Презентация на тему: Психосоматические расстройства у детей и подростков

Психосоматические расстройства у детей и подростков
Эпидемиология.
Этиология.
Варианты депрессивных расстройств, связанных с полной материнской депривацией по Калининой М.А., Козловской Г.В., Королевой Т.Н. (1997)
Варианты депрессивных расстройств, связанных с полной материнской депривацией по Калининой М.А., Козловской Г.В., Королевой Т.Н. (1997)
Генетические (конституциональные) факторы риска
Церебрально-органические факторы риска
Психосоциальные факторы риска
Средние показатели отягощенности факторами дизонтогенеза и риска возникновения психосоматических расстройств у детей и подростков
Патогенез
Наиболее характерными причинами отрицательных эмоций у детей являются /по данным Н.М.Аксариной и др. (1965)/
Различные формы поведения (отрицательного эмоционального реагирования), отражающие недостаточное приспособление к среде (по E.Hurlock, 1956)
Клиника психосоматических расстройств у детей и подростков На основе анатомо-физиологического (локализационного) принципа выделяются следующие функциональные
Маскированные депрессии, обозначаемые как «скрытые», «ларвированные», «алекситимические депрессии», либо как «тимопатические (депрессивные) эквиваленты», по
Характеристика депрессии в структуре психосоматических расстройств у детей и подростков
Лечение психосоматических расстройств у взрослых (по М.Ю.Дробижеву, 2001)
Фитотерапия психосоматических расстройств у детей и подростков
II и III этапы лечения
Эфирные масла
Благодарю за внимание
1/20
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 59)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (95 Кб)
1

Первый слайд презентации: Психосоматические расстройства у детей и подростков

Психосоматические (соматоформные, соматизированные психические) расстройства – это, связанные с эмоциональными нарушениями различного генеза, расстройства функций органов и систем при их конституциональной или приобретенной неполноценности.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Эпидемиология

Распространенность психосоматических расстройств среди детей и подростков по данным отдельных авторов составляет от 8% до 40% больных, обратившихся в детскую поликлинику (Исаев Д.Н., 1996 и др). По данным американских педиатров 68% детей имеют соматическую симптоматику функционального характера (Брязгунов И.П., 1995). У 20,5 – 75% детей, обращающихся к педиатру с неинфекционной патологией, наблюдается вегетососудистая дистония, всегда включающая психоэмоциональный компонент и являющаяся началом многих психосоматических заболеваний взрослых (Белоконь Н.А. и др., 1987; Самибаев М.Х. и др., 1988). По данным А.М.Вейна 80% детей имеют психовегетативные расстройства. Еще больше детей и подростков с психосоматическими расстройствами находится в общесоматических стационарах, причем у 30% больных отмечаются эмоциональные, а у 33% поведенческие нарушения ( Garralda E., 1983). По нашим данным у 53,2% больных, находящихся в общесоматическом стационаре, соматические нарушения были связаны с психическими (депрессивными) расстройствами. Психосоматическая желудочно-кишечная патология за десятилетний период возросла с 75 до 110 на 1000 обследованных (Мазурин А.В. и др., 1989), а распространенность бронхиальной астмы среди детей за 20 лет увеличилась на 300% ( Gergen P. J. et al., 1988). По последним данным И.П.Брязгунова и др. (1998) около 90% детей и подростков обратившихся к педиатрам страдают психосоматическими расстройствами.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Этиология

Генез психосоматических расстройств связан, в основном, с психогенно обусловленным эмоциональным сдвигом, вегетативный компонент которого превышает динамические границы индивидуального гомеостаза. Кроме того, существенную роль в происхождении этого вида соматических нарушений играют соматические и различные психические заболевания, в структуре клинических проявлений которых отмечаются соматогенные или эндогенные аффективные расстройства. Таким образом, происхождение психосоматических расстройств в большинстве случаев психогенное, реже – соматогенное (симптоматические и церебрально-органические) и крайне редко эндогенное (наследственно-конституциональное).

