Презентация на тему: Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1

Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Ошибки принятия решения
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Стратегии при выборе решения
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Психическая адаптация к опасной ситуации
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Готовность к опасности
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
На силу и стойкость установок влияют следующие факторы:
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Готовность к инциденту
Индивидуальный настрой человека
Стартовое психическое напряжение
Стартовое психическое напряжение
Острые психические реакции входа
Острые психические реакции выхода
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Психическая переадаптация и завершающее психическое напряжение
Этапы неустойчивой психической деятельности и глубоких психических изменений
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Необычные психические состояния
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Реадаптация
Факторы, влияющие на успех реадаптации
Формы проявления ПТС
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1
Эффективными стратегиями преодоления состояния посттравматического стресса являются :
Вторая стратегия
1/37
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 96)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (496 Кб)
1

Первый слайд презентации

Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1

Изображение слайда
2

Слайд 2: Ошибки принятия решения

В процессе принятия решения происходит сравнение нескольких вариантов. Каждый вариант можно характеризовать двумя главными показателями: его эффективностью и степенью трудности. Под эффективностью понимается достижение объективно наилучших результатов Под трудностью понимается то усилие, то напряжение и затраты сил, которые необходимы для использования этого варианта. 2

Изображение слайда
3

Слайд 3

При выборе варианта решения обычно используются Два общих принципа : 1. Подведение ситуации под какое-то определенное правило и применение его для нахождения лучшего варианта ( алгоритмический принцип ); 2. Применение эвристик - некоторых общих принципов, облегчающих интуитивный поиск лучшего варианта, способствующих такому поиску, но не гарантирующих его успех. 3

Изображение слайда
4

Слайд 4

Алгоритмический принцип выбора решения чаще используется в четко определенных задачах, более типичных для технических систем; Эвристики же оказываются основным принципом решения нечетко определенных задач, более характерных для организационных систем управления. 4

Изображение слайда
5

Слайд 5: Стратегии при выборе решения

Близорукая - ее цель достичь наибольших выгод в данном решении; Перспективная – ее цель промежуточным решением оптимизировать последующие результаты решений. 5

Изображение слайда
6

Слайд 6

Одна из распространенных причин ошибочных выборов решения обусловлена фактором «доступности»: то, что под рукой и легко реализуется, кажется более подходящим. Людям свойственно также преувеличивать ценность хорошо известных вариантов и вероятность их успешной реализации. 6

Изображение слайда
7

Слайд 7

Если в прошлом у человека возникали задачи и их удавалось успешно решать одним и тем же способом, то у него может возникнуть ассоциативная связь между данной особенностью задачи и вариантом ее решения. Обнаружив в задаче известную особенность, человек без какого-либо анализа задачи выбирает решение, закрепленное в ассоциации и кажущееся ему наиболее подходящим, а фактически - неверное. 7

Изображение слайда
8

Слайд 8

Наиболее часто возникают ошибки принятия решения в ситуациях, которым сопутствует тревога за результат В ситуациях с высоким уровнем неопределенности 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

В ситуации высокой тревоги за выполнение задания операторы стремятся быстрее завершить его Операторы склонны игнорировать новые данные о задаче и те варианты, которые требуют дополнительного обсуждения и задерживают выполнение задания. 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: Психическая адаптация к опасной ситуации

В процессе адаптации имеется несколько этапов: первый – подготовительный ; второй - стартового психического напряжения; третий - острых психических реакций входа ; четвертый – переадаптации ; пятый - завершающего психического напряжения; шестой - острых психических реакций выхода; седьмой - реадаптации 09.05.2019 10 Психическая адаптация к опасной ситуации

Изображение слайда
11

Слайд 11

Этап переадаптации при определенных обстоятельствах может сменяться этапом глубоких психических изменений. Между этими двумя этапами имеется промежуточный - этап неустойчивой психической деятельности. 09.05.2019 11

Изображение слайда
12

Слайд 12: Готовность к опасности

На подготовительном этапе человек овладевает профессиональными навыками, «вживается» в ролевые функции, отрабатывает навыки Подготовительный этап включает процессе обучения, повышения квалификации или инструктажа. Задачами подготовительного этапа являются обучение, профессиональный отбор и отбор на психологическую совместимость 09.05.2019 12

Изображение слайда
13

Слайд 13

Чем сильнее у человека установка на какое-либо событие, тем меньше требуется информации, чтобы он это событие опознал и правильно на него отреагировал. Чем меньше готовность к ситуации, тем больше требуется информации для ее опознания и дольше «латентный период» между возникновением ситуации и действиями оператора. Латентный - скрытый. 09.05.2019 13

Изображение слайда
14

Слайд 14: На силу и стойкость установок влияют следующие факторы:

Частота подкреплений в прошлом (имеются в виду встречи индивида с событием не только на практике, но и при обучении, на тренажере, и.т.д.) Число конкурирующих гипотез о событии (если несколько аварийных ситуаций начинаются одинаково и должны опознаваться по одним и тем же признакам, то распознавание того, какая из них имеет место, будет затруднено) Мотивационная поддержка (осознание причастности к тяжелой и опасной аварии потребует значительных усилий) 09.05.2019 14

