Презентация на тему: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ
Виды психокоррекции
Продолжительность коррекционной помощи
Принципы психокоррекционной работы
Принцип   единства   диагностики   и   коррекции
Принцип   нормативности   развития
Принцип   коррекции  « сверху   вниз »
Принцип   коррекции  « снизу   вверх »
Принцип   системности   развития   психологической   деятельности.
Деятельностный   принцип   коррекции
Составляющие коррекционного комплекса
Основные требования к составлению психокоррекционной программы
Основные требования к составлению психокоррекционной программы
Основные требования к составлению психокоррекционной программы
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ
Основные требования к составлению психокоррекционной программы
Эффективность коррекции
Факторы, определяющие эффективность психокоррекции
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ
ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ТЕХНИКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ
Из конфликта между  « It », « Ego »  и  « Super Ego »  возникает  боязнь.  Фрейд различал три вида боязни:
Формы психологической защиты
Направления коррекционной работы психоаналитика
Позиция   психолога.
Основные стадии психоанализа
Основные стадии психоанализа
Основные стадии психоанализа
Основные стадии психоанализа
Основные стадии психоанализа
Психокоррекционный процесс в психоанализе
БАЗИСНЫЕ ТЕХНИКИ ПСИХОАНАЛИЗА
МЕТОД   СВОБОДНЫХ   АССОЦИАЦИЙ
ТОЛКОВАНИЕ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ)  СНОВИДЕНИЙ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ
АНАЛИЗ   СОПРОТИВЛЕНИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ
1/49
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 65)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (24810 Кб)
1

Первый слайд презентации: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ

Лекция составлена к.пс.н. Дубровинской Е.И. Оформление – Катковская Е.Б.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Изображение слайда
3

Слайд 3

ПСИХОЛОГ специалист с базовым психологическим образованием владеет методами оценки психических явлений и умения их корректировать ПСИХОТЕРАПЕВТ врач по образованию, оказывает человеку помощь в решении проблем, связанных с психическим здоровьем, но не с психопатологией При наличии психопатологии необходимо обратиться за помощью к ВРАЧУ-ПСИХИАТРУ

Изображение слайда
4

Слайд 4

Психокоррекция  - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Изображение слайда
5

Слайд 5: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Изображение слайда
6

Слайд 6: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения

Изображение слайда
7

Слайд 7: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

В психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов.

Изображение слайда
8

Слайд 8: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии ).

Изображение слайда
9

Слайд 9: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

В психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту.

Изображение слайда
10

Слайд 10: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента

Изображение слайда
11

Слайд 11

Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их  переделку,  в то время как основная задача  развития  состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии   сформировать  у человека нужные психологические качества.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Виды психокоррекции

Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа. Каузальная коррекция (коррекция причинн) направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, так как одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Продолжительность коррекционной помощи

Изображение слайда
14

Слайд 14: Принципы психокоррекционной работы

Принцип единства диагностики и коррекции. Принцип нормативности развития. Принцип коррекции «сверху вниз». Принцип коррекции «снизу вверх». Принцип системности развития психической деятельности. Деятельностный принцип коррекции.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Принцип   единства   диагностики   и   коррекции

Во-первых,   началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых,   реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Принцип   нормативности   развития

Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие  «психологический возраст»   было введено Л. С. Выготским. Это «тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период» ( Л. С. Выготский,  1984, с. 248). Таким образом, при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме и формулировании целей коррекции необходимо учитывать следующие характеристики: 1.      Особенности социальной ситуации развития (например, изменение типа образовательного или воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.д.). 2.      Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития. 3.      Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Принцип   коррекции  « сверху   вниз »

В центре внимания психолога стоит создание «зоны ближайшего развития» для  клиента Коррекция по принципу «сверху вниз» носит опережающий характер и строится как психологическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Принцип   коррекции  « снизу   вверх »

При реализации этого принципа в качестве основного содержания коррекционной работы рассматриваются упражнение и тренировка уже имеющихся психологических способностей. Этот принцип реализуется в основном сторонниками поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения должна строиться как подкрепление (положительное или отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-желательного поведения и торможения социально-нежелательного поведения.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Принцип   системности   развития   психологической   деятельности

Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Деятельностный   принцип   коррекции

Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Составляющие коррекционного комплекса

Изображение слайда
22

Слайд 22: Основные требования к составлению психокоррекционной программы

Изображение слайда
23

Слайд 23: Основные требования к составлению психокоррекционной программы

Изображение слайда
24

Слайд 24: Основные требования к составлению психокоррекционной программы

Изображение слайда
25

Слайд 25

Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Основные требования к составлению психокоррекционной программы

Изображение слайда
27

Слайд 27: Эффективность коррекции

Для клиента   основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний. Для психолога,  ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей. Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Факторы, определяющие эффективность психокоррекции

1.      Ожидания клиента. 2.      Значение для клиента освобождения от имеющихся проблем. 3.      Характер проблем клиента. 4.      Готовность клиента к сотрудничеству. 5.      Ожидания психолога, осуществляющего коррекционные мероприятия. 6.      Профессиональный и личностный опыт психолога. 7.      Специфическое воздействие конкретных методов психокоррекции.

