Презентация на тему: Психология в туризме

Психология в туризме
О методичке
Об авторе
Тренинги и лекции, которые я веду
Что делает поход качественным?
Что помогает наладить психологический климат?
Индивидуальная психология туриста
Зачем человек идёт в поход?
Зачем человек идёт в поход?
Какие мотивы частые в туризме?
Какие мотивы частые в туризме?
Какие представления о походе у участников разного опыта?
Возможные представления у участника с мотивацией романтических отношений
Как участник сверяет свои представления с реальностью?
Как меняются представления о походах по мере набора туристского опыта?
Как использовать знания об индивидуальная психология туриста?
Суммируем.
Психология малых групп
Виды групп
Виды групп
Туристская группа – она какая?
Предпосылки спонтанного образования малой группы
Межгрупповое взаимодействие
Групповые нормы и соцконтроль
Суммируем.
Виды и способы лидерства малой группой
Лидер и руководитель
Устойчивый, ситуативный лидер и антилидер
Функции лидера в малой группе
Стили лидерства
Уместность стилей лидерства
Роли и должности в группе
Виды ролей в группе
Виды ролей в группе
Виды ролей в группе
Виды ролей в группе
Виды ролей в группе
Виды ролей в группе
Виды ролей в группе
Виды ролей в группе
Обращение лидера с другими ролями в группе
Суммируем.
Конфликты
Причины конфликтов
Виды конфликтов в группе
Виды конфликтов в группе
Этапы развития конфликтов
Способы разрешения конфликтов
Способы разрешения конфликтов
Способы разрешения конфликтов
Способы разрешения конфликтов
Какое поведение помогает разрешению конфликтов?
Просуммируем
Просуммируем – Как наладить психологический климат?
Просуммируем – Как наладить психологический климат?
Просуммируем – Как наладить психологический климат?
Просуммируем – Как наладить психологический климат?
Рекомендуемая литература
Психология в туризме
1/59
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 9)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (59710 Кб)
1

Первый слайд презентации: Психология в туризме

Методичка 2020. Балов Павел.

Изображение слайда
2

Слайд 2: О методичке

Данная методичка составлена на основе презентаций лекций по психологии в туризме. Такие лекции я читаю с 2019 года в студенческих и городских турклубах Москвы бесплатно. Если вы хотите позвать меня прочитать лекцию в вашем турклубе или сообществе, свяжитесь со мной vk.com/ balov. Эта небольшая методичка выполняет функцию карты в большом и запутанном мире психологии в туризме. В ней вы не найдёте подробных текстов и советов. Зато с помощью этой методички вы сможете сориентироваться, про какую конкретную тему вам стоит почитать побольше. А чтобы вам не пришлось долго искать, в конце есть список рекомендованной литературы. Искренне ваш, Балов Павел психолог и турист

Изображение слайда
3

Слайд 3: Об авторе

Балов Павел Психолог (НИУ-ВШЭ 2017) Инструктор детско-юношеского туризма (2018) Организатор спортивного туризма (2018) 2 разряд по спортивному туризму в маршрутах (2020) Походы от турклубов ВШЭ, Дома Туризма ЮАО, Вестра по Хибинам, Кавказу, Крыму, Ергакам, Приэльбрусью.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Тренинги и лекции, которые я веду

Первая помощь в походе (2018-2020) Ненасильственное общение в походе (2019-2020) Разработка маршрута (2020) Преодоление локальных и протяженных препятствий (2020)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Что делает поход качественным?

Техническая подготовка Психологический климат Продуктовая раскладка Тренировки турнавыков Разработка маршрута Подбор снаряжения

Изображение слайда
6

Слайд 6: Что помогает наладить психологический климат?

Знать и использовать: Индивидуальная психология туриста Психология малых групп Виды и стили лидерства малой группой Психологические роли в малой группе Виды конфликтов и этапы их развития Способы разрешения конфликтов

Изображение слайда
7

Слайд 7: Индивидуальная психология туриста

Команда состоит из отдельных людей, каждый со своими особенностями. Но не нужно быть психологом и учитывать глубины и грани личности каждого участника, чтобы наладить психологический климат в группе. Достаточно знать ответы на несколько вопросов. Зачем человек идёт в поход? Какие представления о походе у участников разного опыта? Как участник сверяет свои ожидания с реальностью? Как меняются представления о походах по мере набора туристского опыта?

