Презентация на тему: Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в образовательной

Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в образовательной организации : нормативно-правовая база
Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в образовательной
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ )
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79)
Статья 79
Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в образовательной
Адаптированная образовательная программа
Адаптированная основная общеобразовательная программа
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
Надомное обучение
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь (статья 79.3)
ФГОС НОО для детей с ОВЗ
Обучающиеся с ОВЗ неоднородная группа
В начальном школьном образовании детей с ОВЗ ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от от 19.12.2014 № 1598) предметом стандартизации
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013
В конце каждого учебного года предусматривается возможность перевода ребенка на другой вариант ФГОС по:
Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень, АОП)
Вариант 8.1
Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень, АОП)
Вариант 8.2
Третий вариант специального стандарта (не цензовый, АОП или СИПР)
Вариант 8.3
Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень итогового результата школьного образования)
Вариант 8.4 (СИПР)
Требования к результатам освоения
Предметные области
Коррекционно-развивающая область
Сетевая форма реализации образовательных программ (ст. 15)
Коррекционно-развивающая область (не менее 5 часов в неделю)
Спасибо за внимание
1/34
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 5)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (152 Кб)
1

Первый слайд презентации: Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в образовательной организации : нормативно-правовая база

Шаргородская Л.В., к.п.н. с т. преподаватель кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики ИСОиКР МГПУ

Изображение слайда
2

Слайд 2

Закон об Образовании Российской Федерации (273-ФЗ от 29.12.2012 г.) ФГОС НОО для детей с ОВЗ (приказ № 1598 от 19.12.2014, применяется к правоотношениям, возникшим с 1.09.2016г.) ФГОС НОО для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ № 1599 от 19.12.2014 г.). Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.) ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373) СанПиН 2.4.2.3286-15 для обучающихся с ОВЗ - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26).

Изображение слайда
3

Слайд 3: Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ )

физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Изображение слайда
4

Слайд 4: Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (статья 79)

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность Родители имеют право выбора образовательной организации

Изображение слайда
5

Слайд 5: Статья 79

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Изображение слайда
6

Слайд 6

индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей

Изображение слайда
7

Слайд 7: Адаптированная образовательная программа

образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц АОП для инклюзивного образования

Изображение слайда
8

Слайд 8: Адаптированная основная общеобразовательная программа

для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ д ети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии

Изображение слайда
9

Слайд 9: Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической

Изображение слайда
10

Слайд 10: Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Родители (законные представители) имеют право … присутствовать при обследовании детей на ПМПК, обсуждении результатов и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей Обязаны обеспечить получение детьми общего образования За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации

Изображение слайда
11

Слайд 11: Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые образовательной организацией. по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану С 2016 года аттестация детей с ОВЗ в начальной школе должна соответствовать ФГОС НОО для детей с ОВЗ

Изображение слайда
12

Слайд 12: Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

Лицам с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по АООП, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти

Изображение слайда
13

Слайд 13: Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

В Российской Федерации образование может быть получено : 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования ). Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,.. осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения

Изображение слайда
14

Слайд 14: Надомное обучение

Ст.41. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении…, а также детей-инвалидов, которые.. Не могут посещать ОО, может быть организовано обучение на дому Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.2016 № 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому" Порядок регламентации и оформления отношений ОО и родителей.. в части организации обучения на дому..определяется нормативно-правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ Приказ Минобрнауки от 2.09.2013 № 1035 « О признании не действующим …» порядка организации обучения на дому Постановление Правительства Республики Коми от 16.12.2013 № 500 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений … в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях »

Изображение слайда
15

Слайд 15: Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь (статья 79.3)

Ассистент (помощник ) – оказывает техническую помощь обучающимся с двигательными нарушениями, слепым и слабовидящим и др. Приказ Минздавсоцразвития РФ от 4 августа 2008 № 379 технические средства реабилитации и перечень ТСР (ассистент) Тьютор – это педагогический работник, организующий процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, персональное сопровождение обучающихся в образовательном пространстве, мероприятия по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите обучающихся

