Презентация на тему: Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей

Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
План
Актуальность
1.Между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
«Кто Вас лучше всех поддерживал?» А) родители - 74,9%; б) педагоги - 14%; в) администрация учебного заведения - 2,8%; г) другой вариант - 8,3 %.
«Препятствует ли что-то реализации Вашей одаренности?» А) да - 80,4%; б) нет - 4,4%; в) не обращал внимания - 14%; г) другой вариант - 1, 2%.
«Чувствуете ли Вы поддержку со стороны государства?» А) да - 25,5%; б) нет - 72,5%; в) не имеет значения - 1,3%; г) другой вариант - 0,7%.
«Существуют ли у одаренных, по Вашему мнению, проблемы? Если да, то какие? »
«Проводится ли в Вашем заведении планомерная работа по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи?»
Задание 1:
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Американский психолог Дж. Рензулли :
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Основные составляющие проблемы одаренности :
Особенности развития познавательной сферы ОД
Особенности психосоциального развития
Особенности эмоционального развития
Психолого-педагогический мониторинг предусматривает:
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Методы поиска одаренных учащихся
Методы идентификации одаренных учащихся
Методы идентификации одаренных учащихся
Методы идентификации одаренных учащихся
Методы идентификации одаренных учащихся
Методы идентификации одаренных учащихся
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Художественная одарённость
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Основные задачи, которые необходимо решать в процессе сопровождения одарённых :
Задача педагога :
Модель работы с одарёнными учащимися
Индивидуальный образовательный маршрут -
Цель разработки индивидуальной образовательной траектории -
Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны:
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Структура индивидуальной учебной программы
Стратегия планирования ИОТ
Алгоритм составления ИОТ (для учащихся)
Алгоритм составления ИОТ (продолжение)
Алгоритм составления ИОТ (продолжение)
Общая структура индивидуальной образовательной программы одаренного ученика:
Для организации работы по ИОП педагогу необходимо:
Результаты обучения по ИОП отслеживаются через:
Схема самоанализа обучающегося по ИОМ
Наиболее эффективны методы работы с ОД:
Наиболее эффективны такие методы работы с одаренными учащимися:
Наиболее эффективны такие методы работы с одаренными учащимися:
Методы работы с одаренными детьми
Портфолио одаренных учащихся помогает решать важные педагогические задачи :
При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:
А) «Портфолио документов » -
Примерная схема структуры «портфолио документов» и оценки его материала
Б) «Портфолио работ»
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Примерный вариант записей в «портфолио работ».
Примерный вариант записей в «портфолио работ».
Примерный вариант записей в «портфолио работ».
Примерный вариант записей в «портфолио работ».
В) «Портфолио отзывов » -
Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:
Метод проектов -
МЕТОД ПРОЕКТОВ -
Идея метода проектов
Цель проектной деятельности -
Задачи проектной деятельности:
Проект – это 6 “П”:
Темой проекта может быть:
Задание. Предложите темы для различных типов проектов, связанных с декоративно-прикладным творчеством.
Основные требования к организации проектной технологии:
СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Критерии оценивания выполненных проектов:
Презентация проекта —
Оценка презентации проекта:
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Советы педагогу по созданию ситуации успеха:
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Профессиональные умения учителя:
Личностные качества педагога:
Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей
Литература
Творческих успехов!
1/94
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 61)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2600 Кб)
1

Первый слайд презентации: Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей

Бухлова Н.В., заведующая кафедрой общественно-гуманитарных дисциплин и методики их преподавания Донецкого РИДПО

Изображение слайда
2

Слайд 2: План

Актуальность проблемы и история вопроса. Общая характеристика одаренности. Педагогические условия развития одаренности. Индивидуальная образовательная траектория одаренного ученика. Подготовка учителя к работе с одаренными учениками.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Актуальность

Модернизация системы образовании, требования к уровню подготовки выпускников в условиях компетентностного подхода, введения новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. На сегодняшний день образование рассматривается в стратегической перспективе как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства, поэтому работа с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. Актуальность

Изображение слайда
4

Слайд 4: 1.Между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются. 2.Между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и низким уровнем культуры социума. 3. Между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей

Проблемы в организации работы с одарёнными детьми при введении ГОС выражаются в следующих противоречиях:

Изображение слайда
5

Слайд 5

Все с детства знают, что вот это и то невозможно. Но всегда находится неуч, который этого не знает. Именно он и делает открытие. Альберт Эйнштейн

Изображение слайда
6

Слайд 6: Кто Вас лучше всех поддерживал?» А) родители - 74,9%; б) педагоги - 14%; в) администрация учебного заведения - 2,8%; г) другой вариант - 8,3 %

Изображение слайда
7

Слайд 7: Препятствует ли что-то реализации Вашей одаренности?» А) да - 80,4%; б) нет - 4,4%; в) не обращал внимания - 14%; г) другой вариант - 1, 2%

Изображение слайда
8

Слайд 8: Чувствуете ли Вы поддержку со стороны государства?» А) да - 25,5%; б) нет - 72,5%; в) не имеет значения - 1,3%; г) другой вариант - 0,7%

Изображение слайда
9

Слайд 9: Существуют ли у одаренных, по Вашему мнению, проблемы? Если да, то какие? »

9% респондентов указали, что у одаренных нет специфических проблем; 91% отметили наличие таких проблем. Чаще всего проблемами являются: замкнутость в себе, неприятие сверстниками, непонимание родителями, формальное отношение педагогов и администрации учебного заведения и тому подобное.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Проводится ли в Вашем заведении планомерная работа по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи?»

а) нет, не проводится - 20%; б) проводится по инициативе педагога - 35%; в) проводится по инициативе психолога - 27%; г) проводится по инициативе руководства - 18%.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Задание 1:

Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие (талант, одаренность, задатки, способности) :

Изображение слайда
12

Слайд 12

врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. Задатки —

Изображение слайда
13

Слайд 13

это подструктура личности, образуемая индивидуально-психологическими особенностями человека, выражающаяся в его готовности к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности -

Изображение слайда
14

Слайд 14

это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми («Рабочая концепция одаренности»). Одаренность —

Изображение слайда
15

Слайд 15

сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. Талант -

Изображение слайда
16

Слайд 16

высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. Гениальность -

Изображение слайда
17

Слайд 17: Американский психолог Дж. Рензулли :

"одаренность — результат сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень; творческого подхода и настойчивости".

Изображение слайда
18

Слайд 18

Изображение слайда
19

Слайд 19: Основные составляющие проблемы одаренности :

профессиональная и личностная подготовка педагогов, психологов, руководителей учебных заведений выявление, обучение, воспитание и развитие одаренных учащихся

Изображение слайда
20

Слайд 20: Особенности развития познавательной сферы ОД

Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Сверхчувствительность к проблемам. Склонность к задачам дивергентного типа. Оригинальность мышления. Гибкость мышления. Легкость генерирования идей. Легкость ассоциирования. Способность к прогнозированию. Высокая концентрация внимания. Отличная память. Способность к оценке. Интересы и склонности.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Особенности психосоциального развития

Самоактуализация. Перфекционизм. Социальная автономность. Эгоцентризм. Лидерство. Соревновательность.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Особенности эмоционального развития

Реалистическая Я-концепция. Уважение к другим. Эмпатическое отношение к людям. Терпимость к особенностям других людей. Склонность к самоанализу. Терпимое отношение к критике. Настойчивость в выполнении задания. Независимость в мышлении и поведении. Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения. Чувство юмора. Чуткость к анализу нравственных проблем. Уверенность в своих силах и способностях. Внутренняя мотивация.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Психолого-педагогический мониторинг предусматривает:

комплексный характер оценивания; длительность процесса идентификации; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам; экспертную оценку продуктов деятельности детей; выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития;

Изображение слайда
24

Слайд 24

многократность и многоэтапность обследования; диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности ; использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют ребенку проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности; анализ реальных достижений детей и подростков. Диагностика детской одаренности

Изображение слайда
25

Слайд 25: Методы поиска одаренных учащихся

Методы идентификации одаренных учащихся Наблюдения за деятельностью учащихся, анкетирование Экспертная оценка творческих продуктов деятельности. Организация интеллекту-альных соревнова-ний, конкурсов, предметных олимпиад, турниров и т.д. Анализ реальных достиже-ний. Использование предметных ситуаций, моделирующих исследователь-скую деятельность и позволяющих проявить максимум самостоятельности. Участие в проектной деятельности.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Методы идентификации одаренных учащихся

