Презентация на тему: Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия

Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия
Повестка
а. Нарушение категориальной структуры восприятия (на примере агнозий и псевдоагнозий )
Сохранность чувственной стороны воспринимаемого при невозможности придать ей значение
Раздел 1
Агнозии- затрудненность узнавания предметов, звуков.
Агнозии при психических заболеваниях
Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия
Больная В., 43 года, библиограф.
Экспериментально-психологическое исследование
Калиниченко, Я. Я. «Смертница»
Всегда отмечалось сомнение и неуверенность
Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия
Больная прекрасно
Ступенчатость расстройств
Гипотеза
Подтверждение гипотезы
Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия
Раздел 2
Больные деменцией по органическому типу
Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия
Больной К. ( Г. В. Биренбаум )
Нарушение "оптического внимания"
Восприятие, освобожденное от организующей роли мышления, становится диффузным, легко возникает структурный распад, несущественные элементы рисунка становятся
Вывод : ведущая роль осмысленности и обобщённости при данном нарушении восприятия
b. Роль прошлого опыта в генезе нарушений восприятия
Дж. Р. Брунер и Л. Постмэн
Восприятие при шизофрении
Ситуации с неполной стимульной информацией:
Два типа изображений
Эксперимент
Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия
Результаты
Анализ гипотез
Эксперимент
Шесть изображений
Результаты
Вывод
с. Нарушение мотивационной (смысловой) регуляции восприятия.
Роль смыслоообразующей функции восприятия
Цели исследования
Стимульный материал:
Характеристика выборки
Вариант А: «глухая» инструкция – описать, что изображено
Вариант Б: сообщалось, что целью эксперимента является исследование воображения
Вариант В: сообщалось, что задачей исследования является определение умственных способностей
Вывод
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
1/48
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 26)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (4437 Кб)
1

Первый слайд презентации: Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия

Заманова Судоплатова Яшанина

Изображение слайда
2

Слайд 2: Повестка

нарушение категориальной структуры восприятия (на примере агнозий и псевдоагнозий ) роль прошлого опыта в генезе нарушений восприятия нарушение мотивационной (смысловой) регуляции восприятия

Изображение слайда
3

Слайд 3: а. Нарушение категориальной структуры восприятия (на примере агнозий и псевдоагнозий )

Изображение слайда
4

Слайд 4: Сохранность чувственной стороны воспринимаемого при невозможности придать ей значение

нарушение « категориальности » восприятия (Гольдштейн, Гельб, 1920) «нарушение смыслового восприятия» (Зейгарник, Биренбаум, 1935; Биренбаум, 1948) нарушение единства и взаимопроникновения чувственного и логического в восприятии (С. Л. Рубинштейн, 1940) __________________________________________ ↓ невозможность одновременного синтезирования больным ряда признаков

Изображение слайда
5

Слайд 5: Раздел 1

АГНОЗИИ

Изображение слайда
6

Слайд 6: Агнозии- затрудненность узнавания предметов, звуков

Зрительные агнозии: агнозии предметов агнозии на цвета и шрифты пространственные агнозии

Изображение слайда
7

Слайд 7: Агнозии при психических заболеваниях

больные выделяли то один, то другой признак воспринимаемого объекта, но не осуществляли синтеза "наверху шапочка, внизу палочка, что это такое — не знаю" "кольцо и стержень" ______________________________________ ↓ описывали точно конфигурации предмета, могли даже точно скопировать его, но это не облегчало их узнавание

Изображение слайда
8

Слайд 8

Больной Ш. (К. Гольдштейн) не воспринимал формы предметов 2. 8 Не узнавали предметов, но узнавали их форму, конфигурацию, могли их описать, иногда могли нарисовать предмет . 1. "бочкообразное тело, что-то круглое, посередине отходит вроде палочки с одной стороны» "какая-то горизонтальная линия, от нее книзу отходят маленькие, тоненькие палочки"

