Презентация на тему: Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний КРАТОХВИЛ С

Реклама. Продолжение ниже
Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний КРАТОХВИЛ С.
Глава I. Современные концепции супружеской терапии
1. Динамический подход в супружеской терапии
Модели родительской семьи
Комбинация типов личности
2.  Бихевиористический подход в супружеской терапии
3. Гуманитарно-психологический подход
Открытый брак
4.  Системный подход в супружеской терапии
5. Рационально-воспитательный подход
6. Ценностный подход в супружеской терапии
Глава II. Коммуникационный тренинг 1. Последовательность проведения тренинга
Взаимодействие врача и супружеской пары при коммуникативном тренинге
2. Вербальное поведение как воздействующий и подвергающийся влиянию фактор
3. Сообщения
5. Исключение взаимных обвинений
7. Приемлемость различий
9. Тренировка в решении проблем
Глава 3. Основные типы проблем и их решение
Патологические свойства личности
2. Супружеский союз
Профили брака
3. Развитие супружеских отношений
Кризисные ситуации в браке
4. Внутренние проблемы супружеской пары
5. Влияние внешних факторов
Глава 4. Организация и тактика лечения
1. Работа с одним из супругов
2. Прием супружеских пар
3. Групповая супружеская терапия
Специальные групповые методики
4. Поведение и позиция врача
Спасибо за внимание!
1/33
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 13)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (26498 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний КРАТОХВИЛ С

Выполнили: студенты группы Б-Пс-31 Иванова Е. Казюкина Е. Осипова М.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
2

Слайд 2: Глава I. Современные концепции супружеской терапии

Супружеская терапия представляет собой особую форму психотерапии, которая призвана помочь паре преодолеть семейные конфликты и кризисные ситуации, достигнуть гармонии во взаимоотношениях, обеспечить взаимное удовлетворение потребностей. Определенные трудности возникают при различении понятий «супружеская терапия» и «семейная консультация». Супружеская терапия предполагает прежде всего установление гармоничных и уравновешенных отношений между супругами, семейная же терапия направлена в первую очередь на правильное воспитание детей. В настоящее время в супружеской терапии наибольшей популярностью пользуются  динамический,  бихевиористический  и гуманитарно-психологический подходы. Кроме того, можно отметить коммуникативный, трансакционный,  рационалистический и системный подходы.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3: 1. Динамический подход в супружеской терапии

Сознательное и неосознанное супружеское соглашение Основное внимание уделяют супружескому  соглашению, включающему надежды и обещания, которые приносит каждый из партнеров, вступающих в брак. Соглашение может быть: а) сознательным и  вербализованным ; б) сознательным и  невербализованным ; в) неосознанным. При уравновешенном супружестве такой договор соблюдается, однако в тех случаях, когда кто-либо из супругов готов нарушить его и сменить партнера, возникает дисгармония. При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих супругов. Суть терапии: врач должен помочь супругам сначала отдельно сформулировать их настоящее супружеское соглашение, затем ведется работа над выявленными противоречиями, чтобы прийти к компромиссу, выработать общее соглашение уже на сознательном уровне.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4: Модели родительской семьи

Родительская модель. Согласно Budy (1977), индивидуум обучается своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола. Формы родительских отношений становятся для индивидуума эталоном. Модель брата или сестры. Tornan утверждает, что для стабильного супружества решающее значение имеет то, в какой мере в нем повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер. Различают способность к идентификации и комплементарности. Партнеры, которые занимали одинаковое положение среди братьев и сестер в родительской семье, легче узнают друг друга и быстрее достигают взаимопонимания. Они легко понимают друг друга, могут подменить один другого при необходимости, но плохо сотрудничают. Взаимодействие (комплементарность) означает, что каждый из партнеров хочет делать то, чего другой выполнять не хочет. Партнеры взаимно дополняют друг друга.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
5

Слайд 5: Комбинация типов личности

Значительное место в рамках современного динамического подхода в супружеской терапии занимает классификация типов личности с точки зрения реакций супругов в браке и определения таких комбинаций, которые приводят к семейным проблемам. Некоторые партнерские комбинации вполне конгруэнтны (например, независимый с независимым или с рациональным), другие комплементарны («родительский» с «детским»), третьи конфликтны (например, романтический с независимым).

