Презентация на тему: Работа с пожилыми людьми

Работа с пожилыми людьми
Введение в анималотерапию
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
История возникновения и развития анималотерапии
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Виды анималотерапии
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Направленная анималотерапия
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с образами животных
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Животные, используемые в анималотерапии
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Использование других животных в ходе психотерапии
Работа с пожилыми людьми
Функции анималотерапии в психическом здоровье пожилых людей, проживающих в стационарных условиях
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Примерная программа занятий
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
ЗАНЯТИЕ ПО ПРОГРАММЕ АНИМАЛОТЕРАПИИ Цикл «Диалоги о животных» Поговорим о собаках...
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Информация для участников группы. Филиппинская легенда …
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
Работа с пожилыми людьми
4. Интеллектуально-развлекательная викторина
1/90
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 84)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1164 Кб)
1

Первый слайд презентации

Работа с пожилыми людьми

Изображение слайда
2

Слайд 2: Введение в анималотерапию

На данный момент существует множество видов психотерапии, и среди этого многообразия можно выделить те из них, в которых искусство и природа выступают как терапевтический фактор, в том числе, например, натуртерапия – использование природы в качестве самостоятельного терапевтического метода.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Некоторые психологи и психотерапевты выделяют в качестве самостоятельной и такую часть натуртерапии как анималотерапию, которую можно определить как вид психотерапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи (Н.Л. Кряжева, К. Аллен, О.Р. Арнольд, С. Баркер, Дж. Гаммонли и др.). Но целесообразность выделения лечебного влияния природы в качестве самостоятельного психотерапевтического метода признается не всеми. Так, Д.Б. Карвасарский считает, что многие авторы, не отрицая положительного эмоционального воздействия природы, реализуют его лишь как фон для психотерапии, а не как саму психотерапию, которая невозможна без информации, передаваемой речью. Мы считаем, что в работе с пожилыми людьми в стационарных условиях, рациональным является использование анималотерапии как самостоятельного метода.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Анималотерапия как вид оказания психологической помощи получил довольно широкое распространение за рубежом и начал применяться в России. Так, проводимые в Швейцарии и в Нью-Йорке Международные конференции «Взаимодействие людей и животных» привлекают все большее внимание и отмечены все большим участием со стороны психологов и психотерапевтов.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Количество домашних животных в любом обществе впечатляет. Так, например, количество собак в США равняется 55 миллионам, а количество кошек – 60 миллионам. Даже бездомные люди часто умудряются обеспечивать своим животным надлежащий уход за то тепло и принятие, которое они получают взамен и которое является очень важным для этих людей. Животные (или их образы) часто появляются в искусстве: комиксах, открытках, сказках, фольклоре, музыке, фотографии, кино.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Так, уже в средневековой трагической истории умирающего от тоски в разлуке с Изольдой рыцаря Тристана возвращает к жизни собака Пти-Крю. Сейчас, когда наша жизнь немыслима без телевидения, ведущее место в рейтингах занимают передачи о животных. По мнению многих исследователей, мы практически достигли той стадии, когда терапия с использованием животных является реальной альтернативой уже хорошо известных видов психотерапии.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Значение животных для самочувствия людей становится все более очевидным. Условия жизни в современном обществе приводят ко все возрастающему числу депрессий, стрессовых состояний, одиночеству и к различным заболеваниям. И в этой ситуации, как считают многие психологи и психотерапевты, может помочь общение с животными и основанная на этом терапия.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Анималотерапия тесно связана с зоопсихологией и этологией. От зоопсихологии этот метод получает знания о психике животных, их возможностях в осуществлении терапевтических задач, а наблюдения этологии используются для обучения людей безопасному взаимодействию с окружающим миром.

Изображение слайда
9

Слайд 9: История возникновения и развития анималотерапии

Анималотерапию часто называют нетрадиционным методом, который, тем не менее, имеет давнюю историю. Так, в еще только формирующемся первобытном обществе, вера в могущество животного-тотема заставляла людей соблюдать определенные нормы и правила, регулировала общение и являлась одним из источников благополучия и покоя.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Священные амулеты носили на теле, как символ покровительства и успеха ; ритуальные танцы помогали снять злость, агрессивность после неудачной охоты или, напротив, подзарядиться энергией; обращенные к могущественному животному заклинания и причитания над больным человеком – все это отчасти прообразы анималотерапевтических приемов.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Подобное отношение людей к животным способствовало расширению возможностей эмоционального отреагирования страхов, агрессивности, чувства беспомощности и одиночества, снимало психическое напряжение, позволяло переживать изменения и искать ресурсы в самих себе, давало успокоение и уверенность. Можно сказать, что животные и их символы были одними из первых психотерапевтов, оказывали психологическую помощь человеку.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Еще древние целители рекомендовали при неврозах холодный душ, ходьбу босиком и общение с природой. В 5 веке до н.э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебного общения с животными. Он же отмечал, и психологический эффект занятий с животными. Он советовал общаться с животными меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «темных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные ». Древние греки примерно три тысячи лет тому назад обнаружили способности собак помогать людям справляться с различными недугами, и египтяне использовали животных (в основном кошек) в тех же целях.

