Первый слайд презентации: Психология толерантности и позитивного общения
Нагорная Г.Ю., к.п.н. доцент ФГБОУ ВО «СевКавГГТА»
Слайд 2
Слайд 3
это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям. Проявлять толерантность Каждый человек обладает правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Слайд 4
Толерантность Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Сострадание Принятие другого таким, какой он есть Прощение Уважение прав других Милосердие Сотрудничество, дух партнерства Уважение человеческого достоинства
Слайд 5
Толерантная личность Интолерантная личность Уважение мнения других Доброжелательность Понимание и принятие Чуткость Любознательность Снисходительность Доверие Г уманизм Толерантная позиция Коммуникабельность Непонимание Игнорирование Эгоизм Нетерпимость Выражение пренебрежения Раздражительность Равнодушие Цинизм Немотивированная агрессивность Особенности личности
Слайд 6
Согласно Э. Берну, существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим: 1. «Я - о'кей, ты - о'кей.» Эта позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс. 2. «Я - о'кей, ты - не о'кей.» Я - Принц, а ты - Лягушка. Эта позиция сходства, надменности, нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя. 3. «Я - не о'кей, ты - о'кей.» Эта позиция неудачника, который потерял себя, занимается самоунижением и самоедством. 4. «Я - не о'кей, ты - не о'кей.» Эта позиция безнадежности, отчаяния, жизненного смысла. Поиск толерантной позиции
Слайд 7: Секреты успешного общения
Установление психологического контакта Основа отношения к нам закладывается в первые 15 секунд общения Контакт глаз « Взгляд может быть угрожающим не менее, чем заряженное и нацеленное на человека ружье, взгляд может обидеть, как плевок или удар; но он может и лучиться добротой, и заставить сердце плясать от радости. » Ральф Уолдо Эмерсон
Слайд 8
Чтобы расположить к себе собеседника нужно сделать 4 «психологических подарка»: комплимент улыбка имя собеседника поднятие его значимости
Слайд 11
Техники рефлексивного слушания : 1) Выяснение - состоит в деятельности по уточнению смысла каких-либо высказываний либо всего сообщения в целом. Это позволяет получить дополнительную информацию по неясным вопросам, улучшить первоначальное сообщение, так как показывает автору, что он выражает свои мысли неточно. Типовыми фразами и вопросами являются: "Уточните, пожалуйста, что Вы имеете в виду!"; "Повторите, пожалуйста, эту часть!"; "Что Вы имеете в виду?"; "Я не понял"; "Не объясните ли Вы это еще раз?"; "Я не понимаю, что Вы имеете в виду".
Слайд 12
2) Перефразирование - формулирование той же мысли другими словами, иначе. Это позволяет получить подтверждение правильности понимания и дает возможность автору внести коррективы в сообщение. Типовыми словами являются: "Правильно ли я понял, что …"; "Как я понял Вас …"; "Как я понимаю, Вы говорите …"; "По Вашему мнению …"; "Вы думаете …"; "Другими словами, Вы говорите …"; "Вы считаете, что …".
Слайд 13: ВОЛШЕБНАЯ ФОРМУЛА «Я ВАС ПОНИМАЮ» Понимать – значит чувствовать. К.Станиславский
3) Отражение чувств – хотите повлиять на другого, изменить его точку зрения, убеждение - не усердствуйте, доказывая свою правоту, а присоединитесь к позиции оппонента, станьте таким же как он- начните думать как он, чувствовать как он, желать как он... А дальше он сам проникнется к вам и захочет слушать то, что вы хотите предложить. Для рефлексивного отражения чувств можно использовать следующие фразы: "Мне кажется, что Вы чувствуете …"; " Вы несколько расстроены …"; "Вероятно, Вы чувствуете …"; "Мне знакомы Ваши ощущения …"; "Я чувствую, что Вы …". ВОЛШЕБНАЯ ФОРМУЛА «Я ВАС ПОНИМАЮ» Понимать – значит чувствовать. К.Станиславский
Слайд 14
4) Резюмирование -подведение итога, смысла сообщенного говорящим. Типовыми формулировками при резюмировании могут быть следующие: Ваша речь может означать …; Основными выводами, с Вашей точки зрения, являются …; Можно ли сказать, что смысл Вашей речи состоит …; Если подытожить сказанное Вами, то …; Правильно ли я понял, что Вашими основными идеями являются ….