Изображение слайда
4

Слайд 4: Варианты депрессивных расстройств, связанных с полной материнской депривацией по Калининой М.А., Козловской Г.В., Королевой Т.Н. (1997)

Вегетативная депрессия (начальный этап) – неглубокое снижение настроения в виде грусти, печали с особенностями мимики (серьезное выражение лица, отсутствие улыбки), плаксивость. Характерно наличие вегетативных расстройств – нарушение сна с трудным засыпанием, беспокойный сон с частыми пробуждениями; расстройства питания – срыгивания, утрата чувства насыщения, отсутствие прибавки в весе. Отмечается при прерываемой депривации, когда мать его навещает ребенка. Если разлука превышает 3 недели, то состояние ребенка продолжает ухудшаться.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Варианты депрессивных расстройств, связанных с полной материнской депривацией по Калининой М.А., Козловской Г.В., Королевой Т.Н. (1997)

Соматизированная депрессия проявляется психосоматическими расстройствами (экзема, нейродермит, бронхиальная астма). На первом плане настроение с оттенком равнодушия – никакое, спокойны, послушны, молчаливы, отстранены, мало двигаются, не ищут зрительного контакта. Отмечается депрессивная триада – снижение настроения, двигательная и речевая заторможенность порой до мутизма. На этом фоне часты яктация, сосание пальца, частей тела, одежды. Состояние может осложниться ОРЗ, снижением массы тела, регрессом психомоторного развития. Регрессивно-апатическая депрессия – характеризуется редукцией соматического заболевания и усилением регрессивной симптоматики. Тяжесть расстройств определяется состояний ступора. Дети обычно неподвижны, безучастны, отрешенны, беспомощны. Отмечается задержка роста и снижение массы тела до критической. Могут возникать аутоагрессивные тенденции, а также кататоно-регрессивные симптомы – ходьбы на цыпочках, манежный бег, манерность позы. Дети резко отстают в психомоторном развитии.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Генетические (конституциональные) факторы риска

Общая группа 1595 б-х Абс./% Мужского пола 737 б-х Абс./% Женского пола 858 б-х Абс./% Психические заболевания Психотического характера Непсихотического Психотического и непсихотического 343/21,5 72/4,5 250/15,7 21/1,3 163/22,1 32/4,3 119/16,2 12/1,6 180/21 40/4,6 131/15,3 9/1,1 Психосоматические расстройства Той же системы 700/41,9 369/23,1 338/45,9 195/26,5 362/42,2 174/20,2 Личностные особенности отцов матерей обоих родителей 665/41,7 1081/67,8 553/35,7 295/40 530/71,9 257/34,9 370/43,1 551/64,2 298/34,7 Аффективные проявления на 1-ом году 197/12,4 87/11,8 110/12,8 Личностные особенности больных 1514/94,9 677/91,6 837/97,6 Общее число факторов риска 4500 2090 2410 Средний показатель отягощенности Факторами риска 2,8 2,8 2,8

Изображение слайда
7

Слайд 7: Церебрально-органические факторы риска

Общая групп 1595 б-х Абс./% Мужского пола 737 б-х Абс./% Женского пола 858 б-х Абс./% Патология беременности 861/54,0 415/56,3 446/52,0 Патология родов 898/56,3 449/60,9 449/52,3 Патология новорожденного 502/31,5 257/34,9 245/28,6 Нарушения вскармливания Искусственное До 6 мес. 802/50,3 148/9,3 654/41,0 379/51,4 72/9,8 307/41,7 423/49,3 76/8,9 347/40,4 Нарушение развития: психического моторного психомоторного 225/14,1 158/9,9 107/6,8 126/17,1 89/12,1 55/7,5 99/11,5 69/8,0 52/6,1 Аффективные проявления на 1-ом году жизни 314/19,7 165/22,4 149/17,4 Травмы, операции, интоксикации 555/34,8 289/31,2 261/30,4 Вредные привычки 25/1,6 12/1,7 13/1,5 Остат. Явления раннего поражения ЦНС ММД Выраженная патология 1454/91,2 1436/90,0 18/1,2 689/93,5 681/92,4 8/1,1 765/89,2 755/88,0 10/1,2 Общее число факторов риска 5800 2874 2927 Средний показатель отягощенности факт. риска 3,6 3,9 3,4