Изображение слайда
9

Слайд 9: Больная В., 43 года, библиограф

Заболела в 1932 г. Появилась резкая сонливость, которая продолжалась около недели и сменилась бессоницей. Отмечалось слюнотечение, левосторонний парез ноги и боль в области наружной части левого плеча, повышение температуры. Имели место иллюзии и галлюцинации. На стенке вокруг вентилятора "бегали мыши", на полу прыгали фигуры, кружились "танцующие рожи". С этими явлениями больная поступила в Боткинскую больницу. Через несколько дней появились кратковременные расстройства сознания, больная не могла найти своей палаты, постели. В 1933 г. была переведена в психиатрическую клинику ВИЭМ. Ко времени исследования Зейгарник ( 1935 ) психический статус больной изменился. Больная в ясном сознании, правильно ориентирована в окружающем. Несколько амимична. Тихий, мало модулирующий голос. Много лежит, жалуясь на утомляемость и головные боли. С трудом и не сразу дает анамнестические сведения, при этом останавливается на подробностях, не имеющих отношения к существу вопросов. Мало читает, " не хватает, — отмечает больная, — живого воображения ". Вместе с эмоциональной лабильностью (внешне добродушна, эмоциональна, но это состояние быстро сменяется раздражительностью, злобностью, доходящими до аффективной взрывчатости ) отмечается бедная и однотипная аффективная жизнь с очень узким кругом привязанностей, безразличное отношение к людям, к работе, к общественной жизни, к литературе, раньше очень любимой. На этом фоне общего эмоционального однообразия имеется заинтересованность в выздоровлении. Диагноз : эпидемический энцефалит.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Экспериментально-психологическое исследование

сюжет картины больная не улавливает сразу, а лишь после длительных фиксаций на отдельных деталях. процесс восприятия носит характер отгадывания : "Чтобы это могло быть — расческа? На чем она сидит — на кресле, стуле? Чтобы это могло быть — плита, корыто? " не выявляет каких-либо грубых изменений мыслительной деятельности больной выявляет грубые нарушения узнавания предметов (не узнавала 40% предъявленных ей изображений) "стог сена" "кристаллы"

Изображение слайда
11

Слайд 11: Калиниченко, Я. Я. «Смертница»

"Что это за женщина, о чем она задумалась? На чем она сидит? На кровати? Что это за тени?"

Изображение слайда
12

Слайд 12: Всегда отмечалось сомнение и неуверенность

"разве книга, это какой-то квадрат. Нет, у квадрата нет выступов и тут что-то написано. Да, это книга" она ищет опорные пункты в рисунке для того, чтобы подтвердить ими правильность своего вывода

Изображение слайда
13

Слайд 13

Предъявленный рисунок карточки лото Описание больной Щетка зубная Щетка, вероятно половая. А это что? Желтенькая палочка, вероятно, бахрома. Пионерский барабан Горшок с кисточкой. Экспериментатор: может быть что-нибудь другое? Больная: булка, которую кладут в кастрюлю, а это – кренделек (на палочку). Похоже и на шапку, а это что такое? Кнопки Внутри треугольники, вероятно, протоплазмовая клетка Перья Перья Книга Книга с бисерным почерком Спички Свечи горящие, это не может быть; а это не могут быть кристаллы в лампе? Два барабана То же самое, что и раньше, только две штуки: знакомое и незнакомое. Экспериментатор: детская игрушка. Больная: может быть, круглая губка для стола? Перья для туши Факелы, носят в театрах или длинные ручки с пером Карандаш Свеча, тут уж ясно, что свеча Кисточка Кисточка Пионерская труба Музыкальный инструмент, флейта или труба Стручки Растение, морковка по форме, а по хвостику – вот не знаю Стручки Это стрелка (указывает на хвост самолета). Это балкон, но при чем тут стрелка, две ножки?

