Первый слайд презентации: Реформы государственного аппарата при Петре I
Слайд 2
Реформы Петра I стали продолжением изменений в обществе, начавшихся еще в XVII в. при царе Алексее Михайловиче. Силой своего характера царь ускорил процессы преобразований. У него не было заранее продуманного плана реформ, поэтому указы и предписания часто противоречили друг другу. Приступая к реформам, Петр I преследовал главную цель − создание мощного обороноспособного государства с высоким международным престижем. С одной стороны, его деятельность была направлена на развитие рыночных отношений, предпринимательства, повышение общеобразовательного уровня людей, с другой − ставка делалась на госаппарат, что и привело к тотальному огосударствлению общества. Важным стимулом реформаторской деятельности Петра I стала Северная война (1700–1721 гг.), в ходе которой необходимо было создать сильную армию и флот, эффективную систему управления, развитую экономику.
Слайд 3
Административные реформы — комплекс преобразований органов государственного управления, предпринятых Петром I Великим за время своего правления Русским царством и Российской Империей. Большая часть административного аппарата была либо упразднена, либо реорганизована в соответствии с учётом европейских традиций, опыт которых царь почерпнул во время Великого посольства 1697—1698 годов.Основная суть практически всех административных преобразований Петра I заключалась в построении абсолютистской формы монархи, которая предполагает концентрацию судебных, административных и финансовых рычагов управления в руках государя и доверенных ему людей.
Слайд 5
Реформы органов центрального управления Петра I Великого Создание Ближней канцелярии и упразднение Боярской Думы С приходом Петра I к власти Боярская дума начала терять свои властные полномочия, превращаясь в еще одно бюрократическое ведомство. Царь старался изменить устоявшиеся порядки (члены боярской думы избирались из местных благородных дворян) и поставить на руководящие должности людей, подконтрольных ему лично. С 1701 года ее функции как высшего правительственного органа стала выполнять так называемая « Консилия министров» — совет начальников важнейших правительственных ведомств, среди которых было немало небояр. После 1704 года упоминаний о заседаниях Боряской думы нет, хотя её официальное упразднение и не состоялось. Ближняя канцелярия, была создана в 1699 году для контроля финансовых расходов всех приказов, а также административных решений — все важнейшие бумаги главные царские советники и министры должны были подписывать, для чего была заведена специальная книга именных указов. Создание Правительствующего Сената 2 марта 1711 года Пётр I создал Правительствующий Сенат — орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя (Северная война занимала большую часть его внимания). Сенат был полностью подконтролен царю, являлся коллегиальным органом, члены которого назначались Петром I лично. 22 февраля 1711 года для дополнительного надзора за чиновниками во время отсутствия царя, была создана должность фискала.
Слайд 6: Создание коллегий
C 1718 по 1726 года происходило создание и дальнейшее развитие Коллегий, целью которых Пётр I видел замещение устаревшей системы приказов, которые были чрезмерно неповоротливы в решении проблем государства и, зачастую, дублировали собственные функции. По мере создания, коллегии поглощали приказы. В период с 1718 по 1720 год президенты коллегий являлись сенаторами и заседали в Сенате, однако впоследствии из всех коллегий представительство в сенате было оставлено лишь за главнейшими: Военной, Адмиралтейств и Иностранных дел. Создание системы коллегий завершило процесс централиз1ации и бюрократизации государственного аппарата. Чёткое распределение ведомственных функций, единые нормы деятельности (по Генеральному регламенту) — всё это существенно отличало новый аппарат от приказной системы. Система коллегий Система приказов
Слайд 7
Издание Генерального Регламента Указом от 9 мая 1718 Петр I поручил президентам Камер-, Ревизион -, и Военной коллегий на основании шведского устава начать разработку Генерального Регламента — системы делопроизводства, получившую название «коллежской». Регламент утверждал коллегиальный способ принятия решений коллегиями, определял порядок обсуждения дел, организацию делопроизводства, взаимоотношения коллегий с Сенатом и местными органами власти. 10 марта 1720 года Генеральный регламент был издан и подписан царем. Этот устав государственной гражданской службы в России состоял из введения, 56 глав, содержащих самые общие принципы деятельности аппарата всех государственных учреждений, и приложения с толкованием иностранных слов, в него вошедших. Порядок рассмотрения дел в коллегиях и обязанности чиновников по Генеральному регламенту 1720 г.:
Слайд 8
Создание Святейшего Синода Ближе к концу Северной войны со Швецией, Петр I начал подготовку к введению нового типа административных учреждений — коллегий. По аналогичному принципу предполагалось учредить высший управляющий орган Церкви, для чего епископу Феофану Прокоповичу было поручено разработать Духовный регламент. 5 февраля 1721 года был издан Манифест об учреждении Духовной коллегии, позже получившей название «Святейший Правительствующий Синод». Все члены Синода подписали регламент и лично присягали царю в верности, а также обязывались блюсти интересы отечества и Петра I. 11 мая 1722 года — для контроля за деятельностью Синода была создана должность обер-прокурора, докладывавшего Петру I о положении дел. Таким образом, государь встроил церковь в механизм государства, сделав её одним из административных учреждений с определенным обязанностями и функциями. Упразднение должности патриарха, имеющего на простых людей влияние сравнимое с влиянием самого Петра I, сосредоточило всю власть в руках царя и стало еще одним шагом к укреплению абсолютистской формы правления.
