Презентация на тему: Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности

Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Структура личности
Социально-психологические свойства личности
Социально-психологические свойства личности
Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности
Социодинамические концепции личности
Психодинамические концепции личности
Субъектодинамические концепции личности
1/86
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 39)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2001 Кб)
1

Первый слайд презентации

Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности в социальной психологии

Изображение слайда
2

Слайд 2

Проблема личности в социальной психологии Особенности социально-психологического подхода к пониманию личности: рассматривает личность одновременно с двух точек зрения: психологической и социальной объясняет механизмы социализации личности раскрывает социально-психологическую структуру личности позволяет диагностировать и влиять на социально-психологическую структуру личности

Изображение слайда
3

Слайд 3

Проблема личности в социальной психологии Социология Социальная психология Социология изучает личность, включенную в разнообразные социальные системы связей и отношений, в социальное взаимодействие. И это выступает объектом социологии личности Социальную психологию интересует личность, когда она включена в системы социальных и социально-психологических связей и отношений, особенности ее социального и социально-психологического взаимодействия. И это выступает объектом социальной психологии личности Предметом социологии личности являются социальные особенности поведения и деятельности личности в социальной среде: особенности социальных ролевых функций личности (учителя, военнослужащего, торго-вого работника, медицинского специалиста и т.д.) социальные механизмы (регуляторы) реали-зации ею этих социальных ролевых функций.

Изображение слайда
4

Слайд 4

В общей психологии личность изучается безотносительно к тем отношениям, которые у нее складываются с окружающими людьми Социологический анализ личности предполагает рассмотрение личности с позиций общества и в ее отношениях с обществом Что такое личность? Чем личностные свойства человека отличаются от других его психологических свойств? Какова структура личности? Как возникают личностные свойства человека? Как формируется и развивается человек как личность? Существуют ли устойчивые типы личностей и что они собой представляют? Что в личности характеризует человека как типичного представителя определенной социальной группы? Какова социальная типология личностей ? Что представляет собой динамика становления типичной социальной личности в зависимости от процессов, происходящих в обществе? изучение личности в социологии и общей психологии

Изображение слайда
5

Слайд 5

Социально-психологические аспекты личности социально-психологический аспект изучения личности заключается в том, чтобы, представляя личность как некоторого рода индивидуальность, вместе с тем подчеркнуть в ней и социальное начало Каковы стороны личности, в которых выражается ее отношение к обществу и окружающим людям ? Какое влияние на личность оказывает ее непосредственное социальное окружение, в частности — малые группы, в жизни и деятельности которых она принимает участие? Каким образом взаимодействуют между собой личность и малая группа ? Что представляет собой социальное поведение человека как личности? Какова мотивация социального поведения личности?

Изображение слайда
6

Слайд 6

Социально-психологические аспекты личности Предметом социальной психологии личности являются: социально-психологические особенности личности: своеобразие социально-психологического проявления индивидуальности в этих взаимодействиях, социально-психологические ролевые функции личности в названных обстоятельствах (лидера, ведомого, сотрудника; конформиста - нонконформиста; эмпатийность - ригоризм личности; адаптивность, гибкость - ригидность личности; экстра - интровертированность личности; интернальность - экстернальность личности и др. психическая регуляция и прежде всего: социально-психологические механизмы социального и социально-психологического поведения и деятельности личности, социально-психологического проявления ею индивидуальности, исполнения ею тех или иных социально-психологических функций социально-психологические аспекты социализации личности социальное и социально-психологическое развитие личности в системе разнообразных неформальных, психологических связей и отношений, социально-психологических взаимодействий

Изображение слайда
7

Слайд 7

Социально-психологические аспекты психологии личности Андреева Галина Михайловна По мнению Г. М. Андреевой, «социальная психология пользуется определением личности, которое дает общая психология: с одной стороны выясняет каким образом, в каких конкретных группах личность усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности), с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности)» (Андреева, 1999). В этой связи «для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой)» Главными проблемами в этом изучении являются социализация и социальная установка.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Социально-психологические аспекты личности общая психология изучает всю совокупность свойств человека, включая и биологически детерминированные, которые обусловливают социально значимое поведение и деятельность личности, для социологии личность выступает в « деиндивидуализированном, деперсонифицированном виде» ( В.А.Ядов, 1969), как представитель определенной социальной группы, как элемент общественной системы, как носитель той или иной социальной роли, социальная психология рассматривает личность прежде всего в контексте всех разнообразных социальных связей и включенности в различные социальные группы как на макроуровне, так и на уровне малых групп. При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она включена.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Представления о личности в зарубежной социальной психологии базовы е модели, задающие основной спектр представлений о личности в социальной психологии Человек реагирующего (механический) ( Халл, Роттер, Скиннер, Бандура). Основная идея: человек – сложный биологический механизм, который реагируют на раздражители. Среда с набором стимулов выступает как комплексная система формирования личности (резец скульптора). Сами межличностные отношения становятся торгом (теория Бандуры, Хоманса, Тибо и Келли). Вклад с трогость в теории и эксперименте анализ проблемы социализации проблема социального контроля социальные установки Недостатки : Исследователь отказывается исследовать внутренние психические процессы, познавательные процессы и «Я» человека; Если взять за основу эту модель, то мы не сможем объяснить моменты альтруизма.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер ( Burrhus Frederic Skinner ) 1904 — 1990 неоБихевиоризм теория оберантного бихевиоризма положение о трех видах поведения безусловно рефлекторное условно- рефлекторное оперантное ответ на стимул Возникает спонтанно и определяется как обусловливание ( создание условий, дающих возможность управлять поведением человека ). играет решающую роль в адаптации организма к внешним условиям

