Презентация на тему: Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в

Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в
1/114
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 72)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2876 Кб)
1

Первый слайд презентации

Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в социальной психологии

Изображение слайда
2

Слайд 2

Понятие «группа» Значение слова Группа по Ефремовой: Группа – Несколько человек, животных, растений, предметов, находящихся вместе, близко друг от друга. Совокупность лиц, объединенных общей профессией, деятельностью, общностью интересов, взглядов и т.п. // Объединение нескольких лиц для совместных занятий. Совокупность тех или иных веществ, предметов, явлений, объединенных общностью признаков, свойств. Группа (социальная) — объединения людей, имеющих общие значимые специфические признаки, основанные на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами Американский социолог Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодейст-вующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других

Изображение слайда
3

Слайд 3

3 Групповые интересы Групповые потребности Групповые нормы Групповые ценности Групповые мнения Групповые цели Социальная идентичность личности – Осознание индивидом своей принадлежности к группе П Р И Н Я Т И Е (выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой, индикатор осознания принадлежности именно к данной группе) «МЫ-чувство» Психологические характеристики группы

Изображение слайда
4

Слайд 4

Изображение слайда
5

Слайд 5

«Группа» в социально-психологическом понимании общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели ( Шерковин, 1975) которая объективно выступает как субъект действия

Изображение слайда
6

Слайд 6

Психологические характеристики группы параметр ы любой группы

Изображение слайда
7

Слайд 7

7 Группы Условные Реальные Лабораторные Естественные Большие Малые Стихийные Устойчивые Становящиеся Развитые Классификация групп

Изображение слайда
8

Слайд 8

Классификация групп группа условная — группа условная Группы Группа реальная объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т. д.) общность людей, являющаяся объектом изучения социальной психологии и включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных объективных взаимоотношений друг с другом реально существующих общностей людей ограниченная в размерах находящаяся в общем пространстве и времени, объединенная реальными отношениями (например, школьный класс, воинское подразделение, семья и т. д.)

Изображение слайда
9

Слайд 9

Классификация групп Большие Естественные группы Малые совокупность людей, существующая в масштабах общества (страны) в целом: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и др. немногочисленная по составу социальная общность, члены которой объединены совместной деятельностью, общими целями, интересами и находятся в непосредственной личном общении Лабораторные Группы реальные Естественные группы, созданные в интересах их научного изучения группа, реально существующая и изучаемая в естественном окружении

Изображение слайда
10

Слайд 10

10 Нижний предел: диада или триада? В большинстве исследований число членов колеблется между 2 и 7 (диада упоминается около 71% случаев). Присутствие третьего лица задает новую позицию наблюдателя. Верхний предел. Жесткий количественный предел не установлен. Численность продиктована потребностью в совместной деятельности. Проблема определения границ малой группы

Изображение слайда
11

Слайд 11

Общие проблемы исследования малой группы Первый этап исследований малой группы ( коактные группы) Н. Трипплет (1920-е годы) продемонстрировал влияние простого присутствия других на результаты деятельности. Эффект социальной фасилитации Коакция Эффект социальной ингибиции присутствие других облегчает действия человека одновременное действие рядом возможно торможение, сдерживание действий под влиянием других

Изображение слайда
12

Слайд 12

Общие проблемы исследования малой группы Второй этап исследований малой группы изучались характер взаимодействия, тип деятельности ( интерактные группы) Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, раскрывающее характер и степень взаимодействия между объектами Роберт Зайонц 1. Р. Зайонц (1965 ) установил, что эффекты социальной фасилитации / ингибиции зависят от: степени обученности ; сложности задач; самооценки и др. Р. Зайонц (1965) показал, что если хорошо обученные люди выполняют легкую работу, то наблюдается фацилитация,, если плохо обученные люди выполняют трудную работу - имеет место ингибация В исследовании И. Штайнера было установлено, что результат взаимодействия зависит от количества и качества проделанной работы, соотношения индивидуальных и групповых вкладов. Майерсом был выявлен феномен социальной лености – стремления отдельных членов группы спрятаться от работы за счет группы. Социальная леность – стремление некоторых членов группы при решении групповых задач спрятаться от работы за счет других

Изображение слайда
13

Слайд 13

Общие проблемы исследования малой группы третий этап исследований малой группы изучение группы как целого Композиция группы ( ее состав); Структура группы; Групповые процессы; Подходы к описанию совместной деятельности.

Изображение слайда
14

Слайд 14

первичная группа По порядку возникновения вторичная группа совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов, общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости и духовной солидарности (семья, группа друзей, ближайших соседей) совокупность людей, которые опосредствованно связаны общей деятельностью по достижению общей цели и не являются близко (лично) знакомыми друг с другом малочисленный состав; пространственная близость членов; длительность существования; общность групповых ценностей, норм и образцов поведения; добровольность вступления в группу; неформальный контроль за поведением членов. Классификация малых групп

Изображение слайда
15

Слайд 15

формальная группа По общественному статусу неформальная группа группа, созданная на основании официальных документов (класс, школа, партия и т. д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется: четко заданными позициями членов, предписанными груп-повыми нормами, строго распределенными ро-лями в соответствии с подчи-нением в структуре власти в группе. реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии, близость взгля-дов, убеждений, вкусов и т. д. Характеристика неформальной группы статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной системы взаимо -отношений по вертикали. официальные документы в такой группе не имеют значения. группа распадается, когда общие интересы исчезают Классификация малых групп