Изображение слайда
8

Слайд 8: Зачем человек идёт в поход?

Мотивы идти в поход Прогностические модели ожиданий и опасений от похода Сличение прогностической модели и реальности Развитие прогностических моделей с опытом в туризме

Изображение слайда
9

Слайд 9: Зачем человек идёт в поход?

Отвечая на вопрос «Зачем человек идёт в поход?», мы находим его мотив. Мотив – это ценность, которую человеку важно реализовать в походе. Например, «иду в поход, чтобы насладиться видами природы ». Интенсивность мотивации у людей различается. Для одного туризм имеет глубокий личностный смысл, для другого мотив заниматься туризмом поверхностный, «за компанию» или даже «дань моде». Также важно помнить, что у одного и того же человека желание идти в поход обусловлено не единственным мотивом, а сразу многими ( полимотивированна ).

Изображение слайда
10

Слайд 10: Какие мотивы частые в туризме?

Соревнование с другими – Преодоление себя Техника – Сила Развлечение – Спорт

Изображение слайда
11

Слайд 11: Какие мотивы частые в туризме?

Уединение с природой – Общение с людьми Самопознание – Отношения с другими Эстетика – Познание

Изображение слайда
12

Слайд 12: Какие представления о походе у участников разного опыта?

Когда человек собирается в поход, он выстраивает в голове представления о том, как пройдёт поход. Человек ждёт, что поход пройдёт «хорошо» ( ожидания ), и боится, что пройдёт «плохо» ( опасения ). В зависимости от мотивов у разных людей могут совершенно противоположные ожидания и опасения. Например, идущий в поход «за красивыми видами» надеется на хорошую погоду, опасается, что всё время будет дождь. А человек с основной мотивацией «преодоление себя» ждёт как можно более суровых условий и боится, что будет слишком комфортная погода.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Возможные представления у участника с мотивацией романтических отношений

Ожидания Опасения

Изображение слайда
14

Слайд 14: Как участник сверяет свои представления с реальностью?

В походе человек непроизвольно оценивает происходящее на соответствие со своими ожиданиями и опасениями. Если оценка реальности ближе к позитивным ожиданиям, человек спокоен или радуется. Если ближе к опасениям, то человек напрягается, пугается или даже паникует. В походе одна и та же вещь может порадовать одного, а другого расстроить только потому, что у них противоположные представления о походе! На оценку реальности влияет состояние человека. Если он чрезмерно уставший, то даже в ясную погоду он может не впечатлиться красивыми видами, а даже не заметит их. Ожидания Опасения Оценка реальности

Изображение слайда
15

Слайд 15: Как меняются представления о походах по мере набора туристского опыта?

Ожидания и опасения о походах конкретизируются и приближаются к реальности по мере роста туристского опыта. У новичка ожидания и опасения о походе расплывчатые, романтизированные или порой вообще случайные. Новичку может казаться, что в походе всегда хорошая погода, и ничего не болит у участников – ведь именно это он видел на фото в блогах про путешествия и на своём опыте в ПВД. Может казаться, что в походе всё по плечу, и нет никаких опасностей, только приятные приключения. В результате новичок испытывает интенсивные эмоции, потому что его ожидания и опасения сильно расходятся с реальностью. Любой турист помнит, как сильно радовался, когда покорил первый в жизни перевал, и как сильно пугался, когда впервые столкнулся со спасработами. С набором походного опыта, проходя через трудности и радости, «сталкиваясь с реальностью», участник конкретизирует и делает более реалистичными свои представления о туризме – они всё больше основываются на его жизненном опыте, а не романтических рассказах и фотографиях. В результате уже опытный турист встречает ситуации в походе, которых он, собственно и ожидал или опасался. Поэтому его эмоциональные реакции на них спокойнее. Диагностический вопрос – «Что может произойти в походе?» Опытный турист ответит детализировано и многообразно. Новичок же ответит только общими расплывчатыми словами. Новичок Опытный

Изображение слайда
16

Слайд 16: Как использовать знания об индивидуальная психология туриста?

