Презентация на тему: Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в практике

Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в практике деятельности общеобразовательного учреждения: задачи, субъекты, модели
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761) 4. Меры, направленные на
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование
Инклюзия
Особые образовательные потребности
Содержание особых образовательных потребностей
Содержание особых образовательных потребностей
ФГОС ОВЗ
ФГОС ОВЗ
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в практике
Психолого-педагогическое сопровождение
Психолого-педагогическое сопровождение
Схема психолого-педагогического сопровождения
Субъекты инклюзивного процесса
Сопровождение в отношении обучающихся с ОВЗ:
Сопровождение в отношении обучающихся с сохранным развитием:
Сопровождение в отношении семей обучающихся:
Сопровождение в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике:
Индивидуальная образовательная траектория ребёнка с ОВЗ
Полная инклюзия
Частичная инклюзия
Внеурочная инклюзия
АОУ ДПО УР «Институт развития образования»
Система оказания научно-методической поддержки
I Межрегиональная НПК « Опыт и перспективы развития инклюзивного образования в Удмуртской Республике»
Проблемы внедрения и реализации инклюзивного образования
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в практике
1/31
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 86)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (8542 Кб)
1

Первый слайд презентации: Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в практике деятельности общеобразовательного учреждения: задачи, субъекты, модели

Л.Г. Мустаева, проректор по УР АОУ ДПО УР ИРО

Изображение слайда
2

Слайд 2: Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

74 % новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья До 86 % имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение центральной нервной системы ) Не более 10 % детей дошкольного и 4 % детей школьного возраста можно считать абсолютно здоровыми Каждый 65 новорожденный – ребёнок с расстройствами аутистического спектра (РАС) 30 % детей- генетические нарушения ======================================= Двигательное, речевое, познавательное, социальное развитие www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
3

Слайд 3: Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»

Образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме; доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица; предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения; Статья 24. ….государство обязано обеспечить равный доступ для всех детей с инвалидностью к образованию, и это должно происходить путем обеспечения инклюзивности системы образования. www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
4

Слайд 4: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017годы (утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761) 4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе. Законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка. www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
5

Слайд 5: Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Изображение слайда
6

Слайд 6: Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU Дети, имеющие инвалидность, не сопряжённую с нарушениями психического развития Дети с нарушениями психического развития, не имеющие инвалидности Дети, имеющие инвалидность, сопряжённую с нарушениями психического развития

Изображение слайда
7

Слайд 7: Инклюзивное образование

обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Изображение слайда
8

Слайд 8: Инклюзия

это не только обучение в среде сверстников без ОВЗ. Инклюзией считается и включение детей с определенными нарушениями развития в среду сверстников с иными нарушениями (отличными от нарушений этих детей), но имеющих сходные образовательные потребности www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
9

Слайд 9: Особые образовательные потребности

спектр образовательных и (ре) абилитационных средств и условий, в которых нуждаются дети той или иной категории, и которые им необходимы для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве образовательной организации Венера Закировна Денискина www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
10

Слайд 10: Содержание особых образовательных потребностей

В аспекте времени начала специального образования - потребность в совпадении начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребёнка В аспекте содержания образования - потребность во введении специальных разделов обучения, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребёнка (например, занятия по развитию слухо -зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, и др.) В аспекте методов и средств обучения - потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, современных коррекционных технологий www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
11

Слайд 11: Содержание особых образовательных потребностей

В аспекте организации обучения - потребность в качественной индивидуализации обучения, в разработке и реализации адаптированной образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ В аспекте границ образовательного пространства - потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения В аспекте продолжительности образования - потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста (вертикаль образовательной инклюзии: детский сад, школа, техникум, университет ) В аспекте определения круга специалистов, участвующих в образовании - модели их эффективного взаимодействия www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
12

Слайд 12: ФГОС ОВЗ

ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями Приказы МОиН РФ №№ 1598, 1599 от 19 декабря 2014 г. www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
13

Слайд 13: ФГОС ОВЗ

Дифференциация «особых» обучающихся в зависимости от нозологических групп и возможностей www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU 9 28

Изображение слайда
14

Слайд 14

Категория обучающихся с ОВЗ Варианты АООП ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Глухие дети 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 Слабослышащие дети 2.1, 2.2, 2.3 Слепые дети 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Слабовидящие дети 4.1, 4.2, 4.3 Дети с речевыми нарушениями 5.1, 5.2 Дети с двигательными нарушениями 6.1, 6.2, 6.3, 6.4 Дети с задержкой психического развития 7.1, 7.2 Дети с расстройствами аутистического спектра 8.1, 8.2, 8.3, 8.4 Категория обучающихся с ОВЗ ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Обучающиеся с умственной отсталостью Варианты 1, 2