Изображение слайда
11

Слайд 11

положение о трех видах поведения безусловно рефлекторное условно- рефлекторное оперантное вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением Реакции, которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом. Некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются реакция обусловливания типа S не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания оперантные реакции типа R обеспечивается адаптация к реальной среде обитания На основе активных проб - воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер ( Burrhus Frederic Skinner ) 1904 — 1990 неоБихевиоризм теория оберантного бихевиоризма

Изображение слайда
12

Слайд 12

Альберт Бандура (1935 – 1988) Теория агрессии и подражания Социобихевиоральный подход Необихевиористские концепции В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ А. Бандура выступает против характерных для бихевиоризма произвольных экстраполяций данных из мира животных на человеческий социальный мир. Люди — это активные участники событий, влияющих на их жизнь, и не только научение происходит посредством прямого опыта и внешних подкреплений, внешних событий, но и поведение человека может формироваться через наблюдение или на основе примеров. Люди могут учиться, наблюдая или читая, или слыша о поведении других людей. Человек наблюдает, что делают другие, а затем повторяет эти действия. внимание ребенка к действию модели-образца для подражания. память, сохраняющая информацию о воздействиях модели наличие необходимых сенсорных возможностей и двигательных навыков мотивация, определяющая желание ребенка выполнить то, xто он видит у модели подражания В схему «стимул — реакция», используемую бихевиористами для описания поведения человека, Бандура включил четыре промежуточных процесса, с помощью которых попытался объяснить, как подражание приводит к формированию новой реакции S R

Изображение слайда
13

Слайд 13

Теория агрессии и подражания Социобихевиоральный подход Необихевиористские концепции В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Альберт Бандура (1935 – 1988) как могут приобретаться образцы поведения - ? прямой личный опыт наблюдение поведения других наблюдение поведения модели могут приобретаться новые реакции наблюдение последствий поведения модели может модифицироваться существующее поведение наблюдателя наблюдение поведения другого человека (модели) может облегчать реализацию индивидом ранее приобретенных реакций возможные направления влияния модели на наблюдателя

Изображение слайда
14

Слайд 14

Представления о личности в зарубежной социальной психологии базовы е модели, задающие основной спектр представлений о личности в социальной психологии Человек когнитивный (познающий) В центре сознание как система знаний (Левин, Хайдер, Фестингер, Пиаже, Кольберг ). Основная идея: личность обладает способностью к переработке информации, усвоению информации. руководствуется в своем поведении субъективным образом действительности. а кцент на направленность поведения (а не на его источники). с тремится к достижению непротиворечивости картины мира. в случае противоречия возникают мотивирующие тенденции, стремящиеся возвратить систему в состояние равновесия, баланса. Вклад : социальное мышление, внутренняя трансформация и переработка социальной информации динамика групповых процессов феномен «Я-концепции» Недостатки Сознание отрывается от реального поведения человека (просто знание и оно не связано с деятельностью); Мотивационная стерильность – игнорирование внутренних желаний, стремлений.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Теории когнитивного соответствия Теория структурного баланса Ф. Хайдера Когнитивистская социальная психология Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции человека, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) внешние причины (влияние внешних ситуаций). возможные причины события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему основная причина совершенного поступка если тот поступок, который мы хотим объяснить, необычен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное событие

Изображение слайда
16

Слайд 16

Теории когнитивного соответствия Теория структурного баланса Ф. Хайдера Когнитивистская социальная психология В своей теории Хайдер использовал две идеи идея баланса ситуация, в которой воспринимаемые единицы существуют без стресса, без противоречия, то есть нет давления, чтобы менять когнитивную организацию и эмоциональные проявления идея когнитивной атрибуции процесс поиска достаточной причины для объяснения поведения другого человека или своих действий Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса

Изображение слайда
17

Слайд 17

Теории когнитивного соответствия Теория структурного баланса Ф. Хайдера Когнитивистская социальная психология использовалась модель триады, где одна личность относится к двум объектам, один из которых тоже может быть личностью Р воспринимающий субъект О «другой» (воспринимающий субъект) X объект, воспринимаемый и воспринимающим субъектом, и «другим» Р О x +/- +/- +/- Позитивные отношения транзитивны позитивное отношение к другому его отношение к объекту распространяется и на мое отношение к этому объекту : «люблю того, кого любит друг» Негативные отношения нетранзитивны негативном отношении к другому его отношение к объекту не распространяется на мое отношение к этому объекту: «не ненавижу того, кого ненавидит мой враг»

Изображение слайда
18

Слайд 18

Теории когнитивного соответствия Теория структурного баланса Ф. Хайдера Когнитивистская социальная психология Взаимодействие трех элементов составляет когнитивное поле, причем отношения между элементами описываются двумя видами: «отношения оценки» (« sentiment relations») «отношения принадлежности» (« unit relations») L «нравится» «любит» nL «не нравится» «не любит» U «похожий» «близкий» nU «непохожий» «далекий» варианты отношений сбалансированный несбалансированный наличие трех позитивных отношений наличие одного позитивного и двух негативных отношений наличие трех негативных отношений наличие одного негативного и двух позитивных отношений эмоциональные степень воспринимаемого единства элементов

Изображение слайда
19

Слайд 19

Р О x +/- +/- +/- Теории когнитивного соответствия Теория структурного баланса Ф. Хайдера Когнитивистская социальная психология

