Презентация на тему: Раздел 1. Общие проблемы ФН

Раздел 1. Общие проблемы ФН.
?:
Предполагающие др. др. научные исследования:
Взаимосвязь эмпирического и теоретического:
Структура научного знания: уровни
Раздел 1. Общие проблемы ФН.
Раздел 1. Общие проблемы ФН.
Нельзя отождествлять!
Формы научного знания:
Теоретизм VS фактуализм
эмпирическое обобщение
Адекватно сформулированная проблема
Гипотеза как форма теоретического знания
Научная теория
Научный эксперимент
Квинтэссенция эксперимента:
Раздел 1. Общие проблемы ФН.
Раздел 1. Общие проблемы ФН.
Пригожин И. Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса
И. Лакатос критиковал:
С. Шейпин и П. Деар об эксперименте:
B. C. Швырёв о этапах развития науки:
Раздел 1. Общие проблемы ФН.
Л. А. Микешина об «основаниях науки» = « предпосылочном знании»
В. С. Стёпин об основаниях науки:
НКМ по В. С. Степину ( схема объекта)
Идеалы и нормы научной деятельности («схема метода»)
2 подсистемы философских оснований науки:
1/28
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 65)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2743 Кб)
1

Первый слайд презентации: Раздел 1. Общие проблемы ФН

Тема 4. Структура научного знания ?: с 18 по 25 (!!!).

Изображение слайда
2

Слайд 2: ?:

18. Соотношение эмпирического и теоретического уровней в научном познании. 19. Методы эмпирического исследования. 20. Научный факт и эмпирическая зависимость как формы научного знания. 21. Методы теоретического исследования: абстрагирование, математическое моделирование, гипотетико-дедуктивный метод 22. Роль научной гипотезы в развитии науки. Теория как высшая форма развития научного знания. 23. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. 24. Научная картина мира. Формы научной картины мира и её функции. 25. Философские основания науки.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Предполагающие др. др. научные исследования:

Изображение слайда
4

Слайд 4: Взаимосвязь эмпирического и теоретического:

Эмпирическое исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулирует развитие теоретических исследований, ставит перед ними новые задачи. С др. стороны, теоретическое исследование, совершенствуя и развивая понятийный аппарат науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирическое исследование

Изображение слайда
5

Слайд 5: Структура научного знания: уровни

Изображение слайда
6

Слайд 6

Изображение слайда
7

Слайд 7

Изображение слайда
8

Слайд 8: Нельзя отождествлять!

Изображение слайда
9

Слайд 9: Формы научного знания:

теория

Изображение слайда
10

Слайд 10: Теоретизм VS фактуализм

Изображение слайда
11

Слайд 11: эмпирическое обобщение

Начальный этап научного познания, где преобладает живое созерцание (чувственное познание), а рациональный момент и его формы имеют подчиненное значение. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная « фактофиксирующая » деятельность - его характерные признаки.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Адекватно сформулированная проблема

Максимально чётко отграничено известное от неизвестного Максимальная конкретизация Трансформируемость : проблема должна иметь способность к развитию, уточнению, модификациям, т.е. быть открытой концептуальной структурой Разрешимой: совместима с исследовательским проектом

Изображение слайда
13

Слайд 13: Гипотеза как форма теоретического знания

Научная гипотеза - форма вероятностного знания (допущение, догадка), ещё логически не доказанная и не подтверждённая опытом, чтобы считаться достоверной теорией.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Научная теория

самая развитая форма научного знания, представленная в его целостности, и дающая представление о закономерностях и существенных связях объекта данной теории.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Научный эксперимент

метод, характеризующийся вмешательством в изучаемый объект, активным воздействием на предмет исследования. Осуществляемый в условиях лаборатории, эксперимент позволяет многократно воспроизводить ход процесса и изучать объект в относительно чистом виде.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Квинтэссенция эксперимента:

Изображение слайда
17

Слайд 17

Изображение слайда
18

Слайд 18

физика, уже как чистая теория, требует, чтобы природа проявила себя в предсказуемых силах; она ставит свои эксперименты с единственной целью задать природе вопрос: следует ли та (и если следует, то каким именно образом) схеме, предначертанной наукой.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Пригожин И. Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса

экспериментальный диалог с природой подразумевает активное вмешательство, а не пассивное наблюдение. Перед учеными ставится задача научиться управлять физической реальностью, вынуждать ее действовать в рамках «сценария» как можно ближе к теоретическому описанию. Исследуемое явление должно быть предварительно препарировано и изолировано, с тем чтобы оно могло служить приближением к некоторой идеальной ситуации.

Изображение слайда
20

Слайд 20: И. Лакатос критиковал:

Изображение слайда
21

Слайд 21: С. Шейпин и П. Деар об эксперименте:

«природа заключает в себе способности, которые повседневно не проявляются, но которые могут быть раскрыты с помощью специальных средств. Френсис Бэкон говорил об эксперименте как о “разоблачении” природы, и замечательно, что правительственный деятель … сравнивал эксперимент с пыткой, которая выуживает информацию из прежде молчаливых подозреваемых »

Изображение слайда
22

Слайд 22: B. C. Швырёв о этапах развития науки:

Изображение слайда
23

Слайд 23

Эмпирическая стадия - решающим средством формирования и развития научного знания являются эмпирическое исследование и последующая логическая обработка его результатов, порождающая эмпирические законы, обобщения, классификации и т.д. Теоретическая стадия науки - целостные теоретические системы. Швырёв B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Швырёв B.C. Рациональность как ценность культуры. М., 2003.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Л. А. Микешина об «основаниях науки» = « предпосылочном знании»

Изображение слайда
25

Слайд 25: В. С. Стёпин об основаниях науки:

Изображение слайда
26

Слайд 26: НКМ по В. С. Степину ( схема объекта)

Образы предмета исследования, посредством которых фиксируются основные системные характеристики изучаемых объектов

Изображение слайда
27

Слайд 27: Идеалы и нормы научной деятельности («схема метода»)

Изображение слайда
28

Последний слайд презентации: Раздел 1. Общие проблемы ФН: 2 подсистемы философских оснований науки:

Изображение слайда