Презентация на тему: Развитие устной речи при работе с текстом

Развитие устной речи при работе с текстом
Виды работы с текстом:
Развитие устной речи при работе с текстом
Специфика устной речи (2)
Средства выразительности устной речи
Задачи развития устной речи
Типология вопросов (по Б.Блуму )
Типология вопросов (по Б.Блуму )
Типология вопросов в технологии критического мышления:
Значение вопросов для понимания текста
Умение отвечать на вопросы
Сравнение вопроса и ответа
Выбор ответа с правильным порядком слов
Поиск ответа на вопрос к тексту
Составление ответа на вопрос к тексту
Выбор правильного ответа на вопрос к тексту
Выбор правильного ответа на вопрос к тексту
Выбор из текста информации для ответа на вопрос
Сопоставление вопросов с текстом
Умение ставить вопросы к тексту
Умение ставить вопросы к тексту
Составление вопросов к каждому предложению текста
Восстановление в вопросе пропущенных слов
Восстановление последовательности вопросов к тексту
Выбор вопросов, удовлетворяющих определенному условию
Выбор вопросов к части текста
Выбор вопроса к части текста (1)
Выбор вопроса к части текста (2)
Составление вопросов к тексту
Составление вопроса к тексту
Условия, способствующие овладению умениями отвечать на вопросы и ставить вопросы к тексту
1/31
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 49)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (191 Кб)
1

Первый слайд презентации: Развитие устной речи при работе с текстом

Изображение слайда
2

Слайд 2: Виды работы с текстом:

восприятие и анализ текста; воспроизведение текста; создание текста. Виды работы с текстом:

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: Специфика устной речи (2)

Всегда обращена к собеседнику, слушателю, хотя может не предполагать ответного высказывания. Обладает рядом специфических средств выразительности. Специфика устной речи (2)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Средства выразительности устной речи

Основной тон высказывания, с помощью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он говорит. Логическое ударение и пауза, с помощью которых говорящий выделяет ключевые моменты в развертывании мысли или заостряет эмоциональную сторону высказывания. Темп и степень громкости высказывания, которые должны соответствовать его содержанию, замыслу, назначению, условиям общения. «Язык внешнего вида», т.е. взгляд, мимика, жесты для усиления действия произнесенного слова (И. Андроников) Средства выразительности устной речи

Изображение слайда
6

Слайд 6: Задачи развития устной речи

Развитие диалогической речи (умения отвечать на вопросы и ставить вопросы). Развитие монологической речи (умения составлять устное связное высказывание). Задачи развития устной речи

Изображение слайда
7

Слайд 7: Типология вопросов (по Б.Блуму )

Изображение слайда
8

Слайд 8: Типология вопросов (по Б.Блуму )

Простые вопросы. Ответами являются какие-либо факты. Уточняющие вопросы. Обычно задаются, чтобы уточнить неназванную информацию. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Направлены на установление причинно-следственных связей. Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Практические вопросы. (Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?) Типология вопросов (по Б.Блуму )

Изображение слайда
9

Слайд 9: Типология вопросов в технологии критического мышления:

« толстые» вопросы требуют развернутого подробного ответа; «тонкие вопросы» предполагают однозначные, короткие ответы по факту. Типология вопросов в технологии критического мышления:

Изображение слайда
10

Слайд 10: Значение вопросов для понимания текста

«… структура текста представляется как совокупность проблемных ситу-аций со скрытыми вопросами… Основным приемом эффективного понимания текста является самосто-ятельная постановка вопросов и по-иск ответов» ( Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М.: 1982) Значение вопросов для понимания текста

Изображение слайда
11

Слайд 11: Умение отвечать на вопросы

«Сколько вопросов задает учитель за урок? Было подсчитано, что в среднем два вопроса каждую минуту, то есть 100-120 в час» ( Питер Марторелла «Использование вопросов в процессе обучения»// Активные методы. М., 2003.) Умение отвечать на вопросы

Изображение слайда
12

Слайд 12: Сравнение вопроса и ответа

Сравни вопрос и ответ. Какое направление всегда показывает Полярная звезда? Полярная звезда всегда показывает направление на север. Выдели маркером слова вопроса, которые повторяются в ответе. Устно ответь на вопрос коротко. Отметь, какой ответ чаще используешь в разговоре. краткий полный Сравнение вопроса и ответа

Изображение слайда
13

Слайд 13: Выбор ответа с правильным порядком слов

Прочитай вопрос и ответы на него. Выбери и отметь ответ с правильным порядком слов. Из какого словаря можно узнать о правописании слов? Из орфографического словаря можно узнать о правописании слов. О правописании слов можно узнать из орфографического словаря. Выбор ответа с правильным порядком слов

Изображение слайда
14

Слайд 14: Поиск ответа на вопрос к тексту

Найдите в тексте предложение, которое отвечает на вопрос: Как чиж лес лечит? Чиж живёт в хвойных лесах. Летом он вредных насекомых поедает. Так он лес лечит. А осенью семена сорняков уничтожает. Вот какая полезная птица. (По В. Зотову) Поиск ответа на вопрос к тексту