Изображение слайда
20

Слайд 20

Теории когнитивного соответствия Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Когнитивистская социальная психология Леон Фестингер ( 1919—1989 ) Теория когнитивного диссонанса была сформулирована Фестингером в 1957 году на основе теории поля Курта Левина и теории структурного баланса Ф. Хайдера. Толчком к ней послужило изучение слухов, распространившихся в результате землетрясения в одном из североамериканских штатов. Объясняя происхождение этих слухов и причины повсеместной веры в них, учёный сделал вывод, что люди стремятся к внутреннему равновесию между получаемой информацией и личными мотивами их поведения Внутреннее состояние человека оценивается как консонанс диссонанс согласованность переживание противоречия в его когнитивной структуре между знанием и поведением между когнициями, относящихся к среде к поведению

Изображение слайда
21

Слайд 21

Теории когнитивного соответствия Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Когнитивистская социальная психология Леон Фестингер ( 1919—1989 ) Когнитивный диссонанс - противоречие в системе знаний человека, порождающее у него неприятные переживания и побуждающее его к действиям, направленным на устранение этого противоречия. Существование диссонанса, будучи психологически дискомфортным, вызывает стремление уменьшить его или препятствовать его росту Проявление этого стремления включает: изменение поведения изменение знаний об объекте игнорирование ситуации

Изображение слайда
22

Слайд 22

Теории когнитивного соответствия Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Когнитивистская социальная психология Леон Фестингер ( 1919—1989 ) Источниками диссонанса могут выступать: логическая непоследовательность (логическая противоречивость двух суждений) несоответствие когнитивных элементов культурным образцам и нормам поведения несоответствие данного когнитивного элемента более широкой системе представлений несоответствие прошлому опыту Последствия диссонанса существование диссонанса мотивирует личность уменьшить его и достичь консонанса личность избегает информации, способствующей росту диссонанса

Изображение слайда
23

Слайд 23

Теории когнитивного соответствия Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Когнитивистская социальная психология Способами уменьшения диссонанса являются: изменение поведенческих элементов когнитивной структуры из противоположных, амбивалентных мнений выбирается наиболее подходящее, либо продуцируется интегративное суждение выступает как фактор, мотивирующий изменения в когнитивной структуре человека изменение когнитивных элементов, относящихся к среде мнения, убеждения других людей, которые должны быть подвержены изменению добавления в когнитивную структуру новых элементов избирательный подбор человеком специальной информации, способствующей уменьшению диссонанса в психологии называется "селективной экспозицией" 1 2 3

Изображение слайда
24

Слайд 24

Теории когнитивного соответствия Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Когнитивистская социальная психология Способами уменьшения диссонанса являются: изменение поведенческих элементов когнитивной структуры человек собрался на пикник, но пошел дождь. Возникает диссонанс — несоответствие «представления о пикнике» и «знания о том, что плохая погода». Уменьшить диссонанс или даже воспрепятствовать ему можно, отказавшись от участия в пикнике. изменение когнитивных элементов, относящихся к среде добавления в когнитивную структуру новых элементов 1

Изображение слайда
25

Слайд 25

Теории когнитивного соответствия Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Когнитивистская социальная психология Способами уменьшения диссонанса являются: изменение поведенческих элементов когнитивной структуры человек купил автомобиль, но он желтого цвета, и друзья пренебрежительно называют его «лимон». В когнитивной структуре купившего возникает диссонанс между осознанием факта приобретения дорогой вещи и отсутствием удовлетворения, вызванным насмешками. «Мнение друзей» в данном случае — «элемент среды». Как изменить этот когнитивный элемент? Рекомендация формулируется так: нужно убедить друзей, что автомобиль — совершенство. Как видно, это не изменение среды как таковой, не поведенческая активность, а противопоставление мнения мнению, переделывание мнения, т.е. известная активность только в области когнитивной сферы изменение когнитивных элементов, относящихся к среде добавления в когнитивную структуру новых элементов 2

Изображение слайда
26

Слайд 26

Теории когнитивного соответствия Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера Когнитивистская социальная психология Способами уменьшения диссонанса являются: изменение поведенческих элементов когнитивной структуры пример с курильщиком, который не бросает курить (не изменяет когниций, относящиеся к поведению), не может изменить когниций, относящиеся к среде (не может замолчать научные статьи, направленные против курения, «страшные» рассказы очевидцев), и тогда начинает подбирать специфическую информацию: например, о пользе фильтра в сигаретах, о том, что такой-то курит двадцать лет, а вон какой здоровяк, и т.д. изменение когнитивных элементов, относящихся к среде добавления в когнитивную структуру новых элементов 3

Изображение слайда
27

Слайд 27

Представления о личности в зарубежной социальной психологии базовы е модели, задающие основной спектр представлений о личности в социальной психологии Человек психоэнергетический (желающий) Эта модель вытекает из теории психоанализа (Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм, Хорни ). Основная идея: поведение человека иррационально, зависит от желаний. тип личности формируется изначально по типу регулирования психической энергией. акцент теории на энергетический источник поведения, а не на его направленность Вклад - развитие личности - социализация - агрессия - соотношение культурного и социального в личности Недостатки - Происходит возврат только к внутренним психическим источникам - Постулируется конфликт с социальностью.

Изображение слайда
28

Слайд 28

классический фрейдизм Ядро фрейдизма психоаналитическая ориентация в социальной психологии бессознательные психические силы необходимость выжить во враждебной этому индивиду социальной среде тайная война сексуальное влечение — либидо влечение к смерти - тонатос Запреты - « цензура» сознания невротические симптомы ошибочные действия

Изображение слайда
29

Слайд 29

классический фрейдизм Концепция З. Фрейда психоаналитическая ориентация в социальной психологии Зи́гмунд Фрейд (1856 – 1939 ) Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает Сознательное — одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом — определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу

Изображение слайда
30

Слайд 30

классический фрейдизм Концепция З. Фрейда психоаналитическая ориентация в социальной психологии Зи́гмунд Фрейд (1856 – 1939 ) Ид средоточие слепых инстинктов, либо сексуальных, либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности Эго служит приспособлению к реальности, воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия индивида в интересах его самосохранения Супер-эго выступает в роли цензора, включает моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные личностью большей частью бессознательно в процессе воспитания, прежде всего, от родителей Энергическим источником, является Оно (Ид).

