Презентация на тему: РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
Программы смыслового чтения
Целесообразность появления программы «Стратегии смыслового чтения»
Данные исследовательского центра Ю. Левады (2008 г.)
Развитие современного читателя: некоторые данные социологов
Вопрос для размышления: «Читающий человек нам не слишком нужен?»
Читательская активность
Читательская активность
Читательская компетентность
Читательская компетентность -
Деятельностная составляющая читательской компетентности
Реалии современной школы
Условия для организации обучения смысловому чтению на всех учебных предметах
Диагностика «Какой я читатель?»
Смысловое чтение – это умение
Смысловое чтение
Смысловое чтение. Приемы
упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию,
Смысловое чтение. Приемы
Смысловое чтение. Приемы
Смысловое чтение. Приемы
Смысловое чтение. Приемы
Смысловое чтение. Приемы
Смысловое чтение. Приемы
Смысловое чтение. Приемы
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
Обучение стратегиям чтения
Обучение стратегиям чтения
Обучение стратегиям чтения
Традиционная и инновационная стратегии чтения
Стратегии предтекстовой деятельности
Глоссарий
Глоссарий
Мозговой штурм
Ориентиры предвосхищения
Батарея вопросов
Предваряющие вопросы
Рассечение вопроса
Стратегии текстовой деятельности
Чтение в кружок (попеременное чтение вслух)
Чтение про себя с вопросами
Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабочитающими )
Чтение про себя с пометками
Чтение про себя с пометками
Стратегии послетекстовой деятельности
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д.Пойа
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА
1/59
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 36)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (144 Кб)
1

Первый слайд презентации

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА

Изображение слайда
2

Слайд 2

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ПРЕДМЕТНИКОВ ?

Изображение слайда
3

Слайд 3

АТТЕСТАЦИЯ НЕЗАВИСИМОГО ФОРМАТА: ЕГЭ+ГИА

Изображение слайда
4

Слайд 4

ФГОС : ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ПРЕДМЕТНИКОВ?

Изображение слайда
5

Слайд 5

Междисциплинарные программы: • Формирование универсальных учебных действий • Формирование ИКТ-компетентности обучающихся • Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности • Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Изображение слайда
6

Слайд 6

ФГОС ООО С м ы с л о в о е ч т е н и е я в л я е т с я метапредметным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием. В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени НОО выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией, а затем продолжат развивать полученные навыки в основной школе.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Программы смыслового чтения

ФГОС НОО ФГОС ООО РАЗДЕЛЫ: РАЗДЕЛЫ: 1. Получение, поиск и фиксация информации 1. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного 2. Понимание и преобразование информации 2. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации 3. Применение и представление информации 4. Оценка достоверности получаемой информации 3. Работа с текстом: оценка информации

Изображение слайда
8

Слайд 8: Целесообразность появления программы «Стратегии смыслового чтения»

ООН объявила 2003-2012 годы десятилетием грамотности К 2015 г. дети всей Земли должны научиться читать и писать Грамотность (чтение и письмо) входит в перечень 12 показателей, характеризующих здоровье нации (по данным Всемирной организации здравоохранения) Современная ситуация в России определяется как системный кризис читательской культуры (достигнут критический предел пренебрежения чтением)

Изображение слайда
9

Слайд 9: Данные исследовательского центра Ю. Левады (2008 г.)

46% россиян вообще не читают книг 37% не читают книг на досуге 54% никогда не читают журналов Большая часть населения читает газеты, предпочитая местную прессу Среди населения России, читающего книги: 13% - мужчины 19% - женщины 25% - имеют высшее образование 17% - в возрасте от 40 лет и старше 16% - в возрасте 18 – 24 лет 14 % - в возрасте 25 – 39 лет

Изображение слайда
10

Слайд 10: Развитие современного читателя: некоторые данные социологов

Падение уровня чтения и грамотности В школе появляются новые предметы за счет сокращения базовых: НШ – 3 урока литературного чтения (вместо 5); снят урок внеклассного чтения; ОШ – 2 урока литературы; отменен экзамен по литературе

Изображение слайда
11

Слайд 11: Вопрос для размышления: «Читающий человек нам не слишком нужен?»

