Презентация на тему: Развитие человека

Развитие человека
Развитие человека
Открытие детства: исследования Ф. Арьеса (1914-1984)
КОППО ДИ МАРКОВАЛЬДОР Мадонна с младенцем на троне (1225-1230)
Арьес Ф. «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке», 1999
Ключевые понятия психологии развития
Центральные проблемы онтогенеза
Модели развития
Периодизация развития
Модели развития
Кризисы детства
Кризис трех лет
Нормативные кризисов взрослости
Нормативные кризисы взрослости
Центральные линии развития
Когнитивное развитие в период взрослости
Динамика общего, кристаллизованного и текучего интеллекта
Текучий и кристаллизованный интеллект
Когнитивные изменения в поздней взрослости
Интеллектуальная деятельность в поздней взрослости
Возрастная обусловленность творческой активности (по Леману )
Психосоциальная модель развития личности
Эго-идентичность
Модель психосоциального развития: восемь возрастов человека
Модель психосоциального развития: восемь возрастов человека
Окончание жизненного пути
Исследование нравственного развития Д. Колбергом
Развитие человека
Стадии морального развития ( Л.Колберг )
Личностное развитие
Динамика самоуважения ( Ulrich Orth, et al. 2010 3617 индивидов в возрасте от 25 до 104 лет )
Спасибо!
1/32
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 88)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (6431 Кб)
1

Первый слайд презентации: Развитие человека

Изображение слайда
2

Слайд 2

Психология развития – отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития человека в онтогенезе

Изображение слайда
3

Слайд 3: Открытие детства: исследования Ф. Арьеса (1914-1984)

До XII века искусство не обращалось к детям К XIII веку появляется несколько детских типов: ангел, младенец Иисус, обнаженный ребенок (аллегория души) В XV веке появляются два новых типа изображения ребенка: портрет и путти (маленький обнаженный мальчик) В XVI веке появление портрета умершего ребенка В XVII веке портреты детей становятся многочисленными; семейные портреты группируются вокруг ребенка; появляется интерес к детям, их манерам, языку; появляются новые имена ( карапуз, кроха и др.)

Изображение слайда
4

Слайд 4: КОППО ДИ МАРКОВАЛЬДОР Мадонна с младенцем на троне (1225-1230)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Арьес Ф. «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке», 1999

XIII – XVII вв. – « открытие детства, детского тела, детских манер и речи»

Изображение слайда
6

Слайд 6: Ключевые понятия психологии развития

Онтогенез – отрезок жизни отдельного индивида от рождения до смерти Развитие – закономерное изменение явления или процесса во времени, выраженное в качественных и/или структурных преобразованиях «Развитие» ≠ «рост », «созревание», «научение», «социализация » и др.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Центральные проблемы онтогенеза

Проблема факторов развития : природа или воспитание? Проблема характера развития : непрерывность или прерывистость ? Проблема природы объекта развития : активность или пассивность человека? Проблема универсальности развития : развитие имеет одно направление или несколько?

Изображение слайда
8

Слайд 8: Модели развития

Изображение слайда
9

Слайд 9: Периодизация развития

Период Возраст Младенчество 0 – 1 Раннее детство 1 – 3 Дошкольный возраст 3 – 6 Младший школьный возраст 7 – 11 Подростковый возраст 11 – 15 Юность 15 – 21 Ранняя взрослость 21 – 35/40 Средняя взрослость 35/40 – 60 Поздняя взрослость 60 и далее

Изображение слайда
10

Слайд 10: Модели развития

Изображение слайда
11

Слайд 11: Кризисы детства

Кризис новорожденности Кризис одного года Кризис трех лет Кризис семи лет Подростковый кризис

Изображение слайда
12

Слайд 12: Кризис трех лет

Негативизм Упрямство Своеволие Протест-бунт Обесценивание взрослых Деспотизм

Изображение слайда
13

Слайд 13: Нормативные кризисов взрослости

Симптомы кризиса : Эмоциональные проявления ( переживания тупика, тревожности, дискомфорта, пониженного настроения, неуверенности в себе, опустошенности, рутины, монотонности и т.д.) Снижение уровня удовлетворенности жизнью Изменение временной перспективы (концентрация на тревожно-неопределенном, бесперспективном будущем; поглощенность прошлым и др.) Изменение отношений с окружающими («нарушение доверительности отношений», «меня не понимают», «прилипчивость», стереотипизация, избегание)

Изображение слайда
14

Слайд 14: Нормативные кризисы взрослости

Кризис юности (17–22 года) – кризис рождения ( переход в новую общность) – « отрыв от родительских корней » Кризис молодости (27–33 года) – кризис развития – «коррекция жизненного плана » Кризис взрослости (40–45 лет) – «кризис середины жизни», « десятилетие роковой черты » (35–45 лет) – кризис ценностей Кризис зрелости (55 – 60 лет) – «время подведения итогов»

Изображение слайда
15

Слайд 15: Центральные линии развития

Когнитивное развитие Психосоциальное развитие Личностное развитие

Изображение слайда
16

Слайд 16: Когнитивное развитие в период взрослости

Диалектическая стадия развития интеллекта ( К. Ригель ) Суть когнитивного развития в период взрослости заключается в гибком использовании интеллекта (К. Шайи ) Богатое фактическое знание ( Кто, где, когда ?) Богатое процедурное ( м етодологическое ) знание (с тратегии поиска информации, принятия решения и др.) Жизненный контекстуализм ( контексты во времени и различных сферах жизни) Ценностный релятивизм Совладание с неопределенностью