Изображение слайда
31

Слайд 31

классический фрейдизм психоаналитическая ориентация в социальной психологии Концепция З. Фрейда Ид Эго Супер- эго требования внешняя реальность Требования несовместимы конфликт напряжение « защитные механизмы»

Изображение слайда
32

Слайд 32

классический фрейдизм социально-психологические взгляды З. Фрейда психоаналитическая ориентация в социальной психологии Зи́гмунд Фрейд (1856 – 1939 ) В работе 1921 года «Массовая психология и анализ человеческого Я». Фрейд выходит за границы собственно психологии личности и обращения к вопросам социальной психологии, социологии, философии, истории. Важнейшими методологическими приемами оказываются аналогия и экстраполяция, т.е. перенос положений и принципов, вычлененных при анализе невротика, на новые области социального знания. Этот прием оказывается основным при раскрытии Фрейдом в работе «Групповая психология и анализ Эго» существа групповых связей, природы групповой динамики. Важнейшим путем к объяснению личности невротика для Фрейда было обнаружение психологических механизмов функционирования первичной группы (семьи). В этом смысле Фрейд не проводит различия между малой и большой группами.

Изображение слайда
33

Слайд 33

неофрейдизм Социокультурная концепция К. Хорни психоаналитическая ориентация в социальной психологии Карен Хорни ( 1885—1952) Социокультурные условия оказывают сильное влияние на развитие и функционирование человека. Решающим фактором в развитии ребёнка являются социальные отношения между ребенком и родителями. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности - желание быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира В удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от родителей Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении ребенка, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности формируется здоровая личность Если многие моменты в поведении родителей травмируют потребность ребенка в безопасности (неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения братьям й сестрам ребенка) вероятно патологическое развитие личности развитие у ребёнка базальной враждебности

Изображение слайда
34

Слайд 34

неофрейдизм Социокультурная концепция К. Хорни психоаналитическая ориентация в социальной психологии развитие у ребёнка базальной враждебности конфликт В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты психологический механизм вытеснения ребенок и зависит от родителей, и испытывает к ним чувства обиды и негодования цель — подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить. подавленные чувства враждебности проявляются невольно во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем

Изображение слайда
35

Слайд 35

неофрейдизм Социокультурная концепция К. Хорни психоаналитическая ориентация в социальной психологии В случае сформированное базальной тревоги человек следует одной из трех стратегий поведения, призванных ослабить чувство тревоги уступчивый тип ориентируется на людей, проявляет зависимость, нерешительность, беспомощность думает : «Если я уступлю, меня не тронут» обособленный тип отстраняется от людей думает: «Если я отстранюсь, со мной все будет в порядке», говорит: «Мне все равно», ничем и никем не увлекаясь враждебный тип настроен против людей, для него характерно доминирование, враждебность, эксплуатация думает: «У меня есть власть, меня никто не тронет» Все эти стратегии находятся между собой в состоянии конфликта. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам

Изображение слайда
36

Слайд 36

неофрейдизм Социокультурная концепция К. Хорни психоаналитическая ориентация в социальной психологии уступчивый тип побеждает тенденция «к людям» формируется мазохистическая установка (склонность к подчинению, готовность жертвовать собственными интересами) обособленный тип побеждает тенденция «от людей» человек становится садистом (стремление к неограниченной власти, к подавлению людей) враждебный тип побеждает тенденция «против людей» развивается либо склонность к отшельничеству, выбору занятий, связанных с уединением, либо развивается человеконенавистничество невротик использует только одну из трех стратегий, независимо от того, годится она в данном случае или нет

Изображение слайда
37

Слайд 37

неофрейдизм Классификация социальных характеров Э. Фромма психоаналитическая ориентация в социальной психологии Эрих Фромм (1900 - 1980) Характер — это модель поведения, характерная для данного человека, позволяющая ему последовательно действовать и освобождаться от бремени принимать каждый раз новые и обдуманные решения, а также выполняет функцию отбора идей и ценностей индивидуальный социальный позволяющий отличать людей внутри одной культуры . Различия отчасти обусловлены качествами личности родителей, отчасти психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, и особенностями конституции и темперамента

Изображение слайда
38

Слайд 38

неофрейдизм Классификация социальных характеров Э. Фромма психоаналитическая ориентация в социальной психологии Эрих Фромм (1900 - 1980) типы социальных характеров плодотворные ориентации неплодотворные ориентации рецептивная структура характера эксплуататорская структура характера стяжательская структура характера рыночная ориентация характера

Изображение слайда
39

Слайд 39

неофрейдизм Классификация социальных характеров Э. Фромма психоаналитическая ориентация в социальной психологии Эрих Фромм (1900 - 1980) типы социальных характеров плодотворные ориентации неплодотворные ориентации Плодотворная ориентация личности означает фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах опыта. Это способность использовать свои силы и реализовать имеющиеся у человека возможности. Такой человек руководствуется в своих действиях разумом: необходимо знать свои силы и куда их приложить рецептивная структура характера эксплуататорская структура характера стяжательская структура характера рыночная ориентация характера

Изображение слайда
40

Слайд 40

неофрейдизм Классификация социальных характеров Э. Фромма психоаналитическая ориентация в социальной психологии Эрих Фромм (1900 - 1980) типы социальных характеров плодотворные ориентации неплодотворные ориентации Люди с неплодотворными ориентациями видят источники благ вне себя, избирают непродуктивные спосо -бы достижения этих благ рецептивная структура характера эксплуататорская структура характера стяжательская структура характера рыночная ориентация характера