Неумение читать снижает успеваемость по многим школьным предметам (непонимание условий задач и заданий, учебных и пояснительных текстов и проч.) Чтение – это базовый компонент образования, на него нельзя жалеть времени, тем более в начальной школе, где формируются основные умения и навыки

Изображение слайда
12

Слайд 12: Читательская активность

Становление ЧА заканчивается к 12 годам Если ребенок к этому возрасту не становится активным читателем, если в свободное время не читает книги, самостоятельно выбранные, этот пробел не будет восполнен никогда!

Изображение слайда
13

Слайд 13: Читательская активность

ЧА связана со стадиями и развития и воспитания в образовательном процессе Воспитание создает фонд «ХОЧУ», а обучение – фонд «МОГУ». Активность, при которой «ХОЧУ» и «МОГУ» выступают совместно (по А.В. Петровскому), называется «УСТРЕМЛЕНИЕМ» Если «МОГУ ЧИТАТЬ» переходит в «ХОЧУ ЧИТАТЬ», возможность превращается в побуждение, а удовлетворение желания читать стимулирует рост возможности чтения

Изображение слайда
14

Слайд 14: Читательская компетентность

Обучение чтению: 1 – формирование и развитие навыков чтения (декодирование текста) 2 – чтение и постижение литературных, научных, познавательных форм текстов, что позволяет в итоге стать «человеком читающим», владеющим культурой чтения

Изображение слайда
15

Слайд 15: Читательская компетентность -

1)Интегральная личностная характеристика профессионала ( УНК, учитель РЯ и Л, учитель любого другого предмета, библиотекарь ) 2) Совокупное личностное качество человека, сформированное на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств. К таким людям относятся те, кто: Посещает библиотеки, Покупает книги. По данным исследовательского центра, их в России около 20%.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Деятельностная составляющая читательской компетентности

Формируется по итогам реализации задач каждой ступени обучения Основывается на междисциплинарных, межпредметных знаниях Осуществляется посредством множества умений Инструментом ЧК является читательская грамотность – умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретация, оценка и формирование суждения о тексте (рефлективность)

Изображение слайда
17

Слайд 17: Реалии современной школы

Чтение - это межпредметное умение, поэтому оно не может формироваться только на уроках литературы Учитель литературы решает задачи литературного образования и личностного развития Формирование читательской грамотности должно осуществляться всеми учителями на всех учебных предметах на материалах учебных текстов, что, к сожалению, на практике не реализуется

Изображение слайда
18

Слайд 18: Условия для организации обучения смысловому чтению на всех учебных предметах

Мотивация деятельности Организация проблемных и поисковых ситуаций Освоение приемов формирования смыслового чтения Выполнение типовых заданий Использование современных образовательных технологий

Изображение слайда
19

Слайд 19: Диагностика «Какой я читатель?»

Практическая работа : 1. Какой я читатель? 2.Анкета читательских предпочтений 3. Как я читаю (читательские компетенции)

Изображение слайда
20

Слайд 20: Смысловое чтение – это умение

осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста

Изображение слайда
21

Слайд 21: Смысловое чтение

это вычитывание разных видов текстовой информации: Фактуальной - информация о событиях, героях, месте и времени действия и т.д. Подтекстовой - содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д. Концептуальной - система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем. Конечно, текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Смысловое чтение. Приемы

вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы

Изображение слайда
23

Слайд 23: упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста

Смысловое чтение. Приемы

Изображение слайда
24

Слайд 24: Смысловое чтение. Приемы

исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Смысловое чтение. Приемы

перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот «мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста

Изображение слайда
26

Слайд 26: Смысловое чтение. Приемы

называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.) составление списка – приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий)

Изображение слайда
27

Слайд 27: Смысловое чтение. Приемы

множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)

Изображение слайда
28

Слайд 28: Смысловое чтение. Приемы

деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из них составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста

Изображение слайда
29

Слайд 29: Смысловое чтение. Приемы

викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию логическаяперегруппировка /восстановление последовательности – перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плану Результатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д. заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации

Изображение слайда
30

Слайд 30: Смысловое чтение. Приемы

верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста

Изображение слайда
31

Слайд 31

Прогнозирование Упражнения: 1. Определить по заголовку тематику текста (перечень поднимаемых в нем проблем) 2. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций. 3. Подумать, на какие вопросы я бы хотел получить ответы после прочтения текста 4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику (проблематику) текста на основе языковой догадки. 5. Просмотреть 1 абзац и определить о чем этот текст. 6. Прочесть вопросы к тексту и определить тематику текста. 7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до прочтения текста.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Обучение стратегиям чтения

Стратегию чтения можно сравнить с коммуникативной игрой : читатели должны знать правила и владеть определенными навыками и умениями Стратегия писателя (создателя текста) – читатель должен ему поверить. Автор ищет средства убеждения: приводит факты, подтверждает мысли статистикой, сообщает мнение экспертов и проч.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Обучение стратегиям чтения

Стратегия читателя: Увидеть замысел писателя, Отнестись к нему критически, Принять или отвергнуть позицию автора Таким образом, стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащей достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам (Дж. Брунер )

Изображение слайда
34

Слайд 34: Обучение стратегиям чтения

Наиболее часто используемые стратегии предтекстовая, текстовая. послетекстовая Чтобы выбрать максимально эффективную стратегию чтения, читатель должен владеть некоторым набором стратегий

Изображение слайда
35

Слайд 35: Традиционная и инновационная стратегии чтения

Традиционная методика Инновационная методика Предтекстовые задания Текстовые задания Послетекстовые задания

Изображение слайда
36

Слайд 36: Стратегии предтекстовой деятельности

Мозговой штурм Глоссарий Ориентиры предвосхищения Батарея вопросов Предваряющие вопросы Рассечение вопроса

Изображение слайда
37

Слайд 37: Глоссарий

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой урока Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом «Что такое погода»

Изображение слайда
38

Слайд 38: Глоссарий

Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в тексте

Изображение слайда
39

Слайд 39: Мозговой штурм

Цель – актуализация предшествующих знаний Сегодня будем читать и обсуждать текст «Ветру ставим баллы». Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?(Запись предложений) Чтение текста, добавление и уточнение информации Проверка первоначально данной информации Ветру ставим баллы

Изображение слайда
40

Слайд 40: Ориентиры предвосхищения

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста Ход работы: 1. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми Вы согласны. 2. Отметьте их еще раз после чтения текста «Зачем пить воду». Если Ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло ( послетекстовая стратегия) До чтения текста Суждения После чтения текста

Изображение слайда
41

Слайд 41: Батарея вопросов

Перед чтением текста можно организовать работу по припоминанию информации, касающейся темы текста. Это могут быть такие вопросы: 1. Что мы называем «Уральским перекрестком»? 2. Сколько планетарных границ Вы знаете? 3. Что является символом первой планетарной границы? 4. Когда был возведен гранитный обелиск «Европа-Азия»? 5. Кто является автором этого проекта? 6. Где проходит вторая планетарная граница? 7. И т.д. Последний вопрос: Откуда все это Вам известно?

Изображение слайда
42

Слайд 42: Предваряющие вопросы

Цель стратегии – актуализация имеющихся знаний по теме текста Ход работы: 1. Посмотрите текст быстро (просмотровое чтение) 2. Объясните смысл названия текста

Изображение слайда
43

Слайд 43: Рассечение вопроса

Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия Ход работы: 1. Прочитайте название текста («Где залегает мрамор») и разделите его на смысловые группы. 2. О чем, как Вы думаете, пойдет речь в тексте?

