Презентация на тему: РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В Х YII-XYIII ВВ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В Х YII-XYIII ВВ.
ВОПРОСЫ:
ПЕРВЫЙ ВОПРОС:
Почему век XVII – Новое время?
Почему век XVII – Новое время?
Почему век XVII – Новое время?
Изменение предмета психологии
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В Х YII-XYIII ВВ.
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, основоположник современного английского эмпиризма
Теория познания
Значение психологических идей Ф.Бэкона
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В Х YII-XYIII ВВ.
Рене Декарт (1596-1650) французский ученый: математик, физик, анатом, биолог, астроном, философ, психолог
Дуализм (противоречивость) Р.Декарта
Рационализм в философии Р. Декарта
Понятие мышления в психологии Р.Декарта
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В Х YII-XYIII ВВ.
Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский философ
На основе четырех способов познания Спиноза выводит три типа познания
Теория аффектoв Спинозы
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В Х YII-XYIII ВВ.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
Готфрид Вильгельм Лейбниц
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В Х YII-XYIII ВВ.
Томас Гоббс (1588-1679) – основоположник сенсуализма
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В Х YII-XYIII ВВ.
Джон Локк (1632-1704)
ВТОРОЙ ВОПРОС:
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ – XVIII ВЕК
Французская психология
Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751)
Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780)
Пьер Жан Жорж Кабанис (1757-1808)
Клод Андриан Гельвеций (1715-1771)
Жан Жак Руссо (1712-1778)
Немецкая психология
Христиан Вольф (1679-1754)
Иммануил Кант (1724-1804)
ТРЕТИЙ ВОПРОС:
Ассоциативная психологии
Джордж Беркли (1684-1753)
Дэвид Юм (1711-1776)
Ассоциативная психологии
Дэвид Гартли (1705-1757)
Развитие ассоцианизма в Х I Х в.
Томас Браун (1778-1820)
Джеймс Милль (1773-1836)
Джон Стюарт Милль (1806-1873)
Герберт Спенсер (1820-1903)
1/52
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 38)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (841 Кб)
1

Первый слайд презентации: РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В Х YII-XYIII ВВ

Лекция 4

Изображение слайда
2

Слайд 2: ВОПРОСЫ:

1. ПСИХОЛОГИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 2. ПСИХОЛОГИЯ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ. 3. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Изображение слайда
3

Слайд 3: ПЕРВЫЙ ВОПРОС:

ПСИХОЛОГИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Изображение слайда
4

Слайд 4: Почему век XVII – Новое время?

Рост промышленного - машинного производства и градостроительства, приток новых технологий и колониальных товаров, развитие морской торговли Изобретение книгопечатания, пороха и компаса Расширение потребностей в рабочей силе и сырье, ведутся колониальные войны В массовом сознании утверждается культ движения, путешествий и миграции

Изображение слайда
5

Слайд 5: Почему век XVII – Новое время?

Взлет интеллектуальной активности, всплеск научных открытий Новое понимание государственно-правовых проблем В народных массах начинают распространяться идеи демократии, возможности реализации единых прав человека, национальной независимости

Изображение слайда
6

Слайд 6: Почему век XVII – Новое время?

“Раскрепощение” культуры, утверждение новой системы ценностей и веры, ориентированных на человека В противовес официальной церкви отмечается рост протестантского движения, распространяется вольнодумие, народ начинает сознательно относиться к религии Наука, занимавшая низшее место в средневековой иерархии академического знания, начинает выдвигаться на передний план, становясь источником веры в будущее

Изображение слайда
7

Слайд 7: Изменение предмета психологии

Предметом психологии становится сознание Сознание рассматривается как уникальная способность человеческой души не только мыслить и ощущать, но и рефлексировать все свои акты и состояния с неопровержимой достоверностью.