Изображение слайда
41

Слайд 41

неофрейдизм Классификация социальных характеров Э. Фромма психоаналитическая ориентация в социальной психологии Эрих Фромм (1900 - 1980) типы социальных характеров плодотворные ориентации неплодотворные ориентации Люди с неплодотворными ориентациями видят источники благ вне себя, избирают непродуктивные спосо -бы достижения этих благ рецептивная структура характера эксплуататорская структура характера стяжательская структура характера рыночная ориентация характера

Изображение слайда
42

Слайд 42

неофрейдизм Классификация социальных характеров Э. Фромма психоаналитическая ориентация в социальной психологии рецептивная структура характера Люди этого типа считают все блага приходят извне; единственный способ обрести желаемое — получить его из внешнего источника (материальные вещи, любовь, знания, удовольствия — все ожидается от окружающих людей) В интеллектуальном отношении склонен воспринимать идеи, но не создавать их Люди с данной структурой характера нуждаются в других, обеспечивающих им безопасность, дающих необходимые блага, поэтому они легко попадают в зависимость, соглашаются. чувствуют себя потерянными, когда оказываются предостав -ленными самим себе, поскольку считают, что ничего не способны делать без посторонней помощи

Изображение слайда
43

Слайд 43

неофрейдизм Классификация социальных характеров Э. Фромма психоаналитическая ориентация в социальной психологии Эрих Фромм (1900 - 1980) типы социальных характеров плодотворные ориентации неплодотворные ориентации Люди с неплодотворными ориентациями видят источники благ вне себя, избирают непродуктивные спосо -бы достижения этих благ рецептивная структура характера эксплуататорская структура характера стяжательская структура характера рыночная ориентация характера

Изображение слайда
44

Слайд 44

неофрейдизм Классификация социальных характеров Э. Фромма психоаналитическая ориентация в социальной психологии рецептивная структура характера Люди этого типа считают все блага приходят извне; единственный способ обрести желаемое — получить его из внешнего источника (материальные вещи, любовь, знания, удовольствия — все ожидается от окружающих людей) В интеллектуальном отношении склонен воспринимать идеи, но не создавать их Люди с данной структурой характера нуждаются в других, обеспечивающих им безопасность, дающих необходимые блага, поэтому они легко попадают в зависимость, соглашаются. чувствуют себя потерянными, когда оказываются предостав -ленными самим себе, поскольку считают, что ничего не способны делать без посторонней помощи

Изображение слайда
45

Слайд 45

неофрейдизм Классификация социальных характеров Э. Фромма психоаналитическая ориентация в социальной психологии Эрих Фромм (1900 - 1980) типы социальных характеров плодотворные ориентации неплодотворные ориентации Люди с неплодотворными ориентациями видят источники благ вне себя, избирают непродуктивные спосо -бы достижения этих благ рецептивная структура характера эксплуататорская структура характера стяжательская структура характера рыночная ориентация характера

Изображение слайда
46

Слайд 46

неофрейдизм Классификация социальных характеров Э. Фромма психоаналитическая ориентация в социальной психологии «Краденый плод -самый сладкий» эксплуататорская структура характера Люди этого типа считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому; не верят, будто от других что-либо можно получить в дар; считают, что желаемое надо забрать силой или хитростью, отнять В интеллектуальном отношении идеи не продуцируют, а заимствуют или крадут (плагиат) Люди с данной структурой характера используют и эксплуатируют любого, из кого возможно что-либо выжать; враждебны, склонны к манипулированию окружающими, цини-чны, подозрительны, завистливы и ревнивы. Каждый человек рассматривается ими как объект эксплуатации и оценивается по его полезности девиз

Изображение слайда
47

Слайд 47

неофрейдизм Классификация социальных характеров Э. Фромма психоаналитическая ориентация в социальной психологии Эрих Фромм (1900 - 1980) типы социальных характеров плодотворные ориентации неплодотворные ориентации Люди с неплодотворными ориентациями видят источники благ вне себя, избирают непродуктивные спосо -бы достижения этих благ рецептивная структура характера эксплуататорская структура характера стяжательская структура характера рыночная ориентация характера

Изображение слайда
48

Слайд 48

неофрейдизм Классификация социальных характеров Э. Фромма психоаналитическая ориентация в социальной психологии «Мое — это мое, а твое — твое». стяжательская структура характера Люди этого типа не верит, что получат из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить имеющееся; как бы окружают себя защитной стеной, и главная цель — по максимуму собирать в своем укрытии и по минимуму оттуда отдавать Люди с данной структурой характера в быту стяжательные, жадные, склонные к сверхэкономии и педантичной аккуратности; воспринимают внешний мир как источник опасности, упрямы, подозрительны, несговорчивы, держатся в стороне или стремятся полностью обладать другим человеком девиз

Изображение слайда
49

Слайд 49

неофрейдизм Классификация социальных характеров Э. Фромма психоаналитическая ориентация в социальной психологии Эрих Фромм (1900 - 1980) типы социальных характеров плодотворные ориентации неплодотворные ориентации Люди с неплодотворными ориентациями видят источники благ вне себя, избирают непродуктивные спосо -бы достижения этих благ рецептивная структура характера эксплуататорская структура характера стяжательская структура характера рыночная ориентация характера

Изображение слайда
50

Слайд 50

неофрейдизм Классификация социальных характеров Э. Фромма психоаналитическая ориентация в социальной психологии рыночная ориентация характера Люди этого типа стремятся к материальному обогащению; считают, что успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, Люди с данной структурой характера воспринимают человека как товар ; вынуждены все время пробиваться к успеху, любую неудачу воспринимают как жестокую угрозу самооценке, при наличии неудач развивается чувство беспомощности, неуверенности или неполноценности

