Презентация на тему: Развитие педагогических идей в России в xIx в (к. д. ушинский, л.н.толстой,

Развитие педагогических идей в России в xIx в (к. д. ушинский, л.н.толстой, п.ф.каптерев )
Развитие педагогических идей в России в XIX в.
Развитие педагогических идей в России в xIx в (к. д. ушинский, л.н.толстой,
В начале XIX в. в России начали получать распространение идеи европейского Просвещения.
Развитие педагогических идей в России в xIx в (к. д. ушинский, л.н.толстой,
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871)
Развитие педагогических идей в России в xIx в (к. д. ушинский, л.н.толстой,
Развитие педагогических идей в России в xIx в (к. д. ушинский, л.н.толстой,
Лев Николаевич Толстой ( 1826(28 )-1910)
Развитие педагогических идей в России в xIx в (к. д. ушинский, л.н.толстой,
Развитие педагогических идей в России в xIx в (к. д. ушинский, л.н.толстой,
Развитие педагогических идей в России в xIx в (к. д. ушинский, л.н.толстой,
Педагогическая антропология Петра Федоровича Каптерева (18491922 гг.)
Развитие педагогических идей в России в xIx в (к. д. ушинский, л.н.толстой,
Развитие педагогических идей в России в xIx в (к. д. ушинский, л.н.толстой,
Развитие педагогических идей в России в xIx в (к. д. ушинский, л.н.толстой,
1/16
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 28)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (8803 Кб)
1

Первый слайд презентации: Развитие педагогических идей в России в xIx в (к. д. ушинский, л.н.толстой, п.ф.каптерев )

Презентацию подготовили: Гасымова Айтен; Гасымова Сабина, Фатькина Анастасия

Изображение слайда
2

Слайд 2: Развитие педагогических идей в России в XIX в

В начале XIX в. были продолжены начавшиеся ранее просветительские реформы. В 1802 г. было образовано Министерство народного просвещения, в 1803 г. опубликованы «Предварительные правила народного просвещения», в 1804 г. - «Устав учебных заведений, подведомственных университетам» - эти документы и определяли структуру системы образования в I четверти XIX в. В основу системы были положены три принципа: бесплатность, бессословность (кроме крепостных крестьян), приемственность учебных заведений. Основными ее звеньями стали приходские и уездные училища, гимназии, университеты. Вся Россия была поделена на 6 учебных округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский (ныне г. Тарту) - с университетом во главе каждого из них. Обязанности университетов значительно расширились: помимо выполнения традиционных учебно-научных функций, они должны были руководить деятельностью гимназий своего округа, а профессора и преподаватели университетов - осуществлять методический и инспекторский контроль. В приходских училищах обучение было рассчитано на 1 год. Содержание занятий здесь составляли Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, чтение и объяснение книги «Краткое наставление в сельском домоводстве».

Изображение слайда
3

Слайд 3

В уездных училищах срок обучения составлял 2 года. Предписывалось создание по одному училищу в уездных и губернских городах. Задача их состояла в образовании детей непривилегированных слоев населения, а также подготовке к поступлению в гимназию. В гимназии обучение продолжалось 4 года, принимались в нее лишь дети дворян и чиновников. Целью гимназии была подготовка к поступлению в университет. В содержание обучения входили российская грамматика, в национальных регионах - и грамматика родного языка, всеобщая и русская география, всеобщая и русская история, арифметика, геометрия, физика и тд.

Изображение слайда
4

Слайд 4: В начале XIX в. в России начали получать распространение идеи европейского Просвещения

