Презентация на тему: Психологическое своеобразие эпоса «Урал-Батыр»

Психологическое своеобразие эпоса «Урал-Батыр»
Источник
Проблематика героического эпоса
К. Леви-Строс
Сандра Рут Липсиц Бем
Верена Каст
Березкин Юрий Евгеньевич
Урал и Шульген. Парный символ
Гильгамеш и Энкиду
Одинокое странствие
Царство Катилы
Катила
В. Шайхетдинов. Быки царя Катилы
Критский бык
Гильгамеш и бык Иштар
Заркум не может проглотить оленя…
… мешают огромные рога
Вмешательство в борьбу животных
Двойственная природа Заркума
Задание Заркума Уралу
Задание Заркума Уралу
Заркум и Шульген
Задание Шульгену
Желание Шульгену
Целостность духовная. Урал.
Целостность потребностной сферы. Шульген.
Поляризация мужского аспекта психики
Урал
Шульген
Расщепление в человеческой психике
Поляризация мира
Поляризация мира
Импульс к целостности
Функции Анимуса. Соблазнитель
Функции Анимуса. Наставник
Функции Анимуса. Компенсации
Приложение
1/37
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 18)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1961 Кб)
1

Первый слайд презентации: Психологическое своеобразие эпоса «Урал-Батыр»

Изображение слайда
2

Слайд 2: Источник

«Урал-Батыр». Башкирский народный эпос. Перевод И. Кычакова, А. Мирбадалевой, А. Хакимова. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 13. Героический эпос народов СССР, Т. 1 М.: Художественная литература, 1973.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Проблематика героического эпоса

1. Создание модели отношений коллективного сознания и коллективного бессознательного. 2. Формирование андроцентрической модели мира и Эго-комплекса. 3. Дифференциация психических содержаний в области Эго-комплекс/Тень/Персона

Изображение слайда
4

Слайд 4: К. Леви-Строс

«Сырое и вареное» «Тотемизм сегодня. Неприрученная мысль» Является создателем структурной антропологии. Описанные им социальные структуры с способы познания в традиционных обществах могут изучаться как модели КОЛЛЕКТИВНОГО СОЗНАНИЯ

Изображение слайда
5

Слайд 5: Сандра Рут Липсиц Бем

«Линзы гендера » Создательница теории пола. Делала попытки разграничить пол и гендер. С психологической точки зрения важна описанная ею АНДРОЦЕНТРИЧЕСКАЯ модель мира.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Верена Каст

Юнгианский аналитик. Для интерпретаций «Урал-Батыра» важно ее замечание о том, что Анима и Анимус могут компенсировать чрезмерные влияния Персоны.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Березкин Юрий Евгеньевич

«Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог» «Мифы Старого и Нового Света» Ю. Е. Березкин изучал миграции. Для психотерапии его труды важны по двум причинам: - мифы и сказки Тихоокеанского региона содержат много упоминаний о примитивных влечениях и ранних объектных отношениях; - источники приведены достаточно полно.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Урал и Шульген. Парный символ

Изображение слайда
9

Слайд 9: Гильгамеш и Энкиду

Изображение слайда
10

Слайд 10: Одинокое странствие

Изображение слайда
11

Слайд 11: Царство Катилы

Изображение слайда
12

Слайд 12: Катила

Изображение слайда
13

Слайд 13: В. Шайхетдинов. Быки царя Катилы

Изображение слайда
14

Слайд 14: Критский бык

Изображение слайда
15

Слайд 15: Гильгамеш и бык Иштар

Изображение слайда
16

Слайд 16: Заркум не может проглотить оленя…

Изображение слайда
17

Слайд 17: мешают огромные рога

Изображение слайда
18

Слайд 18: Вмешательство в борьбу животных

Изображение слайда
19

Слайд 19: Двойственная природа Заркума

Изображение слайда
20

Слайд 20: Задание Заркума Уралу

Изображение слайда
21

Слайд 21: Задание Заркума Уралу

Изображение слайда
22

Слайд 22: Заркум и Шульген

Изображение слайда
23

Слайд 23: Задание Шульгену

Изображение слайда
24

Слайд 24: Желание Шульгену

Изображение слайда
25

Слайд 25: Целостность духовная. Урал

Изображение слайда
26

Слайд 26: Целостность потребностной сферы. Шульген

Изображение слайда
27

Слайд 27: Поляризация мужского аспекта психики

Изображение слайда
28

Слайд 28: Урал

Психологически однозначного толкования этот образ не имеет. Урал, сначала егет, а затем и батыр, своих желаний не имеет (как и идеальный герой рыцарского романа), он занят решением коллективных задач. Выступает как символ Эго-комплекса в героическом эпосе. Постепенно выкристаллизовываются содержания мужской Персоны.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Шульген

Соответствует тем аспектам обыкновенного, эмпирического Эго, что отвечает за зоосоциальные и витальные потребности, способность желать чего-то для себя и переживать состояние ущербности. Образ Шульгена служит контейнером для отвергнутых содержаний, и постепенно кристаллизуется как мужская личная Тень.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Расщепление в человеческой психике

Необходимо, чтобы эти потребности, между которыми «распят» мужчина, сохранялись именно как напряженная полярность. Урал очень долго игнорирует подлости, совершенные Шульгеном. Если бы братья просто расстались, они потеряли бы друг друга из виду, и возник бы не конфликт потребностей, а полное расщепление. В эпосе возникает необходимость в персонаже, который одновременно разделял бы и связывал братьев. Это Заркум.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Поляризация мира

Царство Самрау включает мир птиц и мир светил. Упоминается, что родник живой воды находится в царстве Самрау, но при этом он оквзывается на земле. Сакральные содержания в мире «Урал-Батыра» утратили измерение глубины.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Поляризация мира

Фото: Зилант, Казань. Мир дивов в « Урал-Батыре » символизирует ослабленное, теневое коллективное бессознательное. Именно отсюда исходит потребность восстановиться, обрести связь с высотами, хотя эта потребность реализуется жадно и агрессивно.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Импульс к целостности

В эпосе потребность взять себе все и сразу, избавиться от ущербности принадлежит Шульгену. Потребность создать из существующего мира идеальный принадлежит Уралу. Это практически несовместимые стратегии. Эти желания главных героев тщательно пестует Заркум – так как цари демонов мыслят достаточно примитивно и инфантильно. Заркум оказывается символом мужского Анимуса.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Функции Анимуса. Соблазнитель

Позволяет созреть потенциально конфликтному желанию. Выдает часть за целое – предлагает хотеть того, что доступно, но придерживает ту основную потребность, что формирует судьбу мужчины.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Функции Анимуса. Наставник

Дает возможность начать понимать проблемы, связанные с духовностью и идеологией. В отличие от архетипа Духа, о многом необходимом умалчивает и удерживает Эго под своими влияниями.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Функции Анимуса. Компенсации

Если Анима влияет на эмоциональность мужчины и позволяет развить функцию эроса, то Анимус на первых порах позволяет компенсировать слабость феминного аспекта коллективеой психики, но в своем стиле.

Изображение слайда
37

Последний слайд презентации: Психологическое своеобразие эпоса «Урал-Батыр»: Приложение

Использована презентация, сделанная на основе иного варианта эпоса «Урал-Батыр»: https://ppt-online.org/24129 Авторская интерпретация эпоса «Урал-Батыр»: https://www.proza.ru/2016/09/11/1762

Изображение слайда