Презентация на тему: ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Тема 2. Психологические особенности студенческого возраста
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
Юношеский возраст – период между подростковым возрастом и самостоятельной взрослой жизнью
Возрастные границы юношеского возраста варьируются:
Для юношеского возраста характерны:
Студенческий возраст характеризуется максимумом психофизиологического развития:
Особенности интеллектуального развития (15-18 лет)
Особенности интеллектуального развития (18-23 года)
Также юношескому возрасту характерны:
Тема 2. Психологические особенности студенческого возраста
Мировоззрение – система взглядов на мир в целом, представлений об основах бытия
Формирование мировоззрения
4 компонента мировоззрения:
Источники влияния на мировоззрение молодежи
Задача вуза – формирование научного мировоззрения — опирающегося на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой
Формирование нравственного сознания
Система ценностей выпускников школ*
Система ценностей молодежи*
Жизненные ценностей молодежи*
Динамика ценностных ориентаций*
Формирование нравственного сознания
Формирование нравственного сознания
Психологическая характеристика юношеского возраста
Рассмотрение личности и как объекта, и как субъекта жизни привело к появлению концепции жизненного пути. Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с
ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Некоторые характеристики жизненного плана
Жизненные планы выпускников школ (профессиональный аспект)
Возрастные нормы жизненных событий*
Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий
Жизненный план и сценарий
Жизненные стратегии молодежи
Активная позитивно-карьерная стратегия
Активная позитивно-инструментальная стратегия
Активная криминально-карьерная стратегия
Формирование сценария
Поиск привязанности
Возрастные нормы жизненных событий*
Тема 2. Психологические особенности студенческого возраста
Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.
Время наступления:
Кризис юности
Э. Эриксон определял кризис юношеского возраста как кризис идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и
Идентификация – уподобление себя значимому другому
Формирование неадекватной идентичности идет по 4 основным направлениям:
Этапы развития идентичности по Д. Маршу (1966)
Литература:
Тема 2. Психологические особенности студенческого возраста
По мнению Л. С. Выготского, особую важность приобретает формирование самосознания (Образа Я, Я-концепции), осознание своих возможностей и недостатков
Самопознание возможно через:
Источники формирования самооценки:
«Я»-концепция (Образ Я)
Самооценка – эмоциональное отношение к себе, составляющая самосознания
Параметры (виды) самооценки
ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Последствия заниженной самооценки:
Последствия завышенной самооценки:
Тема 2. Психологические особенности студенческого возраста
Главный вопрос: «Есть ли необходимость в воспитании взрослых людей?» и «Эффективно ли воспитательное воздействие на студентов?»
Как понимать воспитание?
Воспитательный процесс затруднен вследствие:
Как понимать воспитание?
ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Тема 2. Психологические особенности студенческого возраста
Факторы, влияющие на сплоченность / разобщенность студенческой группы:
Направления деятельности куратора:
Вопросы для самостоятельного изучения :
1/69
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 3)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2439 Кб)
1

Первый слайд презентации: ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Тема 2. Психологические особенности студенческого возраста

3. Общая характеристика юношеского возраста.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) с психологической (процессы, состояния и свойства); 2) с социальной (принадлежность к определенной социальной группе, национальности и т. д.); 3) с биологической.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Юношеский возраст – период между подростковым возрастом и самостоятельной взрослой жизнью

Изображение слайда
5

Слайд 5: Возрастные границы юношеского возраста варьируются:

Ранняя юность (15-18 лет) (наиболее изучена); Поздняя юность (18-23 года).

Изображение слайда
6

Слайд 6: Для юношеского возраста характерны:

1. Стабилизация психических свойств; 2. Пик интеллектуальных и творческих способностей; 3. Формирование нравственного сознания, системы ценностей и мировоззрения; 4. Формирование жизненного плана; 5. Поиск привязанности.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Студенческий возраст характеризуется максимумом психофизиологического развития:

наименьшие величины периода реакций; оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов; наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Особенности интеллектуального развития (15-18 лет)

Сформированы процессы мышления (умозаключение) и операции (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование); Совершенствуется память, применяются рациональные приемы запоминания → Появляется критичность мышления, аргументированность утверждений.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Особенности интеллектуального развития (18-23 года)

Происходят качественные изменения, появляются: Нестандартность подхода в решении задач; Широкий подход к проблеме; Интеллектуальная инициатива, создание нового, творчество.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Также юношескому возрасту характерны:

Романтизм, стремление к идеальному; Максимализм в оценке явлений действительности; Повышенная критичность, взгляд на мир с точки зрения своего идеала.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Тема 2. Психологические особенности студенческого возраста