Изображение слайда
16

Слайд 16

Классификация малых групп низкого уровня По уровню развития высокого развития Уровень группового развития - характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании В зарубежной социальной психологии параметрами группообразования считаются : время существования группы, наличие отношений власти и подчинения, количество групповых коммуникаций, число взаимных выборов В отечественной социальной психологии для характеристики уровня группового развития принимают во внимание два фактора : степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятель- ности (целями, ценностями, организацией), социальный характер этих целей и ценностей, (степень соответствия их общественно-историческому процессу - прогрессу, стагнации или регрессу)

Изображение слайда
17

Слайд 17

Классификация малых групп низкого уровня По уровню развития высокого развития группы, основанные на асоциальных факторах, отсутствии общих целей и интересов, конформности или нонконформности ее членов группы, основанные на социальных целях и ценностях, на общих интересах. Взаимоотношения в них опосредуются личностной значимостью и общественно ценным содержанием групповой деятельности

Изображение слайда
18

Слайд 18

Классификация малых групп низкого уровня По уровню развития высокого развития Ассоциации группы, в которых взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями. В них отсутствуют совместная деятельность, организация и управление, ценностные ориентации проявляются при групповом общении Диффузные группы общности, в которых нет сплоченности и ценностно - ориентационного единства, нет совместной деятельности, способной опосредовать межлич-ностные отношения ее участников. В этих группах взаимоотношения опосредуются только симпатиями и антипатиями

Изображение слайда
19

Слайд 19

референтная группа По значимости группы членства это реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат образцом группа, члены которой могут состоять в ней формально, но не разделять при этом принятые в группе нормы морали и правила поведения. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах. Референтная группа выступает при этом как источник норм поведе­ния, социальных установок ценностных ориентации индивида Сравнительная функция проявляется в процессах социального восприятия (социальной перцепции). Референтная группа выступает здесь как эталон, посредством которого индивид оценивает себя и других функции Классификация малых групп

Изображение слайда
20

Слайд 20

Функции малых групп функция социализации заключается в усвоении личностью определенных норм и ценностей в результате включения в определенную социальную среду нормативная функция проявляющаяся в том, что группа выступает в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций человека инструментальная функция состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей. экспрессивная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии поддерживающая функция проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах.

Изображение слайда
21

Слайд 21

подходы к изучению малых групп подходы к изучению малых групп: Социометрическое направление связано с изучением межличностных отношений в малой группе с помощью социометрии и на основе социометрической теории человеческих отношений (Я. Морено) Интеракционистический подход ориентирован на исследование процесса межличностного взаимодействия членов группы при решении ими какой-либо задачи (К. Левин и Р. Бейлз ) Стратометрический подход реализован в стратометрической концепции коллектива (А. В.Петровский ): Коллектив как группа высокого уровня развития описывается с выделением страт (слоёв) взаимоотношений: отношения к содержанию совместной деятельности (первый, глубинный слой), отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности (второй, средний слой), эмоционально непосредственные отношения (третий, или поверхностный, слой). Организационно-управленческий подход - малая группа рассматривается как объект и субъект управления в реально существующих организациях Параметрометрический подход к коллективу ( JI. И. Уманский) - выделяются уровни развития группы как коллектива и обращается внимание на динамические процессы, происходящие в группе по мере ее превращения в развитый коллектив.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы происходящие в группе социально-психологические процессы величина Направления исследований социометрический композиция групподинамический каналы коммуникаций стратометрический распределение ролей параметрометрический лидерство организационный статусы нормативный межличностные отношения ролевой социализационный

Изображение слайда
23

Слайд 23

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы происходящие в группе социально-психологические процессы величина Направления исследований социометрический композиция групподинамический каналы коммуникаций стратометрический распределение ролей параметрометрический лидерство организационный статусы нормативный межличностные отношения ролевой социализационный

Изображение слайда
24

Слайд 24

величина малой группы Под величиной малой группы понимается количество людей, входящих в состав данной группы Отдельно выделяют микрогруппы, включающие в свой состав двух-трех человек. В микрогруппах складываются наиболее близкие отношения между людьми диада триада

Изображение слайда
25

Слайд 25

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы происходящие в группе социально-психологические процессы величина Направления исследований социометрический композиция групподинамический каналы коммуникаций стратометрический распределение ролей параметрометрический лидерство организационный статусы нормативный межличностные отношения ролевой социализационный

Изображение слайда
26

Слайд 26

композиция малой группы Под композицией группы понимают ее индивидуальный состав, определяемый по психологическим особенностям членов группы по композиции Различают: однородные (гомогенные) группы разнородные (гетерогенные) группы состоят из психологически похожих друг на друга людей включают в свой состав психологически различных людей

Изображение слайда
27

Слайд 27

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы происходящие в группе социально-психологические процессы величина Направления исследований социометрический композиция групподинамический каналы коммуникаций стратометрический распределение ролей параметрометрический лидерство организационный статусы нормативный межличностные отношения ролевой социализационный

Изображение слайда
28

Слайд 28

Коммуникативная структура малой группы Коммуникативная структура малой группы – это совокупность связей между ее членами, в системах информационных потоков циркулирующих в группе. Основные характеристики коммуникативной структуры группы положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации); частота и устойчивость коммуникативных связей в группе тип коммуникативных связей между членами группы централизованные – все коммуникации осуществляются через одного испытуемого, играющего ключевую роль в организации обмена информации и взаимодействия (фронтальная, радиальная, иерархическая децентрализованные – отличаются коммуникативным равенством всех участников (круговая, цепная, полная).

