Первый слайд презентации: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях высшего образования
Афонькина Ю.А. к. психол. н, доцент, зав.кафедрой СПиСП
Слайд 2: Социальные потребности обучающихся с ОВЗ
в психологической поддержке при решении проблем личностного и профессионального самоопределения сохранении и развитии психического здоровья развитии своей социальной активности и личности в целом
Слайд 3: Проявления дезадаптации у обучающихся с ОВЗ
присущи дезадаптивные типы отношения к своему дефекту, болезни ведущими типами являются анозогнозический, эргопатический, сеситивный, гармоничный свойственны повышенная тревожность, ранимость и обидчивость доминирование уровня эмоциональной оценки переживания дефекта (болезни) преобладание внутренних конфликтов, низкой уровень целостности образа «Я»
Слайд 4: Психологические защиты у обучающихся с ОВЗ
Эмоциональная реакция на свой дефект (болезнь) определяет высокий показатель уровня личностной тревожности, развитие деструктивных защитных форм поведения. Типичными механизмами психологических защит являются: отрицание реальности, рационализация, регрессия, реактивные образования.
Слайд 5: Особенности Я-концепции обучавющихся с ОВЗ
формирование негативного самоотношения, снижение уровня самоуважения, самоинтереса, саморуководства. характерна компенсаторно завышенная самооценка физический дефект, соматическое заболевание воспринимается как проблема личности в целом, собственного «Я»
Слайд 6: Особенности межличностных отношений обучающихся с ОВЗ
Неадекватность самовосприятия, самопознания, восприятия окружающих формирует неудовлетворенность отношениями с миром, окружающими людьми Для студентов с ОВЗ характерны существенные проблемы в построении межличностных отношений. Неадекватность самовосприятия, самопознания, восприятия окружающих формирует у студентов-инвалидов неудовлетворенность отношениями с миром, окружающими людьми и нарушение социально-психологической адаптации в целом.
Слайд 7: Особенности познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ
меньший объем запоминания и воспроизведения материала, повышенная возбудимость, раздражительность, замкнутость быстрая отвлекаемостью, повышенная утомляемость, быстрая переключаемость внимания, астенические проявления, низкая работоспособность, низкая продуктивность ипохондрические черты характера; уклонения от страхов и ответственности. сенсорная и личностная сверхчувствительность.
Слайд 8: Основные трудности обучающихся с ОВЗ
отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой; неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием привычки к повседневному контролю педагогов; затрудненный поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания, особенно при переходе из домашних условиях в общежитие; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками
Слайд 9: Дезадаптирующие факторы
Сниженная успеваемость Повышенная готовность в стрессу и неумение преодолевать стрессовые факторы Низкая физическая работоспособность Тревога за свое социальное благополучие и жизненные неумением планировать профессиональные и жизненные перспективы.
Слайд 10: Задачи психолого-педагогического сопровождения обучвающихся с ОВЗ
создание равных условий для включения всех студентов в образовательный процесс; разработка подхода к преподаванию, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей студентов развитие социальных отношений студентов через непосредственный опыт взаимодействия создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития лиц с ОВЗ содействие профессиональному и личностному самоопределению
Слайд 11: Формы адаптации обучающихся с ОВЗ к образовательным условиям
Формальная адаптация - это познавательно-информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре образовательного учреждения, к содержанию обучения в нём, к предъявляемым требованиям и своим обязанностям. Общественная адаптация - это процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом. Дидактическая адаптация - это подготовка студентов к новым формам и методам образовательной деятельности
Слайд 12: Сигнальные маркеры успешной социальной адаптации обучающихся с ОВЗ
наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений; степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности; разнообразие и глубина интересов адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым преподавателями способность считаться с интересами коллектива, нормами коллективной жизни способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать свои поступки, поступки окружающих, друзей, сверстников самокритичность, наличие навыков самоанализа сформированность эмпатии произвольный характер психической активности внешняя культура поведения; преодоление или отказ от вредных привычек.