Презентация на тему: Речевая деятельность

Речевая деятельность
Понятие о речевой деятельности
Понятие о речевой деятельности
Речь внешняя и внутренняя
Фазы речевой деятельности
Виды речевой деятельности
Механизмы речепорождения
Письмо как вид речевой деятельности
Говорение как вид речевой деятельности
Механизмы речевосприятия
Чтение как вид речевой деятельности
Слушание как вид речевой деятельности
1/12
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 73)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (86 Кб)
1

Первый слайд презентации: Речевая деятельность

Матехина О.Г., к.п.н., старший преподаватель кафедры СППиТОО Речевая деятельность

Изображение слайда
2

Слайд 2: Понятие о речевой деятельности

Речевая деятельность – это коммуникативные и психологические механизмы и действия, направленные на создание или восприятие речи. Речь становится средством формирования и формулирования мысли, что определяет творческий интеллектуальный характер данной деятельности. Р.Д. может входить в другую, более широкую, например, общественно-производственную, познавательную деятельность. Но может быть и самостоятельной

Изображение слайда
3

Слайд 3: Понятие о речевой деятельности

РД определяется единством двух сторон – внешней и внутренней. В качестве внешней деятельности выступает собственно речь. В качестве внутренней – те психические функции, которыми она реализуется. К внутренней стороне РД относятся потребности, эмоции, мышление, память, восприятие и внимание. Так, например, при рецептивных видах РД (слушание, чтение) ключевым становится психический механизм восприятия.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Речь внешняя и внутренняя

Внешняя – осуществление коммуникации с помощью устных или письменных знаков естественного языка. Внутренняя – языковое оформление мыслей без ее высказывания, устного или письменного. Типы внутренней речи: а) внутреннее проговаривание, которое сохраняет структуру внешней речи; б) собственно внутренняя речь, при которой человек пользуется специфическими единицами (предметными кодами, образами и т.д.); в) внутреннее программирование – формирование и закрепление в специфических единицах программы речевого высказывания, теста и его частей.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Фазы речевой деятельности

Мотивационно-побудительная оценка речевой ситуации, определение мотива, цели общения Аналитическая определение содержания общения, способа его реализации Исполнительная создание или восприятие речи Регулирующая оценка результата деятельности

Изображение слайда
6

Слайд 6: Виды речевой деятельности

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОВОРЕНИЕ 30% ПИСЬМО 9% СЛУШАНИЕ 45% ЧТЕНИЕ 16% РЕЦЕПТИВНЫЕ ПРОДУКТИВНЫЕ Устные Устные Письменные Письменные

Изображение слайда
7

Слайд 7: Механизмы речепорождения

Механизм репродукции. Механизм выбора языковых средств. Механизм комбинирования. Механизм упреждения. Механизм дискурсивности. (Пассов Е.И.)

Изображение слайда
8

Слайд 8: Письмо как вид речевой деятельности

Механизмы письма базируются на механизмах говорения. В процессе письма участвуют все речевые анализаторы в их взаимосвязи. Большую, чем в говорении, роль играет планирование и контроль своего высказывания. Письмо – продуктивный вид Р.Д., при котором информация передается на расстоянии при помощи графических знаков

Изображение слайда
9

Слайд 9: Говорение как вид речевой деятельности

Говорение – продуктивный вид Р.Д., при котором создается устное высказывание Особенности говорения : Процесс мышления происходит одновременно с процессом вербализации. Устная речь сочетает противоположные явления: лаконизм с одной стороны, избыточность с другой стороны. Устная речь сиюминутна и не может быть воспроизведена и повторена без специальных технических средств. При говорении адресант видит реакцию собеседника и может изменить речевое поведение в зависимости от этой реакции. Коммуникант говорит «набело», не имеет возможности отредактировать высказывание. Все самоисправления в речи слышны собеседнику. Адресант использует несколько каналов передачи информации: вербальный, акустический, кинесический, пространственный

Изображение слайда
10

Слайд 10: Механизмы речевосприятия

Механизм восприятия. Механизм работы слуховой памяти. Механизм прогнозирования. Механизм выделения смысловых опорных пунктов.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Чтение как вид речевой деятельности

В содержательном плане результатом чтения будет понимание прочитанного; в процессуальном – сам процесс чтения, то есть соотнесения графем с морфемами, становление целостных приемов узнавания графических знаков, формирование внутреннего речевого слуха, что находит выражение в чтении вслух и про себя, медленном и быстром, с полным пониманием или с общим охватом. Чтение – рецептивный вид Р.Д., направленный на смысловое восприятие графически зафиксированного текста.

Изображение слайда
12

Последний слайд презентации: Речевая деятельность: Слушание как вид речевой деятельности

Виды слушания : По цели – глобальное и детальное. По оценке – критическое и некритическое. По реакции – рефлексивное и нерефлексивное. Слушание – рецептивный вид Р.Д., при котором воспринимается устное высказывание

Изображение слайда