Изображение слайда
51

Слайд 51

неофрейдизм индивидуальная психология А. Адлера психоаналитическая ориентация в социальной психологии Альфред Адлер ( 1870—1937) Альфред Адлер дал название своей теории «индивидуальная психология» individuum ( лат.) — неделимое Адлер рассматривал человека как единое целостное существо, как единство между сознательным и бессознательным, единство в его мышлении, чувствах, действиях, в каждом проявлении личности Человек — это единый и самосогласующийся организм Жизнь человека — это непрерывное движение к росту и развитию в направлении личностно значимых целей. Жизненные цели человека определяют его судьбу Поведение человека — это не только результат влияния наследственности и среды, но и влияние творческой силы, которая делает человека архитектором своей жизни Индивид не может рассматриваться вне общества, а его поведение — вне социального контекста У каждого человека есть естественное чувство общности или социальный интерес, т.е. врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества

Изображение слайда
52

Слайд 52

неофрейдизм индивидуальная психология А. Адлера психоаналитическая ориентация в социальной психологии Адлер полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностейй Это чувство побуждает человека бороться за превосходство над окружающими, стремиться к совершенству. Такие побуждения являются основной мотивационной силой в жизни человека (начиная с 5-летнего возраста). Стремление к превосходству Конструктивное направление Деструктивное направление соотносится с благополучием других людей эгоистично, и реализуется за счет других людей определяет стиль жизни человека, т.е. индивидуальный способ достижения жизненных целей Жизненная цель определяет черты характера человека

Изображение слайда
53

Слайд 53

неофрейдизм индивидуальная психология А. Адлера психоаналитическая ориентация в социальной психологии В зависимости от степени выраженности ориентации на социальный интерес и социальную активность в жизни человека выделяются следующие типы личности Управляющий тип Активность высокая, социальный интерес низкий присущ самоуверенным и напористым людям Берущий тип Активность средняя, социальный интерес низкий характеризуется паразитической установкой к внешнему миру Избегающий тип Активность низкая, социальный интерес низкий характерен для людей, больше опасающихся неудачи, чем стремящихся к успеху (бегство от решения жизненных задач) Социально-полезный тип Активность высокая, социальный интерес высокий Люди этого типа проявляют заботу о других и заинтересованы в общении с ними

Изображение слайда
54

Слайд 54

Представления о личности в зарубежной социальной психологии базовы е модели, задающие основной спектр представлений о личности в социальной психологии Человек самореализующийся (играющий) Эта модель вытекает из гуманистической психологии ( Маслоу, Роджерс ). Основная идея: человек характеризуется высоким социальным потенциалом. способности реализуются в группах. Вклад « Я-концепция» межличностные отношения общество и индивид модель показала себя адекватной для определенного социального пласта ( интеллигентов и рефлексирующих людей) Недостатки Человек рассматривается как самопереживающий, самопознающий, не зависимый от впечатлений реальности.

Изображение слайда
55

Слайд 55

Представления о личности в зарубежной социальной психологии базовы е модели, задающие основной спектр представлений о личности в социальной психологии Человек качественный Данную модель разработал Кеттелл. Основная идея: человек рассматривается как набор качеств, свойств, черт. эта модель связана с экспериментальными исследованиями путем измерения и стремлением прогнозировать поведение. выявление симптомокомплексов производится с помощью тесто, шкал, опросников. Достоинства на практике хорошо и легко работает Недостатки фактически все отношения структурируются самими исследователями, без фундаментальных оснований

Изображение слайда
56

Слайд 56

Представления о личности в зарубежной социальной психологии базовы е модели, задающие основной спектр представлений о личности в социальной психологии Человек ролевой Ч. Кули, Дж. Мид, Шибутани. Основная идея: личность как носитель и исполнитель совокупности социальных ролей. Акцент на человека как социального. Взрослый человек занимает определенные позиции внутри социальной системы, где существуют нормативные ожидания и ролевое поведение. Эти позиции, ожидания и роли независимы от конкретного исполнителя. Обучение ролям обеспечивается тем, что с момента рождения человек попадает в среду, где есть коммуникативная сеть и символы, которые опосредуют коммуникацию между людьми и способны к раскодированию (интерпретации). Человек включается в эту среду и осваивает через систему символов роли. Недостатки - Социальность сводится к межличностным социальным отношениям.

Изображение слайда
57

Слайд 57

Представления о личности в зарубежной социальной психологии базовы е модели, задающие основной спектр представлений о личности в социальной психологии Человек психодинамический Вытекает из теории гештальтпсихологии. Ведущий психолог – К.Левин. Ф. Хайдер, Г. Келли. Эта модель более приближена к адекватной модели социального человека. Основная идея: человек как существо представляющее динамическую систему субъект-объектных отношений с окружающей средой. есть среда и есть субъект: происходит их постоянное взаимодействие. в зависимости от баланса влияющих на субъекта сил, изменяется его поведение. Достоинства - Не замыкается на человеке, а выводится и на взаимодействие человека с окружением. Недостатки - Слишком большая зависимость от внешнего окружения, оторвали от личностной мотивации.