Под их влиянием во многих дворянских усадьбах стали создаваться школы для крестьянских детей. Так, в 1805 г. в подмосковном имении князя В.В. Измайлова была открыта школа для крестьянских детей, где сам князь пытался реализовать в практической педа-гогической деятельности идеи Ж.-Ж. Руссо. Широкую известность приобрела школа для крестьянских детей в усадьбе князя А.А. Ширинского-Шихматова в Смоленской губернии, где сам князь более 30 лет, с 1818 по 1849 г., обучал крестьянских детей и их родителей. Школы открывались в усадьбах многих представителей дворянской элиты: известны были школы в усадьбах князя С.Г. Волконского, графа М.Н. Муравьева, причем в отдельных случаях практиковалось совместное обучение барских и крестьянских детей.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Осознание необходимости иметь в обществе элиту, соответствующую целям и задачам российской политики того времени, привело Александра I к идее создания специального учебно-воспитательного учреждения для детей высшего дворянства. Лицей в Царском Селе был первым в России. Позднее открылись и другие лицеи – привилегированные мужские или высшие учебные заведения. Но лишь Царскосельский лицей 1811-1844 гг. составил яркую страницу в истории русской культуры. В Лицей принимались «отличнейшие воспитанники дворянского происхождения» в возрасте от 10 до 12 лет, по 20-50 человек ежегодно. В число требований к поступающим входили: «отличнейшая нравственность», «совершенное здоровье», «определенные познания». Особо было оговорено, что принимаются наиболее талантливые. Общий срок обучения составлял шесть лет. Лицей находился под покровительством самого императора и подчинялся непосредственно министру народного просвещения. В своих правах лицей был приравнен к университетам. По окончании его воспитанники получали право поступать на гражданскую и на военную службу. Обучение делилось на два курса, по три года каждый - начальный и окончательный. Содержание начального курса составляли: изучение русского, латинского, французского и немецкого языков; Закон Божий, философия, логика; математические и физические науки: арифметика, начала алгебры, тригонометрии, физики; история российская и всеобщая, география, хронология; риторика, чистописание, рисование, фехтование, верховая езда, плавание. Содержание окончательного курса обучения составляли два цикла предметов - «изящные искусства» и «гимнастические упражнения», а также курсы физических, математических, исторических наук, словесность.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871)

Константин Дмитриевич Ушинский-крупнейший педагог XIX в.в России В 60-е гг. XIX в. развернулась разносторонняя деятельность основоположника русской школы научной педагогики К.Д. Ушинского. Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) родился в Туле, детство провел в Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. В 1844г. он блестяще окончил юридический факультет Московского университета и был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных, административных и экономических наук в Ярославском юридическом лицее. Однако в 1849 г. он был освобожден от должности в связи с участием в беспорядках, организованных учащимися лицея. Некоторое время после этого К.Д. Ушинский служил в Министерстве внутренних дел, одновременно сотрудничая с такими журналами, как «Современник» и «Библиотека для чтения», где публиковались его переводы с английского языка, обзоры, рефераты статей.

Изображение слайда
7

Слайд 7

В 1854 г. К.Д. Ушинский был назначен на должность учителя Гатчинского сиротского института, а в 1855–1859 гг. был его инспектором, т.е. заведующим учебной частью. В 1859–1862 гг. он был инспектором классов знаменитого Смольного института благородных девиц, будучи в 1860–1861 гг. одновременно редактором «Журнала Министерства народного просвещения». С 1862 г., когда он был освобожден от работы, и вплоть до самой смерти К.Д. Ушинский интенсивно занимался научной деятельностью в области теории педагогики и методики начального обучения. Уже в первой своей педагогической статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К.Д. Ушинский показал, что разработка вопросов семейного и школьного воспитания способствует соединению педагогической теории с практикой, превращению педагогики в основу воспитательного искусства, основанного не только на абстрактных теоретических схемах, но и на особенностях исторически сложившегося опыта народного воспитания. Основой воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, является воспитание семейное, в котором конкретизируются цели и задачи общественного воспитания.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Применительно к России К.Д. Ушинский выделил три основных принципа воспитания: народность, христианскую духовность и науку. Связывая цель воспитания с исторически сложившимся в России христианско-православным идеалом совершенства, он полагал, что лучшие черты русской народности рождены православием. Сближение религиозного и светского образования, по мысли К.Д. Ушинского, является одной из главных задач русской народной школы. Основные черты учебной деятельности школьника Большое значение в нравственном воспитании К.Д. Ушинский придавал выработке у ребенка любви к труду. Сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья, отмечал он в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860). К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что воспитание нередко кажется делом обычным и понятным, а иногда даже легким – и это тем более, чем менее человек с ним знаком в теории или на практике. Искусство воспитания, утверждал К.Д. Ушинский, опирается на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке, который живет в семье, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью. К.Д. Ушинский тщательно учитывал особенности развития внимания детей, памяти, воображения, чувственно-эмо-циональной сферы, воли, факторов формирования характера. Отметив существование двух видов внимания, он указывал на то, что через стимулирование внимания пассивного необходимо развивать внимание активное, имеющее особое значение в процессе обучения для укрепления памяти. Дидактические идеи К.Д. Ушинского опирались на такие принципы, как основательность и прочность усвоения знаний. Так, им были детально разработаны методика повторения учебного материала, методика формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядных представлений, ме¬ тодика одновременного развития мышления и речи у детей. Особое внимание К.Д. Ушинский уделял организации учебной деятельности в начальной школе, где целесообразно сочетание всех видов урока воедино. В конечном счете целью нравственного воспитания детей в школе должно быть формирование личности, качествами которой стали бы уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру, чувство собственного достоинства.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Лев Николаевич Толстой ( 1826(28 )-1910)