Зачем человек идёт в поход? Ставить в известность участников о своих мотивах вести поход и узнавать мотивы участников, чтобы исключить противоречия «на берегу». Заранее оповещать, ради чего вы точно не идёте в поход, чтобы участники могли «отвалиться» еще в начале подготовки. Какие представления о походе у участников разного опыта? Больше внимания уделять просвещению о походной жизни неопытных участников, чтобы предотвратить шок и повысить готовность. Как участник сверяет свои ожидания с реальностью? Учитывать мотивы и представления участников, когда в походе возникают трудные ситуации. Тогда слова поддержки легче «попадут в яблочко» и помогут. Как меняются представления о походах по мере набора туристского опыта? Лояльнее и с пониманием относиться к новичкам, вспоминая, что когда-то давно и вы «ничего не понимали» в туризме, помнить, что участники с опытом «повзрослеют».

Изображение слайда
17

Слайд 17: Суммируем

У всех разные мотивы идти в поход, руководителю важно их узнавать У всех разные представления (ожидания и опасения) о походе, руководителю важно их корректировать У новичков представления расплывчатые, но с опытом детализируются Новички реагируют эмоциональнее, но с опытом «суровеют».

Изображение слайда
18

Слайд 18: Психология малых групп

В походы ходят не сумма отдельных людей, а их взаимодействующее объединение – группа. У группы свои психологические закономерности, отличные от индивидуальной психологии туриста. Разберём: Какие бывают виды групп Предпосылки спонтанного образования малой группы Какие эффекты имеет межгрупповое взаимодействие Как работаю групповые нормы и соцконтроль

Изображение слайда
19

Слайд 19: Виды групп

Большие, средние и малые Большая группа — неограниченная по количеству группа, имеющая свои ценности, традиции, нормы поведения. Взаимодействие в такой группе осуществляется средствами массовой информации. Средние группы по признакам схожи с большими группами, однако характерной чертой является взаимодействие индивидов между собой в формальной форме (например, в рабочем коллективе большого завода). Члены малых групп непосредственно взаимодействуют друг с другом, объединены общей целью и деятельностью. Связь между членами малой группы настолько сильна, что изменение одной из частей взаимодействия влечёт изменение всей группы в целом.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Виды групп

Формальная и неформальная Формальная группа или Официальная группа — социальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями. Неформальная группа — спонтанно возникшая группа людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. Причины вступления — чувство принадлежности, помощь, защита, общение.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Туристская группа – она какая?

Туристская группа обычно малая (от 3 до 15-16 человек), где все члены взаимодействуют друг с другом. Если участники набираются по объявлению, то в начале группа имеет больше формальную структуру – есть руководитель, между участниками распределяются должности и задачи по подготовке, намечаются тренировочные выходы. С течением времени и общения в группе всё больше вырастает неформальная сторона взаимодействия – люди находят себе «любимых» собеседников, появляются общие шутки и стёб, распределяются групповые роли (лидер, шут, старейшина, энтузиаст и т.д …), у участников растёт чувство принадлежности к группе, ощущение безопасности и комфорта. При этом формальный компонент никуда не девается - руководитель остаётся руководителем, участники каждый при своей должности. Но теперь он поддерживается «топливом» неформального общения: людям друг с другом хорошо, и они уже сами мотивируют себя достигать общей цели - подготовить и провести качественный поход. После похода формальный компонент «отваливается», и если неформальная сторона общения в группе находит возможности существовать вне закончившегося похода, то общение продолжается. Люди зовут друг друга в другие походы, на чаепития, в кино… Если же неформальный компонент группы недостаточно окреп, то после завершения похода группа распадается.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Предпосылки спонтанного образования малой группы

Малая группа спонтанно образуется, когда люди: Близки друг к другу во времени и пространстве Имеют общие мотивы, цели, задачи Заняты совместной деятельностью Как организовать такие предпосылки? Организовать формальный компонент группы - распределять задачи по подготовке между участниками, обсуждать решения по походу всей группой, проводить групповые тренировки, участвовать в соревнованиях. «Подогреть» развитие неформального компонента - назначить культорга, который будет готовить и организовывать развлечения и ритуалы: готовить поздравления с ДР, собирать всех на гитару у костра, играть в игры типа «контакт» или «города», устраивать вечер баек и т.д...