Слайд 9
Создание Тайной Канцелярии (Преображенский приказ) Преображенский приказ был учрежден Петром I еще в 1686, как канцелярское учреждение для управления Преображенским и Семёновским потешными полками. Постепенно, по мере усиления власти Петра I, приказ получал все новые функции — в 1702 году царь издал указ, согласно которому все доносившие о государственных преступлениях (измене, покушении на монарха) отправлялись именно в преображенский приказ. Таким образом, основная функция, которую выполняло данное учреждение — преследование участников антикрепостнических выступлений (около 70% всех дел) и противников политических преобразований Петра I. Тайная Канцелярия была учреждена в феврале 1718 года в Петербурге. Она создавалось для следствия по делу царевича Алексея Петровича, затем её были переданы другие политические дела чрезвычайной важности; впоследствии оба учреждения слились в одно Тайная канцелярия — один из центральных органов управления
Слайд 10
Реформы органов местного управления Губернская реформа Реформа местного управления началась задолго до создания коллегий — первый этап губернской реформы уже в 1708 году вводил разделение государства на губернии — делалось это для того, чтобы налоговые сборы с этих областей содержали флот, а поступающие на службу рекруты могли быть быстро переброшены на войну. Второй этап стал возможен после того, как тяжелые годы войны миновали, поэтому Петр I 7 декабря 1718 года утвердил решение Сената о создании провинций и разделении их на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, областная реформа разделила местное самоуправление на три звена: губерния, провинция, дистрикт. Губернаторы назначались Петром I лично и получали всю полноту власти над управляемыми губерниями. Воеводы и администрация провинций назначались Сенатом и подчинялись непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер, Штатс -контор, Юстиц и Вотчинная) располагали на местах собственными камеристами (контроль за налогами), комендантами и казначеями. Главой провинции обычно был воевода, земских комиссаров ведали в уезде финансовым и полицейским управлением. Крупные города губерний обладали отдельной городской администрацией — магистратами. Главы административных уровней в результате губернской реформы:
Слайд 11
Городская реформа В 1720 Петр I создаёт Главный Магистрат, а в следующем 1721 году выпускает к нему соответствующий регламент. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей (посадских людей) — на категории. Магистраты отвечали за следующие функции: • Суд на уровне города • Создание и управление полицией • Развитие торговли и промышленности Податные горожане делились на подлых (чернорабочие, не участвующие в выборах) и регулярных, которые в свою очередь делились на гильдии — в первую гильдию записывали всех банкиров, крупных купцов и владельцев мастерских, а во вторую мелких ремесленников и лавочников. Именно регулярные горожане избирали бурмистров, которые заседали в магистратах. Неподатные горожане — дворяне, иностранные гости и духовенство не участвовали в выборах.
Слайд 12
Итоги и результаты преобразований административного аппарата После окончания реформ центрального и церковного управления, а также городской реформы, получилась широкая структура административных органов, часть из которых дублировала функции друг друга, но в целом была более мобильной в плане решения возникающих проблем. • Произошло укрепление вертикали власти, становление абсолютизма как формы правления в Российской Империи на долгие столетия. • Существенно возросло количество чиновников и затраты на содержание бюрократического аппарата. • Были организованы условия для роста промышленности и торговли, снабжения армии, флота, новых верфей и фабрик. • Разделение судебных и административных органов не было выполнено в должной мере, практически на всех уровнях администрация вмешивалась в ход судебных процессов. Общая схема органов управления:
Последний слайд презентации: Реформы государственного аппарата при Петре I
Табель о рангах 4 февраля 1722 года император ввёл новый документ, определяющий соответствие чинов гражданской и военной службы. Также, Табель определял правила производства в вышестоящие звания, наказания за проступки и отношение к родственникам того или иного чиновника/военного. Все чины «Табели» подразделялись на три типа: военные, cтатские и придворные и делились на четырнадцать классов. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Это давало преимущества военным чинам в главном – переходе в дворянское сословие. Вопрос соотношения чинов был предметом внимания Петра I задолго до учреждения табели о рангах. В записке Петра I от 18 декабря 1713 года указывалось: «Выписать из шведских и прочих порядок градусов] всех чинов, кроме воинских». Пётр лично принимал участие в редактировании указа, в основу которого легли заимствования из «расписаний чинов» французского, прусского, шведского и датского королевств.