Изображение слайда
15

Слайд 15: Составление ответа на вопрос к тексту

Составьте ответ на вопрос к тексту. Солнечные очки защищают глаза от яркого света. Появились они на севере у эскимосов. Ведь блеск льда и снега очень опасен для глаз. Поэтому древние эскимосы стали защищать глаза. Где появились солнечные очки? Составление ответа на вопрос к тексту

Изображение слайда
16

Слайд 16: Выбор правильного ответа на вопрос к тексту

Отметь знаком «+» полный и точный ответ на вопрос: Как работает электрическая лампочка? Посмотрим на лампочку. В стеклянном баллончике дрожит тоненькая, как волосок, серебристая спиралька. Эта металлическая спиралька и горит в лампочке. На самом деле она не горит, а светит. Электрический ток мчится по медным или алюминиевым проводам, но они не светятся, потому что хорошо пропускают ток. Но вот он добежал до спиральки-волоска внутри лампочки. Спиралька плохо пропускает ток, потому-то и раскаляется. И чем больше она раскаляется, тем ярче светит. Внутри лампочки безвоздушное пространство. Если бы там был воздух, спиралька сразу вспыхнула бы и сгорела. А в пустоте она раскаляется, но не разрушается. По А.Дитриху, Г.Юрмину, Р.Кошурниковой Выбор правильного ответа на вопрос к тексту

Изображение слайда
17

Слайд 17: Выбор правильного ответа на вопрос к тексту

В стеклянном баллончике лампочки горит тоненькая металлическая спиралька. Внутри лампочки безвоздушное пространство. В пустоте спиралька не разрушается. В лампочке есть металлическая спиралька. Она хорошо пропускает электрический ток, поэтому и светится. Она не разрушается, потому что внутри лампочки безвоздушное пространство. Внутри лампочки находится тонкая спиралька. Она плохо пропускает электрический ток. Поэтому раскаляется и светит. Спиралька не разрушается, так как в лампочке нет воздуха. Выбор правильного ответа на вопрос к тексту

Изображение слайда
18

Слайд 18: Выбор из текста информации для ответа на вопрос

Прочитайте текст из учебника по предмету «Окружающий мир». Охрана почв Почва – важнейшее природное богатство. Она имеет большое значение для жизни на Земле. Поэтому о почве необходимо заботиться и беречь ее. Чтобы почва не истощалась, нужно возвращать взятые у нее растениями минеральные питательные вещества. Для этого в почву вносят различные удобрения. Потоки талых вод и сильные ветры разрушают почву. Ливневые дожди ее размывают, и появляются овраги. Чтобы защитить почву, человек сажает деревья и кустарники, высевает травы. Их корни хорошо укрепляют почву. Подчеркните в тексте информацию, которая необходима для ответа на вопрос «Как охраняют почву?». Выбор из текста информации для ответа на вопрос

Изображение слайда
19

Слайд 19: Сопоставление вопросов с текстом

Выпишите вопрос, на который в тексте нет ответа. Град уничтожает посевы на полях, фруктовые деревья в садах. Убивает птиц. Разбивает стекла в домах. Даже самолетам в небе грозит он своими льдышками. Ученые стали изучать градовые тучи и вот что узнали. С земли мы видим плотные и темные облака. Они тихо движутся по небу. Но там внутри идут бури. Они перемешивают сотни тысяч тонн влаги. Тут и пар, и капли воды, и даже кристаллики льда. Ведь внутри облаков очень холодно. Пока мелкие кристаллики льда падают вниз на землю, к ним примерзают все новые капли. Кристаллики растут, растут – и вот уже вниз мчатся с большой скоростью крупные льдинки. Идет град… (По Г. Юрмину ) Вопросы: Чем опасен град? Как образуется град? Как люди научились бороться с градом? Сопоставление вопросов с текстом

Изображение слайда
20

Слайд 20: Умение ставить вопросы к тексту

Согласно ФГОС начального общего образования, умение задавать во-просы рассматривается как важный метапредметный и предметный результат, становится обязательным и, как показывают задания для оценки достижения планируемых результатов, подлежит итоговой оценке. Умение ставить вопросы к тексту

Изображение слайда
21

Слайд 21: Умение ставить вопросы к тексту

Составь вопросы к предложениям. Каменный уголь залегает в земле пластами. Как ____________________________________________________ Окончанием называется изменяемая часть слова. Какая___________________________________________________ Цифрами 2 и 5 можно записать четыре двузначных числа. Сколько ________________________________________________ Умение ставить вопросы к тексту