Изображение слайда
23

Слайд 23: Межгрупповое взаимодействие

Когда малые группы взаимодействуют друг с другом, спонтанно возникают такие эффекты: Ингрупповой фаворитизм – «моя группа группа самая лучшая» Аутгрупповая агрессия или соревнование – «их группа – наши соперники» Отношения «мы-они», идентификация с группой – «я принадлежу нашей группе, а этот участник из той группы» Межгрупповое признание и сотрудничество, если общие мотивы, цели, задачи – «а они молодцы, суровые ребята» Межгрупповое взаимодействие сплачивает отношения внутри группы, повышает престиж участия, вовлечённость. Как организовать межгрупповое взаимодействие? Организовывать межгрупповые соревнования, турслёты с награждениями. Эффекты проявятся сами собой!

Изображение слайда
24

Слайд 24: Групповые нормы и соцконтроль

Когда в группе развивается неформальная сторона общения, в ней рождаются Групповые нормы – негласные правила поведения, негласная «расстановка сил» в группе. Например, в группе при авторитарном руководителе может негласно считаться, что спорить с ним нельзя. Или что следует помогать новичкам. Нормы вырабатываются в совместной деятельности. Нормы регулируют жизнь группы, делая её устойчивой. Подчиняясь нормам, участник одобряется другими членами. Нарушая их, участник получает эмоциональные санкции от группы. Как помочь родиться «полезным» групповым нормам? При подготовке похода своим примером демонстрировать уважение к участникам даже в конфликтах и молчаливо поощрять взаимное уважение между ними. Просить участников помогать друг другу в трудностях и молчаливо поощрять взаимопомощь. Стараться не руководить каждым шагом группы, а лишь давать задачу и поощрять самостоятельное решение, но при этом быть рядом на подхвате. Тогда велик шанс, что нормой в группе станут взаимоуважение, взаимопомощь и самостоятельность.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Суммируем

Группа – не просто сумма людей, а их взаимодействующее объединение. У неё свои психологические закономерности. Группы бывают большие, средние и малые. А также формальные и неформальные. Тургруппа обычно малая. Набранная по объявлению сначала преимущественно формальная, со временем становится еще и неформальной (с формальным компонентом). Малая группа возникает, если люди в одном пространстве и времени заняты совместной деятельностью с общими целями и задачами. Руководителю нужно организовывать это – распределять задачи, проводить общие встречи, тренировки, участвовать в соревнованиях. В межгрупповом взаимодействии возникают эффекты ингруппового фаворитизма, аутгрупповой агрессии или соревнования, отношений «мы-они», межгруппового признания. Они сплачивают группу. Руководителю следует участвовать с группой в соревнованиях, турслётах, конкурсах. В неформальной группе возникают негласные правила поведения – социальные нормы. Они поддерживают устойчивость группы. Чтобы такие правила были конструктивными, нужно своим примером показывать конструктивное поведение и эмоционально поощрять такое поведение у участников.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Виды и способы лидерства малой группой

Деятельность малой группы нужно организовывать, этим обычно занимаются руководитель и лидер группы (как дирижёр оркестра). Для того, чтобы научиться руководству и лидерству, нужно знать: Чем отличаются лидер и руководитель Что такое устойчивый, ситуативный лидер и антилидер Как функции у лидера в группе Какие бывают стили лидерства Когда какие стили лидерства уместны Чем отличаются роли и должности в группе Какие роли бывают Как лидеру обращаться с людьми с другими ролями