Изображение слайда
13

Слайд 13

История анималотерапии – это развитие двух основных направлений: анималотерапии как самостоятельной технологии и анималотерапии как одной из составляющих процесса терапии. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что уже в 1792 году в больнице для душевнобольных в Йорке (Англия) животные использовались как часть терапевтического процесса. Больные общались с ними, ухаживали за ними, и было отмечено положительное влияние подобных методов на поведение людей и эффективность лечения. В течение нескольких веков в США и других странах Европы использовался успокаивающий и развивающий эффект взаимодействия с животными пациентов психиатрических клиник и приютов.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Н.Л. Кряжева упоминает о том, что еще в царской России во всех учебных заведениях студенты и лицеисты на обязательных условиях работали с животными, что, было одним из основных факторов, оказывающих положительное влияние на характер и психику [7]. После Второй Мировой войны американские врачи Красного креста заметили, что в госпиталях, где собакам не возбраняется гулять по территории, процесс выздоровления шел более успешно. Тогда же животные начали использоваться в домах престарелых. При этом отмечалось, что пожилые люди становились более активными, больше интересовались жизнью.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Как самостоятельный метод анималотерапия начинает приобретать популярность со второй половины двадцатого века. Так, пионером этого метода считается Борис Левинсон, канадский детский психиатр, который начал использовать свою собаку в терапевтических сессиях в 1962 году. Основываясь на собственных наблюдениях за взаимодействием своих пациентов с собакой, он сделал вывод о том, что животное служит связующим звеном между ним и его пациентами, обеспечивает чувство безопасности и ускоряет терапевтический процесс. Б. Левинсон обнаружил, что применение анималотерапии оправданно в работе с необщительными, скованными, замкнутыми людьми, а также страдающими шизофренией [1].

Изображение слайда
16

Слайд 16

В настоящее время анималотерапия получила довольно широкое распространение за рубежом. В США, Великобритании, Канаде, Франции появились организации, которые занимались оказанием психотерапевтической помощи с использованием животных, называя свой метод «терапия с помощью животных» ( Animal Assisted Therapy ). В 1999 году Вашингтонским университетом были разработаны и внедрены практические терапевтические программы в медицинские учреждения, психиатрические клиники, дома престарелых.

Изображение слайда
17

Слайд 17

В терапии людей с физическими или психическими проблемами используют различных животных и птиц: собак, кошек, гвинейских свинок, кроликов, лошадей, коз, осликов, попугаев, канареек, цыплят и лам. В программе принимают участие терапевты, медики, социальные работники, психологи. Подобные проекты в немалой степени содействует популяризации анималотерапии, в том числе и в России. В н ашей стране существует опыт использования данного направления в детских психиатрических стационарах. В Москве и Санкт- Петербурге энтузиасты со своими собаками и кошками приходят в больницык безнадежно больным и старикам.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Виды анималотерапии

Как и у всякого метода, у анималотерапии есть свой инструментарий – это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки – и настоящие животные, общение с которыми безопасно. Деятельность с участием животных может быть пассивной или активной.

Изображение слайда
19

Слайд 19

В качестве примера пассивной можно привести наблюдение за аквариумными рыбками или зверями в вольерах ; при этом больные люди не контактируют непосредственно с животными, а получают ощутимую пользу просто от их присутствия - например, если в реабилитационных палатах для пожилых людей есть клетки с птицами, то уровень депрессии у них снижается. Общение с природой, "растворение в ней", также близко к этой форме общения с животными.

Изображение слайда
20

Слайд 20

При активной деятельности с участием животных клиенты играют с ними или за ними ухаживают. Этот тип предназначен для тех, кто с помощью животных может улучшить свое качество жизни, прежде всего, облегчая страдания, вызванные одиночеством. Это могут быть пожилые люди, живущие одни или в домах престарелых, хронические больные [10].

Изображение слайда
21

Слайд 21

Анималотерапия делится на виды по двум критериям. Первый критерий, на который указывает Н.Л. Кряжева, - это целенаправленность использования животных и их образов. В этом случае мы можем говорить о двух видах анималотерапии : направленной и естественной ( или ненаправленной ) [7].

Изображение слайда
22

Слайд 22

Терапия с участием животных является целенаправленным вмешательством, при котором животное является полноправным участником лечебного процесса и от него во многом зависит терапевтический эффект. Для такой терапии нужны не только специально подготовленные животные, но и особо обученный персонал. В идеале в ней принимают участие тренер или дрессировщик, врач (или, в крайнем случае, медработник со средним медицинским образованием) и психолог. Кроме того, направленная анималотерапия, в свою очередь, подразделяется на виды в зависимости от того, какие именно животные используются. Второй критерий – это то, используются ли сами животные или только их образы.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Ненаправленная анималотерапия Взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического значения может быть обозначено как естественная (или ненаправленная) анималотерапия. Собственно, исследования в области анималотерапии начались именно с изучения взаимоотношений людей со своими домашними животными и психологической пользы, которую это им приносит, на этих взаимоотношениях основана и направленная терапия.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Этот вид анималотерапии оказывается наиболее эффективным для детей и пожилых людей, которые зачастую являются самыми уязвимыми категориями в плане социализации и эмоционального благополучия. Анималотерапия может способствовать преодолению одиночества, улучшить психологическое состояние пожилых людей.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Так, К. Аллен указывает на то, что с возрастом может быть гораздо труднее справляться с трудностями и изменениями, происходящими в жизни. Выход на пенсию, смерть друзей, многочисленные болезни – вот лишь несколько примеров жизненных кризисных периодов, переживаемых в старости. И значение животных для психологического благополучия этих людей было темой многих исследований, которые подтвердили эффективность ненаправленной анималотерапии. Например, в 1981 году А. Кидд и Н. Фелдман в ходе своего исследования выявили, что пожилые люди, у которых были животные, демонстрировали большую независимость и оптимизм, чем их сверстники, у которых животных не было [10].