Слайд 16: Отсутствие критики Критика подобна почтовому голубю, Она всегда возвращается обратно. Д.Карнеги
Осуждающее высказывание: Комплиментарное высказывание: Опять ты опоздал??? Ты у меня такой пунктуальный, а сегодня опоздал… Уверена, что больше не заставишь меня ждать )) Вместо осуждающих высказываний в адрес коммуниканта, произносите комплиментарные высказывания (правило трех К). Использование в критике местоимения «МЫ». Что-то мы с Вами сегодня раздражены..
Слайд 17: Ты- высказывание Я - высказывание
Отучаемся Тыкать и начинаем Якать
Слайд 21: Виды неконструктивного общения
Сравнение. «Ты такая же, как твоя подруга. Делаешь те же самые ошибки». Результат: у человека возникает обида и снижается чувство собственной значимости. · Пренебрежение. «Мне бы твои проблемы…». Результат: снижение значимости проблемы и связанных с ней переживаний. · Приказ. «Немедленно успокойся». Запрет на переживания. · Невключённое слушание. Слушающий задаёт какие-либо формальные вопросы, не затрагивающие сущности проблемы. Результат: человек чувствует, что его не слушают и он не интересен. · Поторапливание. «Короче говоря…», «Да понял я всё уже…» · Собственная интерпретация. «На самом деле ты говоришь об …». Слушающий придаёт ситуации другой смысл и интерпретирует её по-своему. Результат: в связи с непониманием либо гнев, либо человек замкнётся. · Критика. «Ты не прав, как всегда…», «Ну ты как обычно…». · Предвидение. «Я же тебе говорила…», «Я тебя предупреждала…».
Слайд 22: КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ
Prezentacii.com
Слайд 23: Психологические барьеры:
недоверие к собеседнику; незаинтересованность в предмете разговора; погруженность в другие дела; убежденность в собственной правоте; предубеждение; неуверенность в себе; самоуверенность; стремление настоять на своем; неумение слушать; неумение выражать свои мысли; привычка перебивать собеседника.
Слайд 24: Виды конфликтов
Конфликт — это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающихся в противоборстве сторон. Виды конфликтов Внутриличностные конфликты Межгрупповые конфликты Межличностные конфликты Уровни конфликта
Слайд 25: ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАЦИЙ
Родитель Я Взрослый Я Ребенок Я – которое говорит нам, что мы должны делать, как должны себя вести. Это Я – все знающее, все оценивающее, догматичное, с сознанием собственного превосходства и с правом всех судить и карать. Но еще оно связано со знанием, мудростью, со способностью к покровительству, к защите слабого, с милосердием. – голос разума, оно несет в себе такие стороны взрослого, как расчетливость и рационализм, трезвость и взвешенность оценок, понимание относительности норм и принципов, четкий контроль за своими действиями, осознанность стремлений и рациональное целеполагание. – которое несет в себе раскованность, импульсивность, непринужденность, фантазии, любопытство, творческие порывы и одновременно такие стороны, как беспомощность, неуверенность, несдержанность, наивность и пугливость.
Слайд 26: Параллельные трансакции
При параллельных трансакциях развиваются неконфликтные отношения, которые могут длиться довольно долго Взрослый – Взрослому - Когда сегодня заканчивается мероприятие? - В 12.00 ч. Ребенок – Родителю Родитель – Ребенку - Я боюсь, что не успею. - Не переживайте, все будет хорошо
Слайд 27: Перекрестные трансакции
При перекрестных трансакциях возникают упреки, конфликты. Родитель – Ребенку Необходимо выполнять все задания вовремя! Родитель – Ребенку А Вы мне их вовремя дали?!
Слайд 28: Техника «Психологическое айкидо»
ДА (прежде, чем переходить в атаку (начинать, к примеру, гнуть свою линию, переубеждать), необходимо погасить атаку противника, снять напряжение - его желание нападать, что-то доказывать, возражать, а именно, расслабить, расположить к себе, сделать дружелюбным, понимающим… ) Чувства Вопрос Долго Вы еще будете возиться? (Р-Д) 1.ДА, увы, получается долго.(Д-Р) 2. Я понимаю, как Вас это раздражает… 3. Вы готовы еще подождать 3 минуты или присядете, и я сама Вам принесу карточку? (В-В)
Слайд 29
Что нельзя делать: 1) нельзя защищать себя - " Вы неправильно поняли!" Человек в состоянии гнева не слышит и поэтому оправдываться не стоит; 2) не стоит начинать извиняться - "Ладно, давай сделаем!"; 3) не стоит нападать - " Я не могу согласиться, Вы не правы!" (человек не слышит); 4) не торопитесь давать советы - "Выпей валерьяночки, успокойся!"; 5) не стоит проявлять снисходительность - " Не расстраивайтесь, что Вы так заводитесь."; 6) нельзя отрицать эмоции гневливого человека - "Это ваши комплексы, нашел из-за чего...", "Что за ерунда..."; 7) нельзя отсрочивать во времени разговор - "Сейчас пройдет время и мы вернемся к разговору", "Поешьте, и будем разговаривать". Стычки. Некоторые правила поведения с гневливым человеком.
Слайд 30: Как нужно вести себя с гневливым человеком:
И гнорирование агрессии: не заметить агрессию, дать партнеру время успокоиться. – « Что-то ты неважно выглядишь… Присаживайся, что будешь- капучино ?» Очень полезно, если гневливого собеседника назвать по имени - "Иван Иванович..." Можно попробовать уйти от темы, так называемое отвлечение на детали, задав какой -то неожиданный вопрос - « Ой, а Вы когда заходили, не встретили Артура ?»
Слайд 31: Как нужно вести себя с гневливым человеком:
Обращение к здоровью как ценности: "Не рвите себе сердце"; - "Будем беречь наше здоровье"; - "Это не тот случай, чтобы тратить на него свое здоровье. Кстати, Вы делали кардиограмму?…..» Дружеское участие: "У вас сегодня очень трудный день, и, понятно, сдают нервы"; "Я тоже не переношу подобные вещи"; "И меня возмущают такие выходки". "Я сегодня такой же нервный (вздернутый, резковатый)"; "Сегодня почему-то все взвинчены (погода действует, общая обстановка )"
Слайд 32
«Гадости на радости» (Мне приятно …): всегда можно найти повод сказать искреннее спасибо агрессору, например, «Какая Вы шустрая!» “Мне приятно, что Вы следите за моими успехами”. Примените формулу самоуспокоения: "сегодня я не обращаю внимания на пустяки", "у меня сегодня более серьезные проблемы " и т.п. «Ширма» (фиксация параметров имиджа): « Я - леди, я не срываюсь!» Как нужно вести себя с гневливым человеком:
Слайд 33: Используйте стоп-слова и задерживайте реакцию
Когда вы чувствуете, что сейчас разразитесь гневной тирадой, просто мысленно скажите себе «СТОП», лучше даже крикнуть себе «С-Т-О-П»! Можете использовать любое слово, главное чтобы оно остановило вас от немедленной реакции. Несмотря на то, что ваш разум в момент гнева хочет просто взорваться и ответить оппоненту жестче и больнее, когда вы его остановите стоп-словом он начнет успокаиваться. После этого подождите 10 секунд. За это время вы сможете успокоиться еще больше и принять решение по сложившейся ситуации.
Слайд 34: Используйте юмор
Это одна из самых действенных методик. В момент гнева представьте своего оппонента в смешном виде (например, без штанов, или в смешной одежде, в карикатурном образе и т.п.) Это непременно вызовет улыбку на вашем лице и немедленно избавит от чувства гнева. Или - Ты дурака-то не включай - Да я и не выключал
Слайд 35: Переключитесь
Необходимо переключить внимание, посмотреть в сторону или вверх, взять в руки предмет, записать что-либо и т.п.
Слайд 37: Не держите в себе переживания за нерешенные проблемы
Слайд 38: Вам предлагается 9 ситуаций. Отметьте, какие из них Вас больше всего нервируют
1. Вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами. 2. Вы хотите позвонить по телефону, а нужный номер постоянно занят. 3. Вы ведёте автомобиль, а рядом сидящие непрерывно дают вам советы. 4. Вы с кем-то беседуете, а третий постоянно вмешивается в ваш разговор. 5. Если кто-то без причин повышает голос. 6. Когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей. 7. Вас раздражает комбинация цветов, по вашему мнению, не сочетаемых друг с другом. 8. Когда при рукопожатии вы ощущаете вялую ладонь партнёра. 9. Разговор с человеком, который всё знает лучше вас.