Презентация на тему: Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ

Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
Причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
Для обучающихся с ОВЗ характерны следующие психолого-педагогические особенности:
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Дети с нарушением слуха
Дети с нарушением слуха
Дети с нарушением зрения
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Расстройства аутистического спектра (РАС) –
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Дети с задержкой психического развитии (ЗПР )
Дети с умственной отсталостью
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Общие принципы и правила коррекционной работы:
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:
К лассификации методов в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся ( М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер ):
Классификация, предложенная Ю. К. Бабанским, представлена тремя группами методов:
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
!!!
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья
Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ
1/41
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 30)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (672 Кб)
1

Первый слайд презентации: Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Дети с ограниченными возможностями

Дети имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь

Изображение слайда
3

Слайд 3

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети -инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.

Изображение слайда
4

Слайд 4: По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (включая РДА); 8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Изображение слайда
5

Слайд 5: Причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья

Эндогенные Пренатальные Натальные Постнатальны е Экзогенные

Изображение слайда
6

Слайд 6: Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

Развитие высших психических функций у детей с ОВЗ Восприятие Мышление Память Речь

Изображение слайда
7

Слайд 7: Для обучающихся с ОВЗ характерны следующие психолого-педагогические особенности:

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

Изображение слайда
8

Слайд 8

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Изображение слайда
9

Слайд 9

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

Изображение слайда
10

Слайд 10

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. 5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

Изображение слайда
11

Слайд 11

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. 7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. 8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

Изображение слайда
12

Слайд 12

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. 10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

Изображение слайда
13

Слайд 13

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Изображение слайда
14

Слайд 14: Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире; Темп выполнения заданий очень низкий; Нуждается в постоянной помощи взрослого; Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); Низкий уровень развития речи, мышления; Трудности в понимании инструкций; Инфантилизм; Нарушение координации движений; Низкая самооценка; Повышенная тревожность, Высокий уровень психомышечного напряжения; Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный   статус   может   быть   изме-нен,  если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Статус  «ребенок  с  ОВЗ»  в  системе  образования  дает  детям  данной категории  определенные льготы: Право   на  бесплатные  коррекционно-развивающие  занятия  с  логопедом,  психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации. Право  на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания. По  окончании  9, 11  класса    право  на   выбор  традиционной  формы  сдачи государственной итоговой аттестации  (государственный  выпускной  экзамен)  или  в  фор- ме   основного  государственного экзамена (тестовые задания). Право  на бесплатное 2-х разовое питание в школе. Дети группы ОВЗ не могут быть подвегнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Дети с нарушением слуха

Изображение слайда
18

Слайд 18: Дети с нарушением слуха

Неслышащие  – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Слабослышащие  – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие. Позднооглошие - это дети, потерявшие слух вследствие какой-либо болезни или травмы после того, как они овладели речью, т.е. в 2–3-летнем и более позднем возрасте.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Дети с нарушением зрения

Абсолютно, или тотально, слепые/незрячие – дети с полным отсутствием зрительных ощущений; частично слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04; Слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2); Дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3)

Изображение слайда
20

Слайд 20: Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Изображение слайда
21

Слайд 21: Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

У детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций) Отмечают различные виды патологии опорно-двигательного аппарата: Заболевания нервной системы Врожденная патология опорно- двигательного аппарата Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата

Изображение слайда
22

Слайд 22: Расстройства аутистического спектра (РАС) –

это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией и неспособностью к социальному взаимодействию, общению и стереотипностью поведения (многократные повторения однообразных действий).

Изображение слайда
23

Слайд 23: Дети с тяжелыми нарушениями речи

Дети с тяжелыми нарушениями речи  – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики. Выделяются три уровня общего недоразвития речи: I уровень – наблюдается полное отсутствие  или резкое ограничение словесных средств общения в возрасте 4-5лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами; II уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим  произносительные возможности ребенка значительно отстают  от возрастной нормы; III уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Дети с задержкой психического развитии (ЗПР )

Заде́ржка психи́ческого разви́тия  (сокр. ЗПР)  — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставился только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода оставались признаки недоразвития психических функций, то говорили уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Дети с умственной отсталостью

Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

Изображение слайда
27

Слайд 27

- начать специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития; -ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников; -использовать специальные методы, приемы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения; -индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; -обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды; -максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности ).

Изображение слайда
29

Слайд 29

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:

игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Изображение слайда
31

Слайд 31: К лассификации методов в зависимости от характера познавательной деятельности, уровня активности учащихся ( М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер ):

объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный); • репродуктивный; • частично поисковый (эвристический); • проблемное изложение; • исследовательский.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Классификация, предложенная Ю. К. Бабанским, представлена тремя группами методов:

1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

Изображение слайда
33

Слайд 33

2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

Изображение слайда
34

Слайд 34

3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Изображение слайда
35

Слайд 35: !!!

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считается объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий; 2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. 3. Узелки на память; 4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами.

Изображение слайда
37

Слайд 37

5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. 6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия; 7. Активные методы рефлексии.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья

Принимать ребенка таким, какой он есть. Как можно чаще общаться с ребенком. Избегать переутомления. Использовать упражнения на релаксацию. Не сравнивать ребенка с окружающими. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что. Обращаться к ребенку по имени. Не предъявлять ребенку повышенных требований. Стараться делать замечания как можно реже. Оставаться спокойным в любой ситуации

Изображение слайда
39

Слайд 39: Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:

специального (коррекционного) образования; инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе со здоровыми детьми); в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах; в системе надомного обучения при массовых и специальных школах; в условиях домашнего (семейного) образования.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Прием ребенка с ОВЗ на обучение по тому или иному варианту ФГОС для обучающихся с ОВЗ осуществляется образовательной организацией при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии.

Изображение слайда
41

Последний слайд презентации: Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ

Спасибо за внимание!

Изображение слайда