Изображение слайда
29

Слайд 29: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Изображение слайда
30

Слайд 30: ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

ИГРОТЕРАПИЯ АРТТЕРАПИЯ

Изображение слайда
31

Слайд 31: ТЕХНИКИ

Изображение слайда
32

Слайд 32

Изображение слайда
33

Слайд 33: Из конфликта между  « It », « Ego »  и  « Super Ego »  возникает  боязнь.  Фрейд различал три вида боязни:

1.   Невротическую. 2.   Реалистическую. 3.   Моральную.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Формы психологической защиты

Изображение слайда
35

Слайд 35: Направления коррекционной работы психоаналитика

1.  Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого (мотивов фиксации защитных механизмов, способов поведения) и принятие клиентом адекватной и реалистической интерпретации. 2.  Работа с клиентом по усилению его  « Ego »  для построения более реалистичного поведения.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Позиция   психолога

Изображение слайда
37

Слайд 37: Основные стадии психоанализа

Первая стадия -  поиск болезненного очага (его вспоминание). На этой стадии используют методы ассоциаций, наблюдения за поведением человека, изучение юмора, оговорок, описок человека. Стадия заканчивается обнаружением этого очага.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Основные стадии психоанализа

Вторая стадия -  вскрытие очага возбуждения, его вербализация. Человек выговаривается, рассказывает психологу о своих переживаниях и их источниках. Это очень болезненный процесс, так как человек как бы заново переживает и страдает, при этом очень часто формируется негативное и агрессивное отношение к психологу. Стадия считается оконченной после того, как человек все рассказал и начал постепенно успокаиваться. психолог

Изображение слайда
39

Слайд 39: Основные стадии психоанализа

Третья стадия -  переоценка значимости событий, сокрытых в болезненном очаге, так называемое «переклеивание ярлыков». Например, из «врага» в «неприятного человека», из «подруги» в «знакомую» и т.д. На этой стадии особое значение имеет внимательное и заботливое отношение психолога к клиенту, помощь клиенту в изменении его системы установок.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Основные стадии психоанализа

Четвертая стадия   - эмоциональная окраска новой системы установок, главным образом положительная, спокойная. Осуществляется постепенный переход от любви к безразличию, от агрессивности к равнодушию.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Основные стадии психоанализа

Пятая стадия -  забывание, ликвидация очага возбуждения. Чаще всего эта стадия проходит естественным путем как продолжение работы с психологом на предыдущих стадиях.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Психокоррекционный процесс в психоанализе

Изображение слайда
43

Слайд 43: БАЗИСНЫЕ ТЕХНИКИ ПСИХОАНАЛИЗА

1.      Метод свободных ассоциаций. 2.      Толкование (интерпретация) сновидений. 3.      Интерпретация. 4.      Анализ сопротивления. 5.      Анализ переноса.

Изображение слайда
44

Слайд 44: МЕТОД   СВОБОДНЫХ   АССОЦИАЦИЙ

Заключается в том, что психолог-аналитик предлагает клиенту высказывать любые предположения, которые появляются у клиента и отражают его переживания. Высказывания могут вестись в случайном порядке, они являются спонтанными, непроизвольными. Для консультанта-аналитика важны следующие моменты: ·  содержание высказываний; ·  последовательность высказываний; ·  блокировка высказываний.

Изображение слайда
45

Слайд 45: ТОЛКОВАНИЕ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ)  СНОВИДЕНИЙ

Во время сна ослабляются защитные механизмы и проявляются скрытые от сознания переживания. Сновидения - это не только иллюстрация подавленных переживаний, но и процесс их перевода в более приемлемую для сознания форму. Именно эту функцию сновидения Фрейд обозначил как «работа сновидения».

Изображение слайда
46

Слайд 46: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Представляет собой разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. При этом неосознанные феномены становятся осознанными. Интерпретация включает три основные процедуры: Идентификацию (обозначение). Разъяснение (собственно толкование). Перевод толкования на язык повседневной жизни клиента.

Изображение слайда
47

Слайд 47: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Идти от поверхности вглубь. Интерпретировать то, что клиент способен уже принять. Прежде чем интерпретировать то или иное переживание клиента, необходимо указать ему на защитный механизм, лежащий в его основе.

Изображение слайда
48

Слайд 48: АНАЛИЗ   СОПРОТИВЛЕНИЯ

Основные функции этой техники - обеспечить осознание клиентом своих защитных механизмов и принять необходимую конфронтацию по отношению к ним, учитывая, что именно сопротивление  « Ego »  является главной помехой осознания личных проблем. Главное правило психоаналитика заключается в использовании для интерпретации наиболее очевидных защитных механизмов. Существенным моментом в анализе сопротивления является не преодоление  « Ego »  (ибо психологическая защита необходима), а именно осознание защиты как психологического механизма, вслепую действующего там, где, как оказывается, защитная функция уже не нужна.

Изображение слайда
49

Последний слайд презентации: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И ЕЁ ВИДЫ

Спасибо за внимание! Ня \ ^0^/

Изображение слайда