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, известен и как педагог, мыслитель, всю жизнь посвятивший детям, образованию, педагогике. Л.Н. Толстой с философской точки зрения разделял позицию идеализма ; он всем своим существом отрицал, что в развитии общества важную роль играют материальные аспекты. Он верил, что сознание людей полностью не зависит от внешней среды. Толстой считал, что проблема несчастных людей в них самих, что корень зла надо искать в себе, а не винить во всех бедах других людей или абстрактное государство, власть. Иногда Толстой отклонялся от идеалистических взглядов в сторону материалистических. С этой точки зрения он говорил, что материальный мир является чем-то реальным, физическим и, что здесь нет никакой мистической подоплеки. Много слов сказано Толстым о свободе воли человека. Эти взгляды на свободу человека пронизывают всю его педагогическую теорию и деятельность. Толстой считал, что изначально человек несвободен, и что только сам человек может освободиться от душевной скованности. Причины душевной несвободы, по мнению Толстого, кроятся в самом человеке, а не условиях его жизни.Л.Н. Толстой был верующим и набожным человеком, однако он резко критиковал лживость церкви, то, как религия прикрывала эксплуататоров, жесткость капиталистического режима. По мнению Толстого, религия должна быть чистой от всей государственной грязи. Такой религией он видел христианство.Учение Толстого о нравственности тесно связано с его религиозными взглядами. Сущность этих взглядов в том, что Толстой хотел, чтобы все люди были свободны, любили друг друга, стремились к единению и братству.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Педагогические взгляды Л.Н. Толстого складывались в результате кипучей деятельности, проходили через промахи и ошибки. Он подверг разрушительной критике постановку воспитания и образования в России, утверждая, что в школах применяется насилие над детьми, что им прививается идеология господствующего класса. Путешествуя по странам Европы Толстой, нелестно отзывался и о том преподавании. Он говорил, что дети в дальних странах также замучены и зажаты. Унижение детей, страх перед учителем, заучивание непонятных слов и определений из учебника, поклонение детей перед господствующим классом – вот, что увидел Л.Н. Толстой во время своих путешествий по европейским развитым странам. Все современные школы, как помещичье-монархические, так и буржуазной Европы, вместо того чтобы обеспечивать развитие детей, извращают природу ребенка, бросает Толстой обвинение официальной педагогике. Между тем все нормальные дети обладают всесторонними возможностями нравственного и умственного развития.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Педагогические взгляды Л.Н. Толстого несколько раз менялись на протяжении всей его жизни. В них главным является предоставление ребенку свободы, развитие его творческих начал.В первом периоде Толстой считал, что в школе детей достаточно обучать только самому простому: чтению, письму, арифметике, закону божьему. Никаких других предметов, развивающих ребенка, по мнению Толстого, в школе преподавать не нужно. То, что знает обычный человек, должен немного знать и ребенок. Не более.По прошествии нескольких лет взгляды Толстого изменились – интерес учащихся стал для него мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов. Когда пришло время открывать народные школы, Толстой сузил критерий, определяющий содержание обучения, теперь он считал, что при составлении плана обучения нужно учитывать не детский интерес, а интересы патриархального крестьянства. По его мнению, интересы патриархального крестьянства равноценны потребностям всего крестьянства в целом.В последние годы своей жизни Толстой снова изменил мнение относительно этого вопроса. Теперь самым главным Лев Николаевич считал религиозно-нравственное воспитание на основе настоящего, чистого христианства. Толстой называл пустой школу, где учили только чтению, письму, грамматике и другим общим предметам, но не касались нравственных и религиозных вопросов.Л.Н. Толстой не разделял для себя понятия обучения и воспитания. По мнению Толстого всякое обучение воспитывает ребенка, нельзя передать знания, не воспитывая. Придя к выводу, что всякое обучение воспитывает, Л.Н. Толстой в своих статьях стал требовать, чтобы „в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием и т.п.”

