Презентация на тему: Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ

Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ
1/25
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 28)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (125 Кб)
1

Первый слайд презентации: Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ

Изображение слайда
2

Слайд 2

Предмет ОБЖ представляет собой систему понятий, отражающих основы науки. Понятие может выступать как форма мышления и результат познания. Вся система понятий определяется основами науки, отраженными в школьном предмете. Освоение системы знаний по основам той или иной науки предполагает прежде всего усвоение системы понятий.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Знания - проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге человека. Знания включают в себя факты, представления, понятия, закономерности, законы, теории. Базой формирования сложного знания являются понятия.

Изображение слайда
4

Слайд 4

В настоящее время понятия рассматриваются как основные единицы учебного содержания. П онятие отражает сущность предметов и явлений, являясь результатом обобщений. Л юбое знание – законы, закономерности, теории, идеи – раскрываются в форме научных понятий.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Понятие – высшая форма человеческого мышления, в которой выражаются общие существенные признаки вещей, явлений реального мира. Понять предмет – значит усвоить его существенные признаки. Знание состоит из понятий, устанавливаемых наукой, о существенных признаках и свойствах вещей и явлений, процессах и связях между ними. Понятия – это обобщенный вид знания. Они наиболее экономно и емко выражают содержание основ любой науки. Понятие есть   знание существенных свойств (сторон) предметов и явлений окружающего мира, знание существенных связей и отношений между ними.  Понятие абстрактны, они выражают внутреннее смысловое содержание объектов познания.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Понятие – это особая форма мышления, в то же время – важнейший объект учебных действий и фактор умственного развития учащихся. В понятиях как дидактических единицах содержания науки изложен обязательный минимум знаний по учебным предметам. Понятие фиксирует в своем содержании сущность предметов и явлений, отражает результаты обобщений. В каждом понятии имеется содержание, под которым понимается совокупность его существенных признаков

Изображение слайда
7

Слайд 7

Понятия можно классифицировать по следующим критериям˸ - по степени сложности понятия подразделяются на простые и сложные. Например, понятия «риск», «безопасность» более сложные, чем «опасные факторы», или «средства индивидуальной защиты». - по степени обобщенности ˸ различают понятия общие и локальные. Например, понятие «чрезвычайная ситуация» - более общее по сравнению с понятием «землетрясение». Локальные понятия формируются в пределах 2 — 3 уроков, а формирование и развитие общих понятий продолжается на протяжении изучения целой учебной темы или раздела курса ОБЖ;

Изображение слайда
8

Слайд 8

Овладение понятием – процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания к знанию. Исходный путь познания – ощущения, восприятия, представления. Ощущение – это чувственная форма отражения объективного мира. Отражает внешние свойства в виде отдельных сторон и качеств вещей и явлений. На их основе возникают восприяти я (отражают целостный образ объекта; это начало процесса осмысления ощущений).

Изображение слайда
9

Слайд 9

Представления – это чувственно-наглядный и обобщенный образ, который можно воспроизвести по памяти и мысленно оперировать им. Обобщенные представления образуют понятия. Существенной стороной понятия является его содержание, оно выражается через признаки предмета или явления. Это совокупность отличительных признаков. Основным ядром в содержании являются существенные признаки

Изображение слайда
10

Слайд 10

Выявление признаков служит основой формирования (определения) понятия. От количества существенных признаков зависит полнота отображения предмета в понятии. Чем сложнее понятие, тем продолжительнее должен быть путь его раскрытия в образовательном процессе (оно включает в себя больше признаков, больше информации).

Изображение слайда
11

Слайд 11

Понятия всегда формируются и усваиваются через включение в познавательную деятельность. Процесс формирования и развития понятий не сводится к заучиванию готовых действий, а реализуется путем активной мыслительной деятельности учащихся.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Этапы в формировании и развитии понятий: 1. накопление, развитие опорных знаний как основных элементов содержания определенного понятия. 2. интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия. 3. использование сформированного понятия как целостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Формирование понятий — сложный продолжительный во времени процесс, включающий следующие этапы ˸ 1. Чувственно-конкретное восприятие предмета (или явления) во время наблюдений за объектом, в ходе работы учащихся с раздаточным материалом, рассказов учителя, демонстрации кинофильмов и видеофильмов. Учитель должен направить познавательную деятельность учащихся на выявление свойств, качеств или сторон изучаемых объектов. 2. Выявление общих и существенных признаков (свойств) класса изучаемых предметов или явлений путем сравнения, нахождения сходства и различия, выявления существенных связей.