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: 2.  Бихевиористический подход в супружеской терапии

Бихевиористический подход направлен прежде всего на изменение поведения партнеров, используя при этом методы обусловливания и научения. Такой подход обеспечивает следующее: На супружеское поведение, как и на поведение вообще, согласно теории бихевиоризма, оказывают влияние, с одной стороны, стимулы или ситуации, которые предшествовали браку, и с другой — стимулы (результаты и последствия), появившиеся после него. При дифференцированном подкреплении определенные поступки и реакции поощряются, другие игнорируются. При  сукцессивной  аппроксимации последовательно подкрепляется лишь то поведение, которое в большей степени приближается к желаемому; дифференцированное поощрение продолжается до тех пор, пока желаемое поведение окончательно не сформируется. При выработке новых форм поведения более эффективно позитивное подкрепление (награды) по сравнению с негативным подкреплением или наказанием.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7: 3. Гуманитарно-психологический подход

В основе гуманитарно-психологического подхода лежит задача достижения изменений в представлениях о супружеских связях как в отношении достаточной открытости супругов, их самовыражения, так и  уважения индивидуальности каждого и независимого развития личности. При гуманитарно-психологическом подходе в супружеской терапии на первом месте стоит необходимость прямого, искреннего и открытого общения, которое является неотъемлемой частью самовыражения каждого из супругов. Satirova  описывает 4 типа  поведения в общении, которое она рассматривает как вредное и требующее коррекции в процессе психотерапии:

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Открытый брак

O'Neil, O'Neil (1973) сформировали принципы гуманитарно-психологического подхода к браку : 1.  Строить жизнь на основе настоящего и исходя из реалистических желаний. 2.  Относиться с уважением к личной жизни партнера. 3.  Открытое общение : не ждать, что партнер угадает ваши мысли, а открыто сказать ему о них ; научиться делиться как отрицательными, так и положительными чувствами. 4.  Подвижность роли : не придерживаться слепо ролей, традиционно считающихся мужскими или женскими. 5.  Открытое партнерство : принимать право каждого на собственные интересы и увлечения, а также на свой круг друзей. 6.  Равноправие : принять, что в супружестве должно быть справедливое разделение ответственности и благ. 7.  Аутентичность : предоставить другому возможность жить согласно его представлениям, а не стремиться их переделать против его воли. 8.  Доверие : не надо ревновать партнера, ограничивая его отношения с другими.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
9

Слайд 9: 4.  Системный подход в супружеской терапии

Общий системный подход Применение системного подхода в практике супружеской терапии означает, что в сферу внимания исследователя попадает взаимообусловленность поведения партнеров по браку или всех членов семьи. Изучается влияние поведения одного партнера на другого или на остальных членов семьи (в семьях, имеющих детей или представителей трех поколений ), а также влияние их реакций на поведение члена семьи, вызвавшего эти реакции. При системном подходе особое внимание уделяется равновесию системы,, т. е. способности системы поддерживать необходимое равновесие при внешних воздействиях. Система может содержать и дефективные ( патологические ) элементы. Определенные проблемы, которые должны быть устранены в процессе терапии, одновременно могут выполнять функции, стабилизирующие семью, поэтому их устранение без учета влияния на равновесие системы может привести к нежелательным результатам — либо к их рецидивам в ближайшем будущем, либо к появлению других симптомов или проблем.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
10

Слайд 10: 5. Рационально-воспитательный подход

Сторонники этой концепции видят в супружеских проблемах и конфликтах проявления неразумного отношения к жизни и браку, основанного на нереалистических представлениях, "мифах". Данный подход предполагает восстановление рационального начала,  практическое решение возникающих проблем, информирование партнеров о закономерностях развития семейных и супружеских отношений. Врач помогает пациенту выявить иррациональные формы в мышлении. Сначала он беседует с пациентами, наблюдает за ними, а затем формирует конкретные указания и рекомендации, касающиеся желаемых изменений поведения, и дает домашние задания. Иррациональные формы мышления, требующие коррекции:

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11: 6. Ценностный подход в супружеской терапии

Krivohlavy (1979) выделяет 4 стадии созревания в соответствии с классификацией McCleland. На первой стадии индивидуум принимает все, что ему требуется, от внешних социальных источников. Целью всего, что с ним происходит, является он сам. На второй стадии  самонаправленность развития сохраняется, но индивидуум становится более самостоятельным. На третьей стадии появляется новая цель: индивидуум обнаруживает, что вокруг него есть люди. Однако восприятие их находится лишь в одной плоскости, он сравнивает себя с другими людьми с точки зрения возможной борьбы и победы. На четвертой стадии индивидуум начинает понимать, что соперничеством нельзя всего решить, что существует и сотрудничество. «Я или ты» уступает место связи «я и ты», т. е. «мы» как единица более высокого ряда.