4. Формирование нравственного сознания, системы ценностей и мировоззрения в юношеском возрасте

Изображение слайда
12

Слайд 12: Мировоззрение – система взглядов на мир в целом, представлений об основах бытия

Изображение слайда
13

Слайд 13: Формирование мировоззрения

ИНТЕРЕСЫ, ДУХОВНЫЕ ЗАПРОСЫ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЗНАНИЯ О МИРЕ УБЕЖДЕНИЯ, ИСТИННОСТЬ ДЕЙСТВИЯ, ПОСТУПКИ

Изображение слайда
14

Слайд 14: 4 компонента мировоззрения:

а) познавательный, б) ценностно-нормативный, в) эмоционально-волевой г) практический.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Источники влияния на мировоззрение молодежи

Частота обращения Постоянно, % Никогда, % Телевизор 99 0 Общение с родителями, родственниками 93 3 Художественная и публицистическая литература 41 8 Интернет 34 30 Театры, концерты 13 18 Музеи, выставки 8 28 Религиозные учреждения 2 46 *Толмачева С.В., Генин Л.В. Реклама глазами молодежи // Социс. 2007, № 4

Изображение слайда
16

Слайд 16: Задача вуза – формирование научного мировоззрения — опирающегося на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом

Изображение слайда
17

Слайд 17: Формирование нравственного сознания

Становятся более осознанными чувство долга, эстетические переживания, сочувствие; Осмысливаются моральные проблемы (цели, образ жизни, долг, любовь, верность и др.) Стабилизируется система ценностей.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Система ценностей выпускников школ*

Ценности Ранг Здоровье 1 Интересная работа 2 Уважение окружающих 3 Взаимная любовь 4 Материальный достаток 5 Наличие цели в жизни 6 Согласие в семье 7 Удача в делах 8 Высокое соц. положение 9 *Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников // Социс. 2004, № 2

Изображение слайда
19

Слайд 19: Система ценностей молодежи*

Ценности 1990 г. 1997 г. Ранг Общительность 1 1 Хорошая семья - 2 Общая культура 4 3 Деньги, мат. блага 8 4 Честность 3 5 Высокая квалификация 6 2 Полезные связи 7 7 Здоровье - 8 *Чупров В. И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс. 1998, № 3

Изображение слайда
20

Слайд 20: Жизненные ценностей молодежи*

Ценности Школьники Студенты Ранг Семья 1 1 Друзья 2 2-3 Здоровье 3 2-3 Интересная работа 4 4 Деньги 5 5 Справедливость 6 6 Вера 7 7 *Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007, № 4

Изображение слайда
21

Слайд 21: Динамика ценностных ориентаций*

В 60-70 гг. доминировала высокая ценность труда. После упразднения идеологии общественной значимости труда и исчезновения из СМИ образа труженика на первое место выходят «идолы потребления» (попзвезды, журналисты и проч. *Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социс. 2007, № 4

Изображение слайда
22

Слайд 22: Формирование нравственного сознания

Усиление сознательных мотивов поведения; Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Формирование нравственного сознания

Способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17—19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Психологическая характеристика юношеского возраста

5. Формирование жизненного плана и жизненного сценария

Изображение слайда
25

Слайд 25: Рассмотрение личности и как объекта, и как субъекта жизни привело к появлению концепции жизненного пути. Обсуждение проблемы жизненного пути личности ведется с помощью целого ряда понятий:

Изображение слайда
26

Слайд 26

Изображение слайда
27

Слайд 27: Некоторые характеристики жизненного плана

Выпускники школ характеризуются незрелостью профессиональных планов, около 35% не имеют состоявшегося выбора*. Временная перспектива старшеклассника нарушена, затруднено соотнесение прошлого, настоящего и будущего, характерно доминирование ближайшей перспективы. Представление о себе как о будущем специалисте не входит в «Я-образ» выпускника. * Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников. // Социс. 2004. №2

Изображение слайда
28

Слайд 28: Жизненные планы выпускников школ (профессиональный аспект)

Событие Возрастная норма (25-40 лет) Жизненные планы Сделать карьеру 31,4 26,5 Добиться успеха - 25,3 Стать профессионалом 27,9 27,9

Изображение слайда
29

Слайд 29: Возрастные нормы жизненных событий*

Событие 9 класс Студенты Взрослые Квартира 20,7 24,4 24,9 Машина 20,3 23,5 23,5 Зарабатывать деньги 18,2 20,6 21,2 Иметь ответственную работу 22,7 24,2 23,9 Заботиться о своем здоровье 6,6 14 19,7 Уметь планировать свою жизнь 17,5 19,2 21,1 *Долгов Ю. И. Ценностно-событийный анализ жизненного пути личности: автореф. дис. … канд соц. наук. Саратов, 2004. – 20 с.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий

В работах отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. В работах зарубежных исследователей (А. Адлер, К.Роджерс Э. Берн и др.) доминирует уверенность в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Жизненный план и сценарий

Изображение слайда
32

Слайд 32: Жизненные стратегии молодежи

АКТИВНАЯ КРИМИНАЛЬНО- КАРЬЕРНАЯ (17-29 ЛЕТ) ПАССИВНАЯ УМЕРЕННО- ПРИСПОСОБИТЕЛЬНАЯ (ДО18 И СТАРШЕ 25 ЛЕТ) АКТИВНАЯ ПОЗИТИВНО- ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ (СТУДЕНТЫ) ПАССИВНАЯ РЕФЛИКСИВНО- ЗАПАЗДЫВАЮЩАЯ (27-29 ЛЕТ) АКТИВНАЯ ПОЗИТИВНО- КАРЬЕРНАЯ (20-25 ЛЕТ) Федотова Н. Н. Социально-профессиональный статус поствузовской молодежи на рынке труда. Саратов, 2000.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Активная позитивно-карьерная стратегия

20-25 лет, в основном – мужчины. Характерно: конструктивное мышление, адаптированность системы ценностей к новым условиям, ориентированность на успех «сейчас», образование – инструментальная ценность

Изображение слайда
34

Слайд 34: Активная позитивно-инструментальная стратегия

Студенты. Характерно: противоречивая система ценностей, труд как базовая ценность, развитие собственных способностей, творческое отношение к делу.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Активная криминально-карьерная стратегия

17-29 лет Доминирует ценность личного благосостояния, характерны нелегальные способы деятельности.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Формирование сценария

Изображение слайда
37

Слайд 37: Поиск привязанности

Высокая ценность человеческой близости, любви и дружбы; Поиск партнера, заключение брака.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Возрастные нормы жизненных событий*

Событие 9 класс Студенты Взрослые Иметь серьезное чувство (любовь) 16,6 19,4 20,8 Вступить в брак 22,2 23,0 23,3 Иметь первого ребенка 23,7 24,7 25 *Долгов Ю. И. Ценностно-событийный анализ жизненного пути личности: автореф. дис. … канд соц. наук. Саратов, 2004. – 20 с.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Тема 2. Психологические особенности студенческого возраста

6. Понятие возрастного кризиса. Сущность кризиса юношеского возраста.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития

Изображение слайда
41

Слайд 41: Время наступления:

Д.Б. Эльконин– 15 лет; Э. Эриксон – в период от 11 до 20 лет; Большинство отечественных авторов – 17-18 лет.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Кризис юности

Поскольку ведущей деятельностью в юношеском возрасте является профессиональное самоопределение, под кризисом подразумевают связанные с ним конфликты потенциальных возможностей и реальности.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Э. Эриксон определял кризис юношеского возраста как кризис идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений

Изображение слайда
44

Слайд 44: Идентификация – уподобление себя значимому другому

Изображение слайда
45

Слайд 45: Формирование неадекватной идентичности идет по 4 основным направлениям:

уход от интимности, избегание тесных взаимоотношений; размывание чувства времени, неспособность строить планы; невозможность мобилизовать свои внутренние ресурсы и способности для сосредоточения на какой-либо деятельности; формирование «негативной идентичности», выбор отрицательного образца для подражания.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Этапы развития идентичности по Д. Маршу (1966)

1. «Неопределенная, размытая идентичность» - индивид не столкнулся с кризисом идентичности. 2. «Досрочная, преждевременная идентификация» - создается на основе чужих мнений, под влиянием примера или авторитета. 3. Этап «моратория» - индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения,. 4. «Достигнутая зрелая идентичность» - индивид перешел практической самореализации.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Литература:

Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000. Ермолаева М.В. Основы возрастной психологии и акмеологии: Учеб. пособие. – М., 2003. www.ido.ru

Изображение слайда
48

Слайд 48: Тема 2. Психологические особенности студенческого возраста

7. Самосознание и самооценка и в юношеском возрасте

Изображение слайда
49

Слайд 49: По мнению Л. С. Выготского, особую важность приобретает формирование самосознания (Образа Я, Я-концепции), осознание своих возможностей и недостатков (самопознание) и их преодоление

Изображение слайда
50

Слайд 50: Самопознание возможно через:

