Первый слайд презентации: РАССКАЗ КАК ТИП РЕЧИ. Родной русский язык
Слайд 2
- Прием «Сломанный компас» – показ книги, из которой вырваны почти все страницы. – Посмотрите, какую книгу я принесла вам на урок. В этой книге есть только обложка, а внутреннего содержания нет. На мой взгляд, человек, который знает мало слов своего родного языка, не может выразить словами свои мысли и чувства, чья речь бедна и малограмотна, напоминает такую книгу. Сегодня мы продолжим с вами путешествие по стране Типы речи. Думаю, наш урок поможет вам обрести знания, которые вы сможете использовать в своей жизни: умение красиво, грамотно выражать свои мысли, обогатит вашу речь.
Слайд 3
– Как называется жанр речи, когда мы рассказываем о чем-либо? (Рассказ). – Сегодня на уроке речь пойдет о рассказе как речевом жанре. Тема нашего урока «Как строится рассказ». Целеполагание: – Вы должны будете понять, чем отличается рассказ от сообщения или перечисления действий и фактов; что лежит в основе рассказа, из каких частей строится этот речевой жанр.
Слайд 4
– Давайте дадим определение речевому жанру «рассказ». Это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что с вами произошло. – А что объединяет рассказ и дом? (Их строят). – Из чего строят дома? (Из кирпичей, блоков). – Чтобы построить дом, надо знать, для чего и для кого ты будешь его строить, из каких частей ты его сложишь, как правильно их соединить. Точно также и с рассказом. Нужно знать, для чего и кому ты будешь его рассказывать, что именно скажешь, в какой последовательности, как, каким тоном.
Слайд 5
Вступление. Завязка . С этого момента все началось. Развитие действия – что конкретно произошло. Выделенные слова обозначают основные моменты этой истории. Кульминация– самый острый момент в развитии действия. Развязка –заключительное действие, к которому приводит развитие событий. Заключение.
Слайд 6
Рассказ «Опоздавший ученик» : В класс входит опоздавший ученик: – Наталья Сергеевна, можно войти? Учитель: – Ну, Зябликов, что на сегодня тебя так задержало? – Вы не поверите! Я знаю, как вы не любите, когда ученики опаздывают, поэтому решил выйти раньше обычного на 10 минут, чтобы прийти вовремя. Не торопясь, подхожу к остановке, смотрю, а мой автобус закрывает двери и уезжает! Что делать? Я подумал: «Если ждать следующий автобус, то обязательно приду в школу после звонка!» И я решил добраться до школы своим ходом! Завязал шнурки на новых кроссовках потуже, расправил лямки рюкзака на плечах и побежал вслед за автобусом с криком: «В погоню!» Сначала бежать было непривычно и тяжело, но мягкая удобная обувь легко пружинила о мокрый асфальт. Я развил такую скорость, что уже свободно обходил сонный автотранспорт. Всё вокруг меня как будто двигалось в замедленном ритме. Но, увлекшись погоней, я совсем не обращал на это внимания. Вскоре я заметил за поворотом свой автобус, мне показалось, что он слишком медленно двигался по городскому шоссе. Я легко обогнал его. Добежав до следующей остановки, яхотел было уже остановиться, но не тут-то было… Почему-то мои ногипродолжали двигаться, не реагируя на мои команды. Они отказались слушаться меня!
Слайд 7
И тут я понял, виной всему мои новые кроссовки. Они как сапоги-скороходы, повиновались только одной команде. Но какой? «Остановись! Стой! Замри!» – кричал я им, но мой бег не прекращался. «Тормози! Стоп! Прекрати!» – перебирал я в памяти слова, наблюдая, как мимо меня проносятся знакомые здания и улицы. Вот имоя школа бешено промчалась, оставшись где-то далеко позади.«Перестань ! Я не хочу!»– все еще кричал я. Но мои ноги мне не повиновались. Тогда мне пришлось на ходу разуваться… Закончил я свой бег почти за городом. Переобувшись в сменную обувь, я добрался до школы на маршрутном такси. – Вот вам доказательство! – с этими словами Зябликов достает из пакета кроссовки большого размера. – Кроссовки-самоходы! Надеюсь, вы мне поверите?
Последний слайд презентации: РАССКАЗ КАК ТИП РЕЧИ. Родной русский язык
Домашнее задание: Подготовьте рассказ на тему «Необычный (смешной, грустный) случай из моего детства». Озаглавьте свой рассказ. Не забудьте, чтобы все элементы композиции присутствовали в вашем рассказе.