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Глава II. Коммуникационный тренинг 1. Последовательность проведения тренинга

Коммуникативный тренинг не показан, если речь идет о четко определившихся, постоянных проблемах, при которых супружеской паре требуются совершенно конкретные советы, а также о проблемах, которые невозможно обсудить открыто.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Взаимодействие врача и супружеской пары при коммуникативном тренинге

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
14

Слайд 14: 2. Вербальное поведение как воздействующий и подвергающийся влиянию фактор

Если положительные вербальные стимулы регулярно подкрепляют определенное поведение, влияние отрицательных вербальных стимулов на снижение нежелательных проявлений не столь однозначно. Иногда вместо того чтобы вести к подавлению « наказуемого » поведения, они, напротив, стимулируют его, поскольку содержат определенный положительный элемент, либо в результате того, что вызывают негативный эффект.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: 3. Сообщения

Часто проблемой общения супругов является противоречие между тем, что хочет сообщить говорящий, и тем, что он действительно сообщает. Сообщение может быть неясным и вызывать различные толкования. Для того чтобы не доходило до нежелательных последствий, необходимо объяснить, в чем заключается ошибка, и научиться правильно оформлять свои сообщения Нарушения в общении могут происходить также при приеме сообщения и зависят от того, как принимающий услышал и понял его.  Принимающий может отфильтровывать сообщения в зависимости от своих намерений, ожиданий, отношения и настроения. При коммуникативном тренинге супруги учатся правильно слушать и понимать сообщения партнера. При сообщении и его приеме, помимо содержания, важную роль играют невербальные элементы коммуникации. Они могут усиливать, ослаблять содержание сообщения или изменять его смысл. 4. Прием сообщений

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16: 5. Исключение взаимных обвинений

Одной из самых типичных и наиболее трудно устраняемых форм общения в конфликтных семьях является стереотип взаимных обвинений. При индивидуальной работе в консультации с партнерами, особенно в начале, каждый из них обвиняет отсутствующего. Во время работы с обоими партнерами при их конфронтации можно выявить типичные реакции взаимного обвинения. Каждый из них обращается к консультанту ожидая получить от него поддержку и совет против партнера. 6. Положительное общение и подавление агрессивных чувств В действительности мы можем испытывать злость и желание выбранить своего партнера, однако тактика и знание принципов положительного подкрепления обязывают нас сдерживать свои чувства и попытаться найти в поведении партнера то, на что можно было бы реагировать спокойно.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: 7. Приемлемость различий

Важным фактором в коммуникации является осознание того, чувствует иначе, может по-иному относиться к событиям и ситуациям. Полезной и краткой формой, позволяющей установить, что чувствует партнер в той или иной ситуации или при определенном предложении, является договор о применении так называемой шкалы чувств (от 0 до 10 баллов). Частично процесс обучения правильному общению проходит в присутствии врача, однако основной тренинг супруги проводят самостоятельно дома (домашние задания), для чего они должны выделить определенное время. Такие занятия обычно проводятся 1–2 раза в неделю по 10–20 мин. Врач при совместной консультации оценивает результаты тренинга, при возможности дает партнерам письменные указания относительно его продолжения. В дальнейшем супруги сообщают ему о том, насколько успешно проходят домашние занятия, врач внимательно слушает, поправляет, оценивает. Последовательно подкрепляются такие реакции, которые постепенно приближаются к желаемому поведению (последовательная аппроксимация). 8. Процесс освоения навыков общения

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
18

Слайд 18: 9. Тренировка в решении проблем

Специфической формой общения является решение в целом неоднозначных вопросов или проблем. И в этой области супругам можно дать некоторые рекомендации и провести тренинг. Желаемое поведение при решении проблем Процесс принятия решения Формы работы врача Использование различных вспомогательных средств при обучении общению способствует более быстрому освоению основных навыков и эффективному контролю. К ним относятся, например, письменные инструкции, формуляры соглашений, графики прохождения цикла обучения, дневники и руководства с наглядными примерами. 10. Технические средства при освоении навыков общения

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
19

Слайд 19: Глава 3. Основные типы проблем и их решение

1. Личностные качества супругов Нормальные свойства личности При изучении личности супругов особого внимания заслуживают свойства, обусловленные темпераментом, такие полярные черты, как: Глава 3. Основные типы проблем и их решение