Изображение слайда
8

Слайд 8: Психосоциальные факторы риска

Общая групп 1595 б-х Абс./% Мужского пола 737 б-х Абс./% Женского пола 858 б-х Абс./% Патология воспитания 1152/72,2 534/72,5 618/72,0 Нарушение системы мать-дитя 1019/63,9 490/66,5 529/61,7 Наличие братьев и сестер 835/53,6 383/52,0 472/55,0 Излишнее беспокойство об оценках 799/50,1 296/40,2 503/58,6 Посещение детских учреждений 707/44,3 347/47,1 360/42,0 Психоэмоциональные перегрузки 542/34,0 241/32,7 301/35,1 Конфликты и неровные отношения: с родителями сверстниками 425/26,7 420/26,3 210/28,5 198/26,9 215/25,1 222/25,9 Первые роды у тревожно-мнительных матерей 347/21,8 181/25,6 166/19,3 Неполная семья 299/18,8 134/18,2 165/19,2 Средний показатель отягощенности факторами риска 5,4 5,4 5,3

Изображение слайда
9

Слайд 9: Средние показатели отягощенности факторами дизонтогенеза и риска возникновения психосоматических расстройств у детей и подростков

Факторы риска Общая группа 1595 б-х Абс./% Мужского пола 737 б-х Абс./% Женского пола 858 б-х Абс./% Генетические 2,8 2,8 2,8 Церебрально-органические 3,6 3,9 3,4 Психосоциальные 5,4 5,4 5,3 Общий показатель отягощенности факторами риска 11,8 12,1 11,5

Изображение слайда
10

Слайд 10: Патогенез

Патогенез психосоматических расстройств сложен, но наибольшее значение имеет аффективная, преимущественно депрессивная, патология первичного или вторичного характера, связанная с изменениями дофамино-серотонинового обмена. Психосоматический контингент составляет значительное большинство больных детского общесоматического стационара и не только за счет детей, чьи соматические нарушения обусловлены психическими (аффективными) расстройствами, но и больных, которые дают психогенные реакции с вегетативным оформлением на основное соматическое заболевание (нозогения).

Изображение слайда
11

Слайд 11: Наиболее характерными причинами отрицательных эмоций у детей являются /по данным Н.М.Аксариной и др. (1965)/

1. Срыв привычного стереотипа поведения (смена обстановки или круга общения), особенно в возрасте 5-6 месяцев – 1 года 7 месяцев. 2. Неправильное построение режима дня ребенка. 3. Неправильные воспитательные приемы. 4. Отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности. 5. Создание односторонней аффективной привязанности. 6. Отсутствие единого подхода к ребенку. Д.Н.Исаев (1984) дополнительно в качестве провоцирующих отрицательные эмоции факторов у школьников выделяет: неспособность справиться со школьной нагрузкой; враждебное отношение учителя и неприятие детским коллективом. J. Heisel et al.(1973) называют более 30 причин стресса у детей, приводящего к эмоциональным потрясениям, снижению настроения и заболеваниям, не только психическим, но и соматическим. Наиболее значимыми в дошкольном и среднем школьном возрастах являются смерть, развод, разлука родителей, а в старшем школьном - беременность; наименее значимо изменение финансового положения родителей.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Различные формы поведения (отрицательного эмоционального реагирования), отражающие недостаточное приспособление к среде (по E.Hurlock, 1956)

1. Высокий уровень нерешительности; 2. Неспособность к коррекции поведения при постоянных уговорах; 3. Попытки привлечь к себе внимание, в том числе жалобами на других детей 4. Непослушание, приставание к другим детям и стремление тиранить их; 5. Враждебное отношение к окружающему; 6. Внезапные проявления агрессии, которые могут возникать по малейшему поводу; 7. Признаки сильной тревоги, страха; 8. Депрессия с безучастностью, нежеланием шутить, улыбаться; Отрицательные эмоции у детей всегда имеют вегетативное (соматическое) оформление. Отрицательные эмоциональные реакции у некоторых детей могут проявляться в виде напряженности, тревоги, непоседливости, страшных снов, некоторых дурных привычек, например, кусания ногтей, сосания пальцев и в виде стереотипий, а также трудностей в разговорной речи, отсутствия аппетита, инфантильного поведения, истерических припадков (Макаренко Ю.А.,1977).