Изображение слайда
15

Слайд 15: Психолого-педагогическое сопровождение

Сопровождение - процесс проектирования образовательной среды, исходящий из необходимости максимального раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (М.Р. Битянова, 1998 г.) Процесс сопровождения - развитие личностного потенциала ребёнка в условиях успешности его обучения за счёт недопустимости его дезадаптации (М.М. Семаго, 2003 г.) www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
16

Слайд 16: Психолого-педагогическое сопровождение

В идее сопровождения заложена цель: создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального личностного развития и обучения Щеголь В.И. www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
17

Слайд 17: Схема психолого-педагогического сопровождения

www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
18

Слайд 18: Субъекты инклюзивного процесса

www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU Ребёнок с ОВЗ Общественность Администрация и педагоги ОУ Структуры дополнительного образования «Обычные» дети Семьи «обычных» детей Семья ребёнка с ОВЗ

Изображение слайда
19

Слайд 19: Сопровождение в отношении обучающихся с ОВЗ:

Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса в динамике его психического развития; Создание специальных условий для эффективной адаптации и психического развития и обеспечение успешности в обучении; Оказание помощи в адаптации к новым условиям жизнедеятельности; Обеспечение систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; Организация жизнедеятельности ребёнка в социуме с учетом его психофизических возможностей www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
20

Слайд 20: Сопровождение в отношении обучающихся с сохранным развитием:

Предупреждение проблем развития ребёнка; Помощь в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; Психологическое обеспечение образовательных программ www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
21

Слайд 21: Сопровождение в отношении семей обучающихся:

Систематическая психологическая помощь родителям и родственникам обучающихся; Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей; Повышение уровня реабилитационной компетентности родителей обучающихся с ОВЗ; Оказание помощи в осуществлении правильного выбора образовательного маршрута ребенка с ОВЗ; Формирование психологической культуры www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
22

Слайд 22: Сопровождение в отношении педагогов, участвующих в инклюзивной практике:

Повышение профессиональной компетентности; Формирование навыков командной работы; Формирование психологической культуры www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
23

Слайд 23: Индивидуальная образовательная траектория ребёнка с ОВЗ

процесс последовательного удовлетворения потребностей в образовании и формирования новых www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
24

Слайд 24: Полная инклюзия

– дети с ОВЗ посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
25

Слайд 25: Частичная инклюзия

– дети с ОВЗ совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
26

Слайд 26: Внеурочная инклюзия

– дети с ОВЗ обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия в общеобразовательном учреждении www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
27

Слайд 27: АОУ ДПО УР «Институт развития образования»

www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU Кафедра специального образования Кафедра управления и экономики образования Кафедра воспитания и социализации Кафедра профессионального образования Кафедра дошкольного и начального образования Центр сопровождения тьюторских практик

Изображение слайда
28

Слайд 28: Система оказания научно-методической поддержки

www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
29

Слайд 29: I Межрегиональная НПК « Опыт и перспективы развития инклюзивного образования в Удмуртской Республике»

25 ноября 2016 года www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
30

Слайд 30: Проблемы внедрения и реализации инклюзивного образования

квалифицированная подготовка педагогического состава; обеспечение доступной ( безбарьерной ) среды; оснащение учебных помещений требуемым оборудованием и обеспечение доступности образовательного процесса ; подготовка обучаемых категории «норма» к факту общего обучения со сверстниками, относящимися к группе лиц с ОВЗ; подготовка родительского состава, чьи дети находятся в категории «норма», к факту совместного образования их детей с детьми, имеющими особые образовательные потребности ; подготовка тьюторского сопровождения детей, имеющих особые образовательные потребности ; разработка адаптированных основных образовательных программ для детей, имеющих особые образовательные потребности ; обеспечение осознанного подхода к образованию детей с особыми образовательными потребностями. www.iro18.ru https://vk.com/iro18 https://www.facebook.com/IRO18.RU

Изображение слайда
31

Последний слайд презентации: Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса в практике

Автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Удмуртской Республики « Институт развития образования» 469009, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул.Ухтомского, 25 Телефон: (3412) 37-96-26 E- mail : secretary@iro18.ru Сайт: iro18.ru Институт развития образования Вконтакте https://vk.com/iro18 Институт развития образования в Facebook www.facebook.com/IRO18.RU Ваше фото

Изображение слайда