Презентация на тему: Регулирование рыночной экономики

Регулирование рыночной экономики
План
1. Сущность и способы регулирования экономики
Регулирование экономики
Способы регулирования
Рыночное саморегулирование
Регулирование рыночной экономики
Государственное регулирование
2. Цели и методы государственного регулирования
Государственное регулирование
Регулирование рыночной экономики
Регулирование рыночной экономики
Прямые (административные) методы государственного регулирования
Косвенные (экономические) методы государственного регулирования
3. Альтернативные подходы к определению характера регулирования
Альтернативные подходы к определению характера регулирования
Кейнсианский подход
Дискреционная политика
Классический под ход
Регулирование рыночной экономики
Регулирование рыночной экономики
Контрактное государство
Эксплуататорское государство
Вывод
Эмпирические методы оценки характера государства
Регулирование рыночной экономики
Регулирование рыночной экономики
Регулирование рыночной экономики
Регулирование рыночной экономики
Регулирование рыночной экономики
Вывод
5. «Провалы» государства
«Провалы» государства
Провалы государства в неоклассической теории
Провалы государства в институциональной теории
«Растущее» государства как причина роста налоговой нагрузки
Бюрократизм
Реализация собственных интересов под «крышей» государственных структур
Искажение в передачи информации
Отсутствие четких критериев эффективности деятельности
Спасибо за внимание
1/41
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 6)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1942 Кб)
1

Первый слайд презентации: Регулирование рыночной экономики

Дубынина Анна Валерьевна, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и финансы»

Изображение слайда
2

Слайд 2: План

Сущность и способы регулирования экономики Цель, методы и формы государственного регулирования Альтернативные подходы к определению характера регулирования Теоретические модели государства «Провалы» государства

Изображение слайда
3

Слайд 3: 1. Сущность и способы регулирования экономики

Изображение слайда
4

Слайд 4: Регулирование экономики

Обеспечение стабильного функционирования экономики Достижение макроэкономического равновесия Эффективное решение ключевых экономических проблем ( что, как, для кого производить? )

Изображение слайда
5

Слайд 5: Способы регулирования

экономики Рыночное саморегулирование Государственное регулирование Косвенное Прямое Сознательное Стихийное Способы регулирования

Изображение слайда
6

Слайд 6: Рыночное саморегулирование

Предполагает, что установление макроэкономического равновесия на рынках товаров и услуг, факторов производства, денежном происходит под влиянием рыночных сил

Изображение слайда
7

Слайд 7

Стихийное саморегулирование Сознательное саморегулирование Характеризуется отсутствием субъекта регулирования («невидимая рука») Осознанная деятельность экономических агентов (потребителей и производителей), направленная на регулирование отдельных сторон рыночных отношений (заключение договоров, регулирование рисков)

Изображение слайда
8

Слайд 8: Государственное регулирование

Характеризуется тем, что определенные функции по поддержанию макроэкономического равновесия берет на себя государство

Изображение слайда
9

Слайд 9: 2. Цели и методы государственного регулирования

Изображение слайда
10

Слайд 10: Государственное регулирование

Система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера стабилизации и приспособления экономики к изменяющимся условиям

Изображение слайда
11

Слайд 11

Изображение слайда
12

Слайд 12

Прямые методы государственного регулирования Косвенные методы государственного регулирования Используются с целью непосредственного установления макроэкономиче-ских пропорций Используются с целью повлиять на деятельность экономических агентов через их интересы

Изображение слайда
13

Слайд 13: Прямые (административные) методы государственного регулирования

Распределение государственных заказов между экономическими агентами Административное регулирование цен и тарифов (на услуги естественных монополий) Лицензирование отдельных видов деятельности (ст.12 ФЗ №99 от 04.05.11«О лицензировании отдельных видов деятельности) Стандартизация и сертификация (ФЗ №162 от 29.06.15 «О стандартизации в РФ») Гос. программирование и прогнозирование Нормативно-правовое регулирование

Изображение слайда
14

Слайд 14: Косвенные (экономические) методы государственного регулирования

Бюджетно-налоговое регулирование (налоговое стимулирование (сдерживание) экономического развития, политика государственных расходов) Денежно-кредитное регулирование (изменение учетной ставки, нормы обязательных резервов, осуществление операций с государственными ценными бумагами)

Изображение слайда
15

Слайд 15: 3. Альтернативные подходы к определению характера регулирования

Изображение слайда
16

Слайд 16: Альтернативные подходы к определению характера регулирования

Кейнсианский подход Классический подход

Изображение слайда
17

Слайд 17: Кейнсианский подход

Рыночная экономика нестабильна, развивается циклически Восстановление стабильности невозможно без государственного вмешательства Для смягчения резких экономических спадов и подъемов необходима дискреционная фискальная политика

Изображение слайда
18

Слайд 18: Дискреционная политика

Изменяется в зависимости от экономической ситуации: - стимулирующая политика на стадии спада - сдерживающая политика на стадии подъема

Изображение слайда
19

Слайд 19: Классический под ход

Рыночная экономика по своей природе стабильна, а нестабильность вызывает дискреционная государственная политика Государственное регулирование должно не подстраиваться под экономическую ситуацию, оно должно быть минимальным