Изображение слайда
15

Слайд 15

Согласие с группой Более сильна установка, о которой существует согласие в значимой для человека группе. Наличие согласия в группе говорит о наличии разделяемой группой установки, т.е. о готовности к той или иной ситуации целой группы людей. 09.05.2019 15

Изображение слайда
16

Слайд 16: Готовность к инциденту

складывается из знания способов преодоления инцидента и ожидания аварии. Ожидание аварии должно быть адекватным, т.е. не слишком большим и не слишком маленьким ( пример с бревном) На подготовительном этапе необходимо добиваться не только знаний способов преодоления аварий, но и определенного уровня «тревожности» относительно возможности аварии. «Предупрежден – значит вооружен ». 09.05.2019 16

Изображение слайда
17

Слайд 17: Индивидуальный настрой человека

События, имеющие для человека высокую значимость - тревожность, уже при самой незначительной возможности их реализации представляются ему более частыми и опасными. Оптимистически настроенный человек, обычно занижает неопределенность задач, т.е. считает их менее сложными, чем они есть. Оптимист, недооценивший сложность задачи, способен пренебречь использованием дополнительной информации и скорее, чем пессимист, принять ошибочное решение. песссимист 09.05.2019 17

Изображение слайда
18

Слайд 18: Стартовое психическое напряжение

Психическая напряженность на 2 этапе для разных видов деятельности, связанных с угрозой для жизни, отличается лишь степенью своей выраженности. Одним из субъективных компонентов стартового психического напряжения является переживание страха - эмоциональной реакции на неопределенность исхода ожидаемого события. Интенсивность его изменяется в зависимости от значимости угрозы (опасение, боязнь, испуг, ужас) 09.05.2019 18

Изображение слайда
19

Слайд 19: Стартовое психическое напряжение

При неоднократных столкновениях с опасностью острота переживаний в процессе «проигрывания» аварийных ситуаций у людей с сильным и уравновешенным типом высшей нервной деятельности постепенно сглаживается. Человек не так эмоционально реагирует на ситуаци ю. 09.05.2019 19

Изображение слайда
20

Слайд 20: Острые психические реакции входа

При смене н.у. - экстремальными этап стартового психического напряжения сменяется этапом острых психических реакций входа (от 3-5 мин до нескольких суток). Столкновение с опасностью вызывает у человека сложные психические состояния - от эмоционального напряжения до радостного ликования и двигательного возбуждения при благополучном исходе. Сразу после входа в экстремальную ситуацию наблюдается снижение эмоционального напряжения, т.к. столкновение с опасностью снимает неопределенность и начинается расслабление. 09.05.2019 20

Изображение слайда
21

Слайд 21: Острые психические реакции выхода

начинается сразу же после того, как человек из сложной, опасной обстановки попадает в обычные условия существования При длительном пребывании в измененных условиях ряд автоматизмов, выработанных в обычной обстановке забывается. Этап выхода характеризуется утратой стереотипов, выработанных в измененных условиях, и восстановлением прежних. 09.05.2019 21

Изображение слайда
22

Слайд 22

Механизмы положительных эмоциональных сдвигов при выходе из экстремальной ситуации подобны в случаях входа. При разрешении ситуации благополучно, сила и яркость положительных эмоций превосходят положительные эмоциональные сдвиги при входе 09.05.2019 22

Изображение слайда
23

Слайд 23: Психическая переадаптация и завершающее психическое напряжение

Рассогласование между возможностями человека и требованиями экстремальной ситуации требует перестройки прежних отношений к миру и самому себе, изменения критериев деятельности. Процесс преодоления возникших трудностей, восстановления душевного равновесия называется переадаптацией. Формируются новые функциональные структуры в ЦНС, происходит выработка защитных механизмов, обеспечивающих реакции на э.у. 09.05.2019 23

Изображение слайда
24

Слайд 24: Этапы неустойчивой психической деятельности и глубоких психических изменений

При длительном и интенсивном воздействии психотравмирующих факторов, при психологической неподготовленности, слабом типе высшей нервной деятельности и других обстоятельствах этап устойчивой переадаптации может смениться этапом неустойчивой психической деятельности. 09.05.2019 24

Изображение слайда
25

Слайд 25

В Э.У. в психическом статусе человека наблюдаются следующие изменения: снижение настроения (апатия, заторможенность), сменяющееся эйфорией, раздражительностью, вспыльчивостью, нарушениями сна; нарушения способности сосредоточиться, т.е. ослабление внимания; снижение умственной работоспособности и ухудшение процессов памяти; Все эти симптомы свидетельствуют об астеническом синдроме (истощении нервной системы). 09.05.2019 25

Изображение слайда
26

Слайд 26

Характерно появление необычных психических состояний (феноменов), которые еще не сформировались и не приобрели четкие формы нервно-психических заболеваний. Их отличия от патологических: Во-первых, выраженной «понятностью» связи с окружающей средой. Психологически понятные связи свидетельствуют о сохранности личности. Во-вторых, кратковременностью. В-третьих, по отношению к ним, как правило, сохраняется критичность, возникают сомнения в их реальности. 09.05.2019 26