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: Патологические свойства личности

В зависимости от интенсивности и трудностей, которые они вызывают у их носителя, есть акцентированные, аномальные и психопатические свойства. Астеническая личность - характерны некоторые черты нормального меланхолического типа: общая слабость, пассивность., несмелость и плохая приспособленность к жизни. Гиперсензитивная личность - преобладают ранимость, изнеженность и повышенная чувствительность к внешним раздражителям Эксплозивная личность - представляет ярко выраженный тип холерика. Не в состоянии овладеть собой во время взрыва озлобления. Резонер - это разочарованный, озлобленный, упрямый пессимист. Он ругает и критикует других, проявляет нетерпимость. Педант - отличается мелочной точностью, чрезмерной приверженностью к порядку. Это вызывает отпор, протест, напряженность в отношениях и ощущение несвободы. Шизоидная личность  -отмечается недостаточная способность выражать свои чувства, вплоть до эмоциональной бедности, замкнутость, отсутствие адекватного контакта с окружающими, что часто связано с робостью, пугливостью и легкой ранимостью. Асоциальная анетическая личность - характеризуется значительным снижением (вплоть до полного отсутствия) высоких чувств: сочувствия, сердечности, приветливости; игнорирование осуждения окружающих, невнимание и явное неуважение к другим людям, аморальное поведение. Истерическая личность - повышенная эмоциональность, и потребность во внимании окружающих, стремление к демонстрированию, драматизации, преувеличениям, живое воображение и эгоцентричность. Ревнивая личность - в страхе, что его партнер ему неверен или может ему изменить. Эти мысли целиком овладевают им, и он все время подозревает своего партнера, следит за ним, требует доказательств верности Алкогольная зависимость. Люди, у которых зависимость достигла уровня, при котором она уже представляет серьезную проблему с точки зрения общественных связей и ослабления душевного и физического здоровья. Анализ личностных свойств направлен главным образом на достижение понимания того, что ему следует изменить у себя (и никогда у партнера) и как он должен приспособить свое поведение к поведению партнера. Врач должен убедить, что изменения находятся в его власти, надо сделать, если он желает достичь супружеской гармонии.

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21: 2. Супружеский союз

Выбор партнера Ряд теорий, объясняющих принципы выбора брачного партнера: теория комплементарности, теория ценности моногамии и теория фильтров, в какой-то мере отражается в комплексной теории. В соответствии с этой теорией при выборе действуют три фактора, три силы притяжения: побуждение, достоинства и роль. Эти силы действуют последовательно в трех фазах, их значение в каждой фазе меняется.

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22: Профили брака

Хорошо известна классификация брака на симметричный, комплементарный и метакомплементарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или путем компромисса. В комплементарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплементарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом своим партнером. 3 типа партнерских связей, используя критерии оценки реакции на конфликты: 1. Взаимное уклонение. Оба партнера уклоняются от активного обсуждения, отмалчиваются, отворачиваются, чувствуют несправедливость, но не высказывают друг другу своего беспокойства и обиды. 2. Взаимное обвинение. Партнеры открыто проявляют свое раздражение, беспокойство, неудовлетворенность, подчеркивая свои требования, что нередко ведет к деструктивным ссорам. 3. Требование и уклонение. Один из партнеров активно реагирует на обстоятельства и стремится сблизиться с другим, выдвигает требования, аргументируя их, или предъявляет жалобы, другой — отстраняется, отмалчивается, уклоняется от сближения. Чем больше 1 уклоняется, тем больше другой стремится к нему приблизиться и наоборот.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
23

Слайд 23: 3. Развитие супружеских отношений

Стадии развития супружеских отношений При дифференцированном подходе к супружеской терапии в зависимости от стадии супружества можно использовать периодизацию: 1. Молодое супружество — это супружество, продолжающееся менее 5-10 лет. Возраст супругов от 18 до 30 лет. В этот период супруги привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, квартира. 2. Супружество среднего возраста охватывает период в 6-14 лет, а согласно другим исследователям, — 10–25 лет от момента заключения брака. Возраст супругов от 30 до 45–50 лет. В этом возрасте люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т. п. Дети уже выросли, стали самостоятельными. 3. Супружеством зрелого возраста назван период, наступающий после 15 лет совместной жизни или после 25 лет . Партнеры в возрасте 45–60 лет. В данный возрастной период снижается скорость психических процессов, уменьшается способность освоения нового. Изменяется стереотип их жизни. Дети уходят и создают собственные семьи. 4. Супружество пожилого возраста характеризуется проявлениями старости у обоих супругов. Брак, как правило, стабилен. На данном этапе супружеские отношения становятся предметом супружеской терапии лишь в исключительных случаях, и если это случается, то объясняется инволюционными или сенильными проявлениями патологических черт личности, эгоцентризмом и недостатком понимания потребностей партнера.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24: Кризисные ситуации в браке