Изображение слайда
16

Слайд 16: ФГОС НОО для детей с ОВЗ

Гарантируется введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести нарушения развития. Исключается возможность определения ребенка как необучаемого В рамках всех вариантов стандарта гарантируется целенаправленная и систематическая организация взаимодействия обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками без таких ограничений (интеграция) Гарантируется удовлетворение особых образовательных потребностей - специальная помощь детям с ОВЗ, способным получать образование в условиях инклюзии. гарантируется возможность перехода с одного варианта ФГОС на другой по желанию семьи и рекомендациям специалистов г арантируется возможность выбрать вариант образования с учетом достигнутого ребенком к моменту поступления в школу уровня актуального развития и зоны ближайшего развития, что повышает ответственность всех участников образовательного процесса за организацию и качество ранней помощи, дошкольного образования, семейного воспитания этих детей

Изображение слайда
17

Слайд 17: Обучающиеся с ОВЗ неоднородная группа

нарушения слуха (глухие 1.1, 1.2, 1.3, 1.4; слабослышащие 2.1, 2.2, 2.3); нарушения зрения (слепые 3.1, 3.2, 3.3, 3.4; слабовидящие 4.1, 4.2, 4.3); нарушения речи (5.1, 5.2); нарушения опорно-двигательного аппарата (6.1, 6.2, 6.3, 6.4); задержка психического развития (7.1, 7.2); расстройства аутистического спектра (8.1, 8.2, 8.3, 8.4); нарушения интеллекта (ФГОС для детей с умственной отсталостью, 2 варианта) ; множественные нарушения развития

Изображение слайда
18

Слайд 18: В начальном школьном образовании детей с ОВЗ ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от от 19.12.2014 № 1598) предметом стандартизации являются:

1 ) Структура АООП НОО ( в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условия реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результаты освоения адаптированных образовательных программ.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г.) включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему ; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в образовательную программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Изображение слайда
20

Слайд 20: В конце каждого учебного года предусматривается возможность перевода ребенка на другой вариант ФГОС по:

Рекомендации учителя Запросу родителей Заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Изображение слайда
21

Слайд 21: Первый вариант специального стандарта (цензовый уровень, АОП)

Этот вариант предполагает возможность получения ребенком с ОВЗ цензового образование в среде сверстников и в общие с ними календарные сроки. Значительной части детей с аутизмом доступно цензовое образование, соотносимое по уровню академического компонента с образованием здоровых сверстников. Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, эти дети для успешной интеграции в общеобразовательную школу нуждаются в серьезной специальной помощи, удовлетворяющей их особые образовательные потребности. Обязательным условием освоения ими этого варианта стандарта является систематическая психолого-педагогическая поддержка.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Вариант 8.1

Полная образовательная интеграция Основная образовательная программа в те же сроки (1-4 классы) Программа коррекционной работы (развитие жизненной компетенции и поддержка в освоении основной образовательной программы) Право на прохождение аттестаций в иных формах (специальные условия) Неспособность ребенка с ОВЗ полноценно освоить отдельные предметные линии и даже область образования не служат препятствием для выбора и продолжения освоения варианта 8.1

Изображение слайда
23

Слайд 23: Второй вариант специального стандарта (цензовый уровень, АОП)

Вариант, при котором ребенок с ОВЗ получает цензовое образование в пролонгированные сроки

Изображение слайда
24

Слайд 24: Вариант 8.2

Образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья Адаптированная образовательная программа Пролонгированные сроки обучения в классе для детей со сходными особыми образовательными потребностями (1-5 лет для детей, получивших дошкольное образование, 1-6 лет для детей, е получивших дошкольное образование) Обязательным является планомерное, подготовленное и дозированное расширение социальных контактов ребенка с ОВЗ со сверстниками без ограничений здоровья (интеграция) Право на прохождение аттестаций в иных формах (специальные условия) Вариант 8.2 может быть реализован в образовательных организациях, работающих по адаптированным программам ( специальная школа ). Вариант 8.2. также может быть реализован в специально организованном классе общеобразовательной школы, способной обеспечить требуемые для данного варианта условия обучения и воспитания По окончании школы (в соответствии с достигнутым уровнем образования) получает такие же документы об образовании как его сверстники без ограничений здоровья и сверстники с ОВЗ, получившие образование того же уровня в условиях инклюзии

Изображение слайда
25

Слайд 25: Третий вариант специального стандарта (не цензовый, АОП или СИПР)

Третий вариант специального образования для детей с ОВЗ также предполагает их обучение в среде сверстников со сходными проблемами развития. Задача освоения цензового образования в этом случае не ставится, доля “академического” компонента редуцируется за счет расширения области развития жизненной компетенции и работы по расширению повседневного жизненного опыта ребенка. Среда, условия и методы обучения адаптируются к нуждам всей категории детей и каждого ребенка