Изображение слайда
29

Слайд 29

Каналы межличностных (групповых) коммуникаций виды структур каналов внутригрупповых коммуникаций : централизованные децентрализованные Фронтальная структура каналов коммуникаций Цепнная структура каналов коммуникаций Радиальнная структура каналов коммуникаций Круговая структура каналов коммуникаций иерархическая структура каналов коммуникаций полная структура каналов коммуникаций

Изображение слайда
30

Слайд 30

Каналы межличностных (групповых) коммуникаций виды структур каналов внутригрупповых коммуникаций : централизованные Фронтальная структура каналов коммуникаций характеризуется тем, что ее участники непосредственно находятся рядом и, не вступая в прямые контакты друг с другом, могут все же видеть друг друга

Изображение слайда
31

Слайд 31

Каналы межличностных (групповых) коммуникаций виды структур каналов внутригрупповых коммуникаций : централизованные Радиальная структура каналов коммуникаций отличается от фронтального тем, что участники совместной деятельности в данном случае не могут непосредственно воспринимать, видеть или слышать друг друга и в состоянии обмениваться информацией или взаимодействовать только через одно лицо, занимающее центральное положение в группе

Изображение слайда
32

Слайд 32

Каналы межличностных (групповых) коммуникаций виды структур каналов внутригрупповых коммуникаций : централизованные иерархическая структура каналов коммуникаций имеется несколько (не менее двух) уровней соподчинения участников группы, причем часть из них может непосредственно взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности, а часть - нет. Межличностное общение каждого члена группы при этом ограничено, и коммуникации между ними могут осуществляться в основном с располагающимися рядом людьми (относящимися к одному уровню соподчиненности)

Изображение слайда
33

Слайд 33

Каналы межличностных (групповых) коммуникаций виды структур каналов внутригрупповых коммуникаций: децентрализованные Цепная структура каналов коммуникаций Межличностное взаимодействие членов группы осуществляется как бы по цепочке. Каждый из участников (за исключением двух крайних) взаимодействует здесь с двумя соседями, а те, кто занимает крайние позиции, — только с одним.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Каналы межличностных (групповых) коммуникаций виды структур каналов внутригрупповых коммуникаций: децентрализованные Круговая структура каналов коммуникаций В круговой структуре оммуникаций : одинаковыми возможностями рас-полагают все без исключения члены группы. имеющаяся в их распоряжении информация может циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. находясь лицом к лицу, участники такой структуры коммуникаций могут непосредственно наблюдать за реакциями друг друга, учитывать их в своей работе.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Каналы межличностных (групповых) коммуникаций виды структур каналов внутригрупповых коммуникаций: децентрализованные полная структура каналов коммуникаций В ней никаких препятствий для свободного межличностного общения и взаимодействия участников нет и каждый член группы может совершенно свободно общаться или взаимодействовать с остальными

Изображение слайда
36

Слайд 36

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы происходящие в группе социально-психологические процессы величина Направления исследований социометрический композиция групподинамический каналы коммуникаций стратометрический распределение ролей параметрометрический лидерство организационный статусы нормативный межличностные отношения ролевой социализационный

Изображение слайда
37

Слайд 37

распределение ролей Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом. Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом

Изображение слайда
38

Слайд 38

распределение ролей Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом. Нормативная структура исполнения социальной роли: описания поведения, характерного для данной роли предписания – требования к поведению оценки исполнения предписанной роли санкций за нарушение предписанных требований

Изображение слайда
39

Слайд 39

распределение ролей Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом. Основные характеристики роли мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности

Изображение слайда
40

Слайд 40

распределение ролей Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом. Виды ролевых конфликтов: внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации

Изображение слайда
41

Слайд 41

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы происходящие в группе социально-психологические процессы величина Направления исследований социометрический композиция групподинамический каналы коммуникаций стратометрический распределение ролей параметрометрический лидерство организационный статусы нормативный межличностные отношения ролевой социализационный

Изображение слайда
42

Слайд 42

лидерство Лидерство – доминирование одних членов группы над другими. Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. Признаки лидеров: высоко активен и инициативен при решении группой основных задач способен оказывать влияние на других членов группы хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных орие

Изображение слайда
43

Слайд 43

лидерство Лидерство – доминирование одних членов группы над другими. Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. Функции лидера: организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах выработка и поддержание групповых норм представительство группы во взаимоотношениях с другими группами принятие ответственности за результаты групповой деятельности установление и поддержание микроклимата группы

Изображение слайда
44

Слайд 44

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы происходящие в группе социально-психологические процессы величина Направления исследований социометрический композиция групподинамический каналы коммуникаций стратометрический распределение ролей параметрометрический лидерство организационный статусы нормативный межличностные отношения ролевой социализационный