Изображение слайда
27

Слайд 27: Лидер и руководитель

Руководитель и лидер – это разные вещи. Руководитель – функционально-деятельностная должность. Лидер – социально-психологическая роль. Руководитель организует совместную деятельность, не занимаясь отношениями. Он может просто формально раздавать задачи и проверять результаты. Лидер организует отношения, кооперирует людей ради совместной деятельности. Он подталкивает людей помогать друг другу, и мотивирует их. Один человек может совмещать в себе должность руководителя, и роль лидера. А может быть и два человека – один руководитель, а другой лидер. Такое часто встречается в детских группах, где взрослый – руководитель, а лидер – один из детей. Лидер Руководитель

Изображение слайда
28

Слайд 28: Устойчивый, ситуативный лидер и антилидер

Лидер может быть как устойчивым, так и ситуативным (временным). Устойчивый лидер направляет группу в спокойные периоды. В трудных ситуациях лидерство временно переходит наиболее активному и умелому участнику. Например, при травме Медик может начать направлять всю группу. В группе может быть несколько устойчивых лидеров – лидер и антилидер. Тогда малая группа «поляризуется» - часть группы «слушается» одного лидера, а другая часть – «второго». В такой ситуации обычно возникают эффекты межгруппового взаимодействия – ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая агрессия (или соревнование). В такой группе обычно напряженная атмосфера, частые споры.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Функции лидера в малой группе

Лидер – это человек, который играет ключевую связующую роль в социальных отношениях группы. Лидер ведёт группу, направляет её. Функции лидера: организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах; выработка и поддержание групповых норм; представительство группы во взаимоотношениях с другими группами; принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

Изображение слайда
30

Слайд 30: Стили лидерства

Лидировать группой можно в разных стилях: Авторитарный стиль – жёсткая диктатура, приказы, все решения принимает руководитель, а участники исполняют; Либеральный – создание безопасной атмосферы, где каждый делает что хочет; Демократичный – решения обсуждаются всей группой, участники имеют право голоса в принятии решения.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Уместность стилей лидерства

Один и тот же лидер может сочетать разные стили в зависимости от того, насколько срочная и насколько безопасная задача стоит перед группой. Безопасность Срочность Низкая Высокая Высокая Низкая Либеральный/ Демократичный Авторитарный/ Демократичный Демократичный/ Авторитарный Авторитарный

Изображение слайда
32

Слайд 32: Роли и должности в группе

Кроме лидера в группе есть и другие роли. Важно помнить, что роли и должности в группе – это разные вещи. Должности – функции людей в совместной деятельности (руководитель, завснар, завпит …). Распределяются официально и по договорённости. У должностей есть конкретные оговорённые задачи с ясным результатом. Роли – функции людей в отношениях группы. Распределяются непроизвольно и неосознанно для группы. У ролей есть расплывчатые неосознаваемые задачи по поддержанию устойчивости группы ради совместной деятельности.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Виды ролей в группе

Выделяют вот такие роли: Лидер Энтузиаст Старейшина Шут/Остряк Потребитель Самоопределяющийся Последний (омега) Дезорг

Изображение слайда
34

Слайд 34: Виды ролей в группе

Энтузиаст – это участник, проявляющий интенсивную активность в выполнении какой-то задачи. Его функция в группе – быть ситуативным лидером в выполнении какой-то задачи.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Виды ролей в группе

Старейшина – это опытный участник, который даёт «мудрую критику» действиям лидера и группы. Его функция – корректировать действия лидера, помогать направлять группу.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Виды ролей в группе

Шут/Остряк – это участник, веселящий других своим поведением или своими шутками. Его функция – поддерживать приподнятое настроение в группе и разряжать обстановку в конфликтах и после трудных ситуаций.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Виды ролей в группе

Потребитель – это участник, пассивно выполняющий указания, слушающийся лидера. Его функция – быть «рабочей силой», руками которой выполняются задачи.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Виды ролей в группе

Самоопределяющийся – это участник, имеющий своё собственное мнение и принимающий свои собственные решения в большинстве ситуаций, не слушаясь лидера. Он держится особняком от остальной группы. Иногда может превратиться в антилидера. Функция самоопределяющегося – создавать противоречия в группе, провоцировать на споры, без которых группа тормозит в развитии.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Виды ролей в группе

