Презентация на тему: Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный опыт

Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный опыт
Содержание
Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный опыт
Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный опыт
Типичные проблемы
Н. Л. Коновалова выделяет следующие принципы организации психологического сопровождения школьников
Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный опыт
Принципы психологического сопровождения (Казакова Е. И.)
Механизмы психологического сопровождения
Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный опыт
Организация психологического сопровождения
Цели и задачи психологического сопровождения детей в школе
Психологическая проблема и ошибочные цели поведения ребёнка
Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный опыт
Основные функции
Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный опыт
Список литературы
Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный опыт
1/18
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 48)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (12886 Кб)
1

Первый слайд презентации: Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный опыт

Работу выполнила студентка 1 курса, 4 гр : Овчарова Вероника ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет» Академия психологии и педагогики Кафедра начального образования

Изображение слайда
2

Слайд 2: Содержание

Введение Типичные проблемы Принципы психологического сопровождения по Н. Л. Коноваловой Принципы психологического сопровождения(Казакова Е. И.) Механизмы психологического сопровождения Цели и задачи психологического сопровождения Основные функции психологического сопровождения Список литературы

Изображение слайда
3

Слайд 3

Психологическое сопровождение – процесс сотрудничества взрослого с ребенком; это достижение взрослым совместности переживаний, действий и размышлений с ребенком, в результате чего происходят качественно позитивные изменения в ученике: улучшение самочувствия, формирование и развитие успешных полезных навыков, снятие или разрешение проблем и облегчение эмоционального состояния. Психологическое сопровождение основано на реализации принципов личностно-ориентированной педагогики и психологии, на субъект-субъектном общении. Введение Л.С.Выготский рассматривал возраст как относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие закономерности развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Возрастные особенности указывают на общее направление развития, существуя как наиболее характерные общие особенности возраста. Тот или иной возраст сензитивен к развитию определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности, а также и к определенному типу воздействий. Сложность психологического возраста заключается в том, что он содержит в себе психологические реалии сегодняшнего дня, ценностный смысл которых определяется потребностями дня завтрашнего ( И.А.Дубровина ).

Изображение слайда
4

Слайд 4

Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого Психологическим новообразованиям. В основе благоприятных психологических условий лежит реализация принципа «зоны ближайшего развития» Л. С. Выготского. Использование этого принципа в разработке психолого-педагогических программ позволяет проектировать тот уровень развития, которого ребенок может достичь в ближайшее время. Для младшего школьника психолог выступает чаще всего как еще один учитель, вообще взрослый, который имеет право что-то спросить, дать задание и т.п. Младший школьник не выступает еще непосредственным заказчиком в системе школьной психологической службы; его потребности опосредуются взрослыми (учителями, родителями, администрацией детского сада и школы). Старший школьник, напротив, прямо и непосредственно обращается к психологу, как взрослый к взрослому, за помощью, за советом. Этот переход происходит в средних классах школы и представляет важный момент в развитии отношений между учащимися и школьным психологом. Промежуточной формой, характерной для подростков, является групповое обращение к психологу, когда две-три подружки приходят посоветоваться по общему делу или каждая по своему, но хотят разговаривать вместе.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Типичные проблемы

Эмоциональные – депрессия, стрессы, неуверенность в себе, страхи, нервная анорексия Поведенческие – агрессия, гипер или гипоактивность, побеги из дома, суицид, девиантное поведение Мотивационно-волевые – абулия, девиантное поведение Школьные – неуспеваемость, снижение мотивации учения

Изображение слайда
6

Слайд 6: Н. Л. Коновалова выделяет следующие принципы организации психологического сопровождения школьников

1.Раннее вмешательство, подразумевающее выявление потенциально проблемных для школьного обучения сторон психического развития ребенка или уже имеющихся минимальных отклонений, так называемой первичной природы, когда дезадаптивные механизмы еще не сформированы. 2. Преемственность в организационной системе психолого-педагогического сопровождения, соответствующая этапам психического развития ребенка. В этом случае процесс возрастного развития оказывается не только под контролем специалиста, но и включенным в систему последовательных взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование адаптационного потенциала при прохождении через кризисные периоды. Кроме того, преемственная организация профилактической работы позволяет отследить эффективность психопрофилактических мероприятий каждого этапа возрастного развития в дальнейшем.

Изображение слайда
7

Слайд 7

3. Приоритетность психопрофилактических мероприятий для детей с имеющимися минимальными нарушениями. Такие дети должны стать в первую очередь объектами психологического сопровождения. 4. Компетентность специалиста, осуществляющего психологическое сопровождение. Важно, чтобы специалист ориентировался во всех направлениях возможных нарушений развития ребенка, в общей, специальной и педагогической психологии, в детской невропатологии и психиатрии, а также владел знаниями по психической адаптации и дезадаптации школьника.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Принципы психологического сопровождения (Казакова Е. И.)