Изображение слайда
45

Слайд 45

статусы Статус человека в группе — это социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых личных и деловых взаимоотношений, степень его авторитетности для остальных участников группы. виды статусов: Избранный статус — это положение, которое человек определил сам для себя, без принуждения или давления со стороны других членов группы Предписанный статус — это положение человека в группе, определенное за него другими людьми, или статус, полученный им без каких бы то ни было усилий с его стороны, например, по должности или по наследству Приобретенным (заработанным, достигнутым) является статус, который человек приобрел за счет собственных усилий, способностей, например, за счет победы в соревновании с другими людьми Социометрический — это статус человека, установленный с помощью социометрической методики

Изображение слайда
46

Слайд 46

Динамические процессы в малой группе и развитие малой группы

Изображение слайда
47

Слайд 47

В социальной психологии термин «групповая динамика» имеет несколько значений: определенное направление исследования малых групп в социальной психологии совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени обозначение определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп область социальной психологии, исследующая совокупность психологических процессов, происходящих в малых группах. "Групповая динамика" в данном случае – движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие "Групповая динамика" в данном случае – особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов Понятие о групповой динамике

Изображение слайда
48

Слайд 48

изучение тех процессов, которые происходят в жизни малой группы задачи социально-психологического анализа изучение процессов создания и развития малой группы как общие закономерности общения и взаимодействия реализуются в малой группе какие этапы малая группа проходит в своем развитии каков механизм, посредством которого малая группа доводит до личности систему ценностей, норм и установок, которые формируются в больших группах как модифицируются на каждом из этапов различные групповые процессы каким образом активность личности в группе реализует усвоенные влияния группы и осуществляет определенную отдачу

Изображение слайда
49

Слайд 49

В социальной психологии термин «групповая динамика» имеет несколько значений: определенное направление исследования малых групп в социальной психологии совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени обозначение определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп область социальной психологии, исследующая совокупность психологических процессов, происходящих в малых группах. "Групповая динамика" в данном случае – движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие "Групповая динамика" в данном случае – особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов Понятие о групповой динамике Термин «групповая динамика» использован К.Левиным для обозначения реализуемого в его научной школе направления исследований, основанного на принципах гештальтпсихологии

Изображение слайда
50

Слайд 50

«теория поля» Курта Левина 1 Движущей силой человеческого поведения являются потребности Виды потребностей истинные – потребность к труду, самоутверждению и т.п.; Потребность - динамическое состояние (активность), возникающее у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действи я квазипотребности – возникают у человека в данный момент, в данной ситуации; они - порождение динамически заряженной системы. Удовлетворение квазипотребностей состоит в разрядке их динамического напряжения 2 Удовлетворение потребности может приобрести характер замещающего действия Типы замещения эквивалентные замещения – реальная цель (достигается, но другим путем); Зависит от степени напряженности системы степени достижимости цели замещения " pars pro toto " (лат. часть вместо целого) – выполнение деятельности идет в направлении первоначальной цели, но останавливается нереальные символические решения – человек при помощи воображения совершает идентичное требуемому действие с достижением цели

Изображение слайда
51

Слайд 51

«теория поля» Курта Левина 3 Понятие «психологического поля» поле - это структура, в которой совершается и факторами которого детерминируется поведение поведение Человек живёт и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. волевое обусловленное целями самого человека полевое - преобладающая ориентация субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения в отличие от ориентации на принятую цель деятельности Каждый предмет имеет для человека свою валентность - своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки Факторами, включенными в жизненное пространство, являются все физические и социальные факторы по мере их воздействия на человека. Позитивная валентность фактора обеспечивает устремление индивида в определенный район этого поля, негативная валентность - в противоположную от него сторону

Изображение слайда
52

Слайд 52

«теория поля» Курта Левина 4 Понятие цели Цель образуется у человека на основе выбора заданий в некотором наличном «предметном поле» поле представлено набором задач различной трудности, которые предъявляются испытуемому извне Тенденция к решению задач выступает в качестве средств при достижении внутренних целей субъекта, связанных с его достаточно высокими притязаниями в отношении результатов деятельности За выбором заданий стоит особый процесс – образование цели. Механизм целеобразования - процесс анализа и оценки заданий по параметрам валентности (ценности) и вероятности успеха. проблема ситуации целеобразования – существование несоответствия между тенденцией ставить все более высокие цели и желанием избегать неудач

Изображение слайда
53

Слайд 53

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы Направления исследований величина Направления исследований социометрический композиция групподинамический каналы коммуникаций стратометрический распределение ролей параметрометрический лидерство организационный статусы нормативный межличностные отношения ролевой социализационный

Изображение слайда
54

Слайд 54

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы Направления исследований величина Направления исследований социометрический композиция групподинамический каналы коммуникаций стратометрический распределение ролей параметрометрический лидерство организационный статусы нормативный межличностные отношения ролевой социализационный

Изображение слайда
55

Слайд 55

Социометрический подход Социометрический подход акцентирует внимание на становлении и развитии личных взаимоотношений в группе, прежде всего взаимных симпатий и антипатий. Социометрия позволяет изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп Цели социометрической процедуры: измерение степени сплоченности -разобщенности в группе выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый» обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований, и их лидеров