Изображение слайда
58

Слайд 58

Представления о личности в отечественной социальной психологии

Изображение слайда
59

Слайд 59

Представления о личности в отечественной социальной психологии Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений Лазу́рский Алекса́ндр Фёдорович (1874 - 1917) Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода эндопсихические экзопсихические это совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций. определяются отношением личности к внешним объектам, к среде. Основоположником психологии отношений в России был А.Ф. Лазурский. По мнению Лазурского, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Фундаментом личности выступают два вида отношений отношения между личностью и окружающей средой отношения между эндо- и экзопсихическими ее проявлениями

Изображение слайда
60

Слайд 60

Представления о личности в отечественной социальной психологии Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений Мя́сищев Влади́мир Миха́йлович (1902 - 1978) Исходным для психологии личности, по Мясищеву, является характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений. Общественные отношения существуют в двух формах: как объективные отношения как субъективные отношения (отношения личности, психологическими, внутренними, жизненными отношениями) Отражая объективные общественные отношения, эти субъективные отношения, «в наибольшей степени характеризуют личность каждого человека... Именно эти внутренние отношения в действительности составляют ядро личности» (Мясищев, 1960). В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Выделяется три уровня в развитии системы отношений. нижний уровень соответствует примитивному, витальному, ситуативно обусловленному характеру отношений (влечений). средний уровень соответствует преобладанию отношений конкретно-личного характера, личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета. высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений - убеждений, сознания долга, общественно-коллективистических мотивов.

Изображение слайда
61

Слайд 61

Общественные отношения существуют в двух формах: как объективные отношения как субъективные отношения объективное положение (объективные позиции), которое занимают люди в своей деятельности, интересы, выражающие это положение отношения личности, психологическими, внутренними, жизненными отношениями Раскрывая сущность понятия "отношение" в психологии, В. Н. Мясищев указывал на то, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет. составляют ядро личности Мя́сищев Влади́мир Миха́йлович (1902 - 1978) Представления о личности в отечественной социальной психологии Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений

Изображение слайда
62

Слайд 62

Мя́сищев Влади́мир Миха́йлович (1902 - 1978) Представления о личности в отечественной социальной психологии Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений Выделяется три уровня в развитии системы отношений В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе

Изображение слайда
63

Слайд 63

Представления о личности в отечественной социальной психологии Социально-психологические проблемы личности с позиций психологии отношений Ломов Борис Фёдорович (1927-1989) Процесс взаимодействия личности и системы общественных отношений осуществляется в процессе социализация и индивидуализации личности. Социально-психологические качества личности особенно отчетливо проявляются в ее направленности. По мнению Ломова, направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад. Реализация направленности осуществляется прежде всего ее мотивационной сферой. Социально-психологический вектор направленности определяется тем, что она связана с отношениями личности с другими людьми. Эти отношения отражаются в потребностях людей, начиная от потребностей в материальных условиях жизни, включая потребности в деятельности, познании, общении, в способе удовлетворения этих потребностей.

Изображение слайда
64

Слайд 64

Представления о личности в отечественной социальной психологии Социально-психологические проблемы личности с позиций теории установки Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) Основателем отечественной теории установки является Д. Н. Узнадзе Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации. формы поведения экстерогенные интерогенные потребление, обслуживание, труд, занятие эстетическое наслаждение, игра, развлечение, спорт, творчество

Изображение слайда
65

Слайд 65

Шота Александрович Надирашвили Представления о личности в отечественной социальной психологии Социально-психологические проблемы личности с позиций теории установки Дополнил данную Узнадзе двухуровневую характеристику психической активности человека введением третьего уровня формирование установки социального поведения На первом уровне физическая ситуация Конкретные чувственные данные предметы связывается с жизненными потребностями; Формируется установка практического поведения. Заключительный этап этой связи - практическое поведение На втором уровне объективация целесообразного поведения Возникает потребность познания. Создается система интеллектуальных операций, моральных рассуждений, проблемная ситуация. Формируется установка сознания и оценки. Результатом поведения второго уровня является выбор приемлемого решения — теоретическая деятельность На третьем уровне социальная действительность В сферу потребностей включаются — социальные потребности, социальные аттитюды, процессы мотивации, воображаемое, приемлемое поведение, автопортрет

Изображение слайда
66

Слайд 66

Представления о личности в отечественной социальной психологии диспозиционная концепция регуляции поведения личности (В. А. Ядов) Ядов Владимир Александрович Диспозиции - различные состояния предрасположенности или предуготовленности человека к восприятию условий деятельности (ситуаций), его поведенческих готовностей, направляющих его деятельность. Характеристика иерархической системы диспозиций на первом (нижнем уровне) ( условия деятельности) — простейшие потребности (элементарные, жизненно необходимые витальные потребности), на втором уровне диспозиционной системы возникают социальные установки. Они содержат в себе три компонента: эмоциональный, или оценочный, когнитивный, или рассудочный, поведенческий. Потребности этого уровня — социальные (потребность во включении человека в контактные группы). третий диспозиционный уровень — общая направленность личности в ту или иную сферу социальной активности. Возникают базовые социальные установки (потребность в приобщении человека к определенной сфере деятельности и превращении ее в основную). четвертый уровень диспозиционной иерархии образуют ценностные ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей. Для этого уровня характерны высшие социальные потребности (направлены на реализацию определенных социальных надиндивидуальных целей)

Изображение слайда
67

Слайд 67

67 Базовые социальные установки Социальные фиксированные установки (аттитюды) Ценностные ориентации личности Элементарные фиксированные установки 1 ’’ – поведенческий акт 2 ’’ – поступок 3 ’ ’’ – серия поступков 4 ’ ’’ – деятельность 1 1 ’ 2 3 4 2’ 3’ 4’ П Д С В.А. Ядов: Человек обладает сложной системой диспозиционнных образований. Эта иерархия – регулятивная система поведения личности. Представления о личности в отечественной социальной психологии диспозиционная концепция регуляции поведения личности (В. А. Ядов) Ядов Владимир Александрович