Последний (омега) – это участник, которому тяжелее всех остальных в решении той или иной задачи. Например, самый медленно идущий, самый пугливый на спуске, самый неопытный повар… В разных задачах самые неопытные участники становятся Последними. Функция последнего – быть тем, о ком другие участники смогут легитимно заботиться.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Виды ролей в группе

Дезорг (дезорганизатор) – это человек, «ломающий» групповое решение задачи. Дезоргом может стать любой человек, впавший в панику. Функция дезорга – разрушить деятельность группы и создать трудную ситуацию. Такие ситуации могут сплачивать группу.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Обращение лидера с другими ролями в группе

Человека в любой роли лидер может направить в конструктивное для группы русло. Энтузиаста – в помощники. Ему можно поручить организовывать других участников в части задач. Старейшину – в советчики. У него можно каждый раз спрашивать совета при трудном решении. Шут/Остряк – в культорги. Можно попросить шута заранее подготовить репертуар развлечений на бивак. Потребитель – пусть их учат энтузиасты и развлекает шут. Самоопределяющегося – в консилиум советчиков вместе со старейшиной. Пускай они спорят друг с другом и вами, создавая противоречия, которые группе захочется решать. Последний (омега) – пусть ему помогают потребители и энтузиасты, так они будут чувствовать себя увереннее и опытнее. Дезорга – можно обратить в Последнего. Пусть ему все помогают успокоиться.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Суммируем

Руководитель и лидер – это разные вещи. Руководитель может просто формально раздавать задачи и проверять результаты. Лидер же активно общается, кооперирует людей ради совместной деятельности. В группе бывают устойчивый лидер, временные ситуативные лидеры и анти-лидер. Лидер выполняет связующую функцию в отношениях участников, без лидера группа разваливается. Есть три стиля лидерства: авторитарный, либеральный и демократический. Каждый стиль уместен в зависимости от срочности и безопасности задачи, стоящей перед группой. Кроме лидера есть еще роли в группе. Роли ≠ должности. Должности распределяются формально и содержат задачи по подготовке и проведению похода. Роли распределяются непроизвольно, не имеют конкретных задач и служат для поддержания устойчивости группы. Выделяют такие роли: лидер, энтузиаст, старейшина, шут/остряк, потребитель, самоопределяющийся, последний (омега), дезорг. Лидеру следует своими силами и силами всей группы направлять в конструктивное русло человека в каждой другой роли.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Конфликты

В любой туристской группе возникают противоречия. Порой они приводят к конфликтам. Без конфликтов группа не развивается ! Но чтобы она развивалась, а не разрушалась, нужно решать конфликты грамотно. Разберём: Причины конфликтов Виды конфликтов Этапы развития конфликтов Способы решения конфликтов

Изображение слайда
44

Слайд 44: Причины конфликтов

Реальная угроза ущемления интересов. Например, один участник хочет быть штурманов в этот день, а второй отбирает у него карту со словами «ты неправильно ориентируешься». Ошибочное приписывание враждебной позиции. Например, из-за национальных стереотипов одному участнику другой может казаться по-умолчанию враждебным. Психологическая непереносимость. Например, одному участнику комфортно много общаться и обниматься с окружающими, а другому важно личное пространство.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Виды конфликтов в группе

Сколько активно включённых участников? Односторонний. Когда одна сторона затаивает негатив, а вторая может даже не догадывать о наличии конфликта. Двусторонний. Когда обе стороны конфликта знают о его наличии. Если стало известно о конфликте, лучше его перевести из одностороннего в двусторонний, только тогда появляется шанс его решить.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Виды конфликтов в группе

Какие индивидуальные причины конфликта? Однородный Взаимная угроза ущемления интересов Обоюдное ошибочное приписывание Обоюдная психологическая несовместимость Сложный – разные индивидуальные причины Многослойный – множество индивидуальных причин Со временем конфликт «накапливает слои». Легче решать конфликт на ранних стадиях. А А Однородный А Б Сложный А Б Многослойный В А

