Презентация на тему: Психологизм в романе

Психологизм в романе
Психологизм в романе М.Ю.Лермонтова
Композиция романа
Психологизм в романе
Психологизм в романе
Психологизм в романе
Портретная характеристика
Психологизм в романе
Психологизм в романе
Психологизм в романе
Психологизм в романе
Психологизм в романе
1/12
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 49)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1965 Кб)
1

Первый слайд презентации

Изображение слайда
2

Слайд 2: Психологизм в романе М.Ю.Лермонтова

«История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа» (М.Ю.Лермонтов)

Изображение слайда
3

Слайд 3: Композиция романа

Лермонтов, по примеру Пушкина, создает "собранье пестрых глав", не следуя четкой хронологии событий, а выбирая значимые эпизоды, насыщенные психологическими размышлениями. Композиция и стиль романа призваны как можно глубже и всестороннее раскрыть образ, проследить историю его внутренней жизни

Изображение слайда
4

Слайд 4

СЮЖЕТ ФАБУЛА

Изображение слайда
5

Слайд 5

Изображение слайда
6

Слайд 6

В рассказе Максима Максимыча Печорин предстает как человек таинственный, загадочный. «БЭЛА» Какие черты характера Печорина проявляются в этой главе?(опора на поступки героя: Как добивался расположения Бэлы? Как характеризует его фраза: «Хотите пари? Через неделю Бэла будет моей»?) Почему охладел к девушке и как он это переносил?

Изображение слайда
7

Слайд 7: Портретная характеристика

1) « Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. Во-первых, они (глаза) не смеялись, когда он смеялся! Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный». «МАКСИМ МАКСИМЫЧ» 1)Чем отличается данный портрет от портретной характеристик в привычном понимании? 2)Какие выводы о характере Печорина делает повествователь, наблюдая за ним со стороны? Почему он сравнивает Печорина с «бальзаковской 30-летней кокеткой»? Как героя характеризуют его глаза?

Изображение слайда
8

Слайд 8

"Княжна Мери" построена на дневниковых записях. Печорин пишет о своих мыслях, чувствах, о своем поведении и поступках. Он ищет самобытные, естественные и глубокие натуры, исследует, анализирует их так же, как исследует самого себя. Везде, где он появляется, он не просто усложняет жизнь людей, но и привносит в нее свою неприкаянность, бесприютность. Сталкивая людей друг с другом, он заставляет их раскрываться в полной мере: любить, ненавидеть, страдать.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Рефлексия – анализ своего психологического состояния (чувств, поступков, мировосприятия) или кого-либо героем литературного произведения. Основная черта характера Печорина - стремление к самопознанию: он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии, пытаясь раскрыть корни добра и зла в одном человеке: "Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю других...", "Зло порождает зло", "А что такое счастье?., если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечный источник любви".

Изображение слайда
10

Слайд 10

Подводя итоги своей жизни в ночь перед дуэлью, Печорин приходит к выводу: "Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты" - вырваться из этой скуки можно лишь в смерть. " Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия".

Изображение слайда
11

Слайд 11

Вслед за Пушкиным ("Выстрел" и "Пиковая дама") Лермонтов продолжает разрабатывать тему игрока, который испытывает судьбу: существует ли предопределение, и если да, то насколько самостоятельна личность. Это самый насущный вопрос, и ответ на него сможет объяснить Печорину его собственную душу и судьбу, но глава "Фаталист" снова возвращает повествование в крепость, в которой и начиналась история с Бэлой, открывшая роман, и он обретает "кольцевую" композицию, характерную для лермонтовских произведений: безысходность философских исканий главного героя и обреченность в его судьбе.

Изображение слайда
12

Последний слайд презентации: Психологизм в романе

Спор о предопределении, с которого начинается "Фаталист", центральный вопрос жизни для Печорина: "И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок? почему мы должны давать отчет в наших поступках?.." Именно это заставляет Печорина превращать жизнь в цепь экспериментов над собой и окружающими. Герой уверен, что он "играл роль топора в руках судьбы" и что он "как орудие казни... упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, без сожаленья".

Изображение слайда