Изображение слайда
13

Слайд 13: Клиника психосоматических расстройств у детей и подростков На основе анатомо-физиологического (локализационного) принципа выделяются следующие функциональные нарушения:

в пищеварительной системе (нарушения аппетита, аэрофагия, гастроэзофагальный рефлюкс, тошнота, рвота, боли в животе, метеоризм, нарушения стула - запоры, понос, язвенная болезнь 12-перстной кишки, язва желудка, язвенный колит ); в кожных покровах (изменение цвета кожи, излишняя потливость, нарушения пигментации, аллергические проявления в виде высыпаний, различные изменения кожи, зуд, выпадение волос), в двигательной системе (тики, гиперкинезы, кривошея, торзионная дистония, псевдопарезы, нарушения походки, астазия-абазия, псевдоэпилептические проявления); в эндокринной системе (нарушения менструального цикла, углеводного обмена, изменение массы тела, водно-солевого обмена, щитовидной железы); в респираторной системе (одышка, навязчивый кашель, затруднение вдоха и выдоха – бронхиальная астма); в выделительной системе (энурез, энкопрез); в сердечно-сосудистой системе (тахикардия, боли в сердце, повышение или понижение артериального давления, носовые кровотечения, кровоизлияния); нарушения терморегуляции (субфебрилитет, гипертермия, гипотермия); нарушения речи (запинки, заикание, более детская речь, трудности в разговоре, мутизм элективной и тотальный); нарушения зрения, слуха (снижение вплоть до слепоты и глухоты); алгические проявления (головные боли, боли в мышцах, суставах, мочевом пузыре и других органах).

Изображение слайда
14

Слайд 14: Маскированные депрессии, обозначаемые как «скрытые», «ларвированные», «алекситимические депрессии», либо как «тимопатические (депрессивные) эквиваленты», по А.Б.Смулевичу (2007), могут быть представлены не только нарушенными соматическими, но и психопатологическими проявлениями и выступать в форме:

1) психопатологических расстройств (тревожно-фобических, обсессивно-компульсивных (навязчивостей), ипохондрических, неврастенических); 2) нарушений биологического ритма (бессонницы, гиперсомнии); 3) вегетативных, соматизированных и эндокринных расстройств (синдрома вегетативной дистонии, головокружения, функциональных нарушений внутренних органов, нейродермита, кожного зуда, анорексии, булимии, импотенции, нарушения менструального цикла); 4) алгий (цефалгий, кардиалгий, абдоминалгий, фибромиалгий, невралгий (тройничного, лицевого нервов, межреберной невралгии, пояснично-крестцового радикулита), спондилоалгий, псевдоревматических артралгий); 5) патохарактерологических расстройств (расстройства влечений (дипсомании, наркомании, токсикомании), антисоциального поведения, (импульсивности, конфликтности, вспышек агрессии), истерических реакций (обидчивости, плаксивости, склонности к драматизации ситуации, стремления привлечь внимание к своим недомоганиям, принятия роли больного).

Изображение слайда
15

Слайд 15: Характеристика депрессии в структуре психосоматических расстройств у детей и подростков

Степень выраженности депрессии Общая группа 1595 б-х Абс./% Мужского пола 737 б-х Абс./% Женского пола 858 б-х Абс./% Мало выраженная депрессия -субдепрессия -скрытая Умеренно выраженная депрессия 1477/92,6 1440/90,3 37/2,3 118/7,4 694/94,2 6769/92,2 15/2,0 43/5,8 783/91,3 761/88,7 22/2,6 75/8,7 Этиология депрессии Эндогенная Психогенная Соматогенная 64/4,0 1259/78,9 272/17,1 29/3,9 536/72,7 172/23,4 35/4,1 721/84,0 102/11,9 Типологический вариант депрессии Астенический Тревожный Тоскливый Астенотревожный Тревожно-тоскливый 230/14,4 549/34,4 35/2,2 672/42,1 109/6,9 148/20,1 241/32,7 14/1,9 295/40,0 39/5,3 83/9,7 308/35,9 21/2,4 376/43,8 70/8,2

Изображение слайда
16

Слайд 16: Лечение психосоматических расстройств у взрослых (по М.Ю.Дробижеву, 2001)

Препараты 1-го ряда Препараты 2-го ряда СИОЗС ТЦА 1. Флуоксетин (прозак, портал) 1. Амитриптилин 2. Сертралин (Золофт() 2. Имипрамин (мелипрамин) 3. Пароксетин (Паксил () 3 Дезипрамин (петилил) 4.Феварин (флувоксамин) 4. Доксепин (синекван) 5 Циталопрам (ципрамил () 5. Кломипрамин (анафранил) Тошнота, рвота, 1,2,3- аноректический эффект. ОИМАО –А 1. Миклобемид (аурорикс) ОИМАО Пирлиндол (пиразидол СИОЗН Повыш АД 1. Мапротилин (лудиомил) СИОЗН 1 Миансерин (Леривон) Понижение АД, повышение аппетита ССОЗС Тианептин (коаксил)

Изображение слайда
17

Слайд 17: Фитотерапия психосоматических расстройств у детей и подростков

I этап: 1. Фитопрепараты с антидепрессивным характером действия: экстр. элеутерококка, настойки лимонника, заманихи, левзеи, экстракт родиолы – число капель по числу лет жизни утро, обед или по ¼ т. до 7 лет, по ½ т. до 10, по ¾ т. до 12 и по 1 т. с 15 лет. 2. Фитопрепараты с транквилизирующим (седативным) характером действия: настойка валерианы, экстракт боярышника, настойка пиона, экстракт пассифлоры, настойка пустырника, шлемника байкальского, ново-пассит, персен – число капель по числу лет жизни утро, обед, вечер или по ¼ т. до 7 лет, по ½ т. до 10, по ¾ т. до 12 и по 1 т.с 15 лет. 3. Ноотропы или аминокислоты в возрастных дозах Курс 2 недели. I этап: 1. Фитопрепараты с антидепрессивным характером действия: экстр. элеутерококка, настойки лимонника, заманихи, левзеи, экстракт родиолы – число капель по числу лет жизни утро, обед или по ¼ т. до 7 лет, по ½ т. до 10, по ¾ т. до 12 и по 1 т. с 15 лет. 2. Фитопрепараты с транквилизирующим (седативным) характером действия: настойка валерианы, экстракт боярышника, настойка пиона, экстракт пассифлоры, настойка пустырника, шлемника байкальского, ново-пассит, персен – число капель по числу лет жизни утро, обед, вечер или по ¼ т. до 7 лет, по ½ т. до 10, по ¾ т. до 12 и по 1 т.с 15 лет. 3. Ноотропы или аминокислоты в возрастных дозах Курс 2 недели.

Изображение слайда
18

Слайд 18: II и III этапы лечения

II этап: 1.Усиление антидепрессивного воздействия за счет препаратов зверобоя - число капель по числу лет жизни утро, обед или по ¼ т. до 7 лет, по ½ т. до 10, по ¾ т. до 12 и по 1 т. с 15 лет. 2. Усиление седативного воздействия за счет транквилизаторов: адаптол, атаракс, мезапам, грандаксин, бромазепам, фризиум, лоразепам и др. в малых дозах 2-3 раза в день. Курс 1- 2 мес. III этап Усиление антидепрессивного воздействия за счет антидепрессантов 1-го или 2-го ряда в возрастных дозировках Увеличение дозы транквилизаторов до возрастных. Введение в терапию нейролептиков: сонапакс, неулептил, этаперазин и др.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Эфирные масла

Эфирные масла с антидепрессивным характером действия: Базилик, ветиверия, герань, жасмин, кананга иланг-иланг), левзея, лимонник, лаванда, лемонграсс, мелисса, пачули, роза, розовое дерево. Со стимулирующим действием: ваниль, гвоздика, имбирь, кипарис, ладанник, лиметта, лимон, мирра, пихта, перец черный. Сбалансированное (тонизирующее и седативное) : анис, арника, апельсин, бергамот, бессмертник (цмин), ладан, мандарин и др. С успокаивающим действием: анис, гиацинт, кава-кава, ландыш, мимоза, мирт, нарцисс, петигрейн, ромашка, сосна, тимьян, укроп, фиалка трехцветная и др.

Изображение слайда
20

Последний слайд презентации: Психосоматические расстройства у детей и подростков: Благодарю за внимание

Изображение слайда