Изображение слайда
44

Слайд 44: Стратегии текстовой деятельности

Чтение в кружок (попеременное чтение вслух) Чтение про себя с вопросами Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабочитающими ) Чтение про себя с пометками

Изображение слайда
45

Слайд 45: Чтение в кружок (попеременное чтение вслух)

Цель – проверка понимания читаемого вслух текста Ход работы: 1. Чтение по очереди по абзацам. Используется только одна копия текста. 2. Как только чтение абзаца закончено и копия передана следующему чтецу, задаются вопросы на понимание прочитанного текста.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Чтение про себя с вопросами

Цель – научить читать вдумчиво, задавая самому себе все усложняющиеся вопросы Ход работы: 1. Чтение первого абзаца. 1 ученик задает вопросы участникам работы. Члены группы отвечают. 2. Работа в парах. Чтение второго абзаца. Один ученик задает вопросы, другой отвечает. 3. При чтении третьего абзаца ученики меняются ролями. 4. Работа продолжается.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабочитающими )

Цель – управление процессом осмысления текста во время чтения Ход работы: 1. Предварительно учитель разбивает текст на части. 2. Чтение по частям (СТОП) 3. Ответы на вопросы по содержанию каждой части и по прогнозированию содержания следующей 4. До чтения текста со всем классом эта работа сначала выполняется со слабоуспевающими

Изображение слайда
48

Слайд 48: Чтение про себя с пометками

Цель – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ По ходу чтения текста учащиеся делают пометы: 1 - «+» – понял «-» – не понял «?» – надо обсудить 2 – «+» – согласен «-» – не согласен «!!» – требуется обсуждение 3 – «++» – соответствует тому, что я знаю «- -» – противоречит тому, что я знаю «??» – непонятно, хотелось бы получить дополнительные сведения по этому вопросу

Изображение слайда
49

Слайд 49: Чтение про себя с пометками

Ход работы: 1. Самостоятельное чтение с пометами 2. Сделать индивидуальную таблицу с пометами из текста 3. Работа в парах: обсуждение отрывков, к которым сделали пометы 4. Групповое обсуждение: Что было известно? - Что противоречит предшествующим знаниям? Что осталось неясным? Что было новым? Интересным? О чем хотели бы получить больше информации?

Изображение слайда
50

Слайд 50: Стратегии послетекстовой деятельности

Отношения между вопросом и ответом Вопросы после текста (Таксономия Блума ) Тайм-аут Проверочный лист

Изображение слайда
51

Слайд 51

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д.Пойа Математика • Текстовые задачи в школьном курсе математики • http://edu.1september.ru/distance/11/002 / Шевкин Александр Владимирович Концепция Пока мы будем учить детей на русском языке — не только великом и могучем, но и достаточно трудном, пока мы хотим учить их сравнивать, выбирать наиболее простой путь достижения поставленной цели, пока мы не отказались от воспитания гибкости и критичности мышления, пока мы стараемся увязывать обучение математики с жизнью, нам будет трудно обойтись без текстовых задач — традиционного для отечественной методики средства обучения математике. В конце 60-х годов XX в. арифметические способы решения задач посчитали анахронизмом и перешли к раннему использованию уравнений. Качество школьного образования (не только математического) от этого только ухудшилось. Теперь уже многие учителя сами плохо представляют, что такое арифметические способы решения текстовых задач, какие возможности для развития языка и мышления школьников они используют в своей работе. Представляется важным обосновать необходимость изменения подхода к использованию текстовых задач в процессе обучения, показать примеры использования предложенной методики, рассказать о тех результатах, которые может получить учитель от ее использования на своих уроках, — независимо от учебников, по которым он работает. Работа учителя с материалами лекций и рекомендуемой литературой обогатит его опыт, повысит педагогическое мастерство, сделает его уроки еще интереснее.

