Презентация на тему: РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ
Вопросы
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ
Общая характеристика психологии
Структурализм
Структурализм
Вюрцбургская школа
Вюрцбургская школа
Функционализм
Функционализм
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ
Функционализм
Французская социологическая школа психологии
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ
Французская социологическая школа психологии
Описательная психология
В.Дильтей (1833-1911)
Описательная психология
Описательная психология
Описательная психология
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ
Социально-экономические и политические условия к. XIX н. ХХ вв.
Предпосылки возникновения кризиса с позиций психологии
Новые направления в психологии
1/24
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 94)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (156 Кб)
1

Первый слайд презентации: РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ

Лекция

Изображение слайда
2

Слайд 2: Вопросы

1. Основные психологические школы в конце XIX - начале ХХ в. 2. «Открытый кризис» в психологии в 20-30 гг. ХХ в.

Изображение слайда
3

Слайд 3

1

Изображение слайда
4

Слайд 4: Общая характеристика психологии

Первое разделение единой психологии на ряд школ Выделялись разные аспекты в изучении психики, отождествляемой с сознанием. В центре внимания психологов оставались преимущественно познавательные процессы Главное разногласие связано с определением содержания сознания и границ его экспериментального изучения.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Структурализм

Психологи Предмет и задачи психологии Содержание психики Метод исследования Э. Титченер Изучение структуры сознания Элементы психики Усовершенст-вованная интроспекция Задачи психологии : -разложить душевное состояние на простейшие составные части; найти законы соединения этих частей; привести эти законы в связь с физиологической организацией.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Структурализм

Э. Титченер, « Экспериментальная психология » Развивал теоретические постулаты ассоцианизма Психика и сознание отождествлялись Сознание понимал как человеческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта Опыт состоит из простейших элементов - ощущений, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря особым образом организованной интроспекции Элементы сознания характеризуются: качеством, интенсивностью, длительностью и отчетливостью (ясностью). Под сознанием понимал совсем не то, что сообщает обычное самонаблюдение, свойственное каждому человеку Специальная тренировка позволяет испытуемым сообщать точно о внешнем объекте (стимуле), а не о собственных ощущениях

Изображение слайда
7

Слайд 7: Вюрцбургская школа

Психологи Предмет и задачи психологии Содержание психики Метод исследования О. Кюльпе, Н.Ах, К. Бюлер, О. Зельц Изучение динамики протекания познава- тельных процессов и факторов, на них влияющих Элементы психики, умственные образы и их значения, установка Метод системати-ческой эксперимен-тальной интроспекции (словесного отчета)

Изображение слайда
8

Слайд 8: Вюрцбургская школа

О.Кюльпе «Очерк психологии, основанной на эксперименте», «Очерки психологии» Внимание сконцентрировано не на результатах деятельности испытуемых, а на ее процессе Отвергал мнение о сознании, как комплексах взаимосвязанных сенсорных элементов - ощущений и представлений Испытуемый должен был дать ретроспективный отчет о состояниях сознания, пережитых им в процессе решения (систематический самоотчет) Вводились новые феномены сознания - умственные образы (а не только чувственные) Мышление - не одномоментный акт, а процесс, имеющий начало, время протекания и результат. Закономерности мышления не сводимы к логическим Установка (мотивация) определяет ход мышления, регулируя в соответствии с задачей отбор идей Антиципаторная схема обеспечивает возможность предвидеть результат мышления уже в начале мыслительной деятельности.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Функционализм

Психологи Предмет и задачи психологии Содержание психики Метод исследования Европа – Ф. Брентано, К. Штумпф США- В. Джемс, Д. Д ью и, Д. Энджелл, Р. Вудвортс Исследование психических актов, направленных на какой-либо предмет или действие и выполняющих определенную функцию Интенциона-льные акты. Поток мыслей и переживаний Наблюдение (как самонаблюдение, так и объективное наблюдение со стороны), анализ продуктов деятельности

Изображение слайда
10

Слайд 10: Функционализм

Ф.Брентано - (интенция) направленность психических актов на объекты внешнего мира Необходимость изучать динамику психических процессов и факторов, обусловливающих их ориентацию на определенную цель Следует говорить не о представлении, а о «представливании». - о специальной духовной деятельности, благодаря которой осознается прежний образ Психология является наукой об актах сознания. Реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным течением Формы актов: акты «представливания» чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве желаемого или отвергаемого

Изображение слайда
11

Слайд 11

Джемс Уильям (1842-1910) — американский психолог и философ, один из основоположников современного американского функционализма.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Функционализм

Психологические идеи В.Джемса Характеристики сознания : - цельность, -непрерывность работы «поток сознания», - динамизм, постоянная изменчивость сознания, - - разная интенсивность и четкость сознания, - селективность (избирательность) Связь между эмоциальными и физическими проявлениями ( с обратной стороны). Теория Джемса-Ланге.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Французская социологическая школа психологии

Психологи Предмет и задачи психологии Содержание психики Метод исследования Т. Рибо, П. Жане, Э. Дюркгейм, Л.Леви-Брюль, Г. Тард Изучение факторов и закономерностей психической жизни. Главны й объект - больные люди, (люди с пограничными психическими состояниями), а также социальные сообщества разного уровня (группы, толпа, племя) Сознательный и бессознательный уровни психики, содержанием которых являются знания о мире, о себе, а также поступки человека Клинический и кросс-культурный методы

