально-государственные религии

Национальные религии становятся основой этно-центризма, служат фактором изоляции и обособления данного этноса от других, используются для обоснования идеи нац. исключительности, распространения националистических настроений, усиливает нац. рознь Из существующих религий к этому типу относятся иудаизм, конфуцианство, сикхизм, синтоизм, индуизм

Изображение слайда
12

Последний слайд презентации: Религия как форма духовной культуры: Мировые религии

Мировые религии — это группа религий, отличающаяся распространённостью по всем регионам Земли, обращением ко всем людям независимо от этнической и политической принадлежности, наибольшим числом верующих; Универсализм учения и многообразие (полиморфизм) основных догматов Космополитизм Социальное равенство Обращенность лично к каждому верующему Упрощенная обрядность, возможность личного спасения ценой правильной жизни Простота вступления, участие всей паствы в обрядовой практике выделяют три основные религии мира, приверженцами которых является подавляющее большинство всех верующих людей на планете: буддизм, христианство ислам

Изображение слайда