Изображение слайда
52

Слайд 52

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д.Пойа География •Как научить школьников выражать географические идеи (развитие речи на уроках географии) http://edu.1september.ru/distance/04/003/ Концепция Уровень речевого развития учащихся — одно из условий успешного обучения. Но кто и как развивает речь ученика? Бытует устойчивое мнение, что это и прерогатива, и обязанность учителей-словесников, а у других предметников и задачи несколько иные, и специального времени для такого обучения нет. При этом редкий урок географии обходится без устных ответов учащихся и записей в тетрадях. Цель курса — разобраться вместе с коллегами-географами, что представляет собой речевая деятельность ученика на уроках, понять, почему многие школьники неохотно отвечают устно, а их письменные работы оставляют желать лучшего; найти способы выхода из ситуации. Традиционные работы по географии — описания и характеристики объектов и явлений, объяснения разного рода взаимосвязей (временных, пространственных, причинно-следственных и других) одновременно являются формами устной или письменной речи и, следовательно, должны рассматриваться учителем не только с узко «предметных» позиций. Курс опирается на постулат: речь является формой существования мысли. Следовательно, в основе организации речевой деятельности учащихся должна лежать мыслительная деятельность и вопрос в том, как организовать ее средствами школьной географии. В лекциях учителю предлагается методика организации учебной познавательной деятельности учеников. Познавательная деятельность осуществляется учащимися в процессе решения учебных задач, основанных на специально разработанном содержании — учебных и художественных текстах, рисунках и репродукциях, географических и исторических картах.

Изображение слайда
53

Слайд 53

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д.Пойа История Методика работы с текстовой информацией на уроках истории http://edu.1september.ru/distance/09/005/ Концепция Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, в связи с чем появились возможности, например, активно заниматься исследовательской или проектной деятельностью, используя при этом мультимедийные технологии. С другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями. Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических приемов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых прежде всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие «текст» используется в самом широком его значении. Опыт показывает, что развивать аналитические, организационные и коммуникативные навыки, необходимые старшекласснику для его образовательной деятельности, следует, начиная с 5-го класса. Затем в течение всего времени обучения требуется систематически их формировать и предлагать ученику определенные виды работ, позволяющие самостоятельно применять приобретенные умения и навыки. Вот почему целью курса является освоение учителем приемов и способов работы с различной текстовой информацией, а ожидаемыми результатами – освоение механизмов формирования общеучебных навыков; овладение методикой постановки продуктивных и проблемных вопросов; знакомство и овладение приемами и способами подачи, преобразования, анализа текстовой информации; приобретение практического опыта по разработке критериев при составлении различного типа заданий; знакомство с практикой межпредметной деятельности.

Изображение слайда
54

Слайд 54

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д.Пойа Физика Развивающее обучение на занятиях по физике в условиях реализации идей новых Федеральных государственных образовательных стандартов http://edu.1september.ru/internal/16/003 / Концепция Последние годы ознаменованы тем, что идет интенсивный пересмотр целей образования, а также положе-ний, образующих исходную психолого-педагогическую концепцию, положенную в основу организации обучения.Цель – «передача знаний по учебным курсам», заменена на«формирование и развитие ученика в процессе обучения».Информационный стиль преподавания сменила концепция реализации системно-деятельностного компетентностного подхода. Это в корне меняет направленность учебного процесса, пути и методы его осуществления. Данные нововведения легли в основы проектов новых Стандартов образования. Современный учитель физики, если он не хочет работать по старинке, должен не только представлять в общих чертах эти новшества, но и знать конкретные пути их воплощения: что и как ему лично надо менять, как строить сейчас свою преподавательскую работу, чтобы она отвечала современным тенденциям. Предлагаемый курс имеет целью показать суть и главные пути введения этих новшеств в школы, осуществляющие основное общее образование. Курс основан на исследованиях психологов, автора, учете опыта, накопленного рядом учителей и методистов страны, которые давно в одиночку ищут пути модернизации школьного преподавания физики. В процессе изучения материалов данного учебного курса слушатели получат возможность познакомиться (знать) с главными тезисами, образующими содержательную основу новых Стандартов образования; с путями реализации каждого нововведения в процессе преподавания физики в школе, колледже, лицее; научиться (уметь) конструировать по обобщенным схемам развивающие уроки изучения нового материала и повторения на любую тему курса, уроки, в которых на каждом их этапе действующими лицами становятся учащиеся; менять свою традиционную роль на уроке «транслятора» знаний на «организатора учебного процесса»; использовать в своей практической работе с учащимися «карты» (списки) компетенций (умений), которые нужно развивать у школьников; модернизировать традиционно используемые типы уроков с целью добиться их большего соответствия современным требованиям; анализировать с современных психолого-педагогических позиций любой урок и делать объективные и конструктивно полезные выводы; правильно, с учетом особенностей и современных требований организовывать внеклассную работу учащихся, в том числе реферативную, исследовательскую и проектную.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей. Д.Пойа

