Презентация на тему: Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения

Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Мотивационные условия
Другие примеры условных мотивационных условий
Некоторые методики и приемы обучения
Виды подсказок:
Примеры шейпинга. Возможности использования
Обучение по цепочке
Отдельные пробы (отдельные блоки)
Исправление ошибок
Пример:
Критерии мастерства
Данные, полученные в результате наблюдений, отображаются в виде графиков
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Начальный уровень (фон)
Пример графика:
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Предупредительные методики
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Для выбора предупредительной методики нужно:
Устранение или изменение Sd (примеры):
Устранение или изменение мотивирующих состояний (МО) (примеры)
Одновременное изменение или устранение Sd и MO (примеры)
Если невозможно изменить или устранить Sd и MO
Предупредительные методики
Визуальные подсказки, расписания
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Социальные истории -
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Написание социальных историй
Написание социальных историй (2)
Систематическая десенсибилизация. Существуют два пути
Пример 1. Страх пауков
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Поведенческий контракт (индивидуальный)
Задание
Награда
Отчет о выполнении задания
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Групповые договоры
Зависимый договор
Взаимозависимый договор
Независимый групповой договор
Методики реагирования (или реактивные методики)
Примеры реактивных методик:
Отвлечение и перенаправление
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
Именно отвлечение необходимо, если
Смена стимула
Предоставление выбора
Комментирование происходящих событий
Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения
СЕГОДНЯ ВЫ
1/60
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 49)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (7603 Кб)
1

Первый слайд презентации: Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения

Занятие 4 Савченко И.А., к.псх.н., доцент каф. Проектного управления в сфере образования ИОН РАНХиГС

Изображение слайда
2

Слайд 2: Мотивационные условия

- внешние переменные, влияющие на значимость (эффективность) подкрепления («подкрепляющую способность» какого-то стимула) повышающее условие понижающее условие частоту поведения, которое подкреплялось этим стимулом повышающее влияние понижающее влияние

Изображение слайда
3

Слайд 3: Другие примеры условных мотивационных условий

Ребенок долго ехал в автобусе в школу и устал На перемене поссорился с другим учеником История академической неуспеваемости Неприятности дома Отсутствие личного помощника Некоторые одноклассники Деятельность, при которой нет строгого контроля учителя и др. Являются ли перечисленные мотивационные условия повышающими или понижающими? 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: Некоторые методики и приемы обучения

подсказка, шейпинг, обучение по цепочке (цепочка прямая и обратная), отдельные пробы, социальные истории, поведенческий импульс и др.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Виды подсказок:

полная физическая подсказка частичная физическая подсказка жестовая подсказка моделирование прямая вербальная подсказка непрямая вербальная подсказка визуальная подсказка

Изображение слайда
6

Слайд 6: Примеры шейпинга. Возможности использования

«Пить» – «Дай попить» – «Я хочу пить» Держать ножницы – Держать ножницы правильно – Держать ножницы и сделать один надрез – Сделать два надреза – и т.д. Усиливать (тренировать) можно: форму поведения (правильно держать ручку, выполнять спортивное упражнение и др.) частоту поведения (скорость печати, скорость письма, количество рабочих операций за определенное время и др.) продолжительность поведения (время работы за столом, период работы и др.) интенсивность поведения (громкость речи, высоту прыжка и др.) латентность 6

Изображение слайда
7

Слайд 7: Обучение по цепочке

сложное действие разбивается на мелкие действия, которые должны происходить только в определенной последовательности. Каждый шаг является Sd ( дискриминантным, различительным стимулом) для следующего

Изображение слайда
8

Слайд 8: Отдельные пробы (отдельные блоки)

Инструкция Действие (поведение) ученика Подкрепление Если необходимо, исправление ошибок

Изображение слайда
9

Слайд 9: Исправление ошибок

Инструкция Ошибочное действие (поведение) Повторение инструкции и сразу же подсказка (постепенно снижать – ПФ, УЖ и т.д.) Отвлекающая инструкция Снова исходная инструкция Правильное действие (поведение) ученика Подкрепление

Изображение слайда
10

Слайд 10: Пример:

Специалист – дай зеленую машинку (инструкция) Ученик – дает красную машинку (ошибка) Специалист – дай зеленую машинку (полная физическая подсказка: берет руку ребенка и ею берет зеленую машинку и протягивает в свою сторону, забирает у ребенка машинку, отпускает руку, машинку ставит обратно на стол) Специалист : похлопай в ладоши (отвлекающая инструкция) Ученик : хлопает Специалист – дай зеленую машинку (инструкция) Ученик : дает зеленую машинку Специалист : дает подкрепление

Изображение слайда
11

Слайд 11: Критерии мастерства

Критерий мастерства того или иного навыка зависит от поставленной цели Что вы хотите видеть в итоге? Сколько раз? С кем? В каких местах?

Изображение слайда
12

Слайд 12: Данные, полученные в результате наблюдений, отображаются в виде графиков

Горизонтальная ось (Х) – ось абсцисс. На ней обычно отмеряются равные интервалы (пробы, дни, время) Вертикальная ось ( Y ) – ось ординат (обычно, 2/3 от оси абсцисс). На ней отмечаются измеряемые параметры поведения (частота, количество, продолжительность) Разные условия наблюдения разделяют вертикальной линией На графике указывают наименования самого графика, осей, условий наблюдения На графике избегают размещать лишнюю информацию – текст, линии, цвета

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изображение слайда
14

Слайд 14: Начальный уровень (фон)

Начинаем наблюдение за поведением, стараясь не внести каких-то помех Результаты начальных наблюдений станут своего рода «точкой отсчета» для дальнейшей работы Наблюдение продолжается, пока не станет ясна динамика поведения (иногда до неск. недель) Не применяется в критических ситуациях!

Изображение слайда
15

Слайд 15: Пример графика:

Изображение слайда
16

Слайд 16

16

Изображение слайда
17

Слайд 17

17

Изображение слайда
18

Слайд 18

18

Изображение слайда
19

Слайд 19: Предупредительные методики

предупреждают начало нежелательного поведения направлены на работу с антецедентом (событием или стимулом, предшествующим нежелательному поведению, мотивационными условиями) Предупредительные методики

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21: Для выбора предупредительной методики нужно:

выявить условия, при которых поведение с большой вероятностью начнется, рассмотреть, что может влиять или контролировать поведение,(местонахождение, количество людей, время, день недели, конкретные события и др.) определить, какие ситуации, события и обстоятельства запускают проблемное поведение, а также какие ситуации, события и обстоятельства никогда не сочетаются или редко сочетаются с проблемным поведением. определить, насколько эти события отдалены или приближены к поведению по времени и как это влияет на увеличение вероятности возникновения поведения

Изображение слайда
22

Слайд 22: Устранение или изменение Sd (примеры):

написание правил, разбивка задания на части, разговор по теме перед тем как приближается время/событие, когда поведение происходит, информирование про то, что будет, если поведение произойдет, изменить интонацию, не использовать в разговоре с ребенком те слова, которые запускают поведение.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Устранение или изменение мотивирующих состояний (МО) (примеры)

следить, чтобы ребенок обязательно завтракал в школе, кормить часто, убрать шум или переместить ребенка в более тихое место, разделить детей на меньшие группы, убрать отвлекающие предметы, чередовать разные виды активности (деятельности), предоставлять достаточно времени для отдыха, сна и др.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Одновременное изменение или устранение Sd и MO (примеры)

ребенок плохо слышит и ему сложно следовать многоступенчатой инструкции. Инструкцию разбивают на мелкие и простые части (изменяются различительные стимулы). Инструкции даются в тишине и/или учитель подходит ближе к ребенку (изменяется мотивирующее состояние). мальчики сидят рядом и то дерутся, то ругаются, и не следуют инструкциям учителя. Пересаживаем одного из них так, чтобы он не видел другого во время занятий (устранение мотивирующего состояния) и даем персональные инструкции (изменение различительных стимулов).

Изображение слайда
25

Слайд 25: Если невозможно изменить или устранить Sd и MO

изменить стиль общения с ребенком (больше напоминать, давать больше позитивных комментариев, вовлекать ребенка в новые активности и так далее), пересмотреть наши ожидания от ребенка (изменение нашего стиля подачи и выбора инструкций), изменять какие-то другие факторы, которые снизят интенсивность поведения.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Предупредительные методики

Визуальные подсказки, визуальные расписания Таймеры Видеомоделирование С оотношени е п росты х и сложны х задач Социальные истории Систематическая де сен сибили зация Сенсорная диета и др. 26

Изображение слайда
27

Слайд 27: Визуальные подсказки, расписания

Изображение слайда
28

Слайд 28

Изображение слайда
29

Слайд 29: Социальные истории -

Обычно являются кратким описанием определенной ситуации, события или деятельности и включают информацию о том, чего можно ожидать в такой ситуации и почему. Также они помогают понять, что ребенок может видеть или переживать в каком-то конкретном случае.

