Презентация на тему: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
Развитие личности
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
Социализация личности
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
Зрелость личности
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
Упражнение «Парадокс»
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
характеристики зрелой личности
Личностный рост по В. А. Ананьеву
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
«Я», я-концепция, самосознание
«Окно Джохарри»
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
Грани «Я»
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
Определения самосознания
Определения самосознания
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
Структура самосознания
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент
1/41
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 36)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1064 Кб)
1

Первый слайд презентации

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент Слотина Татьяна Викторовна 1797

Изображение слайда
2

Слайд 2: Развитие личности

При всем многообразии подходов к развитию личности в зарубежной психологии, как показано Л. И. Анцыферовой, выделяются две методологические предпосылки — принцип стремления к равновесию (психоанализ, когнитивная психология, необихевиоризм) и принцип стремления к напряжению (концепции гуманистической и экзистенциальной психологии).

Изображение слайда
3

Слайд 3

Все теории развития личности можно разделить на две большие группы. Отличительной особенностью первой является взгляд на развитие как на целостный и неделимый на этапы и периоды процесс (Г. Олпорт, Р. Кеттел, К. Роджерс). З. Фрейд, Э. Эриксон, Ф. Пиаже, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев являются представителями второго направления, понимая под развитием процесс, в котором происходит постоянное чередование, смена определенных периодов.

Изображение слайда
4

Слайд 4

По образному выражению А. Н. Леонтьева, «личность рождается дважды». Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений, мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам («эффект горькой конфеты»). Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте, это появление стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Сальваторе Мадди, выделяет три группы человеческих потребностей: биологические, социальные и психологические. К психологическим Мадди относит потребности в воображении, суждении и символизации - то, что никто никогда к потребностям не относил.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Изображение слайда
7

Слайд 7

Мадди описывает два пути развития личности. Первый путь - когда мы воспринимаем себя исключительно как воплощение биологических нужд и социальных ролей, у нас доминируют биологические и социальные потребности, и мы себя самих воспринимаем как воплощение этих биологических нужд и социальных ролей и ведем себя в их логике. Это конформистский путь.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Но есть еще второй вариант, когда доминирующими являются потребности психологические. У нас возникают свои образы, свой мир. Мы строим идеалы, мы проецируем себя в будущее… И мы начинаем вести себя уже по-иному, по–человечески. Можно без этого обойтись, но при этом человеческий потенциал никогда не реализуется. Это выбор, который каждый из нас делает.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Социализация личности

— это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. социализация должна рассматриваться как двухсторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная связана с формированием обобщенного образа действительности, но это нечто большее, чем простое когнитивное образование. Характер же вторичной определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Вторичная социализация включает в себя и поведенческий компонент.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Зрелость личности

Фрейд выразил формулой: arbeiten und liben (работать и любить). В гештальттерапии понятие зрелости личности сходно с фрейдовским определением «зрелой личности», главными критериями которой являются стремление работать и способность любить другого человека ради него самого,

Изображение слайда
12

Слайд 12

Зрелость представляет собой оптимальный уровень душевного здоровья, проявляющийся в способности к конструктивному поведению, хорошей адаптивностью и умением принимать ответственность за самого себя.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Упражнение «Парадокс»

Разделите лист на 3 равные части. В первом столбике напишите любые 10 глаголов, во втором столбике напишите любые 10 прилагательных или причастий, в третьем столбике напишите – 10 качеств идеального мира, т.е. каким мир, с вашей точки зрения, должен быть в идеале, чтобы все были счастливы.

Изображение слайда
14

Слайд 14

В первой колонке выберите и подчеркните 3 глагола, которые имеют к вам отношение. Во второй – 3 прилагательных, которые имеют к вам отношение. В третьей колонке выберите и подчеркните 3 качества, без которых невозможно представить мир. Проранжируйте подчеркнутые слова в каждой колонке, исходя из того, насколько они вам по душе. Теперь запишите одну под другой 3 фразы: я буду… чтобы стать… и тогда мир станет…

Изображение слайда
15

Слайд 15

Объедините эти фразы с глаголами, причастиями и качествами мира. Получится что-то вроде: я буду рисовать, добиваться, желать; чтобы стать умной, любимой, счастливой; и тогда мир станет гармоничнее, красивее, светлее. А теперь ответьте на вопросы «Возможно ли это? Как? Что для этого именно я должен сделать?» Иногда мы многое хотим, но что мы делаем для того, чтобы добиться желаемого.

Изображение слайда
16

Слайд 16

А. А. Реан выделяет четыре базовых или основных компонента зрелости личности ответственность; терпимость; саморазвитие; позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Существуют три основных варианта позитивного мышления. 1. Позитивное убеждение. Высказывания с акцентом на то, что человек желает иметь (способности, умения, качества и отношения). 2. Позитивный настрой. Это внутренний самонастрой или вера, что у меня получится, что я смогу. Первые два способа мышления связаны с тем, что мы себя в чем-то убеждаем. 3. Собственно позитивное мышление. Это высказывания и мышление, основанное на описании событий или процессов в позитивном ключе.

Изображение слайда
18

Слайд 18: характеристики зрелой личности

Развитое чувство ответственности; Потребность в заботе о других; Способность к активному участию в жизни общества и эффективному использованию своих знаний и способностей; Способность к психологической близости с другим человеком; Способность к конструктивному решению жизненных проблем на пути к самореализации (В.Н. Капорулина и М.Н. Смирнова ).

Изображение слайда
19

Слайд 19: Личностный рост по В. А. Ананьеву

это качественные изменения личностного потенциала, успешно решающие жизненные задачи и открывающие богатую жизненную перспективу. В контексте целостного понимания здоровья человека, «быть здоровым» – значит владеть «искусством жить» полноценной жизнью в соответствии с тем, что дано от природы.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21

Эти потенциалы взаимосвязаны: 1.Потенциал разума – интеллектуальный аспект; 2.Потенциал воли – личностный аспект; 3.Потенциал чувств – эмоциональный аспект; 4.Потенциал тела – физический аспект; 5.Общественный потенциал – социальный аспект; 6.Креативный потенциал – творческий аспект; 7.Духовный потенциал – аспект развитого внутреннего духовного мира

Изображение слайда
22

Слайд 22: Я», я-концепция, самосознание

«Психология личности таит в себе ужасную загадку — проблему Я», — Г. Олпорт.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Окно Джохарри»

Я знаю о себе Я не знаю о себе Другие знают обо мне Открытая зона Слепая зона Другие не знают обо мне Скрытая зона Неизвестная зона

Изображение слайда
24

Слайд 24

Я — это форма переживаний человеком своей личности, форма, в которой личность открывается сама себе. Д. А. Леонтьев

Изображение слайда
25

Слайд 25: Грани «Я»

Первая грань Я — это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. Вторая грань Я — это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Третья грань Я — психологическое Я, которое включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я?». Психологическое Я составляет основу того, что в психологии называют образом Я или Я-концепцией, хотя телесное и социально-ролевое в него тоже входят.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного человеческого Я. Под Я-концепцией личности понимается комплекс всех представлений человека о себе.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Четвертая грань Я — это ощущение себя как источника активности или реактивности, переживание своей свободы или несвободы, ответственности или отстраненности. Это то Я, которое является не представлением о себе, а некоторой первичной точкой отсчета любых представлений о себе. Его можно назвать экзистенциальным Я. Пятая грань Я — это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка — общее положительное или отрицательное отношение к себе.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Самооценка — это оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Формирование происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Самооценка напрямую связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Традиционно принято различать общую и частную самооценку. Частная самооценка формируется на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких элементов, как Я-идеальное, рефлексия, целеобразование. Я-идеальное субъекта, являясь одним из компонентов психологической структуры самооценки, служит источником формирования ценностных ориентаций.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Самоуважение — отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то реальными достоинствами или недостатками. Самопринятие — непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли в человеке какие-то черты, объясняющие это отношение, или нет.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Самосознание личности — это совокупность ее представлений о себе, выражающаяся в Я-концепции, и оценка личностью этих представлений — самооценка. С точки зрения психологического анализа С амосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование — понятие Я, собственной индивидуальности.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Определения самосознания

По мнению В.С. Мухиной, самосознание представляет собой универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологическую структуру личности. А.Н. Леонтьев характеризует самосознание личности как осознание себя в системе общественных отношений.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Определения самосознания

По мнению В.С. Мерлина, самосознание предполагает понимание человеком собственной личности как субъекта деятельности, причем самосознание рассматривается им как вторичное образование по сравнению с отношениями субъекта, которые проявляются в деятельности. Ю.Б. Гиппенрейтер характеризует самосознание как образ «я» и самоотношение.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Сущностные характеристики самосознания: 1) направленность сознания на самого себя (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.С. Мерлин, З. Фрейд, И.И. Чеснокова ); 2) наличие самоанализа, обеспечивающего содержательное наполнение самосознания (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова );

Изображение слайда
36

Слайд 36

3) проявление самоотношения личности (Ч. Кули, В.С. Мерлин, Дж. Мид, С.Р. Пантилеев, В.В. Столин, И.И. Чеснокова); 4) присутствие регулирующей роли самосознания по отношению к внешнему миру (Р. Бернс, И.С. Кон, Дж. Лёвинджер, В.С. Мерлин, К. Роджерс, В.В. Столин, К. Хорни, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон).

Изображение слайда
37

Слайд 37: Структура самосознания

Л.С. Выготский: 1) накопление личностью знаний о самой себе, 2) расширение и углубление этих знаний, 3) осознание себя единым целым, 4) дальнейшее развитие собственной индивидуальности, 5) формирование и развитие моральных критериев самооценки, 6) развитие индивидуальных особенностей самосознания.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Согласно концепции В.С. Мухиной, самосознание можно рассмотреть как структуру, включающую в себя пять компонентов: 1) самоидентификация с телесной сущностью и именем, 2) стремление к социальному признанию, 3) половая идентификация, 4) психологическое восприятие времени, 5) социальная сфера личности.

Изображение слайда
39

Слайд 39

И.С. Кон выделяет три компонента в составе самосознания: 1) когнитивный, представляющий осознание человеком личностных качеств и свойств; 2) аффективный, предполагающий оценку данных качеств и свойств, а также связанные с ней самоуважение и самолюбие; 3) поведенческий, подразумевающий готовность и способность действовать в отношении объекта.

Изображение слайда
40

Слайд 40

И.И. Чеснокова отмечает, что формирование самосознания отличается определенной спецификой в зависимости от возрастных этапов и физического развития человека. Исследователь выделяет три компонента самосознания: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляцию.

Изображение слайда
41

Последний слайд презентации: ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Тема: Развитие личности Лекция 5 Лектор: к.пс.н., доцент

Самосознание как вершина человеческой психики включает следующие три тесно взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль (или саморегуляцию), самосовершенствование.

Изображение слайда