Изображение слайда
68

Слайд 68

Духовные, культурные потребности (общественные структуры) Витальные потребности (семейное окружение) Межличностные потребности (малая группа) Социальные потребности (труд, досуг,быт ) Кратковременные предметные ситуации Ситуации группового общения Ситуации трудовой деятельности Устойчивые ситуации общественной жизни Социальные фиксированные установки Элементарные фиксированные установки Базовые социальные установки Ценностные ориентации личности Представления о личности в отечественной социальной психологии диспозиционная концепция регуляции поведения личности (В. А. Ядов)

Изображение слайда
69

Слайд 69

Представления о личности в отечественной социальной психологии Комплексный подход к изучению личности Ананьев Борис Герасимович ( 1907-1972) По мнению Ананьева, в изучении человека как личности особо выделяется «статус личности »: ее положение в обществе (экономическое, политическое, правовое и т. д.); общественные функции, осуществляемые личностью в зависимости от этого положения и исторической эпохи; мотивация ее поведения и деятельности в зависимости от целей и ценностей, образующих внутренний мир; мировоззрение и вся совокупность отношений личности к окружающему миру (природе, обществу, труду, другим людям, самому себе); характер и склонности Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение.

Изображение слайда
70

Слайд 70

Представления о личности в отечественной социальной психологии Деятельностный подход к психологии личности Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) Ключом к подлинно научному пониманию личности Леонтьев считал « исследование процесса порождения и трансформации личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях...» Деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается ». В основе представлений о личности лежит учение о деятельности, ее строении, ее развитии и ее преобразованиях, о различных ее видах и формах. Из всех этих разновидностей в качестве главной выделяется предметная деятельность. Исходными единицами психологического анализа личности являются деятельности субъекта, а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций, «Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий».

Изображение слайда
71

Слайд 71

Представления о личности в отечественной социальной психологии Деятельностный подход к психологии личности Петровский, Артур Владимирович (1924-2006) Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются: личность, деятельность и коллектив. Суть концепции деятельностного опосредования : М ежличностные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы. С пецификация деятельности определяется тем, что эта деятельность совместная, социально детерминированная. С оциально-психологические явления в группе определяются содержанием этой деятельности, многоуровневой структурой групповой активности, уровнем развития групп. Вектор этого развития – от диффузной группы до развития коллектива, который представляет собой группу, где «межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностью значимым содержанием совместной деятельности»

Изображение слайда
72

Слайд 72

Представления о личности в отечественной социальной психологии Структурно-динамический подход в психологии личности Платонов, Константин Константинович (1905-1984) психологическая концепция динамической функциональной структуры личности Центральными в этой концепции являются понятия: личность, психологическая структура, динамическая структура, элементы структуры, подструктуры, иерархия подструктур, свойства личности, сознание, деятельность. Платонов выделил в личности четыре подструктуры. Основанием для этого разделения послужил ряд критериев: отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного; внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них, выделение в них своих подструктур; особый для каждой из подструктур вид ее формирования ; объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур

Изображение слайда
73

Слайд 73

Представления о личности в отечественной социальной психологии Структурно-динамический подход в психологии личности На основании этих критериев Платонов дает целостную картину личности. Первая подструктура — это направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания) Формируется эта подструктура в процессе воспитания. Вторая подструктура – опыт (привычки, умения, навыки, знания). Формируется она в процессе обучения. Третья подструктура - индивидуальные особенности отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память). Формируется эта подструктура упражнениями. Четвертая подструктура — биопснхические свойства (темперамент, половые, возрастные свойства). Формируется она путем тренировки. Доля социального снижается от первой к четвертой подструктуре. Соответственно, от четвертой к первой подструктуре возрастает значимость социальных и социально-психологических свойств личности. Первая подструктура - это преимущественно социально-психологическая подструктура личности и составляет основной предмет социально-психологического анализа. Платонов, Константин Константинович (1905-1984)

Изображение слайда
74

Слайд 74

Изображение слайда
75

Слайд 75

Изображение слайда
76

Слайд 76

Социальные классы и слои

Изображение слайда
77

Слайд 77

Социальные классы и слои

Изображение слайда
78

Слайд 78

Изображение слайда
79

Слайд 79

Личность – это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Личность – это устойчивая система социальных взаимоотношений человека с окружающим миром.

Изображение слайда
80

Слайд 80: Структура личности

Личностный уровень : Самопринятие, самоопределение, самооценка, направленность на успех, личностная рефлексия Система взаимосвязи: интеллектуальная регуляция, эмоционально-волевая регуляция Индивидуальный уровень: Темперамент, характер Задатки, способности

Изображение слайда
81

Слайд 81: Социально-психологические свойства личности

"вторичные" по отношению к "базовым" свойствам Эти социально-психологические свойства сведены в четыре группы: 1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания); 2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

Изображение слайда
82

Слайд 82: Социально-психологические свойства личности

3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству); 4) социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.)

Изображение слайда
83

Слайд 83

I II III - Под влиянием внешних воздействий - В результате собственных усилий - Область подсознания, бессознательного, врожденные программы Обобщенная структура личности (О.Л. Подлиняев)

Изображение слайда
84

Слайд 84: Социодинамические концепции личности

I Личность – есть результат внешних воздействий; есть сумма образцов поведения S R + -

Изображение слайда
85

Слайд 85: Психодинамические концепции личности

III Все люди от рождения – порочны и злы, поскольку в основе их поведения лежат 2 программы: Tanatos и Libido

Изображение слайда
86

Последний слайд презентации: Раздел 4. Социальная психология личности Тема 11. Проблемы личности: Субъектодинамические концепции личности

II - «Феноменальное поле» - «самость» - «организм» Все люди от рождения добры и справедливы

Изображение слайда