Биология Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) http ://edu.1september.ru/distance/03/005 / Концепция Во второй половине прошлого века Г.С. Альтшуллером была разработана теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В упрощенной трактовке ТРИЗ представляет собой комплект алгоритмов формулирования и решения творческих задач. Элементы ТРИЗ можно применять в школе как весьма эффективное средство для развития творческого мышления учащихся при обучении биологии. Подобный подход соответствует требованиям современного общества, где на первый план выходит умение получать информацию, преобразовывать и творчески использовать ее в профессиональной или практической деятельности. С 1987 г. такой эксперимент проводится автором и его коллегами в десяти школах Латвии. Реализация этой работы потребовала внесения значительных изменений в содержание курса биологии. Наряду с традиционными информационными текстами, репродуктивными вопросами и лабораторными работами, в курс были введены биологические проблемы – творческие задачи, которые составлялись как самим автором, так и его коллегами. Дополнительно к этому были созданы комплекты творческих работ по биологии исследовательского, экспертного, проектного и прогностического содержания, которые также используются и на уроках и в качестве домашних заданий. Предлагаемые восемь лекций – это сжатый курс, в котором изложены основные виды учебной деятельности учащихся и описано методическое обеспечение учителя. Он направлен на то, чтобы ознакомить коллег с ТРИЗ-подходом в преподавании биологии в школе.

Изображение слайда
56

Слайд 56

Информационная культура и компьютер на уроке биологии http://edu.1september.ru/distance/03/007/ Концепция Проникновение компьютеров и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни современного человека не могло не затронуть образование. Автор предпринял попытку суммировать накопленный багаж знаний, умений и навыков в данной области и представить возможности применения разных программ и устройств (программных и аппаратных средств) в обучении. В качестве ключевой идеи для курса выбран тезис о том, что вся деятельность преподавателя нацелена не столько на «впихивание» в головы учеников определенных фактов, сколько на формирование у них тех или иных аспектов информационной культуры. Иными словами, учитель учит не информации, а умению работать с информацией; и чем богаче используемый им арсенал, чем большему количеству таких приемов он сможет обучить своих учеников, тем полезнее его труд. Существенной частью предложенного курса будет разбор примеров решения интеллектуальных задач, возникающих при преподавании биологии, с использованием разного программного обеспечения: как офисных программ, так и специализированного ПО, например, такого, как визуализаторы молекул. При обсуждении практически каждого применения ИКТ в урочной практике будет предложено альтернативное, бескомпьютерное, решение, дающее учителю выбор средств в зависимости от конкретной ситуации. Результатом освоения данного курса должно стать расширение арсенала методов, используемых в преподавании биологии.