Изображение слайда
30

Слайд 30

30

Изображение слайда
31

Слайд 31

31

Изображение слайда
32

Слайд 32

32

Изображение слайда
33

Слайд 33

33

Изображение слайда
34

Слайд 34

34

Изображение слайда
35

Слайд 35

35

Изображение слайда
36

Слайд 36: Написание социальных историй

Выберите конкретное событие или ситуацию (одна история – одна тема). Выберете конкретного персонажа. Это может быть ваш собственный ребенок. В некоторых ситуациях стоит изменить: имя ребенка, пол ребенка, главного персонажа на животного, предмет? Описание должно быть простым, буквальным, достаточно коротким и предельно конкретным.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Написание социальных историй (2)

Используйте простые слова, знакомые ребенку. Длина истории зависит от возраста, уровня понимания ребенка, усидчивости, наличия навыка слушать истории. Важно не читать нотаций и не укорять ребенка в истории -- беспристрастно излагать события. Включите в историю конкретные детали, которые будут напоминать о том событии, о котором вы пишете. Это могут быть: Цвет/вид одежды, Еда, Игрушки, Место, Фотографии конкретного места, конкретных предметов.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Систематическая десенсибилизация. Существуют два пути

Последовательное увеличение интенсивности стимула. Связывание чувства страха с другим чувством (чаще всего – чувством спокойствия).

Изображение слайда
39

Слайд 39: Пример 1. Страх пауков

А. Видеть, как маленький паучок ползает в другом конце комнаты. Б. Видеть, как большой лохматый паук ползает в другом конце комнаты. А. и Б. Видеть, как маленький (А) или большой лохматый паук (Б) ползет в моем направлении. (Далее опускается градация по размеру и виду пауков.) Накрыть паука стаканом. Накрыть паука стаканом и подсунуть под стакан плотный лист бумаги. Поднять пойманного в стакан паука и поносить по комнате. Просунуть в стакан палец и потрогать паука. Дать пауку возможность поползать по кисти руки. Дать пауку поползать по кисти руки, потрогать его пальцем. Накрыть паука ладонью на своей руке. Поймать паука в кулак и выпустить на улицу.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Изображение слайда
41

Слайд 41: Поведенческий контракт (индивидуальный)

это документ, устанавливающий связь между выполнением определенного поведения и предоставлением определенного подкрепления. Чаще всего состоит из трех частей: описание задания описание подкрепления (награды) отчет о выполнении задания

Изображение слайда
42

Слайд 42: Задание

Кто : (кто будет выполнять) Что : (что будет выполнено) Когда : (в какой период времени, как часто) Как : (конкретные особенности, подробности, исключения)

Изображение слайда
43

Слайд 43: Награда

Кто : (кто будет контролировать и оценивать выполнение, предоставлять награды) Что : (какая конкретно награда будет предоставлена) Когда : (в какой период времени, по возможности после оговоренного поведения) Как : (количественные характеристики) Если необходимо выполнение нескольких заданий, то можно предусмотреть награду для выполнения каждого (можно составить таблицу ценности наград, как в жетонной системе)

Изображение слайда
44

Слайд 44: Отчет о выполнении задания

Своего рода чек-лист. Например: Дата: Отметка о выполнении: Подпись заказчика: 30.11.2015 01.12.2015 02.12.2015 03.12.2015 04.12.2015 05.12.2015 06.12.2015 07.12.2015 08.12.2015 09.12.2015 10.12.2015 11.12.2015 12.12.2015 13.12.2015

Изображение слайда
45

Слайд 45

Изображение слайда
46

Слайд 46: Групповые договоры

договор, при котором последствие зависит от поведения одного члена группы поведения части группы каждого члена группы договоры могут быть зависимыми независимыми взаимозависимыми

Изображение слайда
47

Слайд 47: Зависимый договор

устанавливается условие для одного ученика или маленькой группы подкрепление (при выполнение этого условия учеником или малой группой) получает весь класс Например: «Если Коля Иванов в течение урока ни разу не выкрикнет с места, то последние 10 минут урока я почитаю вам интересную сказку»

