Презентация на тему: Психологические особенности детей младшего школьного, подросткового и

Психологические особенности детей младшего школьного, подросткового и юношеского возраста: что должен знать вожатый
План
Определение понятий
Этапы психического развития человека
Учет возрастных особенностей детей 7-10 лет Личность
Учет возрастных особенностей детей 7-10 лет Деятельность, поведение
Учет возрастных особенностей детей 7-10 лет Общение
Прогнозируемые трудности (1) в работе с детьми 7-10 лет и пути их решения
Прогнозируемые трудности (2) в работе с детьми 7-10 лет и пути их решения
Учет возрастных особенностей подростков 10-15 лет Психологические проблемы, связанные с анатомо-физиологическим созреванием
Учет возрастных особенностей подростков 10-15 лет Личность
Учет возрастных особенностей подростков 10-15 лет Деятельность и поведение
Учет возрастных особенностей подростков 10-15 лет Общение
Прогнозируемые трудности (1) в работе с подростками 10-15 лет и пути их решения
Прогнозируемые трудности (2) в работе с подростками 10-15 лет и пути их решения
Учет возрастных особенностей юношей и девушек 15-17 лет Личность
Учет возрастных особенностей юношей и девушек 15-17 лет Общение
Золотые правила вожатого
Хороший источник
1/19
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 59)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (396 Кб)
1

Первый слайд презентации: Психологические особенности детей младшего школьного, подросткового и юношеского возраста: что должен знать вожатый

Изображение слайда
2

Слайд 2: План

Понятия «возраст» и «возрастные особенности» в психологии Возрастные особенностей детей 7-10 лет и их учет в работе вожатого Возрастные особенностей подростков 10-15 лет и их учет в работе вожатого Возрастные особенностей юношей и девушек 15-17 лет и их учет в работе вожатого Сотрудничество вожатого и психолога (из опыта работы) План

Изображение слайда
3

Слайд 3: Определение понятий

Возраст – это объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе Возрастные особенности – это специфические свойства индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития Возрастные особенности, в отличие от индивидуальных особенностей, наблюдаются в психике большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых социально-экономических условиях Знание возрастных особенностей воспитанников – ключ к эффективности деятельности вожатого! Определение понятий

Изображение слайда
4

Слайд 4: Этапы психического развития человека

Этап Границы Младенчество От рождения до года Раннее детство 1-3 года Дошкольное детство 3-7 лет Младший школьный возраст 7-10 лет Подростковый возраст 10-15 лет Юность: первый период Юность: второй период 15-17 лет 17-21 год Зрелый возраст: первый период Зрелый возраст: второй период 21-35 лет 35-60 Пожилой возраст 60-75 Старческий возраст 75-90 Долгожители 90 лет и выше

Изображение слайда
5

Слайд 5: Учет возрастных особенностей детей 7-10 лет Личность

Особенности Способы учета Потребность в игре Насытить жизнь детей игрой Подвижность, повышенная потребность в движениях Оптимизировать двигательный режим Избегать чрезмерных ограничений в детской двигательной активности Впечатлительность, эмоциональность Не рассказывать сказки и истории с плохим концом Потребность ощущать себя облеченными обязанностями, ответственностью Давать «важные» поручения Создавать ситуации успеха Возрастной страх: «быть неуспешным» Давать посильные задания Создавать ситуации успеха Эмоционально поддерживать

Изображение слайда
6

Слайд 6: Учет возрастных особенностей детей 7-10 лет Деятельность, поведение

Особенности Способы учета Любознательность Читать (!), в частности, перед сном, рассказывать истории Реактивность, импульсивность Вводить соответствующие правила Сильные реакции на неудачу: неудача вызывает резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем Создавать ситуации успеха Исключить неподъемные цели, неконкретные поручения Относительная слабость воли: неумение достигать намеченной цели, преодолевая трудности на пути к ней Оказывать поддержку, помощь, сотрудничать Любят совместную коллективную деятельность Организовывать коллективные игры

Изображение слайда
7

Слайд 7: Учет возрастных особенностей детей 7-10 лет Общение

Особенности Способы учета Потребность в любви и внимании со стороны взрослых Насыщать отношения доброжелательным вниманием, уважением и безусловным принятием Взрослый авторитетен в глазах детей (особенно в 7-8 лет) Периодически спускаться до уровня ребёнка, говорить на его языке для достижения доверия При необходимости уметь показать, «кто выше», уметь занять позицию «родителя» Подражательность, копирование привычек и поведения взрослых Подавать положительные примеры поведения Открытость, дружелюбие в общении Поддерживать дружелюбие в общении, учить навыкам конструктивного общения

Изображение слайда
8

Слайд 8: Прогнозируемые трудности (1) в работе с детьми 7-10 лет и пути их решения

Трудности Варианты решений Слезы, тоска по дому Отвлечь интересными делами, переключить внимание Дать задание, чтобы ребёнок почувствовал себя нужным в конкретной обстановке Множество вопросов Внимательно выслушивать, терпеливо и содержательно отвечать, повторяя столько раз, сколько необходимо для понимания Быстрая утомляемость Давать нагрузку с учётом физического здоровья и выносливости без акцентирования на этом внимания Чередовать активный и пассивный отдых

Изображение слайда
9

Слайд 9: Прогнозируемые трудности (2) в работе с детьми 7-10 лет и пути их решения