Изображение слайда
56

Слайд 56

Социометрический подход Формы социометрической процедуры: непараметрическая процедура – испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Достоинства: возможность выявления так называемой эмоциональной экспансивности каждого члена группы, возможность сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Недостатки: трудности анализа, большая вероятность получения случайного выбора параметрическая процедура – испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Достоинства: увеличивается надежность, облегчается статистическая обработка. Недостатки: невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе, можно выявить только наиболее субъективно значимые связи

Изображение слайда
57

Слайд 57

Социометрический подход

Изображение слайда
58

Слайд 58

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы Направления исследований Связан с изучением процессов становления лидерства и деловых взаимоотношений социометрический групподинамический стратометрический параметрометрический организационный нормативный ролевой социализационный

Изображение слайда
59

Слайд 59

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы Направления исследований Основан на исследовании того, как в группе возникают различные слои (страты) взаимоотношений, характеризующие малую группу как коллектив социометрический групподинамический стратометрический параметрометрический организационный нормативный ролевой социализационный

Изображение слайда
60

Слайд 60

ядро ЦОЕ Принятие целей групповой деятельности, формирование отношений каждого к деятельности и целям ценностно- ориентационное единство Непосредственные и опосредованные межличностные отношения Стратометрическая концепция А.В. Петровского

Изображение слайда
61

Слайд 61

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы Направления исследований Выделение и описание уровней развития группы как коллектива. Динамика группы рассматривается как ее прохождение через определённые уровни группового развития социометрический групподинамический стратометрический параметрометрический организационный нормативный ролевой социализационный

Изображение слайда
62

Слайд 62

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы Направления исследований Динамика определяется с точки зрения становления ее внутренней структуры (организованности), обеспечивающей эффективную групповую работу социометрический групподинамический стратометрический параметрометрический организационный нормативный ролевой социализационный

Изображение слайда
63

Слайд 63

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы Направления исследований Состоит в обращении внимания на процесс возникновения, изменения и закрепления групповых норм социометрический групподинамический стратометрический параметрометрический организационный нормативный ролевой социализационный

Изображение слайда
64

Слайд 64

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы Направления исследований Выражается в выделении ролей и их распределении между членами группы социометрический групподинамический стратометрический параметрометрический организационный нормативный ролевой социализационный

Изображение слайда
65

Слайд 65

Группу в социальной психологии изучают с точки зрения: структуры динамики персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы Направления исследований Заключается в изучении того, какое влияние группа оказывает на психологическое развитие ее членов, на их личностный рост и адаптацию к социальным условиям социометрический групподинамический стратометрический параметрометрический организационный нормативный ролевой социализационный

Изображение слайда
66

Слайд 66

В социальной психологии термин «групповая динамика» имеет несколько значений: определенное направление исследования малых групп в социальной психологии совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени обозначение определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп область социальной психологии, исследующая совокупность психологических процессов, происходящих в малых группах. "Групповая динамика" в данном случае – движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие "Групповая динамика" в данном случае – особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов Понятие о групповой динамике Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнация, регресс, распад

Изображение слайда
67

Слайд 67

Динамические процессы в малой группе групповая динамика - совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие). динамические процессы

Изображение слайда
68

Слайд 68

Динамические процессы в малой группе групповая динамика - совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие). динамические процессы

Изображение слайда
69

Слайд 69

Динамические процессы в малой группе Группообразование - процесс превращения случайной общности людей в дееспособную малую группу. динамические процессы соблюдение определенных условий Наличие общей территории Непосредственный контакт Время взаимодействия Численность группы Целеполагание группы Совместная деятельность Выработка групповых норм Формирование структуры группы

Изображение слайда
70

Слайд 70

Динамические процессы в малой группе Отечественная модель развития групп

Изображение слайда
71

Слайд 71

Динамические процессы в малой группе Отечественная модель развития групп Характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач

Изображение слайда
72

Слайд 72

Динамические процессы в малой группе Отечественная модель развития групп Характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач Взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей), намечается начальная межличностная интеграция в сфере эмоциональных отношений

Изображение слайда
73

Слайд 73

Динамические процессы в малой группе Группообразование - процесс превращения случайной общности людей в дееспособную малую группу. динамические процессы соблюдение определенных условий Наличие общей территории Непосредственный контакт Время взаимодействия Численность группы Целеполагание группы Совместная деятельность Выработка групповых норм Формирование структуры группы

Изображение слайда
74

Слайд 74

Динамические процессы в малой группе Целеполагание - процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи внешняя задача проблемная ситуация, в которой оказались члены группы, или трудности, с которыми они столкнулись Должна восприниматься как внутренняя личностная цель

Изображение слайда
75

Слайд 75

Динамические процессы в малой группе Группообразование - процесс превращения случайной общности людей в дееспособную малую группу. динамические процессы соблюдение определенных условий Наличие общей территории Непосредственный контакт Время взаимодействия Численность группы Целеполагание группы Совместная деятельность Выработка групповых норм Формирование структуры группы

Изображение слайда
76

Слайд 76

Динамические процессы в малой группе тип совместной деятельности (форма организации совместной деятельности) - способ взаимодействия между участниками группового решения задач или проблем предполагает: Ориентацию участников на общий предмет труда Ориентацию участников на общий предмет труда Ориентацию участников на общий предмет труда Организованный процесс труда Организованный процесс труда Одновременность операций участников на одном и том же предмете Совместно-индивидуальный тип деятельности Совместно-последовательный тип деятельности Совместно-взаимодействующий тип деятельности