Изображение слайда
26

Слайд 26

Поскольку одиночество рассматривается как один из худших аспектов пожилого возраста, исследовались также и отношения пожилых людей к своим животным. Так, в 1991 году Перетти изучил 128 пожилых людей и выяснил, что многие из них говорили о животных как о лучших или единственных друзьях. Более того, они полагали, что их эмоциональная связь с собакой так же сильна, как и связь со значимыми людьми. Наиболее важными аспектами этих отношений выступают для них дружелюбие животных, их преданность и безусловное принятие.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Кроме того, собаки, в отличие от людей, прямо выражают свое отношение без использования социальных условностей и барьеров. Для этих людей необходимость в принятии и взаимоотношениях восполнялась собаками, что, считает К. Аллен, и позволяет сделать вывод о том, что животные способны обеспечить поддержку в преодолении трудностей, связанных с наступлением старости. Исследование П. Рейна проводилось с целью изучить, являются ли домашние животные и общение с ними фактором улучшения психологического состояния пожилых людей, и есть ли связь между социализацией пожилых людей и присутствием или отсутствием домашнего животного.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Исследовалась группа людей в возрасте 65 лет и старше (средний возраст 75 лет ). В результате выяснилось, что владельцы животных чувствовали себя намного лучше, чаще поддерживали близкие отношения другими людьми и были более активны, чем те, кто не общался с животными. Итак, животные могут помочь преодолеть чувство одиночества у пожилых людей и справиться с другими проблемами, связанными с наступлением старости. Так же ненаправленная анималотерапия может помочь в развитии у них: 1 ) чувства доверия через обеспечение безусловного принятия и любви, а также могут служить как переходный объект ; 2 ) чувства независимости и инициативности, терпения и самоконтроля ; 3) чувства собственной значимости и компетентности, самооценки ; 4 ) эмпатии [13].

Изображение слайда
29

Слайд 29: Направленная анималотерапия

Процесс целенаправленного использования животных и (или) их символов по специально разработанным терапевтическим программам получил название направленной анималотерапии. Этот вид анималотерапии использует специально обученных животных, а не животных пациента.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Опытный терапевт наблюдает за взаимоотношениями клиента и животного и использует их для достижения долгосрочных терапевтических эффектов. Этот вид анималотерапии включает в себя и посещения животными людей для улучшения их эмоциональной сферы. Здесь может использоваться и собственное животное клиента, которое, например, разрешается привести в больницу. Терапевт определяет, какое животное лучше использовать в работе с данным клиентом, и какой эффект может быть при этом достигнут.

Изображение слайда
31

Слайд 31

“Животные-визитеры”, “Собаки-терапевты”, “Животные-терапевты” – вот лишь некоторые из названий программ, в которых животные помогают людям, просто навещая их. Участники этих программ используют различные названия для обозначения различных аспектов своей работы. Чаще всего используется термин “терапия с использованием животных” (" Animal Assisted Therapy "), которая включает, в основном, использование одного животного и терапевта для работы с одним клиентом для достижения определенных целей. Также используется и термин “деятельность с участием животных ” (" Animal Assisted Activities”).

Изображение слайда
32

Слайд 32

В зависимости от того, какие животные используются, направленную анималотерапию в свою очередь можно разделить на несколько видов : иппотерапия (использование лошадей и верховой езды ), дельфинотерапия, канистерапия (использование собак), феллинотерапия ( использование кошек ), орнитотерапия (использование птиц) и терапия с использованием других видов животных, не столь распространенных в психотерапии. При этом разные виды анималотерапии могут использоваться для оказания терапевтической помощи разным категориям людей.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Работа с образами животных

Зачастую в психотерапии используются не только сами животные, но и их образы. Например, просмотр фильмов о животных или с участием животных - прекрасный способ расслабления, отдохновения и отключения от ситуации. Нельзя забывать и о целебной силе фотографий, скульптур, рисунков и прочих изображений животных.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Для здоровья полезно не только любоваться картинками и фигурками, а делать их самим: рисовать, лепить, фотографировать. Положительное действие так же оказывает чтение или прослушивание рассказов о животных. Именно поэтому анималотерапия стала столь популярной: ее могут применять даже те, кто по каким-то причинам не в состоянии завести четвероногого друга [13].

Изображение слайда
35

Слайд 35

В психотерапии используются как лечебное средство и звуки животных. Так, еще в Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства прослушивание птичьего пения. Ученые считают, что каждый психотерапевтический кабинет должен быть оснащен стереофонической аудиосистемой для создания необходимого звукового фона, в котором в числе прочих должны присутствовать и звуки природы.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Работа с образами животных включена во многие виды психотерапии. И тут нельзя не вспомнить о психотерапии, построенной на метафорах. Как пишет Б.Д. Карвасарский, этот вид психотерапии и прикладной психологии использует метафору как основное лечебное средство. В истории развития культуры метафоры использовались как приемы, при помощи которых развивались и передавались идеи.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Шаманы, древние философы и проповедники – все они в сходной манере сознавали и применяли силу метафоры. Например, когда какая-нибудь история предъявляется слушателю (в психотерапии – клиенту) с намерением оказать помощь в разрешении психологически трудной ситуации, эта история становится метафорой. Психотерапевтические метафоры – это способ решения психологических проблем через термины, принадлежащие другой области. Образы животных – ценный материал для построения метафор [1].