Трудности Варианты решений Легкая отвлекаемость, неусидчивость Часто менять виды деятельности Игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени Неумение предвидеть опасность Рассказать о ядовитых ягодах, растениях Ввести правила поведения на территории лагеря Следить за детьми «в оба глаза» Задержки, опоздания Не давать сложных поручений, связанных с необходимостью самостоятельного учёта времени Не способность к полному самостоятельному бытовому обслуживанию Помогать в организации бытовых вопросов

Изображение слайда
10

Слайд 10: Учет возрастных особенностей подростков 10-15 лет Психологические проблемы, связанные с анатомо-физиологическим созреванием

Особенности Способы учета Синдромы «дисморфофобии» чрезмерная обеспокоенность незначительным дефектом или особенностью своего тела и « дисморфомании » стремление к исправлению мнимого дефекта любым путём, при этом возможно самоповреждение Демонстрировать уважительное отношение к подросткам Понимать роль физического и социального зеркала в становлении телесности Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний Говорить с подростками о вопросах взаимоотношений между полами Стараться понять, и, при необходимости, помочь пережить новую ситуацию в физическом развитии

Изображение слайда
11

Слайд 11: Учет возрастных особенностей подростков 10-15 лет Личность

Особенности Способы учета Интерес к собственной личности, «открытие Я» Проявлять интерес к тому, что подростки говорят о себе Слушать, чтобы слышать Тяга к романтике Организовывать творческие и спортивные игры, походы Стремление к самостоятельности, независимости, самоутверждение Давать как можно больше контролируемой самостоятельности Сотрудничать Уважительно относиться к тому, что подростки считают несомненным и правильным Складываются собственные моральные установки и правила Использовать обороты «я согласна с тобой», «мне нравится эта мысль» и т.п. Применять в речи союз «и» (вместо «но») с целью присоединения: «и я считаю, что …»

Изображение слайда
12

Слайд 12: Учет возрастных особенностей подростков 10-15 лет Деятельность и поведение

Особенности Способы учета Способность сознательно добиваться поставленной цели, упорно преодолевая препятствия Привлекать подростков к участию в постановке целей и задач деятельности Готовность к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу Насыщать жизнь делами, соответствующими интересам и потребностям подростков

Изображение слайда
13

Слайд 13: Учет возрастных особенностей подростков 10-15 лет Общение

Особенности Способы учета Реакция «группирования» Предоставлять возможность подросткам общаться Избегать заорганизованности Резкое возрастание значения общественного мнения, отношений со сверстниками, их оценок Выступать в роли старшего члена коллектива, «изнутри» воздействовать на общественное мнение Стремление завоевать в глазах сверстников авторитет, занять достойное место в коллективе Создавать ситуации успеха Для подростка уже нет «естественного» (автоматического) авторитета взрослого Не допускать расхождений между словами и делами Налаживать серьезный и искренний тон общения

Изображение слайда
14

Слайд 14: Прогнозируемые трудности (1) в работе с подростками 10-15 лет и пути их решения

Трудности Варианты решений Повышенная чувствительность к несправедливости, обидчивость Уметь понять причины, соизмерять требования и возможности Замкнутость, одиночество, страх общения и знакомств, уход в «себя» Переключать внимание, вовлекать в жизнь детского коллектива Конфликтность, действие «наперекор», постоянные споры, агрессивность Умение понять, сотрудничество В индивидуальной беседе разъяснить, как сделать, чтобы «этого» было меньше В коллективной беседе находить лучшие качества у таких детей и выделять их Перепады настроения, чередование плохого и хорошего настроения Относиться с пониманием, не реагировать избыточно

Изображение слайда
15

Слайд 15: Прогнозируемые трудности (2) в работе с подростками 10-15 лет и пути их решения

Трудности Варианты решений Ложное подражание взрослости: курение, употребление спиртного, игра в карты и др. Вести разъяснительную работу с привлечением специалистов и показом видеоматериалов, фильмов Озорство, шалости Проводить интересные игры с элементами романтики Безобидному не придавать значения Появление «тайн», укромных уголков и т.д. Знать такие секреты, совместно сохранять их и совместно разумно использовать

Изображение слайда
16

Слайд 16: Учет возрастных особенностей юношей и девушек 15-17 лет Личность

Особенности Способы учета Привлекательная внешность: исчезают диспропорции тела, угловатость, неуклюжесть Поддерживать интерес к формированию своего внешнего облика Содействовать принятию своего тела, своих особенностей, своей уникальности Формируются ощущение и привычки «взрослого» человека Уважительно относиться Выстраивать равноправные отношения Основы личности и характера сформированы, но могут сохраняться некоторые комплексы, страхи С пониманием относиться к имеющимся (еще не разрешенным) проблемам

Изображение слайда
17

Слайд 17: Учет возрастных особенностей юношей и девушек 15-17 лет Общение

Особенности Способы учета Стремятся к социальному утверждению Предоставлять возможность для самоутверждения через различные социально одобряемые деятельности Организовывать дебаты и дискуссии Ценят принадлежность к своей компании, появляются «настоящие друзья» Поддерживать дружеские отношения Возникает чувство «первой любви» Бережно относиться Возрастает интерес к общению со взрослым как наставником и другом Стремиться к неформальному, доверительному общению

Изображение слайда
18

Слайд 18: Золотые правила вожатого

Изображение слайда
19

Последний слайд презентации: Психологические особенности детей младшего школьного, подросткового и: Хороший источник

Лагерь от А до Я Ресурс для вожатых Возрастные особенности детей https://summercamp.ru/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9

Изображение слайда