Презентация на тему: А. С. Пушкин: Лицей, Петербург, Юг

А. С. Пушкин: Лицей, Петербург, Юг
Творчество лицейского периода
А.С. Пушкин: Лицей
А.С. Пушкин: Лицей
А. С. Пушкин: Лицей
А.С. Пушкин: Лицей
А.С. Пушкин: Лицей
А.С. Пушкин: Лицей
А.С. Пушкин: Лицей
А.С. Пушкин: Лицей
А.С. Пушкин: Лицей
А.С. Пушкин: Лицей
А.С. Пушкин: Лицей
А.С. Пушкин: Лицей
А.С. Пушкин Петербург
А.С. Пушкин: Петербург
А.С. Пушкин: Петербург
А.С. Пушкин. Южная ссылка. Романтические поэмы
А.С. Пушкин. Южная ссылка.
А.С. Пушкин. Южная ссылка
А.С. Пушкин. Южная ссылка
А.С. Пушкин. Южная ссылка
А.С. Пушкин. Южная ссылка
А.С. Пушкин. Южная ссылка
А.С. Пушкин. Южная ссылка
1/25
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 93)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (118 Кб)
1

Первый слайд презентации: А. С. Пушкин: Лицей, Петербург, Юг

Изображение слайда
2

Слайд 2: Творчество лицейского периода

Лицей: дух чести, товарищества, именно здесь почувствовал себя поэтом. Два посвящения в рыцари Русской Литературы: 1) встреча с Державиным, «Воспоминания в Царском Селе» (8 января 1815 года) 2) участие в дружеском обществе «Арзамас» (принят осенью 1817 года).

Изображение слайда
3

Слайд 3: А.С. Пушкин: Лицей

Проза по-русски: роман «Цыган», комедия «Так водится в свете» (в Лицее была традиция устраивать домашние спектакли), роман «Фатам, или Разум человеческий ».

Изображение слайда
4

Слайд 4: А.С. Пушкин: Лицей

Крупные произведения: «Монах», « Бова », «Сон». «Монах» – сатирическое антимонашеское произведение (традиции Вольтера). « Бова » - тоже связь с Вольтером. Связь с итальянской и французской живописью. Из фламандцев – Пуссен. Приемы словесной живописи. Сатирическое изображение царей: тирания, беззаконие, слабоволие, глупость. «Сон» – шутливая дидактическая поэма.

Изображение слайда
5

Слайд 5: А. С. Пушкин: Лицей

Послания. «Другу стихотворцу» (1814). Отсутствие строгих границ между жанрами, поэтому послание соединено с сатирой. Предмет сатиры – участники «Беседы»: Шихматов – Рифматов, Хвостов – Графов. В состав послания включена и э пиграмма на Кюхельбекера: «Быть может, и теперь навек уединясь …»

Изображение слайда
6

Слайд 6: А.С. Пушкин: Лицей

«К Лицинию » (1815): римская тема как образ гражданственности. Главная тема – изобличение временщика – Аракчеева, всеобщая угодливость, отсутствие гражданской доблести. Здесь впервые появляются вольнолюбивые формулы.

Изображение слайда
7

Слайд 7: А.С. Пушкин: Лицей

«Воспоминания в Царском Селе» (1815) - ода Образец строфы (два четверостишия, состоящие из четырех- и шестистопынх ямбов) взят у Батюшкова («На развалинах замка в Швеции»). Есть реминисценции из Державина, но они пропущены через стиль Батюшкова и Жуковского. Есть совпадения текстологические, но похож прежде всего ход этих стихотворений: описание ночи – исторические воспоминания. Но Батюшков говорит о современности иносказательно, а Пушкин говорит об Отечественной войне 1812 года.

Изображение слайда
8

Слайд 8: А.С. Пушкин: Лицей

«Наполеон на Эльбе» (1815) – историческая элегия: пейзаж д икая скала, мрачное настроение) – Наполеон, произносящий монолог о своих злодейских замыслах. «Тень Фонвизина» (1815) – сатира, сатирический поход на «Беседу». Галерея писателей, выведенных сатирически, показывает литературные вкусы Пушкина (Шаликов, Шихматов, Шишков и др.), но главный объект – «Гимн лиро-эпический на програние французов из Отечества» Державина. Батюшков изображен как любимый поэт, поэт – «ленивец».