Изображение слайда
38

Слайд 38

Используются образы животных и в сказкотерапии. В русских народных сказках, использующих образы животных, представлен ценнейший опыт общения и взаимодействия, опыт разрешения труднейших загадок, которые порой ставит перед человеком жизнь. В них явно прослеживается включение знаний о животном мире в систему образных средств характеристики человека, расширение и углубление знаний о самом человеке посредством сравнения и сопоставления. В основе сравнения и сопоставления лежат признаки сходства по общему впечатлению, а также по психологическим особенностям.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Сказки о животных хороши тем, что в них отсутствуют прямые нравоучения, назидания, их герои – не люди, что исключает построение прямых аналогий, а в метафорической форме показываются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек, позволяет расширить картину видения мира и увидеть такие решения проблемы, о которых человек, возможно, и не подозревал, вселить в него веру в благополучный исход. Вместе с тем жизнеутверждающий настрой сказок, в которых добро побеждает зло, дает возможность показать, как можно преодолеть возникающие трудности и опасности [1].

Изображение слайда
40

Слайд 40

Кроме того, используются образы животных и в куклотерапии, в частности, в работе с теневыми куклами, преимущественно в работе над страхами. Реализуя страх в виде такой куклы, человек овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Можно делать со своей куклой-страхом все, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневых кукол.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Животные, используемые в анималотерапии

Канистерапия. Вид анималотерапии с использованием собак получил название канистерапии. Канистерапия используется в работе с различными категориями людей. Очень часто собаки работают в домах престарелых. Как отмечает М. Когоушек, собака позволит надолго умерить страх, депрессию, напряжение, снизить рассеянность и мобилизовать двигательные функции жильцов подобных учреждений. Неразговорчивые начинают больше говорить, а люди с эмоциональной некомпетентностью (приобретенной или врожденной ) начинают проявлять способность реагировать на животных с неожиданным чувством и пониманием [9].

Изображение слайда
42

Слайд 42

Фелинотерапия - терапевтическое воздействие кошек. Кошки скрашивают одиночество, успокаивают, снижают артериальное давление. Их биополе стабилизирует работу сердца, снимает суставные и головные боли, стимулирует быстрое заживление травм, лечит внутренние воспалительные заболевания. Кошка – великолепный энергоинформационный прибор, угадывающий больные места своего хозяина. Когда в организме происходят какие-то нарушения, когда возникают боли, это свидетельствует об изменении энергетического потенциала на каком-то участке тела. Вот это изменение потенциала великолепно ощущает кошка [7].

Изображение слайда
43

Слайд 43

Длительная дружба с кошкой укрепляет иммунную систему и способствует здоровью и долголетию. Мурлыканье кошки – это определённые звуковые колебания (частота от 20 до 50 Герц ), стимулирующие процесс исцеления. Мурлыканье способствует повышению защитных сил организма, ускоряет заживление ран, в результате воздействия звуковых колебаний такой частоты повышается плотность костей, что способствует сращиванию переломов.

Изображение слайда
44

Слайд 44

Если использовать кошку как грелку, то она облегчает состояние при артрите. Кошки хорошо успокаивают нервы. Надо только погладить Мурку по шерстке, и напряжение пройдет. Эта же процедура снижает кровяное давление и нормализует пульс. Кошки очень хорошо снимают стресс. Эти хвостатые «доктора» хорошо действуют на психику пожилых людей. Кошка избавляет от сосредоточенности на самом себе [13].

Изображение слайда
45

Слайд 45

Рыбки. Разведение рыбок – разновидность современной анималотерапии, которая обладает своими особенностями, но также представляет собой способ лечения больных людей. В последнее время увлечение людей рыбками возросло и укрепилось, став и хобби, и наукой, и культурой времяпрепровождения, и способом психологической разгрузки.

Изображение слайда
46

Слайд 46

Исследователями доказано, что лечебный эффект наступает при таких заболеваниях, как нейродермит (наблюдение за обитателями аквариумов притупляет нестерпимый зуд кожи); бронхиальная астма и простуда ( вода, испаряясь, делает воздух в помещении более влажным, что облегчает дыхание больным людям); истерия, эпилепсия, болезнь Альцгеймера ( весьма серьезное заболевание, которое поражает людей в пожилом возрасте) [1].

Изображение слайда
47

Слайд 47

В этой связи интересны результаты исследований, проведенных профессором университета Пэрдыо в штате Индиана (США) Нэнси Эдварде. На протяжении долгого времени она наблюдала за состоянием 60 пациентов с болезнью Альцгеймера (ее еще называют старческим слабоумием ), в палаты которых медики поставили аквариумы с рыбками. У всех больных значительно улучшились самочувствие, аппетит, восприятие окружающей действительности стало более адекватным. Даже агрессивность, присущая людям с этим страшным диагнозом, заметно ослабла.

Изображение слайда
48

Слайд 48

Созерцание аквариумных рыбок является эффективным практически при всех видах стресса : стабилизируется состояние нервной системы, нормализуется кровяное давление, устраняется бессонница, преодолевается « синдром навязчивых состояний». Хорошо помогает созерцание неспешно плавающих рыбок при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях, в частности, при стенокардии.

Изображение слайда
49

Слайд 49

Известный специалист по анималотерапии, как Б. В. Шеврыгин, утверждает, что наблюдение за аквариумными рыбками помогает при лечении больных неврастенией, психастенией, истерией, или при испуге, неврозе навязчивых состояний. Созерцая, человек эмоционально «разряжается », избавляется от тяжелых мыслей, отвлекается от проблем.

Изображение слайда
50

Слайд 50

Но не только рыбки способны врачевать человеческие недуги. Созерцание подводных ландшафтов, оказывается, тоже прекрасно снимает стресс и поднимает настроение. Рыбы при этом играют второстепенную роль, они лишь вносят элемент динамики в незабываемо прекрасный подводный пейзаж. Ученые отмечают, что наличие аквариума создает в доме особый уют – в том числе психологический.

Изображение слайда
51

Слайд 51

Орнитотерапия. В анималотерапии птицам отводится, может быть, не такое почетное место, как собакам, кошкам и лошадям, но вклад пернатых – больших и меленьких – в исцелении человека достаточно велик и потому заслуживает отдельного внимания. Лечебный эффект при общении с птицами связан с психологическим настроем : простое созерцание веселых, щебечущих пташек надежно предохраняет от хандры, меланхолии, депрессивных состояний. А прослушивание их прекрасных трелей и мелодий — замечательное средство от многих нервных болезней, переутомления и апатии. Мелодичный птичий щебет поднимает настроение, делает нас спокойнее и радушнее, становится радостнее жить.

Изображение слайда
52

Слайд 52

Еще во второй половине XX в. голоса птиц стали записывать на магнитофонные пленки и грампластинки. С тех пор некоторые невропатологи рекомендуют своим пациентам прослушивать птичий щебет во время отдыха, или перед сном — это помогает успокоиться и расслабиться. Безусловно, лучше всего услышать птичье щебетанье в лесу или в парке. Там можно получить еще и порцию так необходимого свежего воздуха, что лишь усиливает эффект анималотерапии [1]. Кроме того, лечение благодаря птицам удачно при целом ряде заболеваний : сердечно-сосудистых (в том числе при пороке сердца и после перенесенного инфаркта миокарда); легочных; гипертонии и пр. Особенно эффект заметен, если в помещениях много зеленой растительности, среди которой птицам приятно и привычно находиться.

Изображение слайда
53

Слайд 53

Попугаи, канарейки, щеглы оказываются «целителями» при депрессивных состояниях у пожилых людей, помогают не впасть в уныние лежачим больным. Так, американские медики подметили: если в больничной палате установлены клетки с певчими птицами, пациенты чувствуют себя значительно лучше, избавляются от неврозов, навязчивых страхов и депрессий. Орнитотерапия успешно зарекомендовала себя при лечении людей с пограничными расстройствами психики (так ныне называют неврозы) и расстройствами адаптации.

Изображение слайда
54

Слайд 54

Общение с пернатыми питомцами помогает легче пережить чувство одиночества и преодолеть психологический барьер, нередко возникающий у тех, кто оказывается в домах престарелых. Птицы могут стать настоящими друзьями пожилых людей. По словам И. Макеевой, положительный эффект такой терапии особенно заметен в период адаптации к новым условиям. Многие люди ухаживали за птичками у себя дома, и продолжение привычных занятий на новом месте для них — лучшее лекарство от стресса [1].

Изображение слайда
55

Слайд 55

Благоприятное действие, как уже указывалось выше, оказывает прослушивание звуков живой природы. Данная методика разработана сотрудниками Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова Российской академии наук, для того чтобы сгладить отрицательные последствия урбанизации на нервную систему, помочь современному человеку справиться с многочисленными стрессами. В ее основе лежит идея о благотворном влиянии птичьих голосов на человека.

Изображение слайда
56

Слайд 56

Предлагаемые композиции могут быть составлены из соловьиных трелей, утиного кряканья, криков журавля и пения кукушки. Компоновка произведена специалистами- биоакустиками по определенной системе, которая способствует максимальному расслаблению пациентов. Зачастую звуки птиц компонуются с классической музыкой, церковным пением или колокольным звоном. Иногда добавляется мычанье коров и кваканье лягушек. Человеческий голос в композициях почти не присутствует. Эта методика позволяет эффективно снять напряжение, боль, заряжает пациентов энергией.

Изображение слайда
57

Слайд 57

Некоторые ученые полагают, что лечебное воздействие птичьего пения на людей определяется тем, что каждый орган человеческого тела имеет собственную, присущую только ему частоту колебаний ; однако все эти частоты лежат в границах диапазона птичьих голосов. Следовательно, всем органам ( в том числе, больным), когда птицы поют, подходит их собственный «камертон », заставляющий колебаться в унисон слышимой мелодии.

Изображение слайда
58

Слайд 58

Правильные, ритмичные колебания больного органа нормализуют обменные процессы, происходящие в нем, поэтому быстрее наступает исцеление. Возможно, в этом и состоит разгадка того явления, что среди любителей певчих птиц сравнительно мало людей, страдающих различными недугами. Те, кто живет в окружении птиц, реже болеют. И живут дольше — это непреложный факт, установленный учеными-геронтологами. Любители птиц, как правило, более активны и организованны, среди них мало полных и, тем более, тучных.

Изображение слайда
59

Слайд 59

Расстройства и болезни сердечно-сосудистой системы эффективно лечатся при прослушивании птичьих голосов, характеризующихся ритмичными повторениями ; это могут быть песни канареек, зябликов, певчих дроздов, овсянок. При хронической усталости, неврозах, потере аппетита, бессоннице помогает голосистое пение щегла (или чижа). Мелодии зарянки снимают спазмы внутренних органов, устраняют сердечную, головную и суставную боль. Много самых разных человеческих недугов лечится с помощью птичьего пения, а также созерцанием замечательных созданий природы.

