Презентация на тему: ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Роль и место дисциплины в системе дефектологических наук. Тематические разделы и предметно-понятийные компоненты. Исторические и темпоральные аспекты дисциплины
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
СЛОЖНЫЕ СЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
1/14
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 23)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (59 Кб)
1

Первый слайд презентации: ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Роль и место дисциплины в системе дефектологических наук. Тематические разделы и предметно-понятийные компоненты. Исторические и темпоральные аспекты дисциплины

Изображение слайда
3

Слайд 3

Психологические особенности детей с сенсорными нарушениями изучены практиками и представлены в научной литературе наиболее полно (T. A. Басилова, P. M. Боскис, Л. П. Григорьева, В. З. Денискина, M. В. Жигорева, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева, C. B. Сташевский, Л. И. Тигранова и др.). В группе родителей детей с нарушениями слуха можно выделить две категории: родители с нормальным слухом и родители, также страдающие нарушением слуховой функции. Вторая группа родителей, согласно исследованию H. B. Мазуровой (1997), не испытывает особых переживаний в силу идентификации нарушений ребенка с их собственными. Для родителей первой группы нарушение слуха у ребенка является фрустрирующим препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и родительских (в первую очередь отцовских) позиций, провоцирует негативное отношение глухих детей к близким и оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей. Специфические проблемы психологии воспитания детей с патологией зрения изложены в пособиях «Психология воспитания детей с нарушениями зрения» (под редакцией Л. И. Солнцевой и В. З. Денискиной, 2004) и «Воспитание и обучение слепого дошкольника» (под редакцией Л. И. Солнцевой, Е. Н. Подколзиной, 2005). В психолого-педагогических исследованиях Л. И. Божович, A. И. Захарова, М. И. Лисиной, B. C. Мухиной и др. подчеркивается, что на протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) стремительно структурируются отношения ребенка с ближайшим окружением Одновременно под воздействием социального окружения и отношения значимых близких лиц к ребенку в структуре его личности формируются характерологические черты (А. Я. Варга, A. C. Спиваковская ). Недостаточность познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии является причиной своеобразия формирования их эмоционально-волевой, личностной и поведенческой сфер (Ж. И. Шиф и др.) Результаты исследований (Т. Н. Волковская, 2003; А. И. Захаров, 1976; M. M. Либлинг, 1996; Н. В. Мазурова, 1997; И. И. Мамайчук, 1989; Г. А. Мишина, 1998; Л. И. Солнцева, 1988; B. B. Ткачева, 2005) показывают, что у любого ребенка с отклонениями в развитии имеют место нарушения во взаимодействии с родителями, окружающей средой, осознании себя.

Изображение слайда
4

Слайд 4: ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Изображение слайда
5

Слайд 5

Слух — отражение действительности в форме звуковых явлений, способность человека (живого организма) воспринимать и различать звуки посредством звукового анализатора, — сложного нервного механизма, воспринимающего и дифференцирующего звуковые раздражения. Слуховой анализатор включает периферический, или рецепторный, отдел (наружное, среднее и внутреннее ухо), средний, или проводниковый, отдел (слуховой нерв) и центральный, корковый, отдел, расположенный в височных долях больших полушарий. Ухо является усилителем и преобразователем звуковых колебаний. Познание окружающей действительности, явлений природы и общественной жизни крайне затруднено у ребенка, лишенного слуха. Овладение речью — одной из центральных, важнейших психических функций — в определяющей степени зависит от слуха.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения. Глубокие нарушения слуха и речи способствуют известной социальной изоляции аномальных детей Глубоким и стойким считается такое поражение слуховой функции, при котором процесс развития протекает на дефектной основе и не обнаруживает признаков улучшения пораженной функции, а лечебные средства оказываются неэффективными. Обычно всех детей с недостатками слуха делят на три категории: глухие, позднооглохшие, слабослышащие (тугоухие). Не только дефект слуха, но и вторично возникшая недостаточность речи затрудняют обучение этих детей и определяют его особенности. Среди глухих детей различают: а) глухих без речи ( ранооглохших ); б) глухих, сохранивших в той или иной мере речь (позднооглохших). Слабослышащие (тугоухие) — дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но сохраняющей возможность самостоятельного накопления речевого запаса при помощи слухового анализатора. К слабослышащим относятся дети с понижением слуха от 20 до 75 дБ. Среди слабослышащих детей различают: а) детей, обладающих к моменту поступления в школу крайне ограниченной или глубоко недоразвитой речью (отдельными искаженными словами или фразами); б) детей, владеющих развернутой речью с небольшими недостатками в ее грамматическом построении и ошибками в произношении и письме. Термин «глухонемота», редко употребляемый в настоящее время, отражает наличие причинной зависимости между поражением слуха (глухотой) и отсутствием речи (немотой). Немота есть следствие глухоты

Изображение слайда
7

Слайд 7

Комплекс образов, представлений в сочетании с жестовыми средствами составляет основу развития мышления глухих, не овладевших словесной речью. Развитие устной речи у глухих детей Н. Д. Ярмаченко считает «жизненной необходимостью, единственным средством приобщиться к чудесной кладовой человеческих знаний и опыта, усвоив огромное количество знаний, выработанных человечеством в процесса своего развития Важным условием словесного обучения является желание и потребность глухого ребенка отказаться от более доступной для него жестовой речи и перейти к высшей форме человеческого общения — устной речи. JI. С. Выготский: «Если устная речь становится потребностью и вытесняет у детей мимику, то, значит, обучение направлено по линии естественной сверхкомпенсации глухоты; оно направлено по линии детских интересов, а не против них». В процессе обучения глухих формируются и другие виды речи— письменная и дактильная (ручная азбука, где дактильные знаки заменяют буквы). Эти компенсаторные виды речи воспринимаются зрительно и являются наиболее доступными глухим детям (особенно дактильная речь). Дактильная речь, играющая роль основного средства общения на начальном этапе обучения, в дальнейшем переходит в разряд вспомогательных средств Позднооглохшие дети, потеряв слух, но сохранив речь, имеют определенные преимущества в психическом развитии по сравнению с врожденно глухими или ранооглохшими. На степень сохранности речи этих детей влияет ряд факторов: время наступления глухоты, условия роста и развития ребенка, уровень остаточного слуха, качество работы по развитию речи ребенка Без специального воспитания дети, потерявшие слух в возрасте 4—5 лет, к поступлению в школу оказываются почти без речи, сохранив лишь небольшой, искаженно произносимый запас слов. Глухота, возникшая на более позднем этапе развития, не нарушает словарный запас, особенно при уже сформировавшихся навыках письма и чтения.

Изображение слайда
8

Слайд 8: ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Изображение слайда
9

Слайд 9

Способность видеть, т. е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением Зрение играет огромную роль не только в развитии собственно зрительных восприятий, но и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка в окружающем, двигательная сфера), поскольку движения развиваются под зрительным контролем Способность видеть, т. е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением Зрение играет огромную роль не только в развитии собственно зрительных восприятий, но и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка в окружающем, двигательная сфера), поскольку движения развиваются под зрительным контролем Оптическое восприятие осуществляется зрительным анализатором, который представляет сложную нервно-рецепторную систему, реализующую восприятие и анализ зрительных раздражений Характерные особенности зрительного восприятия: дистантность, мгновенность, одновременность и целостность обозрения окружающего мира. Структурно и функционально зрительный анализатор — самый сложный и наиболее совершенный орган, отличающийся рядом особенностей. Он тесно взаимодействует с двигательным, тактильным, обонятельным, слуховым анализаторами, образует с ними сложные динамические системы связей. По этой причине зрительная функция влияет на деятельность других функций и комплексно они формируют сложные, синтетические образы, отражающие предметы и явления реального мира

Изображение слайда
10

Слайд 10

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими видами деятельности Слепые дети — дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощушением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции — очков). Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения, психофизические особенности и своеобразие развития Психическое развитие слепорожденных детей имеет те же закономерности, что и развитие зрячих детей, однако тяжелое первичное поражение зрения проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей Отсутствие возможности визуально (с помощью зрения) воспринимать признаки предметов и явлений, ориентироваться в пространственных признаках обедняет их чувственный опыт, а следовательно, нарушает взаимодействие сенсорных и интеллектуальных (отвлеченно-логических) функций, сдерживает развитие образного мышления У слепых детей ориентировочная реакция на звук сохраняет свое значение и даже усиливается, так как звуки — основной фактор их ориентировки Глубокие дефекты зрения отрицательно влияют на формирование двигательных навыков слепорожденного ребенка. Неудачи и затруднения, возникающие в процессе обучения ходьбе, закрепляются в виде неприятных переживаний и приводят к резкому ограничению двигательных функций у слепых детей

Изображение слайда
11

Слайд 11

Развитие высших форм познавательных процессов (внимание, логическое мышление и речь, память) у слепорожденных детей практически протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувствительных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии их мыслительной деятельности. У слепых детей с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением. Потеря зрения оказывает влияние на своеобразие эмоционально-волевой сферы и характера. Трудности в учении, игре, овладении профессией, бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности и самоизоляции, в других — в раздражении, возбудимости и даже агрессивности Чем позже ребенок потерял зрение и чем больше следов прежних зрительных представлений сохранилось в его памяти, тем легче воссоздается образ предмета или явления на основе словесных описаний. В этом случае ведущую роль играет зрительная память, которая может сохранять зрительные представления в течение длительного времени. Постепенное стирание зрительных представлений проходит у детей индивидуально. Слепой ребенок сохраняет значительные возможности психофизического развития и принципиальную возможность полноценного познания. Нормальная мыслительная деятельность такого ребенка опирается на сохранные анализаторы. У слепого ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования кожного, слухового, двигательного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы. Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности (произвольное внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, логическая память), которые являются ведущими в процессах компенсации Процессы компенсации во многом зависят от сохранности остаточного зрения. Самые незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности слепого ребенка.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Большое значение для развития компенсаторных возможностей имеет слух. Например, слуховой анализатор дает слепому необходимую информацию об уличной обстановке. Реакция на шум движущихся транспортных средств позволяет слепому сделать выводы о направлении, плотности, скорости их движения и благополучно пересечь улицу. Осязание также дает слепому необходимую информацию. Так, качество дорожного покрытия (бетон, асфальт, грунт), бордюрный камень тротуара, стены домов, витрины магазинов, телефонные будки, уличные киоски и т. д. помогают слепому ориентироваться в сложной окружающей обстановке городской улицы. Л. С. Выготский указывал на наличие так называемого шестого чувства (теплового) у слепых, позволяющего им на расстоянии замечать предметы Известно, насколько помогает слепым передвигаться в пространстве использование ими так называемого чувства препятствия или чувства расстояния. В основе этого чувства лежит деятельность сложных функциональных систем Следует исходить из того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни. Она представляет собой сложный процесс возникновения новых систем взаимодействия функций, а не просто замещение отсутствующей зрительной функции «Компенсация слепоты, — пишет Л. И. Солнцева, — представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных и интеллектуальных компонентов, обеспечивающую слепому ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую возможность овладения различными формами деятельности, свойственными каждому из возрастов». Труднее всего поддаются компенсации те психические процессы, которые наиболее тесно связаны с пораженным анализатором У слабовидящих детей отмечается наряду с ограниченным запасом представлений их искажение в результате затрудненного и замедленного восприятия. Представления отличаются нечеткостью и нестойкостью. Слабовидение оказывает влияние на психическое и физическое развитие ребенка: в известной степени замедлены процесса запоминания, затруднены мыслительные операции. Отставание физического развития таких детей может быть следствием ограниченности движений Слабовидящих детей нередко отличают некоторые особенности поведения, вызванные раздражительностью, замкнутостью, негативизмом и некоторыми другими отрицательными чертами характера

Изображение слайда
13

Слайд 13: СЛОЖНЫЕ СЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Изображение слайда
14

Последний слайд презентации: ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Комплексные, сочетанные нарушения сенсорной сферы. Острые и остро возникшие нарушения сенсорной сферы. Прогредиентные состояния. Аутизация.

Изображение слайда