гуманизм ; ориентация на максимальные возможности личности ; соответствие характера обучения сензитивным периодам жизни ребенка ; организация личностно-ориентированного образования ; забота о социальном самочувствии ребенка ; социально–психологическое сопровождение личности и ее самоопределение ; постоянный деловой контакт с «большой» наукой и специалистами родственных направлений работы.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Механизмы психологического сопровождения

1. Психодиагностика диагностика психологических особенностей детей в коллективах изучение психологического потенциала педагогов изучение психологического потенциала родителей детей, посещающих коллективы учреждения. 2. Коррекция психологическое воздействие на развитие индивидуальных особенностей ребёнка через осуществление программ профилактики и психокоррекции.

Изображение слайда
10

Слайд 10

3. Консультирование. Индивидуальные консультации детей и подростков, их родителей, а также педагогов дополнительного образования по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей в развитии ребенка 4. Просвещение : ознакомление учащихся по проблемам общения, развития личности, полового воспитания ; информирование педагогов по вопросам возрастной психологии, проблемам межличностного общения, развития творческих способностей детей ; информационно-просветительская работа с родителями. 5. Профессиональное взаимодействие : организация системы запросов на профессиональную деятельность психолога (ее отделение от педагогических, административных и иных обязанностей ); соединение теоретических основ развития личности с содержанием и организационно-методическими компонентами деятельности субъектов взаимодействия ; организация совместной деятельности субъектов взаимодействия с функциональным распределением прав, обязанностей, формированием системы связей.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Организация психологического сопровождения

Знакомство. Установление доверительный отношений. Наблюдение. Беседа. Уточнение первичного запроса со стороны участников психологического сопровождения (педагоги, дети, родители). Проверка запроса на обоснованность. Работа с «автором» запроса. Плановая психодиагностика по согласованию с родителями. Психодиагностика по запросу родителей. Групповая и индивидуальная коррекционно - развивающая работа с ребенком. Психологическая консультация всех участников сопровождения. Информационно – просветительское направление. Родительские собрания. Методические рекомендации. Детско-родительские группы.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Цели и задачи психологического сопровождения детей в школе

гармонизировать эмоциональное состояние ученика, развить совладающее поведение (каким способом разрешить проблемы ) развить внутреннюю мотивацию учения предоставить опыт позитивных отношений

Изображение слайда
13

Слайд 13: Психологическая проблема и ошибочные цели поведения ребёнка

Дети в своем поведении руководствуются двумя базовыми потребностями: принадлежать (быть признанным) и быть любимым. Эти потребности определяют реакцию ребенка на внешнее событие. Например: ребенок может вести себя агрессивно после рождения братика, потому что трактует это событие как отказ от него родителей. Если родители или другие взрослые не понимают и не принимают ребенка, то ребенок может сформировать ошибочные типы поведения. Психокоррекционная деятельность педагога и психолога – деятельность, направленная на решение в процессе развития школьников конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Психологическое просвещение школьников – деятельность педагога и психолога, ориентированная на создание условий для активного присвоения и использования школьниками социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Психолого-педагогическое консультирование родителей – деятельность педагога и психолога, целью которой является информирование родителей о школьных проблемах ребенка, методическая помощь в организации эффективного детско-родительского общения, психологическая поддержка родителей. Развивающая деятельность педагога и психолога – деятельность, ориентированная на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Основные функции

Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей. Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Подготовка детей к новой социальной ситуации развития. Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности. Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста. Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми. Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Список литературы

1. Бабкина, Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Н.В.Бабкина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 144 с. 2. Баркан, А.И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребёнка / А.И.Баркан. – М.: Дрофа-Плюс, 2003. – 352 с. 3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 298 с. 4. Ганичева, И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5 – 7 лет) / И.В.Ганичева. – М.: Книголюб, 2008. – 136 с. 5. Давыдова, М.А. Как правильно подготовить ребёнка к школе / М.А.Давыдова, А.И.Агапова.– М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 224 с. 6. Закрепина, А.В. Трудный ребёнок: Пути к сотрудничеству: методическое пособие / А.В. Закрепина. – М.: Дрофа, 2007. – 141 с. 7. Катаева, Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми / Л.И.Катаева. – М.: Книголюб, 2004. – 56 с. 8.Роджерс К. Клиенто -центрированная психотерапия. М., 1997.

Изображение слайда
18

Последний слайд презентации: Психологическое сопровождение возрастного развития: отечественный опыт

Спасибо за внимание!

Изображение слайда