Изображение слайда
8

Слайд 8: ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Представления о мире и душе Дуализм Материализм Идеализм Две независимые субстанции – душа и тело. Душа – обладает мышление, а тело – протяженностью. Душа и сознание – тождественны. Отрицаются бессознательные процессы. (Р.Декарт) Единая субстанция – природа. Имеет основные свойства – душа и тело, обладающие мышлением и протяженностью. Мышление – главное свойство души. Душа равнозначна сознанию. Отрицаются бессознательные процессы. (Спиноза, Гобс) Первооснова мира – монада. Обладает свойством восприятия и стремления. В душе выделяются уровни перцепции (бессознательный) и апперцепции ( сознательный). Содержание души шире содержания сознания. (В.Лейбниц)

Изображение слайда
9

Слайд 9: ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Представления о познании Сенсуализм Рационализм Уравнение разума и ощущений. В познании единый процесс восхождения от частных знаний к общим понятиям. Данные органов чувств обобщаются разумом. Врожденных идей нет, все понятия связаны с обучением. Ощущения пассивны. Выделение первичных и вторичных качеств. Признание невозможности полной познаваемости мира. ( Локк, Гобс ) В познании две ступени: 1) дает знания о мире на основе логического обобщения данных ощущений (знания неполные); 2) интуитивное мышление (рациональная интуиция) – истинное познание мира. Общие понятия существуют в виде идей ( Декарт ) или в виде их предпосылок ( Лейбниц ). Общность законов мира идей и вещей - основа знаний ( Спиноза ). Субъективность познания – субъективность знаний, но это не противоречит их истинности ( Лейбниц ).

Изображение слайда
10

Слайд 10: ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Представления о свободе и регуляции поведения Эмоциональная регуляция Регуляция на основе рефлекса Эмоции регулируют деятельность и поведение человека. Различные виды эмоций. Эмоции связаны с влиянием окружающего мира и человек от него зависим. Разумное понимание этого влияния и осознание причин возникновения эмоций ведет к свободе. Свобода – познанная необходимость ( Спиноза ). Регуляция тела осуществляется с помощью рефлекса по законам механики. Рефлекс изменяется в зависимости от привычки и обучения. Душа лишь частично влияет на поведение за счет активных страстей.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Изображение слайда
12

Слайд 12: Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ, основоположник современного английского эмпиризма

Необходимо отказаться от изучения общих вопросов, касающихся природы души, исключить органические функции из ее состава и перейти к эмпирическому описанию ее процессов Концепция души. Выделяются два типа души: 1. Рациональная, божественная душа (или дух) обладает памятью, разумом, рассудком, воображением, желанием (влечением), волей. 2. Чувствующая, нерациональная душа обладает споообностью к ощущению и способностью выбора, т. е. cтpeмлeнием к благоприятным и от неблaгonриятных обстоятельств и возмoжнocтью совершать произвольные движения.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Теория познания

Работа органов чувств Есть ограничения Рациональная обработка чувственных данных 4 типа ограничений-идолов эмпирического познания 1) идолы рода, которые заложены в самой природе человека 2) идолы пещеры - индивидуальные заблуждения отдельного человека 3) идолы площади - заблуждения, возникающие при взаимосвязи людей 4) идолы театра, вселившиеся в души людей из разных догматов философии

Изображение слайда
14

Слайд 14: Значение психологических идей Ф.Бэкона

1. Завершил этап развития психологии, где предметом изучения являлaсь душа, и дaл начaло развитию нового этапа, где главным предметом изучения становится сознание 2. Предложил конкретные способы практического изучения предмета: опыт, эксперимент 3. Пpeдлaгaл единую науку о человеке, чаcтью которой является психология; философия рассматривает человека как такового, гражданская философия изучает его во взаимодейcтвии с другими людьми, заложил принцип междисциплинарнocти наук 4. Cпocoбcтвoвaл разделению наук о человеке на учение о личнocти и учение о связи души и тела, разделение их предметов и задач, что повлекло за собой разделение предмета психологии в соответcтвии с конкретными задачами

Изображение слайда
15

Слайд 15

Рене Декарт

Изображение слайда
16

Слайд 16: Рене Декарт (1596-1650) французский ученый: математик, физик, анатом, биолог, астроном, философ, психолог

Душа и тело независимые субстанции; Использовал механистическую теорию человеческого организма как -тела-машины Способностью тела является только движение, а принципом его работы - рефлекс Способность души - это мышление, а принцип ее работы - рефлексия Предметом изучения психологии становится сознание. - Принцип психофизического взаимодействия : тело влияет на душу, пробуждая в ней восприятия, эмоции; - Д уша с помощью мышления и воли воздействует на тело, понуждая его работать и изменяться

Изображение слайда
17

Слайд 17: Дуализм (противоречивость) Р.Декарта

Душа и тело способны влиять друг на друга. Душа независима от тела, но тесно с ним связана. Она может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи с ним. Ввел понятие рефлекса. Схема рефлекса сводилась к следующему : внешний импульс приводит в действие частицы, называемые «животными духами». Далее посредством этого внешнего импульса «животные духи» заносятся в мозг по трубкам, из которых складывается периферическая нервная система, а оттуда автоматически переходят к мышцам.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Рационализм в философии Р. Декарта

Содержание сознания включает три типа идей: 1) идеи, порожденные самим человеком из чувственного опыта и являющиеся обобщением данных от органов чувств. Функция этих идей : давать знания об отдельных предметах или явлениях. Они не позволяют человеку объективно познать законы окружающей действительности; 2) идеи приобретенные, основанные на опыте многих людей, обобщающие их опыт и представления. Они дают знания об отдельных вещах и областях жизни, поэтому бесполезны в объективном познании окружающего мира; 3) идеи врожденные, дающие человеку объективные познания об окружающем мире. Доступны только разуму и не нуждаются в информации от органов чувств. Такой способ получения знаний называется рациональной интуицией, а такой подход к познанию окружающей действительности ­ рационализмом.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Понятие мышления в психологии Р.Декарта

Мышление - это единственный атрибут души, что обусловливает постоянность мыслительных процессов, происходящих в душе, т.е. она всегда знает о том, что происходит внутри нее. Нет никакой бессознательной психики. Психика понимается как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое, духовное бытие. (Похоже на интроспекцию). Методом познания является систематическое сомнение. Особо необходимо для установления научной истины. В желании познать объективную реальность не стоит опиpaтьcя на органы чувств. Они далеко не всегда правильно ее отражают.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Б.Спиноза

Изображение слайда
21

Слайд 21: Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский философ

Теория познания. Существует четыре способа познания 1) понаслышке; 2) от беспорядочного случайного опыта; 3) от общего к частному; 4) непосредственное восприятие сущности через познание ее ближайшей причины.

Изображение слайда
22

Слайд 22: На основе четырех способов познания Спиноза выводит три типа познания

1) познания первогo рода - это мнение и воображение, которые существуют в виде образов. Эти познания смутные, искaженные, дают лишь абстрактные знания; 2) познания втopoгo рода - это общие идеи о существенных свойствах вещей. Они составляют основание для наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуальных особенностей обозначаемых объектов; 3) интуитивное познание, определяемое как знание сущности вещей, в котором конкретное и индивидуальное выступает в их подлинном единстве.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Теория аффектoв Спинозы

Аффекты – это естественные проявления природы С точки зрения мышления аффекты – это ложная, внушенная окружающими вещами идея С точки зрения протяжения – аффекты это состояния тела, в которых вследствие воздействия других тел преувеличивается или преуменьшается возможность этих тел существовать и действовать Выделяются три первичных аффекта: желание (влечение), удовольствие (радость), неудовольствие (печаль). Страсти, эмоции, аффекты – основная причина несвободы человека. Свобода - это познанная необходимость.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Г.В.Лейбниц

Изображение слайда
25

Слайд 25: Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)

Рассматривал человека как целостное существо. Особенность единства телесного и психического связано с психофизическим пapaллeлизмом : душа и тело не мoгyт влиять одно на другое и совершают свои операции самостоятельно и автоматически. В основе их единства лeжит духовное начало, некая божественнная мудрость, которая сказывается в том, что между ними существует предустановленная гармония. В душе, помимо осознанных действий, непрерывно происходит незаметная деятельность малых перцепций, ­ неосознаваемых восприятий. В этом случае к простой перцепции (восприятию) присоединяется особый акт ­ апперцепция, включающий внимание и память. Душа имеет три области - область отчетливого знания, смутного знания и бессознательного, наделенных разной степенью осознанности.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Готфрид Вильгельм Лейбниц

Единица строения мира – монады. Основные свойства монад – восприятие (перцепция) и стремление. Душа – это тоже монада, отличающаяся отчетливым восприятием и памятью. Душа-монада – обладает способностью к апперцепции (т.е. обладает сознанием и самосознанием). Души-монады – уникальны и отсюда неповторимость людей.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Изображение слайда
28

Слайд 28: Томас Гоббс (1588-1679) – основоположник сенсуализма

Отвергал существование разумной души как особой нематериальной субстанции. Согласно его воззрениям, в мире существуют лишь материальные тела, которые движутся по законам механики Распространил принцип механистического детерминизма на всю психическую жизнь человека, которая в его теории рассматривается как эпифеномен материального мира Ощущение -это результат, эффект, который произведен внешним предметом в теле. Из ощущений возникают представления, которые следуют друг за другом в таком порядке, в каком сменялись ощущения, составляя цепи мыслей. Такую связь назвали ассоциацией. Он, как и Спиноза, отвергал свободу воли, подчеркивая, что свобода не противоречит необходимости.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Д.Локк

Изображение слайда
30

Слайд 30: Джон Локк (1632-1704)

Доказывал прижизненность знаний, их опытный характер. Психика при рождении - это чистая доска « tabula rasa », которую жизнь заполняет собственными письменами. Основа знаний ощущения и рефлексия. Основа знаний – ощущения, но рассматривал их как пассивный процесс. При этом разум – руководит всем этим. Не объяснил механизм чувственного в рациональное. Выделяет идеи простые (результат ощущений или рефлексии) и сложные (результат ассоциаций). Ассоциации – неверное соединение в уме идей. Три вида знаний: интуитивное, демонстративное, сенситивное. Первое – самое значимое.

Изображение слайда
31

Слайд 31: ВТОРОЙ ВОПРОС:

ПСИХОЛОГИЯ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Изображение слайда
32

Слайд 32: ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ – XVIII ВЕК

Просвещение общества, избавление от древних суеверий, предрасудков, ориентировка на разум, на опыт человека Направления в психологии XVIII века 1. Эмпиризм – (Д.Локк) определяет опыт как первоначальный фактор развития человека, изучал механизмы его приобретения, соотношение опыта и разума 2. Сенсуализм – это учение о доминировании чувственного познания перед рационализмом 3. Ассоцианизм – направление в идеализме о душе. Ассоциация – механизм формирования и приобретения опыта. а) 1 этап – ассоциация – объяснительный принцип психических явлений; б) психика – как источник формирования связей ассоциаций; в) экспериментальное и практическое изучение сформированных концепций и идей

Изображение слайда
33

Слайд 33: Французская психология

1 направление – психика – это функция высокоорганизованной материи (мозга) Кондильяк, Ламетри, Кабанис – сторонники экспериментальных исследований 2 направление – изучение индивидуальной психики как результата влияния социальных условий К.Гельвеций, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро Утвердили принцип целостности человека (связь психики с мозгом и социальной и культурной средой); Среда и наследственность – основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка, всех его способностей; Чувственный опыт единственный источник рационального знания; Эмпирическое изучение связей внутри психики – источник получения научного знания.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751)

Он сравнивал человека с машиной, автоматом - чувствующим, мыслящим, стремящимся к наслаждениям

Изображение слайда
35

Слайд 35: Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780)

Э.Кондильяк зарекомендовал себя крайним сенсуалистом. Вся деятельность души - это измененные ощущения.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Пьер Жан Жорж Кабанис (1757-1808)

Проблемы отношения между умственной организацией и умственными, нравственными способностями; физическое исследование ощущений; влияние возраста на характер представлений и нравственных побуждений; влияние полов на представления и побуждения; влияние темпераментов на представления и побуждения. Кабанису принадлежит формула: мышление - функция мозга.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Клод Андриан Гельвеций (1715-1771)

Содержание психологической концепции : из ощущения формируются интеллектуальные способности; все умственные операции сводятся к ощущениям; “выносить ощущения - значит рассуждать”. Выполнять умственные операции, сравнивать идеи можно при наличии внимания. Подверг резкой критике идею существования Бога, сотворения мира и бессмертия души, но не вышел за пределы метафизического мышления - абсолютизировал законы механики

Изображение слайда
38

Слайд 38: Жан Жак Руссо (1712-1778)

Основной психолого-педагогический труд «Эмиль, или О воспитании». Существуют общие закономерности психического развития. 4 периода в развитии ребенка в детстве.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Немецкая психология

Идея рационализма и утверждение об активном характере всех познавательных процессов, связанное с врожденной активностью души Х.Вольф – введение в оборот термина «психология»; - способности – результат активности души, которая развивает заложенные в ней образы вещей И.Кант – понятие спонтанной активности души соединил с учением об априорных знаниях; - Стимулом процесса познания является толчок извне; познаваемые предметы делил на «явления» и «вещи в себе»; предназначение психологии – описание проявлений психической жизни, а не их объяснение; понятие «трансдендентальная апперцепция» - психическая активность, с помощью которой человек осознает мир и себя постоянным и целостным.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Христиан Вольф (1679-1754)

Автор трудов «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология». Разработал теорию «психологии способностей». Идея спонтанной активности души. Душа развивает заложенные в ней образы вещей: смутные – на уровне чувственного познания и ясные, отчетливые – на уровне разума

Изображение слайда
41

Слайд 41: Иммануил Кант (1724-1804)

“Критика чистого разума”(1781), “Критика практического разума”(1788), “Критика способности суждения”(1790). Научное знание, согласно Канту, начинается с воздействия внешних объектов на нашу способность восприятия. Но сами объекты – это “вещи в себе”. Они непознаваемы. Он назвал их ноуменами

Изображение слайда
42

Слайд 42: ТРЕТИЙ ВОПРОС:

ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Изображение слайда
43

Слайд 43: Ассоциативная психологии

Дж.Беркли – в основу отражения положил внутренний опыт, стал на позиции субъективного идеализма. - « Быть – значить быть в восприятии ». Отказ от того, что внешние раздражители вызывают ощущения; Ум пассивен, между внешними предметами нет связи, а есть лишь активность Бога; Исследовал связь между осязательными и зрительными ощущениями. Огонь не причина боли, а лишь знак, предупреждающий о ней. Д.Юм – единственный источник познания – наши восприятия. Объект- это лишь комплекс восприятий; Источник знаний – переживания человека ( впечатления и представления); ощущения отражают реально существующие предметы, а представления – воспоминания о них; сложные идеи не связаны напрямую с опытом, но тем не менее состоят из простых представлений; не причинная связь лежит в основе ассоциаций, а особенности его психики; Т.о. было развенчано представление о душе, как особой божественной сущности, отвечающей за соединение отдельных психических феноменов.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Джордж Беркли (1684-1753)

Ученый делает вывод : человек воспринимает только свои, единичные идеи (ощущения). Эти выводы неотвратимо склоняли к солипсизму (от лат. “solus” – единственный и “ipse” - сам) – к отрицанию любого бытия кроме собственного сознания. Он шел от чувственных вещей и индивидуального сознания к Богу, а не наоборот

Изображение слайда
45

Слайд 45: Дэвид Юм (1711-1776)

Учение об аффектах Д.Юма включает ряд положений: волей человека руководят лишь аффекты; аффект может быть преодолен не разумом, а лишь другим аффектом; разум является “рабом аффекта”. Познание, по Юму, - это ассоциация различных идей. Знание отношений причинности в окружающем человека мире устанавливается в опыте.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Ассоциативная психологии

Д.Гартли – психика есть продукт активности организма как машины, работающей на основе взаимодействия с вибрациями внешней среды. Выделяют два круга вибраций – большой и малый ; Функцией большого круга вибраций является регулирование поведения; В психике существуют неосознаваемые представления и идеи; Объектом объяснения является поведение целостного организма, а не отдельных органов; В ассоциации представлены три элемента : 1) ощущения на основе вибрации органов чувств; 2) представления (идеи ощущений), основанные на вибрации следов предметов в малом круге; 3) чувства, отражающие силу вибраций.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Дэвид Гартли (1705-1757)

Учение о вибрациях и ассоциациях идей Д.Гарли, с одной стороны, опирается на исследование ощущений как первичных элементов сознания, с другой стороны, призвано раскрыть общие законы психической деятельности, объяснить с их помощью все многообразие проявлений психики человека.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Развитие ассоцианизма в Х I Х в

Зародившись в Англии, ассоциативная психология в ХIХ веке развивалась выдающимися философами и учеными Томасом Брауном, Джеймсом Миллем, Джоном Стюартом Миллем, Александром Бэном, Гербертом Спенсером. Важная особенность ассоцианизма ХIХ в. - его соединение с философией позитивизма.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Томас Браун (1778-1820)

Предложил вместо термина “ассоциация” употреблять понятие “суггестия” (внушение). Одна идея внушает другую, но не произвольно, а по определенным законам. Т.Браун разделил эти законы на первичные (по смежности, сходству и контрасту) и вторичные (их девять: законы частоты, новизны, силы первоначального ощущения, длительности и др.). Чем чаще осознаются психические образы, чем они необычнее, чем более сильные эмоции они вызывают и т.д., тем больше шансов на то, что появление одного из них приведет за собой другие.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Джеймс Милль (1773-1836)

Английский историк и экономист, вернулся к представлению о том, что сознание - это ментальная (психическая) машина, работа которой совершается закономерно в силу ее собственного внутреннего устройства, не имеющего никакого отношения к устройству организма. В 1829 г. он опубликовал книгу “Анализ феноменов человеческого духа”, которая стала вершиной классического английского ассоцианизма. Его целью было провозглашено - способствовать наилучшему развитию душевных способностей и сил при воспитании.

Изображение слайда
51

Слайд 51: Джон Стюарт Милль (1806-1873)

Если для его отца образцом точного научного знания служила механика (превращенная им в механику “чистого” сознания), то Джон Стюарт находился под влиянием больших успехов химии. Он стал говорить о “ ментальной химии ”. Под этим имелось в виду, что в человеческом сознании происходит нечто подобное тому, что химик наблюдает в своей колбе при смешении различных элементов, а именно - появляется новый продукт.

Изображение слайда
52

Последний слайд презентации: РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В Х YII-XYIII ВВ: Герберт Спенсер (1820-1903)

Закон эволюции Спенсер применяет и к определению психики, считая, что психику можно понять исключительно только через анализ ее развития. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда - это не только сила, пускающая в ход по типу механического толчка внутриорганические процессы, но и способная видоизменять жизнедеятельность, так что постепенно возрастает сложность приспособления к среде.

Изображение слайда