Презентация на тему: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов
Взаимодействие трех составляющих
Особые образовательные потребности
Структура образовательных потребностей
Общие закономерности психического развития
Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ
Общие закономерности
Общие закономерности
Закономерности, общие для всех детей с ОВЗ:
Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ
Особенности в развитии движений:
Особые образовательные потребности
Особые образовательные потребности
Условия
Условия
Условия
Условия
В.И.Лубовский
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов
Классификации нарушений в развитии
Классификации нарушений в развитии
Классификации нарушений в развитии
Как учитывать особенности атипичного развития ребенка
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов
1/26
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 73)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (167 Кб)
1

Первый слайд презентации: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

Замашнюк Елена Вадимовна, канд. пед. наук, доцент

Изображение слайда
2

Слайд 2: Взаимодействие трех составляющих

особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья; структурно-уровневые характеристики самих особых образовательных потребностей; специальные образовательные условия

Изображение слайда
3

Слайд 3: Особые образовательные потребности

это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых возможностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения; это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей ребенка.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Структура образовательных потребностей

Первый уровень потребностей Закономерности, общие для развития всех детей Второй уровень потребностей Закономерности, общие для развития детей со всеми типами нарушений

Изображение слайда
5

Слайд 5: Общие закономерности психического развития

цикличность и неравномерность, пластичность нервной системы и основанная на этом способность к компенсации, положение об интеграции психики, п оложение о соотношении влияющих на развитие ребенка биологических и социальных факторов.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Общие закономерности психического развития детей с ОВЗ

Трудности взаимодействия с окружающим миром, приводящие к обеднению социального опыта, изменению способов общения с другими людьми Особенности развития личности, неточное представление о собственном “Я”, неадекватная самооценка- переоценка или недооценка собственных возможностей

Изображение слайда
7

Слайд 7: Общие закономерности

Цикличность психического развития потребность в создании условий для формирования ведущей деятельности с ориентацией на сензитивные периоды развития психики

Изображение слайда
8

Слайд 8: Общие закономерности

положение об интеграции психики потребность в создании условий для объединения компонентов психики

Изображение слайда
9

Слайд 9: Закономерности, общие для всех детей с ОВЗ:

трудности взаимодействия с окружающим миром потребность в формировании адекватного и богатого образа мира потребность в формировании различных форм коммуникации (вербальных и невербальных)

Изображение слайда
10

Слайд 10: Специфические закономерности психического развития детей с ОВЗ

снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудности использования средств психической деятельности; замедление процесса формирования понятий особенности развития движений

Изображение слайда
11

Слайд 11: Особенности в развитии движений:

Отставание в развитии крупной и мелкой моторики. Замедление темпов формирования разнообразных двигательных навыков, автоматизация которых требует много времени и усилий. Сформированные навыки характеризуются непрочностью и быстро распадаются. Многообразные стереотипно повторяющиеся движения.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Особые образовательные потребности

когнитивные составляющие – владение мыслительными операциями, возможности запечатления и сохранения воспринятой информации, объем словаря, знания и представления об окружающем мире; энергетические : умственная активность и работоспособность; эмоционально-волевые – направленность активности ребенка, познавательная мотивация, возможности сосредоточения и удержания внимания

Изображение слайда
13

Слайд 13: Особые образовательные потребности

не являются едиными и постоянными, проявляются в разной степени при каждом типе нарушения, разной степени его выраженности; определяют возможные условия обучения: в условиях интеграции, в условиях инклюзивного обучения, в специальной школе, дистанционно и т.д.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Условия

расширение границ образовательного пространства за пределы образовательного учреждения; организация сопровождения ребенка в образовательном пространстве на всех этапах жизни, пролонгированность этого процесса за рамки школьного возраста; активная позиция семьи в процессе социализации ребенка, включение членов семьи в социально-педагогическую деятельность и их особое обучение.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Условия

