Презентация на тему: ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Распространенность умственной отсталости в общей популяции
Определение умственной отсталости
По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:
Классификация поражений головного мозга по времени возникновения:
Классификация поражений головного мозга по патогенным факторам:
Классификация умственной отсталости по этиопатогенетическим характеристикам (Сухарева. 1973; Ковалев, 1979 и др.):
КЛАССИФИКАЦИЯ М. С. ПЕВЗНЕР (психолого-педагогический анализ интеллектуального дефекта при умственной отсталости)
Редкие формы олигофорении и умственная отсталость неолигофренической этиологии
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
КЛАССИФИКАЦИЯ МКБ-10
Особенности интересов
Особенности восприятия
Особенности мышления
Особенности памяти
Особенности внимания ( Л.С.Выготский, Ж.И.Шиф )
Особенности речевого развития ( Г.М.Дульнев, А.Р.Лурия, Лалаева )
Особенности развития личности, эмоционально-волевой сферы ( М.С. Певзнер, Л.В. Занков )
Особенности деятельности   (Б. П. Пинский, Г.М.Дульнев )
Особенности психических процессов
Заключение
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Упражнения, направленные на развитие мышления
1/25
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 43)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (142 Кб)
1

Первый слайд презентации: ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Изображение слайда
2

Слайд 2: Распространенность умственной отсталости в общей популяции

Общая популяция Умственная отсталость 1-3 %

Изображение слайда
3

Слайд 3: Определение умственной отсталости

Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения ЦНС.

Изображение слайда
4

Слайд 4: По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:

Олигофрения – наиболее распространённая клиническая форма умственной отсталости (обусловленная органическим поражением головного мозга, возникшим на ранних стадиях онтогенеза – во внутриутробном периоде, во время родов или на первом году жизни). Деменция – приобретённое слабоумие; стойкое оскудение и упрощение психической деятельности, характеризующееся ослаблением познавательных процессов, обеднением эмоций и нарушением поведения.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Классификация поражений головного мозга по времени возникновения:

пренатальные (до родов) различные интоксикации, тяжелые дистрофии во время беременности, токсоплазмоз, тяжелые инфекционные заболевания беременной женщины заболевание беременной женщины сифилисом натальные (в период родов ) Травматические поражения плода, возникающие при ударе или ушибе природовая травма длительная асфиксия во время родов постнатальные (после родов)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Классификация поражений головного мозга по патогенным факторам:

гипоксические (из-за кислородной недостаточности); токсические (нарушение обмена веществ); воспалительные (энцефалит и менингит при краснухе, токсоплазмозе); травматические (несчастные случаи, а также сдавливание мозга во время родов, с кровоизлияниями); хромосомно-генетические (болезнь Дауна); внутрисекреторно-гормональные ; дегенеративные; внутричерепные новообразования (опухоли).

Изображение слайда
7

Слайд 7: Классификация умственной отсталости по этиопатогенетическим характеристикам (Сухарева. 1973; Ковалев, 1979 и др.):

1. Умственная отсталость при хромосомных болезнях. 2. Наследственные формы умственной отсталости. 3. Смешанные по этиологии (экзогенно-эндогенные) формы. 4. Экзогенно обусловленные формы.

Изображение слайда
8

Слайд 8: КЛАССИФИКАЦИЯ М. С. ПЕВЗНЕР (психолого-педагогический анализ интеллектуального дефекта при умственной отсталости)

Неосложнённая форма умственной отсталости. Умственная отсталость с нарушениями нейродинамики. Умственная отсталость в сочетании с нарушениями анализаторов. Умственная отсталость в сочетании с грубыми нарушениями личности. Умственная отсталость в сочетании с психопатоподобными формами поведения.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Редкие формы олигофорении и умственная отсталость неолигофренической этиологии

а) Олигофрения при аномалиях половых хромосом. Олигофрения при синдроме Клайнфельтера. Олигофрения при полисемии половых хромосом. Олигофрения при синдроме Шерешевского-Тернера. б) Олигофрения, осложненная гидроцефалией. в) Олигофрения при врожденном сифилисе. г) Умственная отсталость при фенилкетонурии.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение. Причинами деменции являются: травмы мозга; шизофрения; менингит; эпилепсия и др.

Изображение слайда
11

Слайд 11

ПО ГЛУБИНЕ ДЕФЕКТА умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность дебильность.