Изображение слайда
14

Слайд 14

3. Абстрагирование - вычленение главного и второстепенного, обобщение и мысленное выделение существенных общих свойств, признаков предмета͵ не принимая во внимание несущественные второстепенные признаки и отношения. 4. Определение (формулировка) понятия — определение содержания и объёма понятия, затем выделение ключевого слова — объекта͵ предмета (или явления), выделение общих признаков и наконец отличительных существенных признаков и несущественных признаков понятия; 5. Установление связей данного понятия с другими понятиями - решение на уроке учебных задач, составление схем понятий, заполнение сравнительных и обобщающих таблиц;

Изображение слайда
15

Слайд 15

6. Использование понятий при решении задач - формирование умений по оперированию понятиями, применению понятий для решения новых задач, что обеспечивает прочность усвоения понятий; 7. Классификация поняти й - обобщение знаний о связях и отношениях группы уже сформированных понятий.

Изображение слайда
16

Слайд 16

В практике обучения безопасности жизнедеятельности в школе понятия могут формироваться разными способами˸ индуктивным и дедуктивным. Индуктивный способ формирования понятий основан на определенной логической последовательности в действиях учителя и учащихся (от простого к сложному, от частного к общему). Вначале изучения характеризуется предмет или явление, выявляются его существенные признаки, а затем сравниваются и обобщаются существенные признаки сходных явлений, далее формулируется определение понятия. Например: вначале учащиеся знакомятся с локальными опасными ситуациями в городской среде, затем выявляют их общие черты и различия, что позволяет ввести понятие социальные ЧС и их классификацию

Изображение слайда
17

Слайд 17

Дедуктивный способ формирования понятий предполагает логику выстраивания процесса обучения от общего к частному. Например: вначале дается определение понятия чрезвычайные ситуации, их классификация, затем изучаются особенности конкретных ЧС.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Процесс формирования понятий в курсе ОБЖ требует выполнения следующих педагогических условий : - организация умственной познавательной деятельности учащихся; - широкое использование средств наглядности; - организация проблемного подхода и решение практических задач;

Изображение слайда
19

Слайд 19

- определенной логической по­следовательности в изложении нового материала; - проведения систематического, тематического повторения и терминологиче­ской работы; - реализации межпредметных связей; - применения заданий, направленных на формирование умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности

Изображение слайда
20

Слайд 20

Таким образом, формирование и развитие понятий по ОБЖ представляет собой сложный процесс, основой которого является: восприятие – представление – понятие – система понятий, накопление опорных знаний – определение и закрепление понятий – дальнейшее развитие понятий.

Изображение слайда
21

Слайд 21

К основным положениям теории о развитии понятий школьного предмета ОБЖ можно отнести: - учебный предмет ОБЖ является системой основных понятий естественных наук; - в понятиях выражается содержание предмета «ОБЖ»; - понятия выполняют ведущую роль в процессе развития мышления и воспитания учащихся;

Изображение слайда
22

Слайд 22

- понятия не дают ученикам в готовом виде, их развивают в процессе обучения; - формирование и развитие понятий происходит поэтапно; - существуют понятия специальные (развиваются в пределах одного курса) и локальные (в пределах темы или одного урока); межпредметные ; простые и сложные.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Процесс формирования и развития понятий можно разделить на три этапа: образование, развитие и интеграция. Способ развития зависит от характера понятия, уровня его познания, сформированности теоретических знаний учащихся и от роли данного понятия в обучении.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Способы образования понятий: - из чувственного опыта путем индуктивного обобщения; - путем дедуктивного вывода из известных теорий (от общего к частному). Индукция – тип умозаключений от обсуждения частных сторон предмета к ему общему свойству.

Изображение слайда
25

Последний слайд презентации: Развитие понятий в школьном курсе ОБЖ

Формирование понятий индуктивным путем: - выделение, группирование и сравнение ряда объектов с целью выявления общих признаков; - выделение существенных признаков; -определение понятия и обозначение соответствующего термина - установление связи с другими понятиями -определение места понятия в соответствующей системе понятий - применение сформированного поняти

Изображение слайда