Изображение слайда
9

Слайд 9: А.С. Пушкин: Лицей

«Городок» (послание): описание укромного уединенного жилища поэта, сельский домик, удаленный от сутолоки столицы и двора. В этой «хижине» царствуют дружба и любовь. Центральная часть – описание библиотеки: сначала представители всеобщей литературы, затем русской. Но везде следует не хронологии, а личным симпатиям. На первом месте – Вольтер (насмешливость, остроумие, мудрость, поэмы «Орлеанская девственница» и « Генриада », философский роман « Кандид »).

Изображение слайда
10

Слайд 10: А.С. Пушкин: Лицей

Каждое русское имя выступает в сопровождении западноевропейского двойника: Державин – Горация; Дмитриев и Крылов – Лафонтен, Фонвизин и Княжнин – Мольер). Основные вопросы: 1) каким должен быть сам поэт 2) в чем сущность поэтического творчества 3) что является предметом поэзии, каковы ее темы. Иногда находил готовые ответы у своих предшественников:

Изображение слайда
11

Слайд 11: А.С. Пушкин: Лицей

Идеальный поэт – «ленивец», «харит изнеженный любимец». Всякий труд высмеивается как занятие педантическое, отрицательно относится к одам и героическим темам. Отказ от славы, уход в уединение, утверждение темы радостей жизни, тема веселой смерти.

Изображение слайда
12

Слайд 12: А.С. Пушкин: Лицей

Другая линия связана с увлечением Оссианом и оссиановской мифологией, поэзией Макферсона. Картины северной природы, меланхолия, ночной пейзаж, луна, проглядывающая сквозь туманные облака, мшистый лес, тень, поток или ручей. 1816-1817 гг.: тема радости жизни уходит, им на смену идут печаль, «слезы».

Изображение слайда
13

Слайд 13: А.С. Пушкин: Лицей

Элегии: 15 элегий в течение 1816 года. Прежние элегии были дидактическими, рационалистическими. В новой элегии преобладали чувства, они драматизировались. Здесь было усилено личное начало. Обычно герой выводится на лоно природы, господствовало чувство меланхолии, темы: разлука с возлюбленной, неразделенная любвоь, ревность, чувство угасающей юности, приближение смерти. Главное: Пушкин овладел языком чувства.

Изображение слайда
14

Слайд 14: А.С. Пушкин: Лицей

Лицейское прозвище А.С. Пушкина – «француз». В Лицее – первостепенное влияние элегий Парни ( самопризнания, рассказ о своих радостях и горестях), поэта Грессе. У Пушкина не было пассивного подчинения влиянию другого поэта. Кроме того, учился у французов ясности, простоте языка и художественного построения.

Изображение слайда
15

Слайд 15: А.С. Пушкин Петербург

«Вольность» (1817) – политическая ода. Начало – отречение от прошлого пути. Два имени – Радищев и Державин («Вельможа» ( восьми- строчная строфа), «Властителям и судиям», «Памятник»): взимоотношения верховной власти и народа, закон, права, обязанности. Из зарубежных – Экушар Лебрен. Задача поэта – «на тронах поразить порок. Обличает также союз двух форм угнетения – политического и духовного. Что этому противопоставлено: вера в закон и торжество законности.

Изображение слайда
16

Слайд 16: А.С. Пушкин: Петербург

Все равны перед законом – это и есть вольность. Два примера о нарушении закона: казнь Людовика и убийство Павла I. «Сказки»: по поводу Варшавской речи Александра I Ура! В Россию скачет Кочующий деспот… Ноэли – традиционная форма святочного сатирического обозрения. Соль сатиры – в речах волхвов.