Изображение слайда
60

Слайд 60: Использование других животных в ходе психотерапии

Также в анималотерапии используются кролики, морские свинки и т. д. В европейских странах ламы часто используются для посещения больниц и домов престарелых вместо лошадей, потому что на ногах у них подушечки вместо копыт и они производят гораздо меньше шума, что немаловажно при работе с пожилыми людьми. В Германии более половины невропатологов и психотерапевтов рекомендуют своим пациентам, которые жалуются на отсутствие контактов с другими людьми или склонны к депрессии, завести у себя дома пушистого зверька.

Изображение слайда
61

Слайд 61

Он поглощает страхи, удовлетворяет потребность человека в тепле, защищенности и доверии. Даже легкое прикосновение к этому зверьку выравнивает кровяное давление у гипертоников и гипотоников. Когда человек гладит животное, в его центральной нервной системе появляются дельта-волны удовольствия, которые оказывают влияние на появление положительных эмоций, хорошее настроение. Группа экспертов, проводившая исследования по заказу министерства здравоохранения США, определила кошку в "разряд средств, применяемых против стрессовых состояний ". Выяснилось, что кошки способны даже предотвратить инфаркт [13 ].

Изображение слайда
62

Слайд 62: Функции анималотерапии в психическом здоровье пожилых людей, проживающих в стационарных условиях

Доказано, что факт институционализации (переход пожилого человека на постоянное жительство в какой-либо стационар, например, в пансионат, и дальнейшее его там проживание) является критическим моментом в его жизни [6]. Исследования выявляют высокий уровень ситуативной тревожности у пожилых резидентов в первые дни как отражение травмирующей ситуации переезда в геронтологические стационары ; более высокий уровень личностной тревожности у поступивших в дома-интернаты как результат негативного отношения к условиям пребывания ; повышение уровня личностной и ситуативной тревожности у находящихся в домах- интернатах через шесть месяцев пребывания как следствие негативного влияния условий учреждения.

Изображение слайда
63

Слайд 63

А декватное функционирование пожилого человека и его восприятие зависят от полноты объема поступающей сенсорной информации. Снижение этого объема может вызвать нарушения психической деятельности у пожилых людей, что в психологии названо сенсорной депривацией. Есть несколько объяснений появления этого негативного для пожилого человека феномена. В частности, предполагается, что сенсорная депривация связана с деменцией или усугубляется наличием последней ( Ричман, 1969). Кроме того, она бывает результатом естественного ухудшения функции периферических органов чувств, наступающего с возрастом.

Изображение слайда
64

Слайд 64

Еще одно объяснение заключается в явлении госпитализма, который является следствием общежития, казенного окружения и унифицированного обеспечения, для которого характерны регламентированность деятельности учреждений, монотонный образ жизни, отсутствие уюта, ограниченность связей с внешним миром, бедность впечатлений, скученность, недостаток личного пространства, скудность выбора занятий пожилых людей, зависимость от персонала, гиперопека и зависимость от окружающих, ситуационное устранение резидентов от решения жизненно важных проблем. В результате этих негативных воздействий у резидентов появляются невротические состояния, депрессивная пассивность перемежается взрывными аффективными проявлениями [5].

Изображение слайда
65

Слайд 65

В пожилом и старческом возрасте возникает множество причин для переживания чувства одиночества. « В смерть каждому приходится уходить одному », - писал С. Михоэлс. Может быть, боязнь смерти отражает представление о ней как о полном, бесповоротном и окончательном одиночестве [14]. Проводимые исследования одиноко живущих пожилых и старых людей, требующих стационарной медико-социальной помощи выявили, что чувство одиночества часто испытывают более трети респондентов, причем, с возрастом доля таких людей растет ( Биксон, 1989; Гехт И.А., 2001).

Изображение слайда
66

Слайд 66

Длительное проживание в однообразных условиях дома-интерната также негативно сказывается на личности пожилых людей, которые становятся малоинициативными, апатичными, безразличными ; у них возникают черты, нивелирующие личностные особенности, подчеркивающие ограничение их интересов и желаний [3]. В состоянии апатии у проживающих наблюдаются признаки агрессии, злости, чувства бесцельности существования, нерешительность, отрицание своих чувств, отсутствие воли, отказ от помощи, игнорирование собственных потребностей, безразличие [11].

Изображение слайда
67

Слайд 67

У пожилых людей, проживающих в стационарных условиях достаточное количество проблем, обусловленных внутренними и внешними факторами. Мы считаем, что такое ресурсное направление как анималотерапия может эффективно помочь разрешить большую их часть. Анималотерапию сегодня называют по большей части активной или вспомогательной лечебной терапией при помощи животных. Особенно эффективен этот метод при лечении пожилых людей. Животные, обитающие на территории хосписов, скрашивают жизнь безнадежно больных.

Изображение слайда
68

Слайд 68

С. Баркер, Д. Дрейпер и Дж. Меллон, описали способность животных демонстрировать принятие и создавать безопасную обстановку в ходе терапевтических сессий уже своим присутствием, служить в качестве отвлекающего объекта, когда пациент обсуждает что-то болезненное для себя. Супруги Корсоновы, физиологи высшей нервной деятельности, доказали, что домашние животные, прежде всего собаки и кошки, улучшают когнитивные (познавательные) функции у пожилых людей и положительно влияют на их здоровье.

