Слайд 2: План
1. Понятие пространство 2. Генезис пространственной ориентации 3. Свойства пространства 4. Задачи по формированию пространственной ориентации
Слайд 3: Понятие «пространство»
Пространство — это форма существования материи, не зависящая от нашего сознания, объективная реальность. Восприятие пространства включает восприятия расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас и друг от друга, направления, в котором они находятся, величины и формы предметов.
Слайд 4: Генезис пространственных ориентировок
Восприятие пространства начинается на первом месяце жизни ребенка ( 4—5 недель) Этап слежения за движущейся игрушкой проходят ряд фаз: 1 фаза (2—4 мес.) наблюдаются скачкообразные движения глаз. 2 фаза (до 5 мес.)- фаза плавных движений. По мере обогащения зрительного опыта повышается способность различать объекты в нем. Ребенок в 3 мес.начинает следить за предметом, который находится на расстоянии 4—7 м; в период с 6 до 10 мес. следит за предметами, которые двигаются по кругу.
Слайд 5: Генезис пространственных ориентировок
Сначала ребенок воспринимает окружающие его предметы, которые находятся в горизонтальном положении, а когда начинает сидеть, потом ходить, следит за движущимися предметами, находящимися в вертикальном положении. С овладением ходьбой связано и обогащения словарного запаса (тут, там, близко, далеко, слева, справа и т. д.).
Слайд 6: Система отсчета
в раннем возрасте –чувственная система ориентировки в пространстве (по схеме собственного тела); в дошкольном возрасте - словесная система отсчета («вперед — назад», «вверх — вниз», «вправо — влево»); В старшем дошкольном и школьном- по сторонам горизонта.
Слайд 7: ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА
СПЕРЕДИ – СЗАДИ СПРАВА - СЛЕВА ВВЕРХУ - ВНИЗУ Т Р Е Х М Е Р Н О С Т Ь
Слайд 8: Задачи по формированию ориентировке в пространстве
- о своить « с хему собственного тела»; - о риентироваться в окружающем «от себя», от другого человека, «от других предметов»; - о риентироваться на плоскости (лист, страница, бумага в клетку, в линейку) ; - п ользоваться пространственным словарем
Слайд 9: В раннем возрасте ребенок должен научиться соотносить:
предметы с определенными частями собственного тела: вверху — это там, где голова, внизу — где ноги, впереди — где лицо, сзади — где спина, справа — где правая рука, слева — где левая рука (Исследования Т.А. Мусейибовой). методы : объяснения, указания, рассматривание картин, наблюдение, показ, игры- занятия «Прятки», «Научим Петрушку» и т.п.
Слайд 10: Во второй младшей группе (четвертый год жизни):
Закрепить схему собственного тела; Учить ориентироваться и называть основные направления от себя: «вперед», «назад», «вверх», «вниз», «влево», «вправо». методы: показ, упражнения, дидактические игры, подвижные игры и т.п
Слайд 11: В среднем возрасте ребенок должен овладеть:
Различать основные пространственные направления (вперед- назад, слева- справа, впереди-сзади, слева- справа) употреблять в активной речи слова и выражения: «впереди стола», «за шкафом», «над дверью» и т. д.,
Слайд 12: В старшем дошкольном возрасте ребенок должен овладеть:
овладеть словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям (вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, впереди, сзади, слева, справа); определять свое местоположение среди окружающих предметов и относительно другого человека « Я нахожусь впереди Сережи», Я стою возле окна»; Определять размещенность предметов в пространстве( ближе, дальше, впереди-сбоку); Пространственно ориентировать свои движения при ходьбе, беге
Последний слайд презентации: Развитие у детей ориентировок в пространстве: Подготовительная к школе группа
владеть словесной системой отсчета по основным пространственным признакам; Уметь ориентироваться в двухмерном пространстве (на столе, на листе бумаги, в тетради, в книге) Методы: показ, объяснение, упражнение, словесный диктант и т.п