Изображение слайда
47

Слайд 47: Этапы развития конфликтов

Конфликт проходит несколько этапов: Готовность к конфликту Этап, где растёт напряженность. Реализация Поступательное, логическое, «игровое» развитие Лавинообразное (с увеличением накала эмоций) Взрывное (внезапный взрыв эмоций одной стороны) Разрешение Полное разрешение, угасание (пришли к совместному решению, помирились) Спад, переход в хроническое состояние (менее активно переругиваются в течении долгого времени) Возврат к состоянию готовности к конфликту (поругались и дуются друг на друга каждый в своём углу) Мнимый выход (участники выпускают пар другим способом) Готовность Реализация Начало разрешения Полное разрешение Возврат к готовности Переход в хронику Мнимый выход ? Конфликт обычно становится видим, когда наступает этап реализации. Но если вы чувствуете напряжение между участниками, вы можете попытаться разрешить конфликт на этапе готовности.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Способы разрешения конфликтов

Руководитель и участники могут вмешиваться в конфликт, чтобы помочь его решить. Какими способами: Посредничество. Третья сторона выступает в качестве медиатора или арбитра для конфликтующих. Медиатор – как независимый дипломат, помогает сторонам лучше понять друг друга. Арбитр – как судья, выслушивает стороны конфликта и сам принимает решение за них.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Способы разрешения конфликтов

Разъединение конфликтующих. В буквальном смысле развести конфликтующих по разным углам, «разнять драку».

Изображение слайда
50

Слайд 50: Способы разрешения конфликтов

Благоприятствование свободному развитию и завершению. Подбадривание конфликтующих конфликтовать дальше «Мы дальше никуда не пойдём, пока вы не выскажете всё другу другу и не придёте к решению».

Изображение слайда
51

Слайд 51: Способы разрешения конфликтов

Пресечение конфликта. В буквальном смысле приказ и запрет конфликтовать. Такое можно сделать только при большом авторитете у участников.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Какое поведение помогает разрешению конфликтов?

Определённое поведение способствует решению конфликтов. Вот его особенности: Ориентироваться на задачи всей группы, а не свои личные Уступать и идти навстречу первым В конфликте говорить только о наблюдаемых фактах, не давать оценок «хорошо/плохо», «правильно/неправильно». Проявлять доброжелательность Дистанцироваться, когда эмоции захлёстывают Успокаивать себя самостоятельно и «брать себя в руки»

Изображение слайда
53

Слайд 53: Просуммируем

Без конфликтов группа не развивается ! Но нужно решать конфликты, чтобы группа не разрушилась. Три причины конфликтов - реальная угроза ущемления интересов, ошибочное приписывание враждебной позиции или психологическая непереносимость. Односторонние конфликты нужно переводить в двусторонние. Легче решать однородные или сложные конфликты, пока они не стали многослойными. Три этапа развития конфликта: готовность, реализация и разрешение. Реализация бывает поступательной, лавинообразной и взрывной. Разрешение заканчивается полным разрешением, переходом конфликта в хроническое состояние, возвратом к готовности или мнимым выходом. Конфликт становится видим на этапе реализации. Но если чувствуете напряжение – его можно попробовать решить на этапе готовности. Способы решения: посредничество (медиатор или арбитр), разъединение конфликтующих, благоприятствование свободному течению конфликта и пресечение. Чтобы решить конфликт, рекомендуется специальное поведение: ориентироваться на задачи всей группы, идти навстречу первым, говорить только о наблюдаемых фактах без оценок, проявлять доброжелательность, дистанцироваться при накале эмоций, успокаивать себя самостоятельно.

Изображение слайда
54

Слайд 54: Просуммируем – Как наладить психологический климат?

Индивидуальная психология туриста У всех разные мотивы идти в поход, руководителю важно их узнавать У всех разные представления ( ожидания и опасения ) о походе, руководителю важно их корректировать У новичков представления расплывчатые, но с опытом детализируются Новички реагируют эмоциональнее, но с опытом «суровеют».

Изображение слайда
55

Слайд 55: Просуммируем – Как наладить психологический климат?