Изображение слайда
69

Слайд 69

Почти все исследования показали заметное снижение уровня депрессии благодаря животным. Так, пациенты в психиатрических клиниках демонстрировали более быстрое улучшение, когда в клинике присутствовали певчие птицы, а пациенты с болезнью Альцгеймера лучше проходят процесс социализации, если в терапии участвует собака. Животные также помогают преодолеть негативные последствия изоляции, одиночества и депрессии.

Изображение слайда
70

Слайд 70

Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать адаптации пожилых людей к стационарным условиям, их психической и социальной реабилитации. Большую роль взаимодействие с миром природы играет в домах-интернатах для пожилых людей, лишенных постоянного общения со своими близкими. Во взаимодействии с любимым животным человек получает соответствующий коммуникативный партнерский опыт, который порой другим путем он получить не может. Проблемы, возникающие в связи с его содержанием, становятся катализатором общения с другими людьми.

Изображение слайда
71

Слайд 71

Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений. Учеными выявлено, что тревожность и конфликтность в семьях, где содержатся животные, существенно ниже, чем в семьях, где животных нет. Р. Вуд выделил домашних животных как важный вид поддержки пожилых людей, страдающих от деменции [6].

Изображение слайда
72

Слайд 72

Например, оказывается, что даже просто наблюдение за аквариумными рыбками способствует снятию стресса у пожилых людей. Для этого применялся контролирующий эксперимент : первая группа рассматривала рыбок в аквариуме ; вторая группа смотрела видеозапись рыбок в аквариуме; третья группа смотрела видеозапись иного содержания. Испытуемые всех трех групп указали, что испытали релаксацию. Однако результаты показали, что только у испытуемых первой группы снизилась частота пульса, понизилось мышечное напряжение, возросла температура кожи. Это дает возможность практического использования этого метода для пожилых людей, страдающих от деме нции. Таким образом, взаимодействие с животными может снимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психики в целом.

Изображение слайда
73

Слайд 73

Потребность в компетентности, выражаемая формулой "я могу ", является одной из важнейших потребностей человека. Люди очень комфортно чувствуют себя в ситуациях, в которых компетентны, и очень дискомфортно в тех, где некомпетентны, вплоть до того, что стараются их избегать. Чем большее количество сфер деятельности "отмечено" его компетентностью, тем выше самооценка человека, благоприятнее "образ Я". Взаимодействие с миром природы может являться дополнительным каналом удовлетворения этой потребности, позволяет существенно повысить самооценку и тем самым благоприятно влияет на людей, имеющих трудности в социальной адаптации.

Изображение слайда
74

Слайд 74

Невозможность самореализации приводит к глубочайшему личностному кризису. Взаимодействие с природой позволяет опосредованно удовлетворить эту потребность в квази -форме. Когда кто-то занимается созданием целой системы живых организмов, например, устраивает аквариум, он выступает в роли творца, "вершителя судеб", определяя, как, кого и с кем разместить в аквариуме, что и когда заменить и т.п., создает "свой мир", мир, в котором он сам обладает абсолютной властью. Не находя возможности самореализации в социальном взаимодействии, он реализуется в созданном им собственном "мире".

Изображение слайда
75

Слайд 75

Итак, мы можем выделить следующие функции анималотерапии в психическом здоровье пожилого человека, проживающего в стационарных условиях : - психопрофилактическую; - психодиагностическую ; - адаптационную; - реабилитационную (коммуникативную; психофизиологическую; сенсорно-стимулирующую и др.); - психотерапевтическую (функцию удовлетворения потребности в компетентности ; функцию самореализации и др.); - психокоррекционную.

Изображение слайда
76

Слайд 76: Примерная программа занятий

Общая продолжительность занятия: 30-45 мин. Количество участников группы : 5-10 человек. Цель работы: психокоррекция коммуникативных и поведенческих нарушений пожилого человека, улучшение его общего состояния, настроения, помощь в адаптации поступивших на проживание ветеранов, реабилитация после перенесенных тяжелых заболеваний. Задачи работы: выявить на основе использования методов психодиагностики, пожилых людей с подобными отклонениями в эмоциональной сфере, провести коррекцию нарушений в общении и поведении средствами анималотерапии.

Изображение слайда
77

Слайд 77

Прогнозируемые результаты: восстановление коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности, страхов, повышение стрессоустойчивости, снижение конфликтности, хорошее самочувствие и настроение пожилого человека, развитие наблюдательности и воображения, развитие эмпатии, сочувствия и сопереживания. В работе с пожилыми людьми занятие сотрудниками психологической службы строится на принципах направленной анималотерапии с использованием как самих животных, так и их образов.

Изображение слайда
78

Слайд 78

Примерная схема группового занятия : 1. рассказ о животном : среда обитания, предпочтения в пище, особенности ухода, характер – 10-15 минут; 2. далее психолог предлагает участникам группы погладить или подержать животное (кролика, морскую свинку) – 5-7 минут; 3. участники группы делятся эмоциями, которые вызывало у них животное – 5 минут; 4. психолог предлагает вспомнить пожилым людям о своих любимых питомцах, интересные случаи из их жизни или рассказанные кем-то – 10 минут ; 5. как чередующиеся варианты используются рассказы о животных и птицах (психолог читает рассказы лично или они прослушиваются в аудиоварианте ), стихи, пословицы, метафоры, сказки, интеллектуально- развлекательные викторины, рассматривание и обсуждение фотографий, скульптур, рисунков и прочих изображений животных ; также на занятиях под руководством психолога проживающие могут нарисовать или вылепить различных животных – 10-15 минут; 6. подведение итогов – 2-3 мин.