Изображение слайда
27

Слайд 27: Необычные психические состояния

К психологическим феноменам, характерным для экстремальных ситуаций, относятся например доминантные (господствующие) идеи В процессе формирования идеи умозаключение начинает доминировать в психической деятельности, дополняется различными подробностями, сопровождается развитием чрезмерного эмоционального напряжения Доминирующие идеи оказывают заметное отрицательное влияние на поведение и работоспособность человека 09.05.2019 27

Изображение слайда
28

Слайд 28

При неблагоприятных обстоятельствах необычные психические состояния сменяются глубокими психическими нарушениями, что означает переход в новое качество – болезнь (психопатология). Например, хронический невроз навязчивых состояний, который формируется медленно и проявляется в навязчивых страхах (фобиях). Измененная афферентация в экстремальной ситуации способствует развитию депрессии и появлению бредовых идей. 09.05.2019 28

Изображение слайда
29

Слайд 29: Реадаптация

По своим психофизиологическим механизмам этот этап имеет много общего с этапом переадаптации. Происходит восстановление прежней системы отношений, а иногда и координации движений, адекватных для обычных условий деятельности. Трудности, связанные с реадаптацией, и ее продолжительность тем больше, чем длительнее срок пребывания в э.у. (морякам для полной реадаптации к береговым условиям требуется 55-65 дней). 09.05.2019 29

Изображение слайда
30

Слайд 30: Факторы, влияющие на успех реадаптации

является глубина переживаний обстоятельств экстремальной ситуации (обычно переживания длятся не более 1 месяца ). Исключение - посттравматический синдром, который характеризуется функциональными расстройствами или продолжительными проявлениями симптомов, возникших в результате экстремальной ситуации (НС). Он имеет тенденцию не исчезать со временем, а становиться все более выраженным и проявляться на фоне общего внешнего благополучия человека. 09.05.2019 30

Изображение слайда
31

Слайд 31: Формы проявления ПТС

1. Постоянное возвращение человека к переживаниям, связанным с травмировавшим его психику событием. Признаки: навязчивые, повторяющиеся воспоминания о пережитом, которые вызывают неприятные эмоциональные переживания; 09.05.2019 31

Изображение слайда
32

Слайд 32

постоянно повторяющиеся сны и ночные кошмары, связанные с травмировавшим событием и вызывающие неприятные переживания; внезапное (как удар, вспышка молнии) немотивированное внешними обстоятельствами воскрешение в памяти различных аспектов травмировавших событий, т.н. флэшбэк ; 09.05.2019 32

Изображение слайда
33

Слайд 33

2. Устойчивое стремление человека избегать или «блокировать» всё, что хотя бы отдаленно напоминает ему о травме. Признаки: Стремление избегать любых мыслей и чувств, ассоциирующихся с обстоятельствами несчастного случая; - неспособность воспроизвести в памяти основные элементы травмировавшей ситуации; - потеря интереса к тем формам деятельности, которые до травмы имели большое значение для человека; - чувство отчужденности, отстранённости от всех окружающих ; - сниженный уровень аффективных реакций, эмоциональная блокада, оцепенение; 09.05.2019 33

Изображение слайда
34

Слайд 34

Повышенный уровень возбудимости, появившийся после травмы. Признаки: нарушение сна; повышенная раздражительность или вспышки гнева; затруднения при необходимости сконцентрировать внимание, рассеянность; гипертрофированная бдительность; гипертрофированная стартовая реакция (на внезапный стук, окрик и т.д.); Если перечисленные симптомы наблюдаются не менее месяца, переживаемое пострадавшим состояние следует считать патологическим. 09.05.2019 34

Изображение слайда
35

Слайд 35

Жертва НС сохраняет в памяти острое осознанное ощущение угрозы, которую таит его работа. Пострадавший не в состоянии справится с возникшей тревогой, он сознательно или бессознательно ставит перед собой цель не возвращаться на работу, чтобы больше не рисковать. 09.05.2019 35

Изображение слайда
36

Слайд 36: Эффективными стратегиями преодоления состояния посттравматического стресса являются :

Первая стратегия целенаправленное возвращение к воспоминаниям о травмирующем событии в целях его анализа; При выборе стратегии учитывается, что избегать воспоминаний о травме следует только до выхода из стрессового состояния, вызванного НС. Сознательное возвращение к воспоминаниям позволяет пройти путь от патологической фиксации на травмирующей ситуации до полного вытеснения её из сознания. 09.05.2019 36

Изображение слайда
37

Последний слайд презентации: Психологические причины возникновения опасных ситуаций 1: Вторая стратегия

осознание человеком истинных причин и значения травматического события с точки зрения обычной жизни. Оценка травмирующей ситуации, позволяет осознать пострадавшему, что причина травмы носит внешний характер, лежит вне его личностных особенностей. Повышается вера в возможность сохранения собственного контроля за ситуацией. Центральная задача при этом – восстановление гармонии существующего мира, доброты окружающих, ценности собственной личности, т.к. именно эти оценки в наибольшей степени искажаются у жертв травматического стресса. 09.05.2019 37

Изображение слайда