Презентация на тему: Публицистика XVI в. И. Пересветов «Вятский государственный

Публицистика XVI в. И. Пересветов «Вятский государственный
Публицистика – произведения посвященные актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества
Публицистика XVI в. И. Пересветов «Вятский государственный
Версии о происхождении «Сказание о князьях Владимирских»
«Москва — третий Рим»
Другими темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие, стали вопросы о власти царя и вообще об устройстве Русского государства.
Иван Семёнович Пересветов
Биография И. С. Пересветова
Сочинения Ивана Пересветова
Взгляды И. С. Пересветова
« Сказание о Магмете-султане »
«Сказание о Магмете -султане»
«Сказание о Магмете -султане »
«Сказание о Магмете -султане »
«Сказание о Магмете -султане »
«Сказание о Магмете -султане »
«Сказание о Магмете -султане »
И. С. Пересветов
И. С. Пересветов
И. С. Пересветов
Источники и литература
1/21
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 94)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (3764 Кб)
1

Первый слайд презентации

Публицистика XVI в. И. Пересветов «Вятский государственный университет» Институт гуманитарных и социальных наук Факультет истории, политических наук и культурологии Кафедра истории и политических наук Выполнил(а ) Студент(ка) группы Подб 1205-58-00 Путиков Артём Сергеевич Научный руководитель: канд. ист. наук, доцент Машковцева Виктория Вячеславовна Киров 2020

Изображение слайда
2

Слайд 2: Публицистика – произведения посвященные актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества

XVI век называют веком публицистики. Объединительные процессы и усиление позиций Русского государства в Европе поставили перед обществом злободневные вопросы о происхождении княжеской власти на Руси и о месте и роли Руси среди других государств прежде и теперь. Все это они нашли отражение в публицистических произведениях.

Изображение слайда
3

Слайд 3

В первой четверти XVI в. возникло "Сказание о князьях владимирских", которое в отличие от "Повести временных лет" выводило происхождение русской княжеской династии от римского императора Августа.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Версии о происхождении «Сказание о князьях Владимирских»

Источники этих легенд и время их появления неизвестны; по мнению А. А. Зимина, они возникли в связи с венчанием на престол Дмитрия (внука Ивана III) в 1498. По предположению А. Л. Гольдберга, автором сказания был Дмитрий Герасимов, согласно И. Жданову — легенда была создана ранее Пахомием Сербом. Легенды в начале XVI века были записаны в «Послании» митрополита Спиридона. Неизвестный автор или авторы составили «Сказание о князьях Владимирских» на основе «Послания» в начале XVI века (до 1527 года). Версии о происхождении «Сказание о князьях Владимирских»

Изображение слайда
5

Слайд 5: Москва — третий Рим»

В посланиях игумена псковского Елеазарова монастыря Филофея (около 1510 г.) выдвигалась идея «Москва — третий Рим». В его изложении история выступает как процесс смены трех мировых царств. Первые два Рима — собственно Рим и Константинополь — погибли за измену их православию. Теперь их место заняла Москва

Изображение слайда
6

Слайд 6: Другими темами публицистических посланий, отражающими общественное развитие, стали вопросы о власти царя и вообще об устройстве Русского государства

Изображение слайда
7

Слайд 7: Иван Семёнович Пересветов

Писатель и публицист XVI века. Один из представителей русской общественно-политической мысли середины XVI века. Защитник дворянства, а также известен сочинениями против бояр. Некоторые историки считают, что Пересветова не существовало и это псевдоним Ивана IV Васильевича Грозного или Алексея Фёдоровича Адашева Иван Семёнович Пересветов

Изображение слайда
8

Слайд 8: Биография И. С. Пересветова

Считается, что Пересветов - выходец из русских земель, входивших в Великое к няжество Литовское. Род свой вел от монаха Троице-Сергиевой лавры Пересвета (участника Куликовской битвы 1380), но документальных подтверждений этому нет. В 20-30-х годах XVI века служил в польско-литовских войсках, а в конце 1538 г. или начале 1539 г., через Молдавию въехал на Русь. В конце 1549 года Пересветов передал свои сочинения, написанные от имени «Петра, молдавского воеводы» Ивану IV Грозному. Биография И. С. Пересветова

Изображение слайда
9

Слайд 9: Сочинения Ивана Пересветова

«Малая челобитная» (царю Ивану IV ). «Большая челобитная» с программой политических реформ. «Сказание о Магмете -султане» «Сказание о царе Константине» «Сказание о взятии Константинополя турками», переделка «Сказания о Царьграде» Нестора Искандера. Сочинения И.С. Пересветова написаны простым, энергичным языком, почти совершенно чуждым элементов церковно-славянской речи, без обычных для его современников цитат из «Священного П исания ». Сочинения Ивана Пересветова

Изображение слайда
10

Слайд 10: Взгляды И. С. Пересветова

России нужна «правда», но ввести её можно только суровостью и даже жестокостью – «грозой». Вместе с тем Пересветов далек от восхваления деспотизма. Царь – это не просто самовластный государь, у него есть обязанности перед своими « воинниками ». Именно ими он «силен и славен». На Руси крушение Византии объясняли как результат отступления от чистого православия вследствие заключения Флорентийской унии. И. С. Пересветов : виновники поражения Византии – вельможи, которым последние византийские императоры дали слишком много власти. Взгляды И. С. Пересветова

Изображение слайда
11

Слайд 11: Сказание о Магмете-султане »