Изображение слайда
48

Слайд 48: Взаимозависимый договор

условие устанавливается для всех членов группы (для всего класса) подкрепление получает вся группа (весь класс), если каждый ученик выполнил условие Например: «Каждый ученик должен написать в течение двух недель (до такого-то числа) доклад из трех страниц формата А4 про одну из птиц, обитающих в наших краях. Тогда в последний учебный день четверти весь класс поедет на экскурсию в биологический музей»

Изображение слайда
49

Слайд 49: Независимый групповой договор

устанавливается условие, общее для всех участников группы (для всего класса). Подкрепление получает каждый ученик, выполнивший условие. Например: «Каждый ученик, написавший 9 из 10 слов без ошибок на диктанте в четверг, не получит домашнего задания на пятницу»

Изображение слайда
50

Слайд 50: Методики реагирования (или реактивные методики)

применяются, если поведение уже началось. Если поведение опасно для ребенка или для окружающих мы останавливаем это поведение самым безопасным способом, который можем придумать в данный момент!

Изображение слайда
51

Слайд 51: Примеры реактивных методик:

Отвлечение/Перенаправление Смена стимула Юмор Напоминание о поощрении Расслабление Предоставление выбора Комментирование происходящих событий

Изображение слайда
52

Слайд 52: Отвлечение и перенаправление

Отвлечение - это метод, позволяющий отвлечь внимание ребенка от нежелательных действий на что-то новое. Перенаправление означает оценку потребности ребенка и перенаправление его действия на что-то подобное.

Изображение слайда
53

Слайд 53

53 Поведение Отвлечение Перенаправление Ребенок начинает бить родителя по лицу Цель: выражение радости «Ой смотри, сюда.... здесь интересный мишка» «Я вижу ты так рад. Я не хочу, чтобы ты бил меня. Ты можешь побить этот большой мяч» Чтобы такое перенаправление сработало, возможно потребуется навык/опыт битья мячика в спокойной обстановке

Изображение слайда
54

Слайд 54

54 Поведение Отвлечение Перенаправление Ребенок начинает рисовать на книгах Цель: рисование «Иди поиграй в мяч» «Я вижу, ты хочешь рисовать.... Я не хочу, чтобы ты рисовал на книгах. Вот тебе альбом для рисования» Дети начали красить стену Цель: Рисовать на вертикальной поверхности «Давайте есть бананы» «Я вижу, вы придумали интересное занятие. Мне важно, чтобы стены остались чистыми. Мы можем повесить листы бумаги, и вы сможете красить»

Изображение слайда
55

Слайд 55: Именно отвлечение необходимо, если

Мы не можем найти замену и перенаправить действие. Ребенок занят самостимуляцией большую часть дня. Мы летим в самолете, едем в поезде, находимся в других экстремальных условиях.

Изображение слайда
56

Слайд 56: Смена стимула

Мы знаем, что у ребенка случается истерика, когда мы говорим «нет» или «нельзя». Мы изменим формулировку. Если вид какого-то места вызывает нежелательное поведение, нужно подумать, можно ли поменять место для занятий. Стараемся сменить другие стимулы, вызывающие нежелательное поведение ребенка: звук, цвет, запах, температуру окружающего воздуха или воды и так далее.

Изображение слайда
57

Слайд 57: Предоставление выбора

Оденешь белую футболку или розовую? Одеваться будешь сейчас или через 5 минут? Сейчас закончишь играть на компьютере или через 10 минут? Поедем к бабушке на автобусе или пойдем пешком?

Изображение слайда
58

Слайд 58: Комментирование происходящих событий

Описываем то, что происходит, ровным тоном, без оценок. Помогает обработке информации. Важно не принимать сторон, если речь идет о конфликте, быть объективно нейтральным, как хороший комментатор.

Изображение слайда
59

Слайд 59

Альберто П., Траутман Э. Прикладной анализ поведения. Учебное пособие - М.: Оперант, 2015. Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард Прикладной анализ поведения Пер. с англ. - М : Практика, 2016. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / Рук. Авторского коллектива: Козорез А.И. – М.: АНО Ресурсный класс, 2015. Шаповалова О. Введение в прикладной анализ поведения. - М.: Триумф, 2015 ЛИТЕРАТУРА:

Изображение слайда
60

Последний слайд презентации: Работа с данными. Коррекция нежелательного поведения: СЕГОДНЯ ВЫ

УЗНАЛИ: ………………………. ………………………. ………………………. НАУЧИЛИСЬ: …………………………….. …………………………….. …………………………….. 60

Изображение слайда