Изображение слайда
17

Слайд 17: А.С. Пушкин: Петербург

«Деревня» (1819) – по поводу крестянской реформы. 1 часть – идиллическая, напоминает сентиментальную элегию (сельское уединение, вдали от городских забав и порочных «заблуждений»). Идиллический пейзаж. Тема беспечности и лени исчезает, появляются «труд и вдохновенье». 2 часть – гневно-риторическая: обличение барщины как наиболее тяжелой формы крепостного труда. «К Чаадаеву» (1818): гражданская поэзия противопоставлена «нежной».

Изображение слайда
18

Слайд 18: А.С. Пушкин. Южная ссылка. Романтические поэмы

Элегия «Погасло дневное светило» (1820) – первое написанное на юге стихотворение. Здесь появляется новый взгляд на жизнь. Ранее – беспечный мудрец и ленивец, теперь – охлажденный и разочарованный человек, переживший много душевных бурь. Он называет свою младость «потерянной», а уделом «сердца хладного» признает страданье. Развенчан культ дружбы и легкого наслаждения.

Изображение слайда
19

Слайд 19: А.С. Пушкин. Южная ссылка

Стремление порвать с прошлым, одиночество. Новый тип пейзажа: вечерний морской туман, угрюмый океан. И вместе с тем нет безнадежности и отчаяния. Потом эта тема становится ведущей в таких стихотворениях, как «Увы! Зачем она блистает…» (1820), «К Овидию» (1821), «Простишь ли мне ревнивые мечты…» (1823), «Коварность» (1824), «Под небом голубым страны своей родной» (1826).

Изображение слайда
20

Слайд 20: А.С. Пушкин. Южная ссылка

Лирический герой – это еще и человек необычных страстей и необычной судьбы. Безумие и всевластие страсти: « « Н очь» (1823), «Ненастный день потух…» (1824), «Сожженное письмо» ( (1825), «Желание славы» (1825), «Все в жертву памяти твоей» (1825)

Изображение слайда
21

Слайд 21: А.С. Пушкин. Южная ссылка

Необычность обстановки, экзотический фон: южная природа, нецивилизованный народ, пестрое смешение культур: «Дочери Карагеоргия » (1820), «Черная шаль. Молдавская песня» (1820), «Нереида» ( 1820), «Гречанке» (1822), «Подражания Корану» (1824), «К морю» (1824). Усиливаются динамизм и экспрессивность стиля, возникает иллюзия сиюминутного переживания («Сожженное письмо»)

Изображение слайда
22

Слайд 22: А.С. Пушкин. Южная ссылка

Л. Я Гинзбург: «Пушкин 20-х годов воплолтил романтизм как великий факт современной культуры, но он в этом движении не растворился, его авторское сознание никогда до конца не отождествлялось с изображенной им романтической личностью. В поэзии Пушкина начала 20-х годов романтическая, байроническая тема существовала наряду с другими темами, другими авторскими образами» (Л. Я. Гинзбург)

Изображение слайда
23

Слайд 23: А.С. Пушкин. Южная ссылка

«К морю» (анализ) Что такое романтизм для Пушкина? 1) последовательное утверждение идеала личностной свободы; свобода от предубеждений, предвзятых догматов, узкого одностороннего взгляда на жизнь; 2) освобождение от власти страстей. Трагична не кратковременность страсти, а ее безраздельное господство над душой человека. Личность, неподвластная страстям, выше судьбы.

Изображение слайда
24

Слайд 24: А.С. Пушкин. Южная ссылка

У пушкинской свободы есть две стороны: 1) внутренняя свобода художника во время акта творчества («Поэт», «Пророк»). 2) Затем на первый план выходит конфликт поэта с толпой, чернью. Одиночество поэта неизбежно, муза послушна только «веленью Божью», поэт не стремится спорить с глупцом, готов равнодушно выслушивать хвалу и клевету.

Изображение слайда
25

Последний слайд презентации: А. С. Пушкин: Лицей, Петербург, Юг: А.С. Пушкин. Южная ссылка

Что такое романтизм Пушкина: творческая програама Пушкина, во многом отличная от романтической теории искусства, в ряде положений опирается на узловые моменты эстетики романтизма. Этот «синкретизм» – характерная особенность творчества А.С. Пушкина.

Изображение слайда