Изображение слайда
77

Слайд 77

Динамические процессы в малой группе Группообразование - процесс превращения случайной общности людей в дееспособную малую группу. динамические процессы соблюдение определенных условий Наличие общей территории Непосредственный контакт Время взаимодействия Численность группы Целеполагание группы Совместная деятельность Выработка групповых норм Формирование структуры группы

Изображение слайда
78

Слайд 78

Динамические процессы в малой группе Норма - (от лат. – « norma » - руководящее начало, правило, образец) – узаконенное установление, признанный обязательным порядок. Нормы являются определенными правилами, регламентирующими взаимоотношения членов группы и их поведение. Согласование норм необходимо для обеспечения функционирования группы как целого структуры группы - упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности. Элементом структуры малой группы является статус отдельного члена группы в отношении остальных. Статус человека в группе определяется его положением (позицией, местом) в системе групповых взаимодействий и взаимоотношений

Изображение слайда
79

Слайд 79

Динамические процессы в малой группе Отечественная модель развития групп Характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач Взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей), намечается начальная межличностная интеграция в сфере эмоциональных отношений Действующая организационная структура, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи

Изображение слайда
80

Слайд 80

Динамические процессы в малой группе Отечественная модель развития групп Характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач Взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями Действующая организационная структура, межличностные отношения носят деловой характер, Высокое внутреннее единство как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений

Изображение слайда
81

Слайд 81

Динамические процессы в малой группе Отечественная модель развития групп Характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач Взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями Действующая организационная структура, межличностные отношения носят деловой характер, Высокое внутреннее единство как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений И золяция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях

Изображение слайда
82

Слайд 82

Динамические процессы в малой группе Отечественная модель развития групп И золяция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях Устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы

Изображение слайда
83

Слайд 83

Динамические процессы в малой группе динамические процессы Зарубежные модели развития групп

Изображение слайда
84

Слайд 84

Динамические процессы в малой группе Зарубежные модели развития групп модель развития малой группы Б. Такмена основные сферы групповой жизнедеятельности Деловая активность (связана с решением групповой задачи) Межличностная активность (связана с развитием групповой структуры) ориентировка и поиск оптимального способа решения задачи стадия ориентировки членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения эмоциональные реакции и противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи стадия внутреннего конфликта открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив стадия развития групповой сплоченности принятие решения и активные совместные действия по его реализации стадия образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи

Изображение слайда
85

Слайд 85

Динамические процессы в малой группе групповая динамика - совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие). динамические процессы

Изображение слайда
86

Слайд 86

Динамические процессы в малой группе Как происходит психологическое оформление группы? Изучение самого процесса становления групповых норм Изучение того, как принимаются уже существующие нормы группы каждым новым вступающим в нее членом исследования групповой сплоченности исследования феномена группового давления

Изображение слайда
87

Слайд 87

Динамические процессы в малой группе Как происходит психологическое оформление группы? Изучение самого процесса становления групповых норм Изучение того, как принимаются уже существующие нормы группы каждым новым вступающим в нее членом исследования групповой сплоченности исследования феномена группового давления

Изображение слайда
88

Слайд 88

Динамические процессы в малой группе Групповая сплоченность - процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей В качестве показателей групповой сплоченности рассматриваются уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях степень привлекательности, полезности группы для ее членов чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, (тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе пре-имуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий) тем выше сила ее притяжения, а, следовательно, и сплоченность

Изображение слайда
89

Слайд 89

Динамические процессы в малой группе Групповая сплоченность - процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей В качестве показателей групповой сплоченности рассматриваются уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях степень привлекательности, полезности группы для ее членов чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, (тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе пре-имуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий) тем выше сила ее притяжения, а, следовательно, и сплоченность

Изображение слайда
90

Слайд 90

Динамические процессы в малой группе Сплоченность – такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы Козин Лазарев Скалов Назаров Петров в русле социометрического направления [ Дж. Морено и др.) сплоченность прямо связывается с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии: индекс групповой сплоченности : отношение взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов: где С гр - сплоченность; r (+) - положительный выбор; N - число членов группы Данный подход был развит в концепции А. и Б. Лотт: сплоченность обусловлена межличностной аттракцией Групповая сплоченность как межличностная аттракция

Изображение слайда
91

Слайд 91

Динамические процессы в малой группе Групповая сплоченность - процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей В качестве показателей групповой сплоченности рассматриваются уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях степень привлекательности, полезности группы для ее членов чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, (тех, для кого субъективная ценность приобретаемых благодаря группе пре-имуществ превосходит значимость затрачиваемых усилий) тем выше сила ее притяжения, а, следовательно, и сплоченность

Изображение слайда
92

Слайд 92

Динамические процессы в малой группе Групповая сплоченность как результат мотивации группового членства Сплоченность – сумма всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней «силы» привлекательность группы для индивида удовлетворенность членством в группе обусловлены наличием у индивидов выраженной потребности принадлежности к группе, соответствием групповых целей потребностям членов группы, сходством групповых целей в отношении ценностей и установок, оптимальной величиной группы Леон Фестингер Развитие этих идей: Д. Картрайт : сплоченность зависит от свойств группы, потребностей членов группы и их ожиданий «благоприятного членства».