Изображение слайда
12

Слайд 12

Толстой считал, что урок надо вести так, чтобы все ученики успевали. Так же, убедившись на собственном опыте, что наказание усиливает агрессию, он строго запрещал наказывать детей за их проступки. Толстой был яростным противником наказаний в школе, в то время как во всех школах царил „палочный метод”. Толстой утверждал, что для успешного проведения урока, не нужно переутомлять ребенка, необходимо следить, чтобы урок не был слишком труден для детей, и в тоже время урок не должен быть слишком легким, так как не будет стимула продолжать занятия дальше. Все это подробно и интересно описано в знаменитых педагогических статьях Л.Н. Толстого.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Педагогическая антропология Петра Федоровича Каптерева (18491922 гг.)

П.Ф.Каптерев критикует взгляд К.Д.Ушинского на педагогику как искусство и подчеркивает сложность и разнообразие ее научных предпосылок. Педагогика, по мнению ученого, опирается на данные психологии, физиологии, философии и других наук о человеке. Психологическое и физиологическое обоснование педагогики делает ее подлинно научной и дает возможность повысить эффективность воспитательного воздействия. Педагогика - прикладная наука, потому что она изучает не объективные факты, а предписывает, как надо воспитывать, опираясь на фундаментальные знания наук о человеке. Предметом педагогики является «изучение известных групп людей и отдельных лиц с особой, специальной точки зрения: каково их физическое и психическое состояние, какие стороны и свойства требуют у них особенной заботы и укрепления и какие из средств, выработанных предыдущим педагогическим опытом, могут быть с пользой употреблены в данном случае». Ученый утверждает, что педагогика как прикладная наука обще человечна, служит всему человечеству, а не отдельным группам или слоям общества.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Главную функцию педагогического процесса П.Ф.Каптерев видит во всестороннем усовершенствовании личности на почве ее органического самообразования в меру сил и способностей человека. По сравнению с взрослыми дети имеют физические и психические особенности и для успешного обучения «необходимо приспособить его к особенностям детской натуры, иначе учение будет бесплодно, нецелесообразно». Воспитание и обучение должно сообразовываться с индивидуальными особенностями детей. Образование станет эффективным, доказывает педагог, когда в основу его будут положены опирающиеся на науку представления о путях формирования человека, а обучение будет следовать за природным развитием человека. Высшая цель воспитания у П.Ф.Каптерева в заключает в себе преимущественно общечеловеческие черты: им отводит он главное место, а не личным и национальным, также входящим в содержание педагогического идеала. Прежде всего, каждый воспитанник должен стать «добрым общественником», осознать обязанность и охоту работать с другими, такими же как «я». Совместная работа не означает отказа от своего «я» и личных интересов, а требует лишь их согласования, гармонии отдельных стремлений личностей.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Русский мыслитель продолжает обоснование принципа воспитывающего и развивающего обучения, называя главным в обучении не накопление всевозможных знаний и поглощение громадного фактического материала, а нравственное воспитание, общее умственное развитие, любовь к мышлению и труду. Отстаивая высокую роль научного образования, которое он считает главным средством общего развития личности, ученый указывает, что главным условием его плодотворности может служить только высоконравственное содержание педагогического процесса. Методы обучения, как и содержание уроков, должны будить собственную мысль учащихся, развивать самостоятельность в учебной работе, вызывать интерес к науке.

Изображение слайда
16

Последний слайд презентации: Развитие педагогических идей в России в xIx в (к. д. ушинский, л.н.толстой,

В учении П.Ф.Каптерева, также как и Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского проявилась особенность русской педагогики - доказательство необходимости воспитания нравственного чувства, признание чувств как основы нравственности. Ценность и практическая польза данного взгляда заключается в открытии для людей нравственных ценностей как высшей потребности, а не только рассудочного долга. Продолжая разработку теории воспитывающего и развивающего обучения, П.Ф.Каптерев предложил категорию образовательного процесса, в границах которого развитие ума и развитие нравственности составляют единый процесс формирования целостной личности.

Изображение слайда