Plzak описал два критических периода в развитии супружеских отношений На основании результатов анализа динамики супружеских отношений можно подвести некоторые итоги. Прежде всего необходимо подвести супругов к выводу, что проблемы и кризисные ситуации в супружеской жизни имеют определенные закономерности, лежащие в основах супружеских отношений.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
25

Слайд 25: 4. Внутренние проблемы супружеской пары

Домашнее хозяйство Спорные вопросы касаются в первую очередь экономических основ или бюджета семьи, разделения обязанностей в домашнем хозяйстве. Свободное время Жалобы в этой области обычно касаются того, что один партнер не уделяет другому достаточно внимания, или наоборот: «совсем не оставляет в покое, не дает в свободное время немного отдохнуть, а вечно тянет куда-то развлекаться». В этом случае задачей супружеской терапии является достижение договоренности между супругами относительно времени, которое они будут проводить вместе, и личном свободном времени. Воспитание детей Бездетные семьи. При безуспешном лечении бесплодия надо постараться помочь супружеской паре взять ребенка (или нескольких детей) на воспитание, хотя это обычно занимает немало времени и весьма затруднительно. Решение должно быть первичным и не зависеть от мнения окружающих. Разногласия по поводу воспитания детей. Мы выясняем, имеют ли супруги единый подход в воспитании или придерживаются различных, иногда прямо противоположных мнений относительно того, что следует разрешать или запрещать детям. Дети с патологическими отклонениями. Помощь супругам в семье с детьми-инвалидами является важнейшей задачей психотерапевта.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
26

Слайд 26: 5. Влияние внешних факторов

Изображение слайда
1/1
27

Слайд 27: Глава 4. Организация и тактика лечения

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28: 1. Работа с одним из супругов

а) когда другой партнер категорически отказывается сотрудничать; б) когда основная проблема связана с поведением, переживаниями или позицией одного из них. а. Партнер отказывается от сотрудничества-может не доверять консультации, обслуживающему персоналу или чувствовать общественное давление. Отказ от сотрудничества когда партнер не намерен что-либо менять в супружеских отношениях. б. Основная проблема связана с поведением одного из партнеров-явно неадекватное, изначально нарушающее супружеское согласие (слишком ревнивое, истерическое) или оно характеризуется излишней чувствительностью, неадаптивностью, нереалистичностью. Используемые методы

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
29

Слайд 29: 2. Прием супружеских пар

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30: 3. Групповая супружеская терапия

Обычно в групповой супружеской терапий участвуют 5–7 супружеских пар. Принципы данного подхода такие же, как при работе с отдельной супружеской парой, но здесь важным моментом является возможность обучения на живом примере, на модели отношений других. В таких условиях можно разыгрывать ситуации, раздавая определенные роли пациентам. Групповая супружеская терапия позволяет лучше освоить различные виды общения, например научиться тактично высказывать не слишком приятные вещи своему партнеру.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
31

Слайд 31: Специальные групповые методики

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32: 4. Поведение и позиция врача

Директивный и недирективный подходы Примитивные директивные советы, опирающиеся на собственную шкалу ценностей и предрассудки, обычно дают не слишком искушенные консультанты и врачи. Их опыт должен быть направлен на доказательства бесполезности преждевременных заверений и рекомендаций и предполагает стремление к постепенному и более точному выяснению основных вопросов вместе с пациентами. При возможности длительной работы с пациентом целесообразно следующее: в серии сеансов пациент должен постепенно уяснить свои мотивы, связи, «дозреть» для принятия самостоятельных решений. Другие пациенты при данном подходе успокаиваются, ведут себя более уравновешенно и после окончания лечения. В действительности такие пациенты и не нуждаются ни в совете, ни в руководстве. Им необходимо было лишь довериться, пожаловаться, высказать свои тревоги, чтобы кто-нибудь их внимательно выслушал; они обращаются к врачу, ища поддержки и одобрения.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
33

Последний слайд презентации: Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний КРАТОХВИЛ С: Спасибо за внимание!

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
Реклама. Продолжение ниже