Подготовка детей с ОВЗ к овладению школьной программой; Формирование познавательной мотивации и положительного отношения к учению; Замедленный темп преподнесения новых знаний; Меньший объем «порций» преподносимых знаний, а также всех инструкций и высказываний педагогов;

Изображение слайда
16

Слайд 16: Условия

Использование наиболее эффективных методов обучения (в том числе усиление наглядности в разных ее формах, включение практической деятельности); Максимальное ограничение посторонней по отношению к учебному процессу стимуляции;

Изображение слайда
17

Слайд 17: Условия

Контроль понимания обучающимися всего учебного материала; Учет сенсорных возможностей обучающегося, использование специальных технических средств Медицинская помощь – лечебная и профилактическая

Изображение слайда
18

Слайд 18: В.И.Лубовский

«…где бы ни обучался ребенок с ограниченными возможностями здоровья – в специальном учреждении или в условиях интеграции – это должно быть специальное обучение. Только так можно добиться успешной адаптации ребенка в школе и получения им образования, которое будет одним из условий его адаптации и интеграции в последующей взрослой жизни»

Изображение слайда
19

Слайд 19

Педагог должен понимать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), чтобы эффективно выстроить психолого-педагогическое сопровождение. Синонимы: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в развитии», «исключительные дети». Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного развития. Л.С. Выготский утверждал, что «аномальный ребенок не неправильно, а иначе развитый». Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз необязательно ведет к отклонению в развитии. Ребенок может воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами. 19

Изображение слайда
20

Слайд 20

Обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения. Некоторые дети могут иметь и справку об инвалидности, и заключение психолого-медико-педагогической комиссии (глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.). 20

Изображение слайда
21

Слайд 21

Дефектология Общая педагогика Коррекционная педагогика Сурдопедагогика Тифлопедагогика Олигофренопедагогика Логопедия Педагогика детей с ЗПР Педагогика детей нарушениями опорно-двигательного аппарата Педагогика детей со сложными (комбинированными) дефектами Педагогика детей с характерологическими нарушениями в развитии («дети риска»)

Изображение слайда
22

Слайд 22: Классификации нарушений в развитии

Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского. Включает шесть типов развития: 1) недоразвитие – ранее повреждение, незрелость мозговых структур; 2) задержанное – задержанный темп развития познавательной и эмоционально-волевой сфер; 3) поврежденное – повреждение развития после 2–3 лет; 4) искаженное – сочетание общего, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций; 5) дисгармоническое – диспропорция развития в эмоционально-волевой сфере; 6) дефицитарное – тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем. 22

Изображение слайда
23

Слайд 23: Классификации нарушений в развитии

Трактовка типологии отклоняющегося развития Н.Я. Семаго и М.М. Семаго. Разработана на базе классификации В.В. Лебединского. Авторы создали систему собственно психологических показателей развития ребенка, которые определяют и в то же время отграничивают содержательное поле деятельности психолога от направлений работ других специалистов (логопедов, дефектологов, психиатров). Они выделяют три группы психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие. Синдромы определяют специфику, последовательность и темп формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка. 23

Изображение слайда
24

Слайд 24: Классификации нарушений в развитии

Классификация отклоняющегося развития Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина. Наиболее распространена в практике специалистов. 1) с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) зрения (слепые, слабовидящие); 3) речи (логопаты); 4) опорно-двигательного аппарата; 5) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); 6) задержкой психического развития; 7) выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм (РДА); 8) комплексными нарушениями психофизического развития, так называемыми сложными (множественными) дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). 24

Изображение слайда
25

Слайд 25: Как учитывать особенности атипичного развития ребенка

Одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, (например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности его образовательных потребностей, а также формы психолого-педагогического сопровождения, которые ему необходимы. Есть дети, которые смогут овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями). Другие относительно не ограничены в своих возможностях. Например, дети с задержкой психического развития или слабослышащие. 25

Изображение слайда
26

Последний слайд презентации: Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

Спасибо за внимание! 26

Изображение слайда