Изображение слайда
79

Слайд 79

Показаниями к проведению анималотерапии служат: наличие психологических проблем (плохое самочувствие, настроение; низкий уровень коммуникативных навыков; сложности адаптационного периода ; одиночество ; потеря близких; тревожность, напряженность, страх, агрессивность и др.); поддержание когнитивных функций у пожилых людей; деменция различной степени выраженности; профилактика сенсорной депривации

Изображение слайда
80

Слайд 80

Противопоказаниями к проведению анималотерапии являются: - негативное отношение к животным; - истерии; - агрессивность; - нежелание

Изображение слайда
81

Слайд 81: ЗАНЯТИЕ ПО ПРОГРАММЕ АНИМАЛОТЕРАПИИ Цикл «Диалоги о животных» Поговорим о собаках

История одной дружбы Дана им мудрость тонкая чутья, И по лицу, по виду человека Цель тайную его прочесть умеют. Не раз спасенье обретали мы В том свойстве, что самим нам недоступно. Купер

Изображение слайда
82

Слайд 82

1. Упражнение «Здравствуй пес!» a) На занятии присутствует собака. Ведущий предлагает участникам понаблюдать, как она в незнакомой обстановке устанавливает контакты с людьми которых впервые видит. Участники отмечают активность, быстроту движений, открытость и доверчивость, желание вильнуть хвостом всем. Обсуждение участниками группы поведения собаки… б) Участникам занятия, по желанию, предлагается погладить собаку и описать, свои ощущения…

Изображение слайда
83

Слайд 83

2. Психолог предлагает участникам группы назвать основные черты характера собаки. 3. Вопрос: Как вы думаете, с какой целью человек приручил собаку?

Изображение слайда
84

Слайд 84: Информация для участников группы. Филиппинская легенда …

Когда Бог задумал создать первых людей, то вылепил из глины две человеческие фигурки. Хорошо поработав, Бог притомился и заснул. Только он уснул, как приползла огромная змея и съела фигурки. Пришлось Богу лепить новые. Но и их проглотила змея. Тогда Бог вылепил собаку и ночью поставил ее рядом с человеческими фигурками. Когда приползла змея, собака налетела на нее и прогнала. С тех пор собака стала надежным сторожем у человека».

Изображение слайда
85

Слайд 85

Необычайно интересен путь возникновения и закрепления дружбы и сотрудничества между человеком и собакой. Существует много представлений и гипотез об одомашнивании собаки (К. Лоренц считает, что это было 50 тысяч лет назад и предок ее – шакал, Ю. Дмитриев склоняется к 20 тысячам лет и предком считает волка). Нам же важнее понять, как это произошло.

Изображение слайда
86

Слайд 86

Древний человек был очень беспомощен, пуглив и голоден. Подражая повадкам животных, осторожно подкрадываясь к добыче, он мог остаться без еды, потратив много времени в засаде. Удача не была частым спутником первобытного охотника, жизнь заставила изобрести лук и стрелы. Теперь можно было охотиться на расстоянии, но часто раненное животное убегало, оставив обрадовавшегося было охотника «с носом ». В случае удачной охоты люди тащили добычу к месту стоянки, всласть пировали, а остатки еды, кости шкуры выбрасывали неподалеку. По ночам на эти «остатки прежней роскоши» стали заглядывать волки (или шакалы ). Люди не считали их грозными зверями, не питались их мясом и поэтому не возражали против подобной санитарно-гигиенической чистки.

Изображение слайда
87

Слайд 87

Волки в свою очередь не интересовались людьми, а вот подкормка, готовое питание их устраивали. Все чаще и чаще появлялись незваные гости. Постепенно люди стали замечать, что, чувствуя приближение дикого зверя, их соседи становились беспокойными, бегали и рычали. Наблюдательный первобытный человек быстро сообразил, что к чему: вой волков это сигнал опасности, предупреждение о необходимости защищаться или бежать. Много веков прошло, прежде чем человек понял, что лучшей кандидатуры на роль сторожа, охранника ему не найти.

Изображение слайда
88

Слайд 88

Не жадничая, он стал специально класть у своего жилища куски мяса и кости, и животное все ближе и ближе подходило к человеку, слыша при этом нечто похожее на одобрение и приветствие. Наконец, испытывая чувство благодарности и ощущение честно заработанного куска, волк совсем близко подошел к человеку, лизнул его в лицо, заглянул в глаза как бы спрашивая : « что от меня требуется?» - познакомился с жилищем и семейством, поиграл с детьми и… на долгие времена стал не только сторожем, но и преданным и верным другом рода человеческого. Полюбив и подчинившись требованиям, командам мужчины-хозяина, собака везде следовала за ним.

Изображение слайда
89

Слайд 89

Так как людей становилось все больше и больше и жили они в разных местах и условиях, то одни собаки совершенствовались в охотничьем искусстве, другие - в сторожевом, некоторых впустили в дом для интерьера и развлечений. Так появились различные породы, отличающиеся по внешнему виду, повадкам, характеру. Сейчас насчитываются свыше 400 пород, и на планете едва ли найдется много животных одного вида, настолько внешне не похожих друг на друга. Всех их объединяют такие качества, как преданность, верность, сообразительность, самоотверженность.

Изображение слайда
90

Последний слайд презентации: Работа с пожилыми людьми: 4. Интеллектуально-развлекательная викторина

- Кто отобрал у собаки работу в загадке: «Не лает не кусает, а в дом не пускает»? - Лошади – масть, у собаки - …

Изображение слайда