Изображение слайда
12

Слайд 12

КЛАССИФИКАЦИЯ МКБ-10 F-70(IQ50-69) Легкая умственная отсталость F-71(IQ35-49) Умеренная умственная отсталость F-72(IQ20-34) Тяжелая умственная отсталость F-73(IQниже 20) Глубокая умственная отсталость F-78 Другие виды умственной отсталости F-79 Неуточненная умственная отсталость

Изображение слайда
13

Слайд 13: КЛАССИФИКАЦИЯ МКБ-10

К указанным обозначениям могут добавляться цифры. .0 – отсутствие или слабовыраженные нарушения поведения; .01 – инфекция, интоксикация; .02 – травма; .03 – фенилкетонурия; .04 – хромосомные нарушения; .07 – недоношенность; .09 – не уточненные причины.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Особенности интересов

Изображение слайда
15

Слайд 15: Особенности восприятия

Изображение слайда
16

Слайд 16: Особенности мышления

Изображение слайда
17

Слайд 17: Особенности памяти

Изображение слайда
18

Слайд 18: Особенности внимания ( Л.С.Выготский, Ж.И.Шиф )

трудности привлечения и распределения внимания замедленность переключения малая устойчивость истощаемость внимания нарушение произвольного внимания низкий объем внимания преобладает непроизвольное внимание

Изображение слайда
19

Слайд 19: Особенности речевого развития ( Г.М.Дульнев, А.Р.Лурия, Лалаева )

Задержка становления речи Недостаточная речевая активность Нарушение всех сторон речи Трудности автоматизации поставленных звуков Бедный словарный запас Снижение потребности в речевом общении Сложности в использовании монологической речи Снижение регулирующей функции речи Нарушение смыслового программирования речевой деятельности и создания внутренних программ речевых действий

Изображение слайда
20

Слайд 20: Особенности развития личности, эмоционально-волевой сферы ( М.С. Певзнер, Л.В. Занков )

недоразвитие эмоций отсутствие оттенков переживаний неустойчивость эмоций слабость собственных намерений, побуждений большая внушаемость негативизм, упрямство неврозоподобные и психопатоподобные расстройства недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности импульсивность, интенсивные аффективные неадекватные реакции по незначительному поводу из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство избирательность волевых проявлений

Изображение слайда
21

Слайд 21: Особенности деятельности   (Б. П. Пинский, Г.М.Дульнев )

Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра не формируется, стереотипные игровые действия. Изобразительная деятельность формируется замедленно, своеобразно. Трудовая деятельность, ориентированная на получение конкретного результата и опирающаяся на внешний контроль, протекает эффективно. Обучение эффективно лишь в области конкретно-практических навыков.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Особенности психических процессов

Характер протекания учебной деятельности Недоразвитие целенаправленности деятельности Несформированность навыков учебной деятельности Трудности самостоятельного планирования Некритичность к своей работе

Изображение слайда
23

Слайд 23: Заключение

Развитие познавательных процессов умственно отсталых детей – важное условие коррекционного обучения Умственно отсталый ребёнок характеризуется общим недоразвитием и мыслительные способности формируются у него с большими задержками Формирования познавательных процессов, интереса к учёбе у детей с недостатками интеллекта- залог успешной социализации и развития личности умственно отсталого ребенка

Изображение слайда
24

Слайд 24

Сравнительная характеристика мышления Ребенок с нормой интеллектуального развития Ребенок с интеллектуальными нарушениями Развивается наглядно-образное мышление Начинают формироваться логические операции Характеристика мышления -возрастающая гибкость и подвижность мышления -вне ситуативность мышления -возможны простые умозаключения -возможно установление причинно-следственных связей -Наиболее сохранно наглядно-действенное мышление Характеристика мышления -пассивность - некритичность -затруднено формирование понятий, суждений, умозаключений -снижена мотивация мышления -отсутствие планирования -конкретность Приложение

Изображение слайда
25

Последний слайд презентации: ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ: Упражнения, направленные на развитие мышления

Сравнение Классификация Обобщение Систематизация «Четвертый лишний» «Найди отличия» «Найди все треугольники» «Найти предмет такой же формы» «Найти тень» «Закрасить одинаковые фигуры» «Найти предмет, отличающийся от других» « Длинный-короткий » « Высокий-низкий » « Найди пару» «Раздели по цвету» «Классификация по форме» «Найди домик каждой фигуре» «Классификация по размеру» «Четвертый лишний» «Обведи двузначные числа красным, однозначные - синим цветом» «Дорисуй фигуру» «Соедини фигуры» «Заполни пробел» «Раскрась части одной фигуры одним цветом, другой-другим » «Продолжи ряд, не нарушая закономерности» «Дорисуй предметы, что бы они стали одинаковыми» «Раскрась вагончики в том же порядке» «Раскрась столько фигур, сколько показывают числа» «Соедини точки по порядку» «Восстанови пропущенные числа в ряду» «Соедини числа, чтобы в сумме получилось 7» занимательные задания(рисование по клеточкам) работа с геометрическим материалом устный счет

Изображение слайда