Изображение слайда
14

Слайд 14: Больная прекрасно

узнавала геометрические формы дополняла незаконченные рисунки описывала форму нераспознанного предмета

Изображение слайда
15

Слайд 15: Ступенчатость расстройств

Изображение слайда
16

Слайд 16: Гипотеза

Экспериментальная проверка: Больной предъявлялись изображения одних и тех же предметов в разном выполнении: в виде пунктирного контура; в виде черного силуэта, в виде точного фотографического изображения нарушение обобщающей функции восприятия

Изображение слайда
17

Слайд 17: Подтверждение гипотезы

больная не узнавала пунктирные, плохо узнавала силуэтные изображения и лучше - конкретные больная как бы не осмысливает того, что она видит, она не в состоянии отнести схематический рисунок к определенной категории вещей способы компенсации: включение предъявляемого объекта в определенный круг значения помогало узнаванию

Изображение слайда
18

Слайд 18

Предъявлена картинка Описание больной Шляпа (пунктирное изображение) Я сама не знаю, что. Напоминает кольцо. Не может быть такой широкий камень (откладывает в сторону, вертит рисунок) Шляпа (черный силуэт) Не гриб ли это? Может быть, похожа на шляпу, но причем тут эта полоса? Шляпа (цветное конкретное изображение) Это похоже на шляпу Пресс-папье (пунктирное изображение) Не знаю, точки какие-то, что это такое? Пресс-папье (силуэтное изображение) Это странный предмет Повторно показывается шляпа (контур) Это не шляпа, а может быть, действительно шляпа Пресс-папье (конкретное изображение) Это для промокашки, пресс-папье

Изображение слайда
19

Слайд 19: Раздел 2

ПСЕВДОАГНОЗИИ ПРИ ДЕМЕНЦИИ

Изображение слайда
20

Слайд 20: Больные деменцией по органическому типу

Ситуационные картинки не улавливают сюжета не понимая смысла сюжета, они часто описывают отдельные предметы, не видя их сюжетной связи. отдельные части рисунка сливаются, смешиваются с фоном изображения предметов не узнаются. предмет узнавания обусловливается той частью рисунка, на которой больной фиксирует свое внимание не узнавали силуэтных и пунктирных рисунков их восприятие было диффузным, недифференцированным

Изображение слайда
21

Слайд 21

"помидор" "огурец"

Изображение слайда
22

Слайд 22: Больной К. ( Г. В. Биренбаум )

Псевдоагнозия - расстройства зрительного гнозиса в виде нарушения восприятия формы "Клином как-то, а назвать не могу, я вижу клин в трех местах, клин- трехклинник ". "Мне трудно сказать (обводит пальцем) — прямая, прямая, прямая и прямая". "Хоть куда хочешь заглядывай, она лежит правильно" "здесь провал какой-то"

Изображение слайда
23

Слайд 23: Нарушение "оптического внимания"

Б: "Вот колесо, а это мужчина стоит", показывая на лошадь. А это птица какая-то". Э: "Это ведь лошадь". Б: "На лошадь плохо смахивает".

Изображение слайда
24

Слайд 24: Восприятие, освобожденное от организующей роли мышления, становится диффузным, легко возникает структурный распад, несущественные элементы рисунка становятся центром внимания и ведут к неправильному узнаванию

"памятник какой-то" "Вот так памятник! Кошка- котик" «урна какая-то" "ботинок"

Изображение слайда
25

Слайд 25: Вывод : ведущая роль осмысленности и обобщённости при данном нарушении восприятия

04.09.20ГГ 25

Изображение слайда
26

Слайд 26: b. Роль прошлого опыта в генезе нарушений восприятия

Изображение слайда
27

Слайд 27: Дж. Р. Брунер и Л. Постмэн

04.09.20ГГ Заголовок презентации 27

Изображение слайда
28

Слайд 28: Восприятие при шизофрении

Изображение слайда
29

Слайд 29: Ситуации с неполной стимульной информацией:

В первой серии экспериментов оптическое искажение стимула расфокусирование изображения Во второй серии дефицит времени экспозиции тахистоскопическое предъявления материала 04.09.20ГГ Заголовок презентации 29

Изображение слайда
30

Слайд 30: Два типа изображений

Обычные предметы Предметы с необычными свойствами 04.09.20ГГ Заголовок презентации 30