Тестирование (лат. test – опыт, проба) – метод диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задания (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Наблюдение – основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Методы идентификации одаренных учащихся

Методы опроса в психолого-педагогическом исследовании – это письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Методы идентификации одаренных учащихся

Анкетирование – метод педагогического исследования, массового сбора материала при помощи специально разработанных опросников (анкет). Метод экспертных оценок - метод прогнозирования, основанный на достижении согласия между членами экспертной группы.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Методы идентификации одаренных учащихся

Метод социометрии - исследование структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям. Беседа – метод психолого-педагогического исследования, организуемый с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер, знаний, интересов и т.п.).

Изображение слайда
30

Слайд 30: Методы идентификации одаренных учащихся

Анализ продуктов деятельности (творчества) – метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.п.) продуктов его деятельности.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Виды одаренности по критерию деятельности Практическая деятельность Познавательная деятельность Художественно-эстетическая деятельность Коммуникативная деятельность Духовно- ценностная деятельность Одаренность в ремеслах, спортивная и организационная Интеллектуальная о даренность разных видов Одаренность хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная Одаренность лидерская и аттрактивная Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служении людям

Изображение слайда
32

Слайд 32

Виды одаренности по крите-рию «сте - пень сфор - миро-ванно-сти одаренности » Актуальная одаренность Потенциальная одаренность Это психологическая характеристика ребенка с такими явными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются на более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области в сравнении с возрастной и социальной нормами. Это психологическая характеристика ребенка, имеющая только определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином видах деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент в силу их функциональной недостаточности.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Виды одаренности по крите - рию «форма выяв - ления » Явная одаренность Скрытая одаренность Проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко, в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения настолько очевидные, что одаренность не вызывает сомнений Проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной форме, вследствие чего существует угроза отнести такого ребенка к числу «неперспективных».

Изображение слайда
34

Слайд 34

Виды одаренности по крите - рию «особенности возрастного разви - тия» Ранняя одарен-ность Поздняя одарен-ность Характеризуется ускоренным психическим развитием ребенка, ранним выявлением одаренности. Проявляется в тех видах деятельности, которые связаны с необходимостью приобретения определенных знаний, без которых невозможны такие результаты научных открытий, эффективные результаты деятельности.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Виды одаренности по критерию «широ-та выяв-ления в различных видах деятельности » Общая (умственная) одаренность Специаль-ная одаренность Проявляется по отношению к разным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Проявляется в конкретных видах деятельности и может быть определена в отдельной области деятельности (музыке, живописи, спорте и т.п.).

Изображение слайда
36

Слайд 36: Художественная одарённость

предусматривает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, в актерской деятельности. Художественная делится на несколько подвидов: изобразительную, литературную, музыкальную, театральную, хореографическую и др.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждений дополнительного образования.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора

образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.

Изображение слайда
39

Слайд 39

В этом смысле дворцы творчества, центры развития творчества детей и юношества имеют уникальные возможности: здесь дети могут попробовать свои силы в различных областях деятельности, активно вовлекаясь в групповые занятия музыкой, хореографией, сценическим и изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Творчество не приходит к детям по какому-то вдохновению. Творчеству надо учить. В.А. Сухомлинский

Изображение слайда
41

Слайд 41: Основные задачи, которые необходимо решать в процессе сопровождения одарённых :

Формирование образовательной среды, способствующей проявлению и развитию одарённости в детском коллективе: разработка индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов; предупреждения изоляции одаренных в группе сверстников; развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Задача педагога :

помочь научиться видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных явлениях; развивать у детей способность продуцировать новые идеи и умение их выражать; поддерживать и развивать стремление учеников мыслить нестандартно; развивать у школьников потребность в самостоятельной деятельности при поиске различных вариантов преодоления проблем на уроке общения с искусством.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Модель работы с одарёнными учащимися

www.themegallery.com Модель работы с одарёнными учащимися Педагогическое сопровождение Индивидуальный образовательный маршрут Внеклассная работа Организация индивидуальной, с/о работы Внедрение инновационных ТО . Диагностика Мониторинг Цель: создание условий для обучения, воспитания, развития; обеспечения образовательных потребностей ОУ. принципы: системности; непрерывности; саморазвития; диалогичности; самопознания; информативности; самоуправления; творческой деятельности; индивидуализации и дифференциации; оптимизма

Изображение слайда
44

Слайд 44: Индивидуальный образовательный маршрут -

это дифференцированная образовательная программа, целенаправленно проектируемая и обеспечивающая ученику позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы в условиях осуществления учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В.Воробьёва, Н.А.Лабунская, А.П.Тряпицына, Ю.Ф.Тимофеева и др.).

Изображение слайда
45

Слайд 45: Цель разработки индивидуальной образовательной траектории -

обеспечение качественного образования одаренного учащегося, развития его личности при условии создания и реализации индивидуальной учебной программы в рамках предмета.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны:

включать изучение широких (глобальных) тем и проблем ; использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к разным областям знаний; предусматривать изучение проблем “открытого типа”;

Изображение слайда
47

Слайд 47

максимально учитывать и нтересы одаренных и поощрять углубленное изучение тем, выбранных учащимся; поддерживать и развивать самостоятельность в учении; обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса; предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;

Изображение слайда
48

Слайд 48

учить детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения, отстаивания своих идей и результатов творчества; содействовать развитию самопознания, а также понимания индивидуальных особенностей других людей; включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Структура индивидуальной учебной программы

Структурные компоненты ИУП ЦЕЛЕВОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТИВ-НЫЙ

Изображение слайда
50

Слайд 50: Стратегия планирования ИОТ

Выявление предпочтений участников. Составление ИОТ. Самоконтроль за работой над ИОТ. Самоанализ работы над ИОТ.

Изображение слайда
51

Слайд 51: Алгоритм составления ИОТ (для учащихся)

Сформулируй свою образовательную цель Цель – это субъективный образ желаемого, предполагаемый результат деятельности. Поставить цель – значит предсказать, спрогнозировать предполагаемый результат. Цель должна быть конкретной, т. е. необходимо указать: определенный срок; успехи, которых желаешь достичь в целом и по отдельным направлениям; способы получаемого образования.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Алгоритм составления ИОТ (продолжение)

3. Выбери формы и методы обучения Выбери те формы и методы обучения, которые помогают тебе эффективно усваивать учебный материал, или предложи свои. Ты должен: знать, чему и каким образом тебя обучают на занятиях; уметь сформулировать предложение для учителя (тренера, руководителя) по применению наиболее эффективных способов обучения; уметь определить формы самообразования.

Изображение слайда
53

Слайд 53: Алгоритм составления ИОТ (продолжение)

4. Определи формы и методы контроля Выбери предпочтительные для себя формы и методы контроля: как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился; каким способом лучше проверять твои знания по отдельным заданиям; каким образом ты должен осуществлять самоконтроль. 5. Спланируй свою учебную деятельность. Используй для этого учебный план на текущий учебный год, ресурсы образовательного учреждения. 6. Скорректируй ИОТ По окончании I полугодия проанализируй полученные результаты, соотнеси с поставленными задачами. Алгоритм составления ИОТ (продолжение)

Изображение слайда
54

Слайд 54: Общая структура индивидуальной образовательной программы одаренного ученика:

Ожидаемые результаты. Контрольно-оценочные материалы для самопроверки и анализа своей деятельности, ее оценки, устранение возможных ошибок, коррекции дальнейшей деятельности. Список рекомендованной для учащихся литературы, интернет-ресурсов. Приложения.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Для организации работы по ИОП педагогу необходимо:

составить план занятий, учитывая направления ученического самообразования, склонности (гуманитарные, математические и т.п.), психологические особенности ребенка; определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам; выбрать форму отчета (тесты, вопросы…) за определенный промежуток времени.

Изображение слайда
56

Слайд 56: Результаты обучения по ИОП отслеживаются через:

самооценку учащегося (с помощью разнообразных тестов); отзыв тьютора о роботе учащегося; еженедельные обсуждения-рефлексии с учащимися; презентацию проектов и результатов творческих разработок; работу учащегося в качестве помощника, консультанта, эксперта; результаты итоговой аттестации.

Изображение слайда
57

Слайд 57: Схема самоанализа обучающегося по ИОМ

Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?). Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?). Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?). Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что необходимо еще сделать?).

Изображение слайда
58

Слайд 58: Наиболее эффективны методы работы с ОД:

Метод применения. Позволяет учащимся посредством чувственно-образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри. Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения по исследуемому объекту. Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учеников, а также их версии с культурно-историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т.д.

Изображение слайда
59

Слайд 59: Наиболее эффективны такие методы работы с одаренными учащимися:

Метод ошибок. Предусматривает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний. Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

Изображение слайда
60

Слайд 60: Наиболее эффективны такие методы работы с одаренными учащимися:

Метод " если бы...". Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-то изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира. " Мозговой штурм". Позволяет собрать большое количество идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

Изображение слайда
61

Слайд 61: Методы работы с одаренными детьми

Портфолио (в широком смысле слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в зарубежных системах образования, относящих его к разряду «аутентичных» индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания.

Изображение слайда
62

Слайд 62: Портфолио одаренных учащихся помогает решать важные педагогические задачи :

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения ; развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность ; содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников ; закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. Портфолио одаренных учащихся помогает решать важные педагогические задачи :

Изображение слайда
63

Слайд 63: При разработке портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:

А) «Портфолио документов » Б) «Портфолио работ» В) «Портфолио отзывов »

Изображение слайда
64

Слайд 64: А) «Портфолио документов » -

портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав.

Изображение слайда
65

Слайд 65: Примерная схема структуры «портфолио документов» и оценки его материала

Позиции Компоненты Результаты (баллы) Блок А олимпиады Школьная: -победитель; - призѐр Городская: -победитель - призѐр Региональная: -победитель - призѐр 5 4 5 4 5 4 Блок Б различные сертификаты Конкурсы, игры и мероприятия, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др. Образовательные тестирования и курсы по предметам. Научно-практические конференции школьников разного уровня. от 1 до 5

Изображение слайда
66

Слайд 66: Б) «Портфолио работ»

представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Изображение слайда
67

Слайд 67

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Изображение слайда
68

Слайд 68: Примерный вариант записей в «портфолио работ»

• Работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках. • Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.

Изображение слайда
69

Слайд 69: Примерный вариант записей в «портфолио работ»

• Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия. • Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность. • Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты. • Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.

Изображение слайда
70

Слайд 70: Примерный вариант записей в «портфолио работ»

• Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п. • Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте. • Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.

Изображение слайда
71

Слайд 71: Примерный вариант записей в «портфолио работ»

• Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика. • Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда. • Другое.

Изображение слайда
72

Слайд 72: В) «Портфолио отзывов » -

включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.

Изображение слайда
73

Слайд 73: Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:

заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников ); рецензия на статью, опубликованную в СМИ; отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников ; резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений; эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения ; рекомендательное письмо о прохождении социальной практики ; другое.

Изображение слайда
74

Слайд 74: Метод проектов -

образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков с помощью системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.

Изображение слайда
75

Слайд 75: МЕТОД ПРОЕКТОВ -

Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА. (Е.С.Полат).

Изображение слайда
76

Слайд 76: Идея метода проектов

стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, требующим владения определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривают решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления.

Изображение слайда
77

Слайд 77: Цель проектной деятельности -

понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе); активизация познавательной деятельности; формирование учебной компетентности, соответствующей основным принципам концепции непрерывного самообразования; формирование специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера.

Изображение слайда
78

Слайд 78: Задачи проектной деятельности:

обучение планированию (определить цель, описать основные шаги по ее достижению, сконцентрироваться на достижении цели в течение работы); формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (выбрать необходимую информацию и правильно ее использовать); умение анализировать (креативность и критическое мышление); умение составлять письменный отчет (составлять план работы, презентовать информацию, оформлять библиографию); формирование позитивного отношения к работе.

Изображение слайда
79

Слайд 79: Проект – это 6 “П”:

проблема; проектирование (планирование); поиск информации; продукт; презентация; портфолио.

Изображение слайда
80

Слайд 80: Темой проекта может быть:

объект; исследование ; проблема; дело.

Изображение слайда
81

Слайд 81: Задание. Предложите темы для различных типов проектов, связанных с декоративно-прикладным творчеством

Тип проекта Название темы Ожидаемый продукт Исследовательский Творческий Игровой Информационный Учебно-телекоммуникационный Практико-ориентированный

Изображение слайда
82

Слайд 82: Основные требования к организации проектной технологии:

наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи ); практическая, теоретическая, познавательная значимость прогнозируемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов: определение проблемы, исследуемых задач, вытекающих из нее, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, коррекция, выводы.

Изображение слайда
83

Слайд 83: СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проектная деятельность Исследовательские Поисковые Научный метод Дискуссии, эвристические беседы Мозговые атаки Ролевые игры Рефлексивные

Изображение слайда
84

Слайд 84: Критерии оценивания выполненных проектов:

аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы; объем и полнота разработок, выполнение этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов; уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений; качество пояснительной записки: оформление, соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков.

Изображение слайда
85

Слайд 85: Презентация проекта —

процесс публичного представления заказчику или общественности результатов проектной деятельности.

Изображение слайда
86

Слайд 86: Оценка презентации проекта:

качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность; объем и глубина знаний по теме, эрудиция; культура речи, использование наглядных средств, чувство времени, удержания внимания аудитории; ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие; деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.

Изображение слайда
87

Слайд 87

Организация работы с одаренными детьми: Знакомство с научной литературой о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми. Проведение целенаправленных наблюдений внеучебной деятельностью учащихся. Подбор материалов и проведение специальных тестов, анкет, диагностических обследований позволяющих определить наличие одаренности. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.

Изображение слайда
88

Слайд 88: Советы педагогу по созданию ситуации успеха:

Снимите страх, психологический зажим ребёнка перед деятельностью (простые задания). Используйте на занятиях приёмы, развивающие память, мышление, воображение (игры, творческие задания). Не оценивайте достижения ребёнка в целом (на начальном этапе). Нужно выделить деталь результата и именно её объявить удачной, оригинальной, яркой, необычной и т. д. Детальная оценка стимулирует последующую деятельность, она объективна, справедлива, гуманна. В деятельности необходимо постоянно создавать атмосферу радости, удивления, восторга. На некоторое время важно не замечать недостатков.

Изображение слайда
89

Слайд 89

Ожидаемые результаты: Повышение интеллектуального, коммуникативного, творческого уровня учащихся. Творческая самореализация члена детской организации Обеспечение преемственности в работе. Формирование системы работы с нестандартными, креативными, одаренными учащимися.

Изображение слайда
90

Слайд 90: Профессиональные умения учителя:

умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка; умение модифицировать учебные программы; умение стимулировать когнитивные способности учащихся; умение работать по специальному учебному плану; умение консультировать учащихся и родителей.

Изображение слайда
91

Слайд 91: Личностные качества педагога:

Умение создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Доброжелательность: одаренные дети наиболее восприимчивы. Способность формировать учебную мотивацию различными способами: создавать ситуацию успеха, учитывать интересы и способности ребёнка. Умение экспериментировать на занятиях. Стремление к учебному сотрудничеству: ребенок становится партнёром учителя, субъектом учебной деятельности, активно проявляет инициативу и самостоятельность.

Изображение слайда
92

Слайд 92

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить. Сократ

Изображение слайда
93

Слайд 93: Литература

Моляко В. А. Проблема психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В. А. Моляко // Вопросы психологии.– 1994. – №5.– С. 86 –95. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т.  М.: Педагогика,1985.  Т.1. Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей.  М.: Педагогика, 1988. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. М.С. Лейтеса  М.: Изд. «Академия», 1996. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе. – М.: Академия, 2000.

Изображение слайда
94

Последний слайд презентации: Психолого-педагогическое сопровождение развития художественной одаренности детей: Творческих успехов!

Изображение слайда