Свой политический идеал Пересветов воплощает в грозном самодержавном мудром владыке Магмете-султане. В «Сказании о Магмете-султане » в замаскированной форме представлена целая политическая программа, предвосхищающая собой позднейшие государственные реформы Ивана Грозного, в частности учреждение опричнины. . « Сказание о Магмете-султане »

Изображение слайда
12

Слайд 12: Сказание о Магмете -султане»

Памфлет построен на прозрачной исторической аллегории: императору Константину противопоставляется Магмет-султан. Магмет-султан - турецкий царь. Пересветов выставляет его образцом справедливого царствования. В «Сказании» создаётся образ идеального монарха-правдолюбца, превосходящего христианских государей в справедливости. «Сказание о Магмете -султане»

Изображение слайда
13

Слайд 13: Сказание о Магмете -султане »

Магмет-султан проводит ряд реформ: Магмет-султан отменил наместничество как систему кормлений. Взамен этого ввел денежную плату за службу. Назначил он судей во все царство, а судебные пошлины повелел взимать к себе в казну, чтобы судьи не искушались и судили справедливо. Идеал Пересветова – справедливый суд, отправляемый по своду законов специально назначаемыми царем судьями, находившимися на жаловании. Несправедливые судьи подлежали суровому наказанию. Так, спустя некоторое время проверил царь Магмет судей своих, как они судят, и доложили царю, что они за взятки судят. Тогда царь обвинять их не стал, но повелел их жестоко наказать - с них с живых кожу содрать. «Сказание о Магмете -султане »

Изображение слайда
14

Слайд 14: Сказание о Магмете -султане »

4. Служилые люди – опора царя. Именно ими он «силен и славен». Приближать к себе советников и воевод царь должен не по знатности, а по военным заслугам. 5. Для того, что бы его « воинники » не предавали его и сражались до конца, он приказал: “А кто не захочет честно умереть на игре смертной с недругом моим за мое государево великое жалованье,… тот все же умрет здесь от моей государевой опалы, да еще чести лишится сам и дети его, и будет ославлен как воинник, который бьется пятясь ”. 6. Пересветов выступает за отмену служилого холопства. Магмет-султан постановил и завещал другим царям после него, чтоб все люди служили по своей воле, кто у кого хочет. И запретил их обращать в холопов, с тем чтобы все служили добровольно. «Сказание о Магмете -султане »

Изображение слайда
15

Слайд 15: Сказание о Магмете -султане »

7. В области финансов – строгая централизация: все доходы дорлжны поступать в казну, прежде всего, на нужды войска, а не самого царя. 8. Магмет-султан ориентируется на отрицательный опыт византийского императора Константина, при котором вельможи творили бесчинства, и делает всё так, чтобы не повторить его судьбу. В царстве Магмета -султана торжествует порядок, и вельможи боятся царского гнева, под страхом смерти, чиновники не смеют нарушить закон. «Сказание о Магмете -султане »

Изображение слайда
16

Слайд 16: Сказание о Магмете -султане »

Магмет -султан широко использует библейские цитаты, мотивируя свои методы и цели. Царь глубоко верит в бога, все свои действия он обосновывает, пользуясь цитатами из Б иблии, часто повторяя, что Божий суд самый справедливый. «Сказание о Магмете -султане »

Изображение слайда
17

Слайд 17: Сказание о Магмете -султане »

Образ Магмета -султана открывается нам с двух сторон: Он жестокий правитель и каратель, но с другой стороны - добрый христианин, знающий Библию и руководствующийся христианскими принципами. Смысл данного сказания заключается в том, что только власть самодержца, способного любого не пощадить, « нашед виноватого», может оградить подданных от неправосудия вельмож и сделать государство сильным. «Сказание о Магмете -султане »

Изображение слайда
18

Слайд 18: И. С. Пересветов

На основе данного сказания, а так же других сочинений И.С.Пересветова можно сделать выводы о его общеполитической позиции: Пересветов считает, что управление войском лучше всего строить при помощи десятских, сотских и тысяцких, что позволит укрепить моральное состояние воинов и сделать их надежной опорой государя. Он предвосхищает в памфлете учреждение опричнины Так же Пересветов предлагает провести ряд преобразований и во внутреннем управлении: в местном аппарате, суде, государственной казне. Он считает необходимым уничтожить систему  « кормлений»,   и предлагает все налоги с городов, волостей, вотчин, поместий собирать в пользу государства, а сборщикам платить жалованье. Тем самым наместник превращается в государственного чиновника. Пересветов выступает как беспощадный обличитель вельмож и бояр, которые разорили царство Русское своей алчностью, насилием, несправедливым судом и постоянными раздорами. И. С. Пересветов

Изображение слайда
19

Слайд 19: И. С. Пересветов

В своих произведениях Пересветов нигде не выступал против крепостного права на Руси. Но он смело высказывался против наиболее тяжелых форм крепостной зависимости — кабалы и холопства, называя их порабощением. Пересветов призывал царя опираться на незнатных служилых людей — воинников — и щедро раздавать им земли, населенные крепостными крестьянами. И. С. Пересветов

Изображение слайда
20

Слайд 20: И. С. Пересветов

Публицистические памфлеты Ивана Пересветова явились той политической программой, которая частично была осуществлена Иваном Грозным.

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: Публицистика XVI в. И. Пересветов «Вятский государственный: Источники и литература

http://bookre.org/reader?file=763010&pg=393 https :// azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/istorija-drevnerusskoj-literatury/4_7 История России от древнейших времен до начала XX века. — СПб., 1992 (редактор; 2-е изд. — М., 1998 ); https ://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/PERESVETOV_IVAN_SEMENOVICH.html https://pandia.ru/364766/ Источники и литература

Изображение слайда