Изображение слайда
22

Слайд 22: Составление вопросов к каждому предложению текста

Первая охота Ящерка сидела на камне и грелась на солнышке. К ней подкрался щенок и схватил ее за хвост. Ящерка извернулась и убежала. Остался у щенка только хвост в зубах. Щенок фыркнул и отбросил его. А ящерка сидит под камнем и новый хвост отращивает. (По В. Бианки) Вопросы 1. Где ________________________ 2. Кто ________________________ 3. Как спаслась _________________ 4. Что _________________________ 5._____________________________ 6.______________________________

Изображение слайда
23

Слайд 23: Восстановление в вопросе пропущенных слов

Русская народная сказка «Лиса и рак» 1. Что предложила... раку? 2. Почему лиса выбрала в соперники...?  3. Кто... в этом соревновании? Восстановление в вопросе пропущенных слов

Изображение слайда
24

Слайд 24: Восстановление последовательности вопросов к тексту

Жесты и мимика В разговоре человек часто использует различную мимику и жесты. Жесты и мимика могут о многом рассказать. Пона-блюдай за собеседниками. Ты увидишь, внимательно ли слушает один другого, нравится ли слушающему то, что ему говорят, или вызывает гнев, раздражение, страх, удивление. Не все жесты приятны. Есть жесты, которых нужно избегать. Они показывают недоброжелательность чело-века, его грубость и нежелание понять собеседника. Укажи цифрами порядок вопросов к частям текста. ______ Почему некоторых жестов нужно избегать? ______ Что такое мимика и жесты? ______ О чём могут рассказать мимика и жесты? Восстановление последовательности вопросов к тексту

Изображение слайда
25

Слайд 25: Выбор вопросов, удовлетворяющих определенному условию

Выберите вопросы, на которые можно (нельзя) ответить словами текста; выберите вопросы, на которые можно (нельзя) ответить одним словом; выберите и вопросы, на которые невозможно ответить словами «да» или «нет» и т.д. Выбор вопросов, удовлетворяющих определенному условию

Изображение слайда
26

Слайд 26: Выбор вопросов к части текста

Для общения у животных много сигналов. Звери умеют рычать, выть, мяукать, реветь. Этими звуками они выражают тревогу и сообщают о добыче. Многие звери метят свой участок пахучими веществами. Любой чужак по запаху узнает, что место занято. А медведь царапает кору деревьев как можно выше. Так он показывает свой рост и силу. (По А. Дитриху и др.) Прочитай вторую часть. Выбери вопрос, на который нужно ответить двумя предложениями. Какие звуки умеют издавать звери? Как звери выражают тревогу и сообщают о добыче? Выбор вопросов к части текста

Изображение слайда
27

Слайд 27: Выбор вопроса к части текста (1)

Выбери и отметь для каждой части тот вопрос, который поможет вспомнить главное в части. Обрати внимание на выделенные слова. Тела Тебе уже знакомо выражение «тело человека». В науке словом тело обозначают все окружающие нас предметы. Берёза, заяц, камень, Луна, карандаш, тарелка – всё это тела. Звёзды, камни, птицы, звери – это тела, созданные природой. Их так и называют – тела природы. Тела природы бывают живыми и неживыми. К неживым относят, например, Луну, звёзды, камни. К живым – растения, животных, людей. Дом, машины, посуда, мебель – тела, созданные трудом человека. Их называют изделиями. Выбор вопроса к части текста (1)

Изображение слайда
28

Слайд 28: Выбор вопроса к части текста (2)

План 1) Что в науке называют телами? Знакомо ли тебе выражение «тело человека»? 2) Какие бывают тела природы? Что относят к живым телам природы? 3) Какие тела созданы трудом человека? Какие тела называют изделиями? Выбор вопроса к части текста (2)

Изображение слайда
29

Слайд 29: Составление вопросов к тексту

Выдели маркером в правиле важные слова. Составь и напиши ещё два вопроса к правилу. Разделительный твёрдый знак ( ъ ) пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный звук, перед буквами е, ё, ю, я : въехали, съёмка, предъюбилейный, объявление. После какой части слова пишется ъ ? _______________________________________________________ _______________________________________________________ Какие примеры можно привести? Составление вопросов к тексту

Изображение слайда
30

Слайд 30: Составление вопроса к тексту

Составьте вопрос, на который отвечает этот текст. Представь: на городской площади в Древнем Риме стоит глашатай, он громко провозглашает конец месяца и напоминает гражданам, что пора платить налоги. И так было в начале каждого месяца. Провозглашать по латински – « калео », долговая книга – « календариум ». Вот эти два слова и поделились с календарем свои названием. Составление вопроса к тексту

Изображение слайда
31

Последний слайд презентации: Развитие устной речи при работе с текстом: Условия, способствующие овладению умениями отвечать на вопросы и ставить вопросы к тексту

Организация специальной работы по формированию данных умений. Включение в систему работы аналитических, конструктивных и продуктивных заданий. Усложнение заданий в ходе отработки умений. Ознакомление учащихся с ролью данных умений для понимания текста. Условия, способствующие овладению умениями отвечать на вопросы и ставить вопросы к тексту

Изображение слайда