Изображение слайда
93

Слайд 93

Динамические процессы в малой группе Групповая сплоченность как результат мотивации группового членства Сплоченность – некая результирующая сил или мотивов, побуждающей индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе (Д. Картрайт ). Совокупность этих сил представлена в модели следующим набором переменных: мотивационная основа тяготения субъекта к группе побудительные свойства группы ожидание или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для субъекта благоприятные или отрицательные последствия

Изображение слайда
94

Слайд 94

Динамические процессы в малой группе Групповая сплоченность как « групповое согласие» групповое согласие – сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям (Т. Ньюком ). Центральный тезис теории два человека позитивно воспринимают друг друга и строят свое отношение к третьему лицу (либо объекту) Расхождение установок тенденция развивать сходные ориентации заставляет повышать частоту актов общения по этому расхождению с целью снять возникший дисбаланс Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами Возникает необходимость менять отношение к объекту человеку

Изображение слайда
95

Слайд 95

Динамические процессы в малой группе Групповая сплоченность как ценностно-ориентационное единство ядро ЦОЕ Соответствует сплоченность, в основе которой лежит разделение всеми членами группы общих целей групповой деятельности Соответствует сплоченность, выраженная в совпадении у них ценностей, связанных с процессом совместной деятельности Соответствует сплоченность, базирующаяся преимущественно на эмоциональных контактах членов группы

Изображение слайда
96

Слайд 96

Динамические процессы в малой группе групповая динамика - совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие). динамические процессы

Изображение слайда
97

Слайд 97

Динамические процессы в малой группе Как происходит психологическое оформление группы? Изучение самого процесса становления групповых норм Изучение того, как принимаются уже существующие нормы группы каждым новым вступающим в нее членом исследования групповой сплоченности исследования феномена группового давления

Изображение слайда
98

Слайд 98

Динамические процессы в малой группе Групповое давление конформность (от лат. conformis - подобный, сообразный ) - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы конформность проявляется в изменении поведения и установок человека под воздействием группы выступает способом разрешения осознанного конфликта между личным мнением и мнением группы в пользу последнего Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы

Изображение слайда
99

Слайд 99

Динамические процессы в малой группе Экспериментальные исследования конформности Музафер Шериф (1937) Соломон Элиот Аш (1951) Стенли Милгрэм (США) формирование групповых норм на материале « аутокинетического эффекта» групповое давление с использованием приема «подставной группы» подчинение авторитету с использованием приема «фальсифицированной обратной связи»

Изображение слайда
100

Слайд 100

Динамические процессы в малой группе Экспериментальные исследования конформности 1 день 2 день 3 день 4 день В исследовании Шериф использовал аутокинетический эффект ( autokinetic phenomen ) - своеобразная иллюзия, которая заключается в том, что человек воспринимает в затемненном визуальном поле неподвижную световую точку на определенном расстоянии как такую, что движется. Человек, который смотрит на световую точку, считает, что точка «скачет» на определенное расстояние, оценка этого расстояния в каждом отдельном случае разная. Эксперименты М. Шерифа (1935 г): на какое расстояние сдвинулась точка в темной комнате? Первый день, индивидуально: 15 см. Второй день, три человека: 2,5 см – 5 см – 15 см. Третий день, три человека: 3 см – 6 см – 7,5 см. Четвертый день: позиции совпали. Вывод исследования: В условиях, когда ситуация неопределенна и многозначна (по крайней мере двусмысленная), человек склонен соглашаться с мнением других людей (большинства).

Изображение слайда
101

Слайд 101

Динамические процессы в малой группе Экспериментальные исследования конформности воздействие группового давления на изменения и искажения суждений. В этом классическом эксперименте в комнату приглашалось восемь испытуемых, которым предъявлялось три отрезка для сравнения с эталонным (так, что идентичность одного из них была вполне очевидной). На самом деле семеро испытуемых были «сообщниками» экспериментатора и давали одинаковый неверный ответ. В результате эксперимента было обнаружено, что 75 процентов «наивных испытуемых» хотя бы в одной серии эксперимента повторяли заведомо неверные ответы, которые перед ними высказали остальные члены группы, а 25 процентов систематически следовали групповому «безумию». Вывод исследования: люди демонстрируют конформность, т.к. хотят понравиться группе, быть принятыми, поступать «как все».