Изображение слайда
17

Слайд 17: Динамика общего, кристаллизованного и текучего интеллекта

Источник : Whitbourn, 2000, p.197.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Текучий и кристаллизованный интеллект

Текучий интеллект - способности, используемые для приобретения новых знаний и навыков; к ним относятся индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений и др. Кристаллизованный интеллект - способности, которые приходят с опытом и образованием: умение формулировать суждения, анализировать проблемы, делать выводы на основе накопленных знаний и опыта

Изображение слайда
19

Слайд 19: Когнитивные изменения в поздней взрослости

Ухудшение способности к восприятию Трудности распределения и переключения внимания Снижение способности к концентрации внимания, уменьшение длительности его сосредоточения Повышенная чувствительность к посторонним помехам Уменьшение возможностей памяти Ослабление тенденции к «автоматической» организации запоминаемого Трудности воспроизведения (феномен «вертится на языке») С нижается скорость умственной работы Т екучий (подвижный) интеллект ухудшается

Изображение слайда
20

Слайд 20: Интеллектуальная деятельность в поздней взрослости

Модели, объясняющие изменения интеллекта при старении: Гипотеза общего замедления Модель последнего спада Теория неупотребления Компенсаторные механизмы: активное использование наглядных опор при выполнении трудных заданий; перевод действия во внешний план; постановка промежуточных целей, включение речевой регуляции; избирательный подход к выбору тем и др.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Возрастная обусловленность творческой активности (по Леману )

Сплошная линия – продуктивность творческой активности с учетом 993 открытий, сделанных 244 исследователями; пунктирная - для 52 наиболее значительных открытий, сделанных 46 исследователями

Изображение слайда
22

Слайд 22: Психосоциальная модель развития личности

« Социальный аспект развития более важен или, по крайней мере, не менее, чем биологический и физический аспекты » Акцент на развитии Эго, на связи Эго и общества Значимость влияния исторических условий, особенностей культуры и общества на развитие Эго Эрик Эриксон ( 1902 – 1994)

Изображение слайда
23

Слайд 23: Эго-идентичность

Центральная проблема развития – поиск и достижение Эго-идентичности и групповой идентичности Эго-идентичность – внутренне чувство целостности, устойчивости, непрерывности, неповторимости собственного Я, а также уверенность в том, что его личность значима для других Групповая идентичность – чувство принадлежности к определенной социальной группе (чувство «мы»), переживание внутренней солидарности с ее идеалами

Изображение слайда
24

Слайд 24: Модель психосоциального развития: восемь возрастов человека

Изображение слайда
25

Слайд 25: Модель психосоциального развития: восемь возрастов человека

Изображение слайда
26

Слайд 26: Окончание жизненного пути

Пять стадий приспособления к умиранию ( Э. Кюблер -Росс): Отрицание. Реакция: «Не может быть !» Гнев. Реакция: « Почему я ? » Торг. Реакция: « Если я..., то...» Депрессия. Реакция: « Жизнь все равно не имела смысла, все беспросветно … » Принятие. Реакция: « Да, я умру. Я постараюсь сохранить присутствие духа так, чтобы спокойно принять все, что мне предстоит, и не отягощать страдания ближних »

Изображение слайда
27

Слайд 27: Исследование нравственного развития Д. Колбергом

Лоуренс Колберг ( 1927 – 1987)

Изображение слайда
28

Слайд 28

Предконвенциональный уровень (основан на наказаниях и вознаграждениях ) Стадия 1. Ориентация на избегание наказаний и послушание Стадия 2. Наивный инструментальный гедонизм Конвенциональный уровень ( основан на социальной конформности ) Стадия 3. Мораль «пай-мальчика/пай-девочки», ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей Стадия 4. Мораль, поддерживающая власть и закон, ориентация на поддержание общественного порядка Постконвенциональный уровень ( основан на моральных принципах ) Стадия 5. Мораль общественного договора, индивидуальных прав и демократически принятого закона, ориентация на социальное соглашение Стадия 6. Мораль, ориентированная на законы свободной совести, ориентация на универсальные нравственные принципы

Изображение слайда
29

Слайд 29: Стадии морального развития ( Л.Колберг )

Изображение слайда
30

Слайд 30: Личностное развитие

Формирование гендерной типизации : формирование гендерных стереотипов ( эксперимент с 12-, 18- и 23 мес. детьми – фотографии кукол и машинок ) обозначение собственного пола и пола других людей ( между 1,5 и 3 годами) Зарождение самосознания : узнавание самого себя в зеркале и на фотографии (18 – 24 мес.) категориальное «Я» (18 – 30 мес.) появление чувства собственности ( Мое! ) местоимения первого лица ( я, мне, меня )

Изображение слайда
31

Слайд 31: Динамика самоуважения ( Ulrich Orth, et al. 2010 3617 индивидов в возрасте от 25 до 104 лет )

Изображение слайда
32

Последний слайд презентации: Развитие человека: Спасибо!

Изображение слайда