Изображение слайда
26

Слайд 26: Вариант 8.3

Образование, не сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья  Адаптированная образовательная программа или (при необходимости) СИПР Пролонгированные сроки обучения (1-6 классы) В классе для детей со сходными особыми образовательными потребностями  Обязательным является планомерное, подготовленное и дозированное расширение социальных контактов ребенка с ОВЗ со сверстниками без ограничений здоровья (интеграция) Право на прохождение аттестаций в иных формах (специальные условия) Вариант 8.3 может быть реализован в образовательных организациях, работающих по адаптированным программам ( специальная школа) Вариант 8.3 также может быть реализован в образовательных организациях, работающих по адаптированным программам ( специальная школа ) и в специально организованном классе общеобразовательной школы, способной обеспечить требуемые для данного варианта условия обучения и воспитания с видетельство об обучении

Изображение слайда
27

Слайд 27: Четвертый вариант специального стандарта (индивидуальный уровень итогового результата школьного образования)

Четвертый вариант специального стандарта отвечает образовательным потребностям детей с наиболее тяжелыми формами дизонтогенеза, часто осложненными другими нарушениями развития. Благодаря этому варианту стандарта все дети с ОВЗ вне зависимости от тяжести состояния могут вписаться в пространство образования, где его уровень, методы, принципы организации среды и рабочего места, сама программа обучения определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка

Изображение слайда
28

Слайд 28: Вариант 8.4 (СИПР)

Образование, не сопоставимое с образованием сверстников. Итоговые достижения определяются только индивидуальными возможностями ребенка. Индивидуальная специальная образовательная программа (максимальное углубление в область развития жизненной компетенции) Пролонгированные сроки обучения (1-6 классы) В среде сверстников с ограничениями здоровья или в условиях надомного обучения Обязательным является планомерное, подготовленное и дозированное расширение социальных контактов ребенка с ОВЗ со сверстниками без ограничений здоровья в доступных для ребенка пределах (интеграция)

Изображение слайда
29

Слайд 29: Требования к результатам освоения

Личностные Метапредметные (для вариантов 8.1 и 8.2) Предметные результаты Результаты освоение коррекционно-развивающей области АООП

Изображение слайда
30

Слайд 30: Предметные области

Вариант 8.1. – соответствуют ФГОС НОО Вариант 8.2. – филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики, искусство, технология, физическая культура, Вариант 8.3. – язык и речевая практика, математика, естествознание, искусство, технология, физическая культура, Вариант 8.4 – язык и альтернативная коммуникация, математика, окружающий мир, искусство, технология, физическая культура,

Изображение слайда
31

Слайд 31: Коррекционно-развивающая область

При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия …из расчета по одной штатной единице: учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ОВЗ; учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ОВЗ; педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ОВЗ; тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ОВЗ; д ля учащихся с РАС на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель ( тьютор ), организуются индивидуальные занятия с педагогом психологом из расчета 5-8 учащихся с РАС на одну ставку должности педагога-психолога. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования »

Изображение слайда
32

Слайд 32: Сетевая форма реализации образовательных программ (ст. 15)

В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями

Изображение слайда
33

Слайд 33: Коррекционно-развивающая область (не менее 5 часов в неделю)

Вариант 8.1. – направлена на обеспечение эмоционально-личностного и когнитивного развития, преодолении коммуникативных барьеров, психолого-педагогическую поддержку освоения АОП Вариант 8.2. – формирование коммуникативного поведения (фронтальные и индивидуальные занятия, музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия), социально-бытовая ориентировка (фронтальные занятия) Вариант 8.3. – формирование коммуникативного поведения (фронтальные и индивидуальные занятия, музыкально-ритмические занятия (фронтальные занятия), социально-бытовая ориентировка (фронтальные занятия ), развитие познавательной деятельности (индивидуальные занятия) Вариант 8.4 – эмоциональное и коммуникативно-речевое развитие (фронтальные и индивидуальные занятия), сенсорное развитие (индивидуальные занятия), двигательное развитие (фронтальные занятия), предметно-практические действия (индивидуальные занятия), коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные занятия)

Изображение слайда
34

Последний слайд презентации: Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в образовательной: Спасибо за внимание

Изображение слайда