Изображение слайда
57

Слайд 57

Русский язык Построение курса русского языка в старших классах и приемы работы с текстом http://edu.1september.ru/internal/13/004/ Концепция Подготовку к ЕГЭ по русскому языку можно рассматривать как прекрасную возможность дополнить, углубить,закрепить, а главное – обобщить и оживить изученный курс русского языка. Как ни странно, после стольких лет обучения родному (в основном) языку у многих учеников к окончанию школы не сформулированы навыки владения письменной, а то и устной речью, дети не умеют оперировать теоретическими сведениями. У каждого учителя есть свои методические приемы, секреты, находки, свой подбор диагностических материалов, свое понимание, как достичь наилучших результатов. В данном учебном курсе предлагается разработанный курс подготовки к ЕГЭ, успешно проводимый в последние годы в Центре довузовской подготовки РГГУ. Курс построен с использованием эвристического метода и элементов исследовательского подхода. Это позволяет по взрослевших детей (10–11-х классов) поставить в новые условия, в которых они смогут взглянуть на весь пройденный в изучаемой науке путь другими глазами, обновленным зрением. Здесь требуется особый ключ, который откроет дверь как бы в другое пространство, где переосмысливается полученная ранее информация, иными словами –знания преобразуются и приводятся в систему. Ключом являются направляющие вопросы учителя, дополнительная, незнакомая информация, а также система заданий исследовательского и творческого характера. Отличительная черта данного курса в особом отношении к текстовому материалу, назначение которого – быть не только дидактическим средством: работа с текстом исподволь развивает художественный вкус учеников, приучает очень внимательно относиться к каждому слову. Вкрапление высокохудожественных и интересных для детей образцов текста в работу с фонетикой, словообразованием, морфологией, тем более – синтаксисом, лексикой, стилистикой, когда ученики решают конкретные задачи и вроде бы не занимаются специально анализом текста, дает удивительный эффект и при выполнении экзаменационных и олимпиадных заданий. Обобщение знаний, приведение их в систему предполагает повторение. В этом курсе акцентируется внимание на новом, неизвестном материале. Если класс неровный, у кого-то большие пробелы в знаниях, привлекаются обучающие тесты, проводится индивидуальная работа, при которой тоже не нарушается главный принцип курса: бороться с шаблонами и клише, пробуждать интерес к явлениям языка, учить творчески подходить к решению различных языковых задач.

Изображение слайда
58

Слайд 58

Тайны текста: как формировать языковую и коммуникативную компетенции http://edu.1september.ru/distance/13/003 / Концепция Почему современные дети не любят школьные уроки русского языка? Потому что скучно и непонятно, ЗАЧЕМ изучать «все эти части речи» и прочие «категории». Нет у современных детей мотивации изучать родной язык, а мы, учителя, не слишком утруждаем себя осознанием этой проблемы. Чтобы мотивировать изучение русского языка, учитель может опереться на данные, которые предлагают теория речевой деятельности и герменевтика. Любой урок — это акт коммуникации, т.е. речевое взаимодействие с целью понимания. Учитель и ученик оказываются в «речевой ситуации», поэтому и учителю и ученику следует знать об этом больше, чтобы можно было строить учебную беседу и управлять речевой ситуацией на уроке, понимая, какие языковые средства лучше использовать. Речевые произведения – тексты, с помощью которых люди общаются, должны быть понятными. Как правильно построить свой текст, чтобы тебя правильно поняли? Как правильно работать с текстом, чтобы правильно понять его автора? От степени владения русским (родным) языком зависит степень усвоения ВСЕХ школьных дисциплин и успех (или неуспех) дальнейшей жизни наших учеников. Таким образом, текст становится главной дидактической единицей урока, дающей возможность ПОНЯТЬ РОЛЬ конкретной части речи и ее грамматических категорий в создании содержания речи. Мы поделимся опытом, как организовать «урок-коммуникацию», и тем самым определим методы и приемы, в которых адекватно реализуются задачи формирования языковой и коммуникативной компетенции школьников.

Изображение слайда
59

Последний слайд презентации: РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА

Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы http :// edu.1september.ru/distance/10/008 / Концепция Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, в связи с чем появились возможности, например, активно заниматься исследовательской или проектной деятельностью, используя при этом мультимедийные технологии. С другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями. Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических приемов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых прежде всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие «текст» используется в самом широком его значении. Опыт показывает, что развивать аналитические, организационные и коммуникативные навыки, необходимые старшекласснику для его образовательной деятельности, следует, начиная с 5-го класса. Затем в течение всего времени обучения требуется систематически их формировать и предлагать ученику определенные виды работ, позволяющие самостоятельно применять приобретенные умения и навыки. Вот почему целью курса является освоение учителем приемов и способов работы с различной текстовой информацией, а ожидаемыми результатами – освоение механизмов формирования общеучебных навыков; овладение методикой постановки продуктивных и проблемных вопросов; знакомство и овладение приемами и способами подачи, преобразования, анализа текстовой информации; приобретение практического опыта по разработке критериев при составлении различного типа заданий; знакомство с практикой межпредметной деятельности.

Изображение слайда