Презентация на тему: Развитие теории международной коммуникации в России

Развитие теории международной коммуникации в России
Теория межкультурной коммуникации
Актуальность проблем МКК в России
Теория МКК в России
Теория МКК в России
Направление исследований по МКК в России:
Проблемы МКК в России
Современные научные подходы к МКК
Исследования проблемы МКК в России
Выводы
Спасибо за внимание!
1/11
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 34)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (525 Кб)
1

Первый слайд презентации: Развитие теории международной коммуникации в России

Изображение слайда
2

Слайд 2: Теория межкультурной коммуникации

Межкультурная коммуникация (МКК) — наука, изучающая общение между представителями различных культур (личные контакты между людьми, опосредованные формы коммуникации и массовую коммуникацию). Понятие « межкультурная коммуникация » было введено в 1950-х американским культурным антропологом доктором наук Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах для Госдепартамента США. В период деятельности Э. Х олла в институте дипломатической службы МКК формируется как область знания, изучающая влияние культуры на коммуникацию. 2 Эдвард Т. Холл (16.05.1914 – 20.07.2009)

Изображение слайда
3

Слайд 3: Актуальность проблем МКК в России

Проблемы МКК актуальны, так как в России: проживают более 180 народов; используются более ста языков и наречий; исповедуются разные религии; развиваются различные политические направления; общество состоит из различных социальных слоев. 3 Таким образом, перед каждым россиянином встают проблемы межкультурного характера: культурные и религиозные различия, этнические стереотипы, предрассудки. Важно уметь преодолевать коммуникативные барьеры и находить общие точки для взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Теория МКК в России

В российской науке интерес к теории МКК возник в 90-х годах 20-го века. Инициаторами изучения межкультурной коммуникации стали преподаватели иностранных языков, которые осознали, что для взаимопонимания с представителями других народов недостаточно простого знания иностранного языка. Эффективное межнациональное общение невозможно без всесторонних знаний о культуре другого народа в межкультурной коммуникации. 4 Во многих ВУЗах в учебный план введена новая дисциплина – «Межкультурная коммуникация». Инициатором и лидером в изучении МКК является факультет иностранных языков МГУ, где МКК преподается на протяжении нескольких лет, разработаны лекционные курсы и программы по различным аспектам этого направления. МКК преподается с целью подготовки студентов-переводчиков, как посредников в межкультурном взаимодействии. Изучение включает в себя проблематику МКК с точки зрения различных социальных контекстов, акцентируя лингвистический, политический и организационный аспекты.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Теория МКК в России

Инициатива факультета иностранных языков МГУ нашла поддержку в ряде других московских вузов: университете Дружбы народов, Государственном лингвистическом университете, Российском государственном гуманитарном университете. Опыт преподавания межкультурной коммуникации в вузах показывает, что наиболее эффективным является сочетание лекционных и практических форм занятий. Особую эффективность доказали практические занятия, в ходе которых студенты получают возможность испытать чувства и эмоции, возникающие в реальных ситуациях межкультурной коммуникации, обсудить и проанализировать свое собственное поведение и поведение своих партнеров. Практические занятия, как правило, вызывают оживленные дискуссии, значительно повышают мотивацию и заинтересованность студентов в предмете, устраняют психологический барьер во взаимодействии студентов и преподавателя. 5

Изображение слайда
6

Слайд 6: Направление исследований по МКК в России:

Педагогические и методические исследования; Лингвострановедение (изучает взаимодействие языка и культуры говорящей на нём страны); Этнолингвистика (изучает язык в соотношении с этносом); Лингвокультурология (часть этнолингвистики, описывает язык и культуру в их взаимодействии); Социальная психология ; Лингвистика (изучает национально-специфические особенностей каждой отдельно взятой лингвокультуры ); Социология; Этнология ; Политология. 6

Изображение слайда
7

Слайд 7: Проблемы МКК в России

В связи с тем, что МКК является новой наукой в России, существуют следующие проблемы: Нет четко определенной теоретической базы, единства терминологии, исходных посылок, которые бы позволили представителям разных научных сфер и направлений достичь конструктивного взаимопонимания; Существует некоторая размытость в определении того, что считать межкультурной коммуникацией, неоправданное расширение границ МКК или же, напротив, сведение ее к области лишь прикладных исследований; Не проводится достаточного количества исследований для изучения современных процессов становления и развития межкультурного взаимодействия. 7

Изображение слайда
8

Слайд 8: Современные научные подходы к МКК

Ученые анализируют различные подходы к проблеме МКК, а так же разрабатывают типологии моделей поведения индивидуумов при восприятии «чужой» культуры. Б. С. Ерасов выделяет два основных научных подхода к проблеме МКК: Инструментальный подход нацелен на достижение практического результата – успешной адаптации индивидов в инородной среде и создание методики обучения эффективному межкультурному общению в конкретном контексте. Понимающий подход дает возможность рассматривать изменения в культуре и личности, которые происходят в результате встречи с представителями других культур, перспективы развития человеческой способности к МКК. Подход основан на идее необходимости сохранения самобытности и в то же время взаимодействия культур. Считается, что именно такой подход к проблемам МКК является наиболее перспективным. 8

Изображение слайда
9

Слайд 9: Исследования проблемы МКК в России

В России наблюдается интерес к проблемам МКК с точки зрения синергетики, которая рассматривает этот вид человеческого взаимодействия как сплошную систему кооперативных действий, приводящих к качественно новому результату. Исследования саратовских ученых ( О.Г. Антонова, О.А. Ожегова, А.Ю. Слепухин, Н.В. Шахматова ) позволили рассмотреть проблемы межкультурной коммуникации с точки зрения процессов социального реформирования в период глобализации, принесших новые формы социального взаимодействия между всеми слоями российского общества, вызванных изменениями качества их социальной жизнедеятельности. Кроме того, проводятся исследования взаимодействия частных культур и их представителей. Множество работ относятся к частным вопросам взаимоотношений между русскими и американцами. 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: Выводы

1) Проблемы МКК находятся в центре внимания представителей разных наук вследствие того, что глобализационные процессы оказывают влияние на все сферы человеческой жизнедеятельности и без достижения взаимопонимания невозможен прогресс в существовании человека, а также социализация человека в глобальном пространстве; 2) Отсутствует единая методологическая база, которая бы объединяла различные подходы к проблеме; это создает путаницу в определениях, терминологии и исходных концепциях и свидетельствует о необходимости четкого определения статуса межкультурной коммуникации в контексте научно-практических исследований человеческого общения; 3) Социальная природа всех процессов коммуникации, МКК в частности, требует рассмотрения проблемы в системе социологических исследований, что представляет собой наиболее полное и качественно новое осмысление процессов становления и развития межкультурного взаимодействия, а также определение механизмов формирования мультикультурной личности, способной к успешной социализации в глобальном мире Теории МКК как науке еще предстоит сложиться в стройную систему знаний о проблемах межкультурного общения. В настоящее время теория МКК только начинает утверждаться в России. 10

Изображение слайда
11

Последний слайд презентации: Развитие теории международной коммуникации в России: Спасибо за внимание!

11

Изображение слайда