Изображение слайда
20

Слайд 20

4. Теоретические модели государства

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22: Контрактное государство

Государство, создаваемое на основе договора, в котором каждый индивид делегирует государству часть функций по определению и защите прав собственности Государство использует монополию на насилие только в рамках делегированных ему индивидами правомочий и в их интересах Индивиды рассматривают уплату налогов не как повинность, а как свою обязанность

Изображение слайда
23

Слайд 23: Эксплуататорское государство

Государство использует монополию на насилие для максимизации собственного дохода Индивиды рассматривают уплату налогов как повинность

Изображение слайда
24

Слайд 24: Вывод

Государство наделяется (в контрактной модели) или присваивает (в эксплуататорской модели) себе власть устанавливать и перераспределять права собственности своих граждан В контрактной модели - это делается для реализации интересов граждан В эксплуаторской модели – для удовлетворения потребностей правящей группы, класса

Изображение слайда
25

Слайд 25: Эмпирические методы оценки характера государства

Изображение слайда
26

Слайд 26

Показатель 2012 2013 2014 2015 Доходы – всего, % 100 100 100 100 из них на: Налог на прибыль организаций 3,1 2,9 2,7 2,8 НДС 16,0 14,7 14,3 15,0 Акцизы 1,4 2,7 3,5 3,6 Налоги за пользование природными ресурсами 17,0 19,0 19,6 19,9 Доходы от внешнеэкономической деятельности 38,9 38,6 38,5 37,7 Доходы от использования государственного и муниципального имущества 5,2 4,2 2,7 3,1 Структура ряда доходов федерального бюджета

Изображение слайда
27

Слайд 27

Показатель 2012 2013 2014 2015 Расходы - всего 100 100 100 100 из них на: Общегосударственные вопросы 8,8 6,3 6,4 6,3 Обслуживание  государственного и  муниципального долга 1,9 2,5 2,7 2,8 Национальную оборону 12,6 14,1 15,8 16,8 Национальную безопасность и правоохранительную деятельность 10,7 14,3 15,5 14,1 На национальную экономику 12,1 15,3 13,4 20,7 Социально-культурные мероприятия (образование, здравоохранение, спорт) 12,5 41,0 39,3 32,8 Структура ряда расходов федерального бюджета

Изображение слайда
28

Слайд 28

Показатель, млрд.руб. 2013 2014 2015 Внутреннее финансирование 21,4 270,2 481,4 внешнее финансирование 18,1 52,7 72,2 Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Изображение слайда
29

Слайд 29

Признак Контрактное Эксплуататорское Цель Максимизация совокупного дохода (ВВП) членов общества Максимизация ренты (налоговых поступлений) группы, контролирующей государственный аппарат Функции Гарант в сделках между индивидами, определение и защита прав собственности Активное вмешательство в экономические и социальные процессы, не ограничивающееся ролью гаранта Средства Ограничены рамками закона Зависят от политической воли правящей группы Характеристика двух моделей государ с тва

Изображение слайда
30

Слайд 30

Признак Контрактное Эксплуататорское Основные статьи доходов Налоговые поступления от «рыночных» налогов (налог на прибыль, НДС) Конфискационные налоги (налоги за пользование природными ресурсами) Основные статьи расходов Юстиция, правоохранительная деятельность Оборона, государственное управление, правоохранительная деятельность Способы покрытия бюджетного дефицита Внешние займы Внутренние займы Характеристика двух моделей государства

Изображение слайда
31

Слайд 31: Вывод

Институциональный анализ государственного бюджета позволяет определить тип государства

Изображение слайда
32

Слайд 32: 5. «Провалы» государства

Изображение слайда
33

Слайд 33: Провалы» государства

Неспособность государства обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости

Изображение слайда
34

Слайд 34: Провалы государства в неоклассической теории

Изображение слайда
35

Слайд 35: Провалы государства в институциональной теории

Изображение слайда
36

Слайд 36: Растущее» государства как причина роста налоговой нагрузки

Расширение масштабов государственной деятельности в связи с растущей налоговой нагрузки побуждает экономических субъектов уходить в теневую экономику

Изображение слайда
37

Слайд 37: Бюрократизм

Создание значительного аппарата государственных служащих неизбежно ведет к формированию явления бюрократия, что затрудняет процесс принятия решений при заключении контрактов, сделок и т.д.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Реализация собственных интересов под «крышей» государственных структур

Чиновники часто используют государственную собственность, государственные контракты в своих личных целях

Изображение слайда
39

Слайд 39: Искажение в передачи информации

Экономические субъекты при заключении контрактов могут по-разному воспринимать одну и ту же информацию, что приводит к отклонениям результатов деятельности государства от поставленных задач

Изображение слайда
40

Слайд 40: Отсутствие четких критериев эффективности деятельности

Функционирование государства не сводится только к получению прибыли, спектр целей очень широк, что не позволяет определить единый критерий

Изображение слайда
41

Последний слайд презентации: Регулирование рыночной экономики: Спасибо за внимание

Изображение слайда