самопроверку, что иногда приводит к неоправданному риску; социальное сравнение. Знание о себе Самооценка Образ Я

Изображение слайда
51

Слайд 51: Источники формирования самооценки:

Оценка окружающих; Оценка собственных действий; Сравнение идеального и реального представления о себе.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Я»-концепция (Образ Я)

Мужчины: Более социализирована Включает в себя проявления себя в спорте, деле, интимной сфере Часто - переоценка своих качеств Женщины: Более индивидуализирована Включает в себя представления о собственной привлекательности Реалистичная или заниженная оценка себя

Изображение слайда
53

Слайд 53: Самооценка – эмоциональное отношение к себе, составляющая самосознания

Изображение слайда
54

Слайд 54: Параметры (виды) самооценки

ВЫСОКАЯ СРЕДНЯЯ НИЗКАЯ ПО УРОВНЮ АДЕКВАТНАЯ НЕАДЕКВАТНАЯ ПО СООТНОШЕНИЮ С РЕАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ ПО ОСОБЕННОСТЯМ СТРОЕНИЯ КОНФЛИКТНАЯ БЕСКОНФЛИКТНАЯ «Недооценивать себя – слабость, переоценивать – глупость»

Изображение слайда
55

Слайд 55

По результатам исследования*, первокурсники и аспиранты педагогических специальностей характеризуются завышенной самооценкой, что связано с усилением явления идентификации себя с эталонным представлением о личности преподавателя вуза *Белоконь М. А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения. Автореф. … диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Краснодар 1999. – 20с.

Изображение слайда
56

Слайд 56: Последствия заниженной самооценки:

чувство неполноценности, неуверенности в себе, которое сопровождается иногда внешней агрессивностью и чувством непонятности; заниженный уровень притязаний; болезненные реакции на свои недостатки и ошибки; застенчивость, склонность к психической изоляции, уход от действительности одиночество. разыгрывание ролей, чтобы произвести на людей впечатление.

Изображение слайда
57

Слайд 57: Последствия завышенной самооценки:

завышенный уровень притязаний; аффект неадекватности, возникающий в случае неудачи: отвержение сомнений в своих возможностях, агрессивность, перекладывание вины на других; заносчивость, игнорирование мнения окружающих.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Тема 2. Психологические особенности студенческого возраста

8. Психологические особенности воспитания студентов вузов

Изображение слайда
59

Слайд 59: Главный вопрос: «Есть ли необходимость в воспитании взрослых людей?» и «Эффективно ли воспитательное воздействие на студентов?»

Изображение слайда
60

Слайд 60: Как понимать воспитание?

Воспитание как целенаправленное воздействие на личность в интересах общества (традиционное определение)

Изображение слайда
61

Слайд 61: Воспитательный процесс затруднен вследствие:

наличия некого идеала воспитания; сознательно применяемых психолого-педагогических методов воздействия; пассивности воспитуемого.

Изображение слайда
62

Слайд 62: Как понимать воспитание?

Воспитание как создание условий для саморазвития личности в ходе обучения

Изображение слайда
63

Слайд 63

1) основная роль в формировании качеств личности должна отводиться практическим методам. При создании условий для саморазвития необходимо учитывать следующее:

Изображение слайда
64

Слайд 64

2) необходимо соблюдение принципов педагогики сотрудничества При создании условий для саморазвития необходимо учитывать следующее:

Изображение слайда
65

Слайд 65

3. Формирование качеств и свойств личности достигается путем синтеза познавательных, мотивационных и эмоционально-волевых компонентов. При создании условий для саморазвития необходимо учитывать следующее: Понимание сущности факта или явления Выработка отношения к усвоенному Построение своего поведения, практика

Изображение слайда
66

Слайд 66: Тема 2. Психологические особенности студенческого возраста

9. Психологические особенности студенческих коллективов

Изображение слайда
67

Слайд 67: Факторы, влияющие на сплоченность / разобщенность студенческой группы:

Однородность возрастного состава, Единообразие требований социальной роли Ценность учения как не первая и не единственная; Разнородность группы по принадлежности к социальному слою

Изображение слайда
68

Слайд 68: Направления деятельности куратора:

На этапе становления: четко обозначить несколько принципиальных требований к деятельности и поведению группы (в соответствие с уставом вуза). После распределения ролей: корректировать поведение в первую очередь неформальных лидеров

Изображение слайда
69

Последний слайд презентации: ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: Вопросы для самостоятельного изучения :

В чем специфика поведения личности в группе по сравнению с индивидуальным поведением? Стадии развития группы: кооперация – ассоциация – корпорация - коллектив.

Изображение слайда