Изображение слайда
31

Слайд 31: Эксперимент

04.09.20ГГ Заголовок презентации 31

Изображение слайда
32

Слайд 32

04.09.20ГГ Название презентации 32

Изображение слайда
33

Слайд 33: Результаты

При узнавании высоковероятных изображений пороги опознания в группе больных шизофренией были выше, чем в норме Пороги опознания маловероятных изображений — ниже Данная тенденция выступала в обоих вариантах методики, но наиболее четко во втором варианте, с неограниченным временем экспозиции. 04.09.20ГГ Заголовок презентации 33

Изображение слайда
34

Слайд 34: Анализ гипотез

04.09.20ГГ Заголовок презентации 34

Изображение слайда
35

Слайд 35: Эксперимент

04.09.20ГГ Заголовок презентации 35

Изображение слайда
36

Слайд 36: Шесть изображений

Обычные предметы «Яблоко» «Стул» «Собака» Предметы с необычными свойствами «стакан и серп » → блюдо «ваза с лежащей среди фруктов электрической лампочкой » → груша « змея на дереве» → сучок 04.09.20ГГ Заголовок презентации 36

Изображение слайда
37

Слайд 37: Результаты

Опознание простых изображений и у больных, и у здоровых, в среднем занимало 0,05 с Пороги опознания изображений, более сложных и трудных для восприятия, были значительно выше у испытуемых обеих групп Изменение порогов опознания у больных шизофренией коррелирует с особой характеристикой объекта опознания (опознание обычных- порог повышен на 30%, опознание необычных- понижен на 57%) 04.09.20ГГ Заголовок презентации 37

Изображение слайда
38

Слайд 38: Вывод

04.09.20ГГ Название презентации 38

Изображение слайда
39

Слайд 39: с. Нарушение мотивационной (смысловой) регуляции восприятия

Изображение слайда
40

Слайд 40: Роль смыслоообразующей функции восприятия

Процесс восприятия не только строится различно в зависимости от того, какие мотивы будут побуждать и направлять деятельность испытуемых – можно ожидать разную структуру перцептивной деятельности у здоровых и больных людей, у которых клиника диагностирует те или иные изменения личности. А.Н. Леонтьев: «деятельность восприятия включает в себя основную характеристику человеческой психики — пристрастность».

Изображение слайда
41

Слайд 41: Цели исследования

Изображение слайда
42

Слайд 42: Стимульный материал:

изображения более или менее сложных ситуаций; нечеткие снимки объектов (цветы, мокрая мостовая, пятна Роршаха ).

Изображение слайда
43

Слайд 43: Характеристика выборки

Изображение слайда
44

Слайд 44: Вариант А: «глухая» инструкция – описать, что изображено

Мотив экспертизы Собственный мотив восприятия порожден и опосредован социальными и личными установками испытуемых; не только побуждает деятельность, но и придает ей личностный смысл присутствует в самом акте восприятия, побуждает к ориентировочной деятельности, направленной на исследование характера стимуляции; играет роль дополнительного стимула. Больные шизофренией: смыслообразующая функция мотива «экспертизы» выражена недостаточно. Содержательная интерпретация не приобретала самостоятельной побудительной силы, отмечались формальные ответы.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Вариант Б: сообщалось, что целью эксперимента является исследование воображения

Норма: гипотезы стали более развернутыми, эмоционально насыщенными. Больные эпилепсией: гипотезы стали значительно более эмоциональными, часто сопровождаются пространными рассуждениями; испытуемые стремятся выразить свое отношение к событиям или персонажам. Больные шизофренией: сокращение числа формальных ответов.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Вариант В: сообщалось, что задачей исследования является определение умственных способностей

Норма: поиск «информативных» элементов изображения, их сопоставление, построение и проверка гипотез. Больные эпилепсией: обстоятельное, детализированное описание изображений. При этом наряду с информативными элементами, на основе которых может быть построена гипотеза, привлекаются детали, не несущие никакой смысловой нагрузки. Больные шизофренией: чрезвычайная свернутость, отсутствие поисковой активности, высказывания крайне лаконичны, малоэмоциональны и в основном лишь обобщенно констатируют некоторое сюжетное или предметное содержание картинок.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Вывод

Изображение слайда
48

Последний слайд презентации: Психологические факторы и механизмы нарушений восприятия: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда