Презентация на тему: Психология проф ессионального образования

Психология проф ессионального образования
Определение ППО
Отличительные особенности
Профессиональное образование
Ключевые понятия
Профессиональное становление
Стадии профессионального становления по Э.Ф.Зееру
Квалификация
Психологическое сопровождение профессионального становления
Профессиональная ориентация
Профессиональное самоопределение
Профессия
Ценностно-смысловая направленность ведущих моделей образования
Ценности образования
1. Концепция когнитивно ориентированного образования.
2. Концепция деятельностно ориентированного образования
3. Теории развивающего обучения
4. Концепция личностно ориентированного образования
5. Концепция личностно-развивающего образования
6. Модель развивающегося образования
Анализ генезиса
Психологически обусловленные проблемы профессионального образования
Психологически обусловленные проблемы профессионального образования
Спасибо за внимание!
1/24
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 45)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (469 Кб)
1

Первый слайд презентации: Психология проф ессионального образования

Преподаватель: Шаров Антон Александрович

Изображение слайда
2

Слайд 2: Определение ППО

Психология профессионального образования изучает феноменологию становления личности, психологические закономерности профессионального обучения, воспитания и развития, а также возрастные особенности субъектов профессионального образования. Междисциплинарная отрасль научного знания и тесно связана с общей психологией, педагогической и возрастной психологией, психологией труда, психологией профессии, акмеологией. Является самостоятельной отраслью прикладной психологии, а также учебной дисциплиной

Изображение слайда
3

Слайд 3: Отличительные особенности

Прикладной характер учебного предмета Дидактическая обработка научного знания Построение содержания в соответствии с логикой учебно-профессиональной деятельности Учет возрастных психических возможностей обучающихся

Изображение слайда
4

Слайд 4: Профессиональное образование

Научно обоснованный организованный процесс и результат профессионального станов­ления и развития личности человека и овладения им определенными видами профессио­нальной деятельности.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Ключевые понятия

Профессиональное становление - Развитие личности в процессе выбора профес­сии, профессионального образования, подго­товки и выполнения профессиональной дея­тельности. Целостный процесс профессиональ­ного становления имеет стадии, переход от одной стадии к другой сопровождается норма­тивными кризисами. Темп и траектория про­фессионального становления вариативны и определяются тремя группами факторов : воз­растными, индивидуально-психологическими и технологическими.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Профессиональное становление

Изображение слайда
7

Слайд 7: Стадии профессионального становления по Э.Ф.Зееру

№ Название стадии Основные психологические новообразования стадии 1 Аморфная оптация (0-12 лет) Профессионально ориентированные интересы и склонности 2 Оптация (12-16 лет) Проф.намерения, выбор пути проф. образования и проф. подготовки, учебно-проф. самоопределение 3 Профессиональная подготовка (16-23 года) Проф. подготовленность, проф. самоопределение, готовность к труду 4 Профессиональная адаптация (18-25 лет) Освоение новой соц. роли, опыта самостоятельного выполнения проф. деятельности, проф. важные качества 5 Первичная профессионализация Проф. позиция, интегративные проф. значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд 6 Вторичная профессионализация Проф. менталитет, идентификация с проф. сообществом, мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность 7 Профессиональное мастерство Творческая проф. деятельность, подвижные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина ( акме ) профессионального развития Стадии профессионального становления по Э.Ф.Зееру

Изображение слайда
8

Слайд 8: Квалификация

Степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, а также профессионально важных качеств личности.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Психологическое сопровождение профессионального становления

Составная часть профессионального образования, заключающаяся в психологической помощи в преодолении трудностей профессиональ­ной жизни, коррекции деструктивных тенденций развития ( кризисов, стагнации, конфлик­тов, деформаций ), повышении адаптированности работника к социально-экономическим и технологическим изменениям, развитии у него позитивной профессиональной перспективы.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Профессиональная ориентация

Система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, помогающих человеку, находящемуся в ситуации реализации своих профессиональных намере­ний (оптации), обоснованно избрать профес­сию (специальность) с учетом своих интересов и способностей, а также потребностей общества.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Профессиональное самоопределение

Самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможно­стей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также на­хождение смысла выполняемого труда в кон­кретной социально-экономической ситуации.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Профессия

Определенный вид профессиональной деятельности, требующий для своего выполнения специальных знаний, умений, навыков и качеств личности.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Ценностно-смысловая направленность ведущих моделей образования

Логический анализ образовательных моделей обусловливает необходимость экспликации их тематического ядра — объяснительного конструкта парадигмы, консолидирующего совокупность взаимосвязей структурных компонентов образовательной теории. В качестве такого конструкта можно избрать ценностно-смысловую направленность образовательной деятельности.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Ценности образования

Конкретные компоненты, результа­ты, виды деятельности, определяющие избирательную активность субъектов образовательного процесса. Это ориентиры, устанавливающие как межсубъектные, так и отношения субъектов к себе и образованию в целом. Именно ценности регулируют и направляют педагогическую деятельность, придают ей развивающий, обучающий и воспитывающий характер Таким образом, ценностно-смысловая направленность интегрирует отношения, мотивы, цели личности, центрированные на образовательной деятельности, и выполняет регуляторную функцию. В зависимости от ценностно-смысловой направленности обра­зовательной деятельности можно выделить следующие концепции образования.

Изображение слайда
15

Слайд 15: 1. Концепция когнитивно ориентированного образования

Целе­вая ориентация — формирование знаний, умений и навыков, а также метазнаний. Главная ценность — социокультурный опыт, накопленный предшествующими поколениями. Ценностно-смысловая направленность — обучаемые с заранее за­данными характеристиками ( компетентностью ).

Изображение слайда
16

Слайд 16: 2. Концепция деятельностно ориентированного образования

Она доминирует в системе начального и среднего профессионального образования, имеет отчетливо выраженную функциональную направленность. Целевая ориентация — формирование знаний, умений и навыков, а также способов выполнения умственных и практических действий, обеспечивающих успешность социальной, трудовой и художественно-прикладной деятельности. Ведущая ценность — обобщенные способы выполнения социально профессиональных действий ( компетенция ). Субъективный опыт учащихся приобретает личностный смысл. Ценностно-смысловая направленность образования — обучаемый с заданной учебно-прикладной ( профессиональной ) квалификацией.

Изображение слайда
17

Слайд 17: 3. Теории развивающего обучения

В теории Л.В.Занкова главная ценность обучения — развитие психических процессов. Смыслообразующим фактором выступает обучение на высоком уровне трудности. Целевая ориентация — направленность на формиро­вание теоретических знаний, развитие эмпирического мышления. В теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова ведущей ценностью обучения провозглашается формирование психологических новообразований данного возраста.

Изображение слайда
18

Слайд 18: 4. Концепция личностно ориентированного образования

Конституирующая ценность — развитие личности, ее автономности, самостоятельности, рефлексии, ответственности и др. Смысло образующий фактор — обучаемость. Образование ориентировано на создание условий для полноценного развития личностных функций всех субъектов образовательного процесса. Ценностно-смысловой направленностью образования провозглашается индивидуальное развитие субъектов учения.

Изображение слайда
19

Слайд 19: 5. Концепция личностно-развивающего образования

Ценностями этого образования становятся универсальные личностно деятельностные способности : смыслотворчество, избирательность, рефлексия, сверхнормативная активность. Личностно-развивающий смысл приобретает взаимодействие субъектов образовательного процесса, самодвижение в образовательном пространстве. Ценностно-смысловая направленность — развитие и саморазвитие субъектов образования в процессе их взаимодействия и сотрудничества.

Изображение слайда
20

Слайд 20: 6. Модель развивающегося образования

Ведущими ценностями провозглашаются развитие и саморазвитие всех субъектов образования и самого образовательного процесса ( образовательной деятельности ) в режиме взаимосодействия. Смыслообразующим фактором становится открытое саморазвивающееся образовательное пространство. Ценностно-смысловая направленность образования — самодетерминация, саморегуляция и самоопределение личности в развивающемся образовательном пространстве.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Анализ генезиса

Ценностно-смысловой направленности показывает, что в каждой последующей концепции усиливается развивающий потенциал образования: в традиционной образовательной концепции — когнитивно ориентированной — развитие обучаемых было « побочным продуктом »; в теориях развивающего обучения решающее значение приобретает развитие познавательных способностей : наблюдательности, рефлексии, мышления ; в концепциях личностно ориентированного и личностно-развивающего образования главной ценностью становится развитие целостной личности обучаемых, всех ее структурных составляющих, личностным смыслом провозглашается самоактуализация и саморазвитие.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Психологически обусловленные проблемы профессионального образования

На стадии оптации проблемная образовательная ситуация заключается в обеспечении профессионально ориентированного обучения школьников. На стадии профессионального образования и профессиональной подготовки возникают проблемы развития учебно-профессиональной мотивации. Центральной проблемой на этой стадии является формирование системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений и навыков. На стадии профессиональной адаптации возникают проблемы овладения конкретной профессией

Изображение слайда
23

Слайд 23: Психологически обусловленные проблемы профессионального образования

На стадии профессионализации важное значение приобретают профессиональные компетентность и квалификация. С учетом этого специалисту необходимо постоянно поддерживать и подтверждать свой профессионализм. Достижение вершин профессионального мастерства требует высокого уровня профессионализма, сверхнормативного выполнения трудовой деятельности. Актуализация профессионально-психологического потенциала, достижение вершин профессионализма возможны в процессе особых организационных форм образования.

Изображение слайда
24

Последний слайд презентации: Психология проф ессионального образования: Спасибо за внимание!

Изображение слайда