Изображение слайда
102

Слайд 102

Динамические процессы в малой группе Экспериментальные исследования конформности Учёный начал свои изыскания, чтобы выяснить как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях. Вывод исследования: полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена: «это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета». Стенли Милгрэм ( США)

Изображение слайда
103

Слайд 103

Динамические процессы в малой группе Экспериментальные исследования конформности Эксперименты С. Московичи (1969) Группам по 6 человек предъявлялись 36 слайдов голубого цвета, отличавшихся разной насыщенностью. Задача – по очереди вслух называть цвет слайдов. 1 и 4 испытуемые были подставными. 3 условия: подставные отвечали «зелёный» во всех пробах; подставные в 24 пробах отвечали «зелёный», в 12 – голубой, все 6 испытуемых были «наивными ». Вывод исследования: Меньшинство, последовательно отстаивающее свою позицию, может существенно повлиять на публичные суждения большинства Московичи, Серж

Изображение слайда
104

Слайд 104

Информационная теория конформности М. Дойч и Г. Джерард разработали теорию, согласно которой существует два вида влияния группы на индивидов Социальное влияние Информационное Нормативное давление оказывает меньшинство и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма основания «власти» Экспертиза / закон Награда / принуждение изменения в поведении Интернализация Согласие

Изображение слайда
105

Слайд 105

Динамические процессы в малой группе Групповое давление конформность Внешняя (публичная) Внутренняя (личная) демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрения или избежать санкций со стороны группы характеризуется действительным преобразованием индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованной и объективной, чем своя точка зрения

Изображение слайда
106

Слайд 106

уровень конформности определяется характеристиками человека стремление человека нравиться, получать одобрение или избежать порицания со стороны других людей. уровень интеллекта, характеристиками группы единодушие большинства, наличие и количество членов группы, отклоняющейся от общего мнения особенностями взаимосвязи индивида и группы статус человека, степень приверженности к группе, уровень взаимозависимости человека и группы в получении вознаграждения содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его компетентностью Динамические процессы в малой группе Групповое давление

Изображение слайда
107

Слайд 107

Динамические процессы в малой группе групповая динамика - совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие). динамические процессы

Изображение слайда
108

Слайд 108

Динамические процессы в малой группе Принятие групповых решений эксперимент Левина США, Вторая мировая война. Испытуемые : 6 групп по 13-17 человек, домохозяйки. Домохозяйки бойкотировали покупку субпродуктов. В части групп – лекция, в других группах – групповая дискуссия о пользе субпродуктов. Через неделю интервью для анализа изменения мнений. У слушавших лекции – 3%, у участниц дискуссии – 32%. Вывод К. Левина: в ходе дискуссии домохозяйки чувствовали себя включенными в принятие решений. Возникла новая групповая норма

Изображение слайда
109

Слайд 109

Динамические процессы в малой группе Принятие групповых решений эксперимент Левина К. Левин провел эксперименты и выявил следующие закономерности групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации если решение выдвигается в ходе групповой дискуссии, то его значение возрастает, т.к оно превращается в групповую норму. Уже сам факт дискуссии перестраивает структуру групповых отношений

Изображение слайда
110

Слайд 110

Динамические процессы в малой группе Принятие групповых решений методы проведения групповой дискуссии Брейнсторминг (Осборн): группа делится руководителем на 2 части - генераторов идей и критиков. На первом этапе генераторы высказывают все идеи, приходящие на ум. Здесь нет критики. На втором этапе критики отбирают хорошие идеи, рассматриват спорные и отбрасывают негодные. Таким образом, группа получает большой разброс решений. Синектика (Гордон) : 5-7- синекторов (человек, наиболее активно заявляющие свою позицию в группе) начинают дискуссию. Потом к ней присоединяются все остальные, но задача синекторов — наиболее четко сформулировать противоположные мнения, чтобы группа видела крайности. В ходе дискуссии крайности отбрасываются, и принимается решение, удовлетворяющее всех. Феномен «Поляризации группы» заключается в том, что в ходе групповой дискуссии противоположные мнения, имевшиеся у различных группировок, не только обнажаются, но и вызывают принятие или отвержение и всей массой членов группы. Сдвиг к риску — явление при групповой дискуссии, характеризующееся повышением экстремальности принимаемых решений. В 1961 г. Дж. Стоунер показал, что групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения. Во время его эксперимента члены групп сначала индивидуально выполняли задания, а затем проводили групповую дискуссию и решение принимали коллективно. Было выявлено, что во втором случае «рискованная» альтернатива выбиралась гораздо чаще.

Изображение слайда
111

Слайд 111

Динамические процессы в малой группе Принятие группового решения информационно-поисковый этап заключается в выявлении и уяснении истинной сущности возникшей проблемы (на этом этапе происходит сбор дополнительной информации, ее осмысление) этап постановки цели и выявления альтернативных действий оценочно-прогностический этап предполагает обмен мнениями и всестороннее обсуждение способов решения поставленной задачи (дискуссия, «мозговой штурм» и др.) Этап принятия решения Под принятием группового решения понимается осуществляемый группой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи этапы процесса принятия группового решения

Изображение слайда
112

Слайд 112

Динамические процессы в малой группе Принятие группового решения достоинства недостатки групповое обсуждение порождает больше идей по сравнению с ситуациями, когда решение принимается единолично. решения, принятые группой, отличаются большей точностью, так как группа в целом обладает большим количеством знаний по сравнению с одним человеком группы обычно не способствуют проявлению творческих сил при принятии решений ( ч аще всего группа подавляет творческие порывы отдельных ее членов) при групповом принятии решений возрастает приемлемость принятых решений для всех членов группы в процессе принятия группового решения, возможно явление деиндивидуализации личности

Изображение слайда
113

Слайд 113

Динамические процессы в малой группе групповая динамика - совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие). динамические процессы

Изображение слайда
114

Последний слайд презентации: Раздел 3. Социальная психология группы Тема 7. Общая характеристика группы в

Изображение слайда