Изображение слайда
14

Слайд 14

Жане Пьер Мари Фели (1859-1947) французский психолог и психиатр. Занимался исследованием неврозов, психастении, психастенического характера, психических автоматизмов.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Французская социологическая школа психологии

Человек биосоциален Корни биологической части индивида – в его организме; социальная часть формируется в обществе, благодаря культуре Коллективные представления, как структура общества, закрепляются в языке и передается из поколения в поколение на индивидуальном уровне Формирование мышления происходит не посредством деятельности, а через механическое взаимодействие индивидуального и общественного сознания и представляется неосознанным Сознание меняется вместе с развитием общества Умственная деятельность как и сознание имеет рациональную и иррациональную стороны

Изображение слайда
16

Слайд 16: Описательная психология

Психологи Предмет и задачи психологии Содержание психики Метод исследования В. Дильтей, Э. Шпрангер Описание и анализ психических явлений как отдельных процессов жизненного целого, воплощенных в духовных, культурных ценностях Целостные и целенаправленные душевные процессы Постижение, основанное на анализе непосредстве-нных переживаний «Я»

Изображение слайда
17

Слайд 17: В.Дильтей (1833-1911)

Немецкий ученый, отстаивал важность связи психологии с философией (прежде всего с философией Гегеля), отвергая приоритет эксперимента над наблюдением.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Описательная психология

Основные идеи Отказ от объяснения природы человека через поиск причин, объяснение и построение гипотез. Главная задача психологии – постижение и понимание смысла душевной жизни Для понимания, как метода, характерен целостный подход к человеку Важно постичь направленность человека(что для него ценно?). Развитие личности рассматривается как развитие ценностей на каждом возрастном этапе Личность – целостная структура. Взаимодействие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой сфер. Душевная жизнь рассматривается не в органическом, а в историческом ключе. Жизнедеятельность воплощается в творениях культуры

Изображение слайда
19

Слайд 19: Описательная психология

Центральный пункт человеческой природы с т.з. ее исторического развития является переживание Переживание – некая активная сила, соединяющая все состояния души и направляющая ее деятельность в необходимое русло Причины активности переживания – индивидуальные ценности Значение идей Дильтея: расширение понимания природы человеческой души и несводимость только к биологической составляющей; введение принципа исторического рассмотрения человеческой природы; введение в психологический оборот понятия ценности как мотивационной и развивающей силы

Изображение слайда
20

Слайд 20: Описательная психология

Понимающая психология Э.Шпрангера 1) психическое развивается из психического; 2) психическое сводится к интуитивному пониманию "модулей действительной жизни"; не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества. Типология личности 1) теоретический человек – тот, кто стремится к познанию, осмыслению в теоретическом плане того, что происходит, установлению каких-то закономерностей; 2) экономический – ищущий пользу в познании; 3) эстетический – стремящийся познать мир через оформленное впечатление, через самовыражение в эстетической форме; 4) социальный – тот, кто хочет найти себя в другом, жить ради другого, действует и живет ради любви к др. людям; 5) политический – стремящийся к духовной власти над другими; 6) религиозный – ориентирующийся на поиск смысла жизни, ищущий высший смысл, высшую правду, первопричину

Изображение слайда
21

Слайд 21

2

Изображение слайда
22

Слайд 22: Социально-экономические и политические условия к. XIX н. ХХ вв

Период обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленный его переходом к империализму. Образование массовых политических движений, течений, партий, обострение борьбы между разными общественными группами и классами (прежде всего между буржуазией и рабочим классом). Фундаментальные открытия в физике, химии и других науках. В.И. Вернадский оценивал их как "взрыв научного творчества", который привел к пересмотру всех основных характеристик картины мира В искусстве (литературе, живописи, театре) возникают многообразные антиреалистические течения, полные мистических мотивов, настроения страха и отчаяния. В философии распространенными течениями становятся позитивизм в форме махизма и эмпириокритицизма, интуитивизм, немецкая идеалистическая философия жизни, феноменология Э. Гуссерля. Большое влияние продолжают оказывать волюнтаристские идеи А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Предпосылки возникновения кризиса с позиций психологии

По оценке Л.С. Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он являлся "выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII - начале XIX века«. Понимание учеными практической и теоретической несостоятельности старых установок, взглядов и методов исследования явлений и феноменов науки; Интенсивное развитие дифференциальной, возрастной, зоопсихологии обеспечило появление новых направлений, концепций и взглядов на предмет психологической науки Развитие новой биологии, которая меняла представление о сознании как замкнутом в себе субъекте и расширяло сферу объектов, непознаваемых с помощью классического метода интроспекции – поведение животных, детей, психически больных людей

Изображение слайда
24

Последний слайд презентации: РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ: Новые направления в психологии

Гештальтпсихология Целостный, а не атомистический подход к изучению сознания Бихевиоризм Замена сознания, как предмета изучения, на поведение, исключение из области методов исследования интроспекции, как не обладающей объективностью Глубинная психология Область бессознательных явлений психики как предмет исследования Когнити́вная психоло́гия Изучение познавательных процессов, организации человеческого познания Гуманистическая психология Главным предметом признает личность, как уникальную целостную систему, в процессе ее саморазвития

Изображение слайда