Психология малых групп Группа – не просто сумма людей, а их взаимодействующее объединение. Группы бывают большие, средние и малые. А также формальные и неформальные. Тургруппа обычно малая. Набранная по объявлению сначала преимущественно формальная, со временем становится еще и неформальной (с формальным компонентом). Малая группа возникает, если люди в одном пространстве и времени заняты совместной деятельностью с общими целями и задачами. Руководителю нужно организовывать это – распределять задачи, проводить общие встречи, тренировки, участвовать в соревнованиях. В межгрупповом взаимодействии возникают эффекты ингруппового фаворитизма, аутгрупповой агрессии или соревнования, отношений «мы-они», межгруппового признания. Они сплачивают группу. Руководителю следует участвовать с группой в соревнованиях, турслётах, конкурсах. В неформальной группе возникают негласные правила поведения – социальные нормы. Они поддерживают устойчивость группы. Чтобы такие правила были конструктивными, нужно своим примером показывать конструктивное поведение и эмоционально поощрять такое поведение у участников.

Изображение слайда
56

Слайд 56: Просуммируем – Как наладить психологический климат?

Виды и способы лидерства малой группой Руководитель и лидер – это разные вещи. Руководитель может просто формально раздавать задачи и проверять результаты. Лидер же активно общается, кооперирует людей ради совместной деятельности. В группе бывают устойчивый лидер, временные ситуативные лидеры и анти-лидер. Лидер выполняет связующую функцию в отношениях участников, без лидера группа разваливается. Есть три стиля лидерства: авторитарный, либеральный и демократический. Каждый стиль уместен в зависимости от срочности и безопасности задачи, стоящей перед группой. Кроме лидера есть еще роли в группе. Роли ≠ должности. Должности распределяются формально и содержат задачи по подготовке и проведению похода. Роли распределяются непроизвольно, не имеют конкретных задач и служат для поддержания устойчивости группы. Выделяют такие роли: лидер, энтузиаст, старейшина, шут/остряк, потребитель, самоопределяющийся, последний (омега), дезорг. Лидеру следует своими силами и силами всей группы направлять в конструктивное русло человека в каждой другой роли.

Изображение слайда
57

Слайд 57: Просуммируем – Как наладить психологический климат?

Конфликты Без конфликтов группа не развивается ! Но нужно решать конфликты, чтобы группа не разрушилась. Три причины конфликтов - реальная угроза ущемления интересов, ошибочное приписывание враждебной позиции или психологическая непереносимость. Односторонние конфликты нужно переводить в двусторонние. Легче решать однородные или сложные конфликты, пока они не стали многослойными. Три этапа развития конфликта: готовность, реализация и разрешение. Реализация бывает поступательной, лавинообразной и взрывной. Разрешение заканчивается полным разрешением, переходом конфликта в хроническое состояние, возвратом к готовности или мнимым выходом. Конфликт становится видим на этапе реализации. Но если чувствуете напряжение – его можно попробовать решить на этапе готовности. Способы решения: посредничество (медиатор или арбитр), разъединение конфликтующих, благоприятствование свободному течению конфликта и пресечение. Чтобы решить конфликт, рекомендуется специальное поведение: ориентироваться на задачи всей группы, идти навстречу первым, говорить только о наблюдаемых фактах без оценок, проявлять доброжелательность, дистанцироваться при накале эмоций, успокаивать себя самостоятельно.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Рекомендуемая литература

Психология в туризме Федотов Юрий, Линчевский Эдгар. Типология и психология туризма Психология малых групп Дэвид Майерс. Социальная психология Клаус Фопель. Сплоченность и толерантность в группе Лидерство Роберт Чалдини. Психология убеждения Способы разрешения конфликтов Маршалл Розенберг. Ненасильственное общение Пол Экман. Психология эмоций Тренинги по ненасильственному общению - https://vk.com/kocherga_nvc

Изображение слайда
59

Последний слайд презентации: Психология в туризме: Психология в туризме

Методичка 2020 © Балов Павел vk.com/ balov